Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
15.03.2018
В данной работе содержится полезная информация о том, как организовать в начальных классах проектную и исследовательскую деятельность и дать возможность детям участвовать в различных конкурсах. Показана результативность использования данного вида деятельности, какими умениями и навыками могут овладеть учащиеся, как сделать жизнь класса успешной.
Проектно-исследовательская Зубарева.docx
Организация проектноисследовательской деятельности
в начальной школе
1. Актуальность темы:
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В. А. Сухомлинский.
Работая в начальной школе, понимаю, чтобы работать с детьми, нужно быть
человеком интересным, неравнодушным и шагать в ногу со временем. И только
ленивый не будет заниматься проектной и исследовательской деятельностью.
Да, мы живём в такое время, когда нужно учиться жить поновому, мыслить по
другому. Обратите внимание, какие необычные передачи появляются по
телевидению, когда дети разного возраста проявляют свои таланты в творческих
проектах "Лучше всех", "Голос", "Минута славы". Очень активны подростки и
молодые люди, когда включаются в обсуждение политических вопросов с
Президентом Российской Федерации.
Я говорю это к тому, что обществу нужны люди, способные принимать
нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, не бояться двигаться
вперёд, высказывать своё собственное мнение.
Наблюдая за людьми успешными в окружении , видишь, что человек
организует свою жизнь как проект: определяет перспективу, находит и
привлекает необходимые ресурсы, не боится этого делать, намечает план
действий и, осуществив его, оценивает, удалось ли достичь поставленных целей.
Широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы
обучения. В школу приходят дети разные, это ни для кого не секрет, но
объединяет их одно: они все хотят быть замеченными, хотят выступать, хотят
открывать чтото новое, но боятся, да и не умеют, но оочень хотят. Главное для
меня – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить
уверенность в своих силах.
Таким образом, актуальность моей темы определяется социальным заказом на
творческую, самостоятельную личность.
2. Направления работы с младшими школьниками.
2.1. Проектноисследовательская деятельность младших школьников.
«Образован не тот, кто много знает, а тот ,
кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания» .П.Вахтеров.
Дети прирожденные исследователи. Только нужно по настоящему
заинтересовать их. Я предоставляю возможность детям самим выбрать предмет
исследования, незаметно направив их в нужное направление. Стараюсь изучить
характер, поведение, увлечение ребёнка, только потом ему предлагать тему
работы.
1 Я, как и любой учитель, постоянно задаю себе вопросы:
Как заинтересовать ребенка учебным материалом?
Как создать ситуацию успеха и веру в их силы?
Один из путей включение учащихся в творческую, поисковую и
исследовательскую деятельность. Стремлюсь строить обучение так, чтобы
успеха добился каждый в меру способностей и возможностей.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы.
Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть
непредсказуем.
Решить современные педагогические задачи и получить новые качества
личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с
использованием только классноурочной формы организации образовательного
процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые
проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно.
Необходим поиск способов и форм организации образовательного процесса, с
помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.
Проектная деятельность младших школьников способствует:
обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в
единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
адаптации к современным социальноэкономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов учения.
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, у них появляется чувство
ответственности перед товарищами. Интересно и то, что в проекты вовлекаются
и родители, что тоже немаловажно. Они проявляют заинтересованность,
помогают советом, участвуют на разных этапах проектной деятельности.
2.2. Цель и задачи.
В результате анализа свой деятельности возникла цель моей предстоящей
работы: развитие самостоятельности, творческой активности и познавательных
способностей младших школьников; формирование целеустремлённости и
настойчивости в достижении целей.
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:
1. Изучить всю доступную информацию по проектной и исследовательской
деятельности учащихся.
2. Мотивировать учащихся на новый вид деятельности.
3. Внедрить проектную деятельность в классноурочную и внеурочную
деятельность без ущерба для освоения программы.
4. Формировать у детей умения сотрудничать друг с другом, распределять
обязанности, осуществлять взаимопомощь.
Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не
достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое,
что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни.
2 В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно
познавательной деятельности школьников на результат, который достигается
благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для
ученика проблемы.
