Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Оценка 5

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
15.03.2018
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
В данной работе содержится полезная информация о том, как организовать в начальных классах проектную и исследовательскую деятельность и дать возможность детям участвовать в различных конкурсах. Показана результативность использования данного вида деятельности, какими умениями и навыками могут овладеть учащиеся, как сделать жизнь класса успешной.
Проектно-исследовательская Зубарева.docx
Организация проектно­исследовательской деятельности в начальной школе 1. Актуальность темы:       «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»                                        В. А. Сухомлинский.        Работая  в начальной школе, понимаю, чтобы работать с детьми, нужно быть  человеком интересным, неравнодушным и шагать в ногу со временем. И только  ленивый  не будет заниматься проектной и исследовательской деятельностью.    Да, мы живём в такое время, когда нужно учиться жить по­новому, мыслить по­ другому. Обратите внимание, какие необычные передачи появляются по  телевидению, когда дети разного возраста проявляют свои таланты в творческих  проектах "Лучше всех", "Голос", "Минута славы".  Очень активны подростки и  молодые люди, когда включаются в обсуждение политических вопросов с  Президентом Российской Федерации.     Я говорю это к тому, что обществу нужны люди, способные принимать  нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, не бояться двигаться  вперёд, высказывать своё собственное мнение.      Наблюдая за людьми успешными в окружении , видишь, что  человек  организует свою жизнь как проект: определяет перспективу, находит и  привлекает необходимые ресурсы, не боится этого делать, намечает план  действий и, осуществив его, оценивает, удалось ли достичь поставленных целей.     Широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы  обучения.  В школу приходят дети разные, это ни для кого не секрет, но  объединяет их одно: они все хотят быть замеченными, хотят выступать, хотят  открывать что­то новое, но боятся, да и не умеют, но о­очень хотят. Главное для  меня – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить  уверенность в своих силах.    Таким образом, актуальность моей темы определяется социальным заказом на  творческую, самостоятельную личность. 2. Направления работы с младшими школьниками. 2.1. Проектно­исследовательская деятельность младших школьников. «Образован не тот, кто много знает, а тот , кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания» .П.Вахтеров.    Дети ­ прирожденные исследователи. Только нужно по­ настоящему  заинтересовать их. Я предоставляю возможность детям самим выбрать предмет  исследования, незаметно направив их в нужное  направление. Стараюсь изучить  характер, поведение, увлечение ребёнка, только потом ему предлагать тему  работы. 1 Я, как и любой учитель, постоянно задаю себе вопросы: ­Как заинтересовать ребенка учебным материалом? ­Как создать ситуацию успеха и веру в их силы?    Один из путей ­ включение учащихся в творческую, поисковую и  исследовательскую деятельность. Стремлюсь строить обучение так, чтобы  успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы. Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть  непредсказуем.    Решить современные педагогические задачи и получить новые качества  личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с  использованием только классно­урочной формы организации образовательного  процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые  проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно.  Необходим поиск способов и форм организации образовательного процесса, с  помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.    Проектная деятельность младших школьников способствует: ­ обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в  единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; ­ адаптации к современным социально­экономическим условиям жизни; ­ формированию познавательных мотивов учения.    Учащиеся видят реальное применение своих знаний, у них появляется чувство  ответственности перед товарищами. Интересно и то, что в проекты вовлекаются  и родители, что тоже немаловажно. Они проявляют заинтересованность,  помогают советом, участвуют на разных этапах проектной деятельности. 2.2. Цель и задачи.    В результате анализа свой деятельности возникла цель моей предстоящей  работы: развитие самостоятельности, творческой активности и познавательных  способностей младших школьников; формирование целеустремлённости и  настойчивости в достижении целей.    В связи с поставленной целью возникают следующие задачи: 1. Изучить всю доступную информацию по проектной и исследовательской  деятельности учащихся. 2. Мотивировать учащихся на новый вид деятельности.  3. Внедрить проектную деятельность в классно­урочную и внеурочную  деятельность без ущерба для освоения программы. 4. Формировать у детей умения сотрудничать друг с другом, распределять  обязанности, осуществлять взаимопомощь.       Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не  достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. 2 В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно­ познавательной деятельности школьников на результат, который достигается  благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для  ученика проблемы.  