2.3. Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной
деятельности:
интеллектуальные (умения работать с информацией, систематизировать знания,
выделять главную мысль, умение вести поиск новой информации);
творческие (умение находить несколько вариантов решения проблемы,
выбирать более правильное из них, умение видеть новую проблему);
коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника,
отстаивать свою точку зрения, умение излагать свою мысль);
методологические (умение работать в библиотеках, на компьютерах).
2.4. Виды проектов.
В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:
по доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательские (по структуре напоминает научное исследование. Он
включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи
исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой,
обсуждение и анализ полученных результатов. )
Информационные (направлен на сбор информации о какомлибо объекте или
явлении с целью анализа, обобщения и представления информации.)
Практикоориентированные (нацелен на решение социальных задач, отражающих
интересы участников проекта или внешнего заказчика) .
Игровые (участвуя в нем, дети берут себе роли выдуманных героев с целью
воссоздания различных социальных отношений через игровые ситуации )
Творческие
его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации,
спортивные игры, видеофильмы и т.п.)
по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные,
свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно
условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные,
теоретические.
по продолжительности: краткосрочные (12 урока), средней
продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.
(предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к
2.5. Этапы работы над проектом:
3 Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
Основными этапами проектной деятельности являются:
1. Поисковый (определение темы проекта; поиск и анализ проблемы;
постановка цели проекта).
2. Аналитический (анализ имеющейся информации; сбор и изучение
информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта ,
построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта:
пошаговое планирование работ; анализ ресурсов).
3. Практический
выполнение запланированных технологических операций;
внесение (при необходимости) изменений.
4. Презентационный (подготовка презентационных материалов;
презентация проекта; изучение возможностей использования результатов
проекта (выставка, публикация).
5. Контрольный (анализ результатов выполнения проекта; оценка качества
выполнения проекта).
Исследовательская деятельность:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Выдвижение гипотезы.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:
подумает самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно
высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже
известно о предмете исследования;
смотрит книги по теме и записывает важную информацию;
спрашивает у взрослых и записывает интересную информацию;
смотрит видеоматериалы и записывает то, что узнал из фильмов;
используя Интернет, записывает сведения, полученные с помощью компьютера;
записывает необычные факты, полученные с помощью наблюдений;
оценивает информацию участников проекта, предложенные идеи с позиций ее
полезности для проекта. В то же время он оценивает продукт своей
деятельности и себя в процессе этой деятельности.
проводит эксперимент и записывает план и результаты.
На всех этапах работы учитель выступает как помощник, направляет
деятельность учащихся.
4 Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов
работы: выбирает (принимает решения); участвует в командной работе;
оценивает информацию участников проекта, предложенные идеи с позиций ее
полезности для проекта. В то же время он оценивает продукт своей
деятельности и себя в процессе этой деятельности.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать,
наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми,
искать фотографии, рисовать рисунки и др.
Приступая к работе, учитываю, что большинство детей еще не имеют
постоянных увлечений. Поэтому, если тема уже выбрана, приступаем к ее
выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может
привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Несложность
проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом,
вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных проектов.
Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который
обязательно должен планироваться.
2.6. Формы продуктов проектов. Формы презентаций.
Перечень возможных форм продуктов:
видеофильм, выставка, газета, журнал, игра, постановка, коллекция
мультимедийный продукт, справочник, макет, наглядные пособия, плакат.
Прежде чем выбрать форму представления результатов, определяем, сколько
времени потребуется на подготовку.
Перечень возможных форм презентаций: демонстрация готового продукта,
праздник, выставка, спектакль, реклама.
Проектноисследовательская деятельность является альтернативой ведущей в
данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности
позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать
выбор и нести ответственность. Особую роль в этом возрасте играют групповые
проекты.
3. Результативность использования проектно – исследовательской
деятельности в учебном процессе.
Метод проектноисследовательского обучения помогает мне решать многие
воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость,
предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся
позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к
ответственности за результат своего труда. Формирует убеждение, что результат
дела зависит от личного вклада каждого.
Мои ученики стараются не подвести учителя, верят в себя и свои способности,
учатся свободно мыслить, не боятся высказать своё мнение. Конечно,
5 необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой деятельности, видеть
в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ
саморазвития и самосовершенствования.
Я поощряю стремления детей к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить
ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять творческие идеи учащихся,
а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои
силы, проверить себя. Исследовательская работа – желание самих учащихся
достичь нового знания, достичь какой – то цели. У детей виден интерес к
познанию всего, что их окружает.
В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды
проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид
проекта зависит от темы. Инициатива учащихся при выборе темы
ограничивается на первых порах рамками школьного курса и моими
способностями, так как я изначально выступаю в роли руководителя проекта.
Хочу рассказать о некоторых проектах, выполненных вместе с ребятами.
Очень интересно в классе проходила работа по проекту «Мой любимый
писатель сказочник».
Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:
Чтение произведений великих сказочников (весь класс).
Организация выставки книг (1 группа).
Составление кроссворда по сказкам (2 группа)
Написание сочинений «Мой любимый писатель сказочник»
Нарисовать рисунки к сказке Р.Киплинга "Маугли" (весь класс).
Принять участие в литературной викторине по сказкам (3 группа).
В результате у нас появилась выставка рисунков, 11 лучших работ мы
направили в библиотеку имени Чавайна на конкурс "Книга дарит вдохновение".
Две работы оценили достойно, а остальные получили сертификаты.
Проект по противопожарной безопасности «Огонь не забава"».
Ежегодно в Российской Федерации около 7 тысяч пожаров происходит
вследствие детской шалости с огнем, каждый второй пожар изза неосторожного
с ним обращения. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но
и в нашем Медведевском районе. Необходимо изменить сознание и отношение
людей к этой проблеме. Чтобы это произошло, нужно начинать эту работу с
детского возраста. Родителям и учителям надо объединить усилия для
формирования у детей культуры пожаробезопасного поведения.
Цель и задачи проекта: формирование у детей основ пожарной безопасности,
навыков осознанного, безопасного поведения; учить детей правилам поведения в
экстремальной ситуации; познакомить со средствами пожаротушения;
расширить знания детей о работе пожарного;
6 ой
част
и и знакомство с пожарной
Основной этап: посещ
ение
пожарн
техникой, пожарнотехническим вооружением, системами противопожарной
защиты; классный час «Огонь не забава»; изготовление поделок; выставка
рисунков, составление сборника рекомендаций в стихах о пользовании
противопожарным снаряжением.
Заключительный этап: представление коллективной работы на районный
конкурс "Огонь не забава".
Интересен проект «Баба Яга: кто она?». Работу над темой мы начали на уроке
внеклассного чтения, где мы познакомились с русскими народными сказками с
участием Бабы Яги. Между детьми разгорелся спор: одни утверждали, что Баба
Яга злая, другие что добрая. Решили проанализировать образ Бабы Яги в
русских народных сказках и сделать вывод о его сущности. Желая разгадать
тайны, обратились к толковым словарям, из которых узнали интересное
толкование имени Бабы Яги. Интересным этапом работы стал опрос учащихся
начальных классов. Дети из других классов с удовольствием отвечали на
вопросы. Например: какой характер Бабы Яги, кто ее окружает, чем она
занимается, как выглядит и др. все ответы учащиеся заносили в сводную
таблицу (паспорт Бабы Яги). Для дошкольной группы приготовили раскраски, в
классе сделали выставку рисунков. С исследовательской работой выступили
учащиеся класса на школьной научнопрактической конференции "Знаниесила".
В этом году четвероклассники организовали выпуск газеты класса. В 1
четверти это был выпуск, посвящённый Дню Учителя, во 2 четверти
Новогодний выпуск. Издание газеты это информационный проект. Дети сами
создают тексты, рисунки, фотографии, кроссворды. Этот проект увлекает,
развивает, сплачивает детей. Выпуск газеты это идеи, это творчество. Газета
может: сообщать удивительные новости; рассказывать о том хорошем, что есть
в школе и классе; рассказывать о достижениях. Учатся самостоятельно находить
и отбирать информацию, учатся планировать содержание деятельности, время.
Интересным стал информационный проект «Люблю тебя, мой край родной».