2.3. Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной  деятельности: ­интеллектуальные (умения работать с информацией, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой информации); ­творческие (умение находить несколько вариантов решения проблемы,  выбирать более правильное из них, умение видеть новую проблему); ­коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника,  отстаивать свою точку зрения, умение излагать свою мысль); ­методологические (умение работать в библиотеках, на компьютерах). 2.4. Виды проектов. В начальной школе можно выделить следующие виды проектов: ­по доминирующей в проекте деятельности: Исследовательские (по структуре напоминает научное исследование. Он  включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи  исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой,  обсуждение и анализ полученных результатов. ) Информационные (направлен на сбор информации о каком­либо объекте или  явлении с целью анализа, обобщения и представления информации.) Практико­ориентированные (нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика) .  Игровые (участвуя в нем, дети берут себе роли  выдуманных героев с целью  воссоздания различных социальных отношений через игровые ситуации ) Творческие   его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации,  спортивные игры, видеофильмы и т.п.) ­ по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные; ­ по месту проведения: урочные, внеурочные; ­ по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные,  свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно  условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные,  теоретические. ­ по продолжительности: краткосрочные (1­2 урока), средней  продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.   (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к  2.5. Этапы работы над проектом: 3 Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами. Основными этапами проектной деятельности являются: 1. Поисковый (определение темы проекта;  поиск и анализ проблемы;  постановка цели проекта). 2. Аналитический (анализ имеющейся информации; сбор и изучение  информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта ,  построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта:  пошаговое планирование работ;  анализ ресурсов). 3. Практический ­ выполнение запланированных технологических операций; ­ внесение (при необходимости) изменений. 4. Презентационный (подготовка презентационных материалов;  презентация проекта; изучение возможностей использования результатов  проекта (выставка, публикация). 5. Контрольный (анализ результатов выполнения проекта; оценка качества  выполнения проекта). Исследовательская деятельность:  Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.  Постановка цели и конкретных задач исследования.  Определение объекта и предмета исследования.  Выдвижение гипотезы.  Выбор метода (методики) проведения исследования.  Описание процесса исследования.  Обсуждение результатов исследования.  Формулирование выводов и оценка полученных результатов.    В организацию исследования входят следующие действия обучающихся: ­ подумает самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно  высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже  известно о предмете исследования; ­ смотрит книги по теме и записывает важную информацию; ­ спрашивает у взрослых и записывает интересную информацию; ­ смотрит видеоматериалы и записывает то, что узнал из фильмов; ­ используя Интернет, записывает сведения, полученные с помощью компьютера; ­ записывает необычные факты, полученные с помощью наблюдений; ­ оценивает информацию участников проекта, предложенные идеи с позиций ее  полезности для проекта. В то же время он оценивает продукт своей  деятельности и себя в процессе этой деятельности. ­ проводит эксперимент и записывает план и результаты.    На всех этапах работы учитель  выступает  как помощник, направляет  деятельность учащихся.  4 Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов  работы: выбирает (принимает решения); участвует в командной работе; ­ оценивает информацию участников проекта, предложенные идеи с позиций ее  полезности для проекта. В то же время он оценивает продукт своей  деятельности и себя в процессе этой деятельности.    Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать,  наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми,  искать фотографии, рисовать рисунки и др.    Приступая к работе, учитываю, что большинство детей еще не имеют  постоянных увлечений. Поэтому, если тема уже выбрана, приступаем к ее  выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может  привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.  Несложность  проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом,  вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных проектов.    Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который  обязательно должен планироваться. 2.6. Формы продуктов проектов. Формы презентаций. Перечень возможных форм продуктов: видеофильм, выставка, газета, журнал, игра, постановка, коллекция мультимедийный продукт, справочник, макет, наглядные пособия, плакат. Прежде чем выбрать форму представления результатов, определяем, сколько  времени потребуется на подготовку. Перечень возможных форм презентаций: демонстрация готового продукта, праздник, выставка, спектакль, реклама.   