Проект направлен на расширение и углубление знаний о Медведевском районе.
Целью проекта было: узнать историю нашего района; познакомятся с его
географическими особенностями; разнообразием флоры и фауны;
проанализировать эффективность деятельности различных организаций,
подготовить рисунки. Доступную информацию дети почерпнули из различных
источников: бесед с родителями, встреч с интересными людьми. Детские
справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в
процессе работы над проектом. В результате мы приняли участие в школьном
проекте и в районных конкурсах рисунков и декоративноприкладного
творчества.
7 Познавателен проект, посвящённый Великой Победе. Подготовительная
работа : чтение книг о Великой Отечественной войне, конкурс чтецов, конкурс
рисунков, творческие работы детей: аннотации прочитанных книг о войне,
сочинения «Что я знаю о войне», составление кроссворда. Две работы были
направлены на конкурс.
Не всегда удаётся сохранить материалы творческих работ учащихся, но
результат работы можно увидеть в грамотах, благодарностях, сертификатах, а
главное в удовлетворении своих творческих потребностей.
В течение года мы участвовали в школьной научнопрактической конференции
исследовательских работ. В рамках данного проекта с детьми были
индивидуальные исследовательские работы.
Республиканская конференция исследовательских работ "Моя страна
моя Россия"
Районный конкурс "Семейная реликвия"
Районная научнопрактическая конференция исследовательских работ
"Природа, человек и наука"
Урок исследование "Пернатые изобретатели" в 3 классе
Проект "Покормите птиц зимой"
Проект, посвящённый творчеству М.М.Пришвина . Проведённая работа:
знакомство с творчеством писателя, с его произведениями, творческие
работы к его произведениям: сочинение "Любить природу значит любить
Родину", аннотация.
Не всегда удаётся сохранить материалы творческих работ учащихся, но
результат работы можно увидеть в грамотах, благодарностях, сертификатах, а
главное в удовлетворении своих творческих потребностей.
4. Заключение.
Проектно исследовательская деятельность указывает на преимущества
применения данного метода в образовательном и воспитательном процессе:
1. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по
уровню развития и способностям учащихся. Успешные, способные учащиеся при
выполнении проектов могут проявить свои познавательные и творческие
способности. Проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом,
заинтересовавшись какойто проблемой, и выполнив проект, пусть даже на
вторых ролях, часто повышают самооценку, на деле почувствовав себя нужными
и значимыми.
2. Работа над проектами стимулирует познавательную мотивацию и
способствует повышению интереса к предметам, сплачивает коллектив.
8 Главный результат – не просто подготовленное ребёнком сообщение,
составленная яркая презентация или даже склеенная из бумаги мебель.
Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном
отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы,
новые знания и умения. Организуя проектную деятельность младших
школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе
массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию
мира, углубленному изучению дисциплин. Наблюдения за учащимися показали,
что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении
исследований, в планировании своей деятельности. Это возможность
организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в
современной школе и жизни.
Есть несколько правил, которых нужно придерживаться в своей работе, если
желаешь, чтобы она была успешной.
Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое
главное – ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней,
невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты – настоящий исследователь!
А можно и перефразировать так. Настоящий учитель преодолеет любые
преграды на своём пути. Самое главное – ты должен верить, что достигнешь
намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что
ты – настоящий учитель!
5. Литература:
1. Богоявленская, А. В науку идут малыши [Текст] / А.Богоявленская //
Практический журнал для учителя и администрации школы.2006.№1. С.26
31.
2. Господникова М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе. –
Волгоград: Учитель, 2012.
3. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших
школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). 2006.
№10. С.8
4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в
начальной школе. // Нач.школа. – 2013. №2.
5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности. // Нар. образование. – 2010. №7.
6. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании
школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: ВентанаГрафф, 2014.
7. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников…
Такое возможно? /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей.
Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. – 88 с.
9 8. Савенков А.И. «Я исследователь» : учебник – тетрадь для младших
школьников. Самара: Учебная литература, 2004.
9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2010.
Зубарева З.И, учитель начальных классов МОБУ "Краснооктябрьская СОШ"
Медведевского района Республики Марий Эл
10
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.