Проектно­исследовательская  деятельность является альтернативой ведущей в  данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности  позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать  выбор и нести ответственность. Особую роль в этом возрасте играют групповые  проекты. 3. Результативность использования проектно – исследовательской  деятельности в учебном процессе.    Метод проектно­исследовательского  обучения помогает мне решать многие  воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость,  предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся  позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к  ответственности за результат своего труда. Формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.    Мои ученики стараются не подвести учителя, верят в себя и свои способности, учатся свободно мыслить, не боятся высказать своё мнение.  Конечно,  5 необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой деятельности, видеть  в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ  саморазвития и самосовершенствования. Я поощряю стремления детей к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить  ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять творческие идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои  силы, проверить себя. Исследовательская работа – желание самих учащихся  достичь нового знания, достичь какой – то цели. У детей виден интерес к  познанию всего, что их окружает.     В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды  проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид  проекта зависит от темы. Инициатива учащихся при выборе темы  ограничивается на первых порах рамками школьного курса и моими  способностями, так как я изначально выступаю в роли руководителя проекта.    Хочу рассказать о некоторых проектах, выполненных вместе с ребятами.  Очень интересно в классе проходила работа по проекту «Мой любимый  писатель сказочник». Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:  Чтение произведений великих сказочников (весь класс).  Организация выставки книг (1 группа).  Составление кроссворда по сказкам (2 группа)  Написание сочинений «Мой любимый писатель ­ сказочник»   Нарисовать рисунки к сказке Р.Киплинга "Маугли" (весь класс).  Принять участие в литературной викторине по сказкам (3 группа).    В результате у нас появилась выставка рисунков, 11 лучших работ мы  направили в библиотеку имени Чавайна на конкурс "Книга дарит вдохновение".  Две работы оценили достойно, а остальные получили сертификаты.     Проект по противопожарной безопасности «Огонь ­ не забава"». Ежегодно в Российской Федерации около 7 тысяч пожаров происходит  вследствие детской шалости с огнем, каждый второй пожар из­за неосторожного с ним обращения.  Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но  и в нашем Медведевском районе. Необходимо изменить сознание и отношение  людей к этой проблеме. Чтобы это произошло, нужно начинать эту работу с  детского возраста. Родителям и учителям надо объединить усилия  для  формирования у детей культуры пожаробезопасного поведения.    Цель и задачи проекта:  формирование у детей основ пожарной безопасности,  навыков осознанного, безопасного поведения; учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации; познакомить со средствами пожаротушения;  расширить знания детей о работе пожарного; 6 ой    част    и  и знакомство с пожарной     Основной этап: посещ  ение   пожарн     техникой, пожарно­техническим вооружением, системами противопожарной  защиты; классный час «Огонь ­ не забава»; изготовление поделок; выставка  рисунков,  составление сборника рекомендаций в стихах о пользовании  противопожарным снаряжением.     Заключительный этап: представление коллективной работы  на районный  конкурс "Огонь ­ не забава".     Интересен проект «Баба Яга: кто она?». Работу над темой мы начали на уроке  внеклассного чтения, где мы познакомились с русскими народными сказками с  участием Бабы Яги. Между детьми разгорелся спор: одни утверждали, что Баба  Яга злая, другие ­ что добрая. Решили проанализировать образ Бабы Яги в  русских народных сказках и сделать вывод о его сущности. Желая разгадать  тайны, обратились к толковым словарям, из которых узнали интересное  толкование имени Бабы Яги. Интересным этапом работы стал опрос учащихся  начальных классов. Дети из других классов с удовольствием отвечали на  вопросы. Например: какой характер Бабы Яги, кто ее окружает, чем она  занимается, как выглядит и др. все ответы учащиеся заносили в сводную  таблицу (паспорт Бабы Яги).  Для дошкольной группы приготовили раскраски, в классе сделали выставку рисунков. С исследовательской работой выступили  учащиеся класса на школьной научно­практической конференции "Знание­сила".     В этом году  четвероклассники организовали выпуск  газеты класса. В 1  четверти это был выпуск, посвящённый Дню Учителя, во 2 четверти ­  Новогодний выпуск. Издание газеты ­ это информационный проект. Дети сами  создают тексты, рисунки, фотографии, кроссворды.  Этот проект увлекает,  развивает, сплачивает детей. Выпуск газеты ­ это идеи, это творчество. Газета  может:  сообщать удивительные новости;  рассказывать о том хорошем, что есть  в школе и классе; рассказывать о достижениях. Учатся самостоятельно находить и отбирать информацию, учатся планировать содержание деятельности, время.    Интересным стал информационный проект «Люблю тебя, мой край родной».  Проект направлен на расширение и углубление знаний о Медведевском районе.  Целью проекта было: узнать историю нашего района; познакомятся с его  географическими особенностями; разнообразием флоры и фауны;  проанализировать эффективность деятельности различных организаций,  подготовить рисунки. Доступную информацию дети почерпнули из различных  источников: бесед с родителями, встреч с интересными людьми. Детские  справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом. В результате мы приняли участие в школьном  проекте и в районных конкурсах рисунков и декоративно­прикладного  творчества.  7 Познавателен проект, посвящённый Великой Победе. Подготовительная  работа : чтение книг о Великой Отечественной войне, конкурс чтецов, конкурс  рисунков, творческие работы детей:  аннотации прочитанных книг о войне,  сочинения «Что я знаю о войне», составление кроссворда. Две работы были  направлены на конкурс.       Не всегда удаётся сохранить материалы творческих работ учащихся, но  результат работы можно увидеть в грамотах, благодарностях, сертификатах, а  главное ­ в удовлетворении своих творческих потребностей.        В течение года мы участвовали в школьной  научно­практической конференции исследовательских работ. В рамках данного проекта с детьми были   индивидуальные исследовательские работы.  Республиканская конференция исследовательских работ "Моя страна  ­  моя Россия"  Районный конкурс "Семейная реликвия"   Районная научно­практическая конференция исследовательских работ   "Природа, человек и наука"  Урок ­исследование "Пернатые изобретатели" в 3 классе  Проект "Покормите птиц зимой"   Проект, посвящённый  творчеству М.М.Пришвина . Проведённая работа:  знакомство с творчеством писателя, с его произведениями, творческие  работы к его произведениям: сочинение "Любить природу­ значит любить  Родину", аннотация.       Не всегда удаётся сохранить материалы творческих работ учащихся, но  результат работы можно увидеть в грамотах, благодарностях, сертификатах, а  главное ­ в удовлетворении своих творческих потребностей. 4. Заключение.    Проектно­ исследовательская деятельность указывает на преимущества  применения данного метода в образовательном и воспитательном процессе: 1. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по  уровню развития и способностям учащихся. Успешные, способные учащиеся при выполнении проектов могут проявить свои познавательные и творческие  способности. Проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом,  заинтересовавшись какой­то проблемой, и выполнив проект, пусть даже на  вторых ролях, часто повышают самооценку, на деле почувствовав себя нужными и значимыми. 2. Работа над проектами стимулирует познавательную мотивацию и  способствует повышению интереса к предметам, сплачивает коллектив. 8 Главный результат – не просто подготовленное ребёнком сообщение,  составленная яркая презентация или даже склеенная из бумаги мебель.  Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном  отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы,  новые знания и умения. Организуя проектную деятельность младших  школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе  массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию  мира, углубленному изучению дисциплин. Наблюдения за учащимися показали,  что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении  исследований, в планировании своей деятельности. Это возможность  организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в  современной школе и жизни.         Есть несколько правил, которых нужно придерживаться в своей работе, если  желаешь, чтобы она была успешной.     Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое  главное – ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней,  невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты – настоящий исследователь! А можно и перефразировать так. Настоящий учитель преодолеет любые  преграды на своём пути. Самое главное – ты должен верить, что достигнешь  намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что  ты – настоящий учитель! 5. Литература: 1. Богоявленская, А. В науку идут малыши [Текст] / А.Богоявленская //  Практический журнал для учителя и администрации школы.­2006.­№1. ­ С.26­ 31. 2. Господникова М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе. –  Волгоград: Учитель, 2012. 3. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших  школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). ­ 2006.  ­ №10. ­ С.8 4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в  начальной школе. // Нач.школа. – 2013. ­ №2. 5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной  деятельности. // Нар. образование. – 2010. ­ №7. 6. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании  школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана­Графф, 2014. 7. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников… Такое возможно? /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей.  Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. – 88 с. 9 8. Савенков А.И. «Я ­ исследователь» : учебник – тетрадь для младших  школьников. Самара: Учебная литература, 2004. 9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2010. Зубарева З.И, учитель начальных классов МОБУ "Краснооктябрьская СОШ"  Медведевского района Республики Марий Эл 10

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018