АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл
09.06.2017
программа рассчитана на 1 год обучения. Настоящая образовательная программа детского объединения «Проектная деятельность» для воспитанников 7-8-летнего возраста. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методический конструктор» Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. Программа рассчитанна на 144 часа в год (4 ч. в неделю). Образовательная программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Количество учащихся – 15 человек в группе, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.Текст работы представлен в формате Microsoft Word/
Шимина Ж. М. 1 год обучения.doc
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
МБУ ДО «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ» ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ НМР РТ
Утверждена
на педагогическом совете
протокол №____ от _______2015 г.
И.о.директора МБУ ДО «ЦВР»
для одарённых детей НМР РТ
____________Э.Х.Исхакова
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Мои первые проекты»
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Проектная деятельность»
рассчитана на один год обучения
для учащихся 78летнего возраста
образования
Составила педагог дополнительного
Шимина Жанна Михайловна
высшей квалификационной категории Нижнекамск, РТ
2014 г.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая образовательная
программа детского объединения «Проектная
деятельность» для воспитанников 78летнего возраста. За основу рабочей программы
взята авторская программа
«Методический конструктор»
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. Программа рассчитанна на 144
часа в год (4 ч. в неделю). Образовательная программа соответствует требованиям
федерального государственного образовательного стандарта.
Григорьева Д.В.
Количество учащихся – 15 человек в группе, занятия проводятся 2 раза в неделю
по 2 часа.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых
способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное
развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной
навигации в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения
ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем
профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным
становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей
способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно
обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно
сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых
контактов и культурных связей.
При разработке занятий с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности
учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз,
использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое
дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами
СанПиН2.4.2.282110.
1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в
образовательный процесс
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектноисследовательской деятельности определены
как одно из условий реализации образовательной программы начального общего
образования. Современные развивающие программы начального образования включают
проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научноисследовательской
деятельности в вузах, колледжах и т.д.
Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный ,
личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Практическая значимость программы:
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно
познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по
организации учебноисследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько
на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей
начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования
информации.
Важнейшим приоритетом дополнительного образования является формирование
обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют
успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на
приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебнопознавательной,
практической, социальной.
• Связь программы с уже существующими по данному направлению.
Основоположник метода проектов – американский философ – прагматик Дж. Дьюн
(1859 – 1952).
• Вид программы: адаптированная
2. Цели и задачи программы
Цель программы –
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся, выявление наиболее способных к
творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и
коммуникативных способностей
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
Развивающие:
1. Развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;
2. Формирование умения решать творческие задачи.
Воспитательные:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего
времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
3.Отличительные особенности программы
• Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно
познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе,
практическая работа по созданию проекта, а также изучение рекомендаций по организации учебноисследовательской деятельности. Система занятий сориентирована
не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности,
мотивированной к самообразованию,
обладающей начальными навыками
самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на
приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебнопознавательной,
практической, социальной.
Курс «Мои первые проекты» носит развивающий характер.
Занятия курса разделены на теоретические и практические.
Проектноисследовательская деятельность младших школьников при изучении курса
«Мои первые проекты» имеет отличительные особенности:
• имеет практическую направленность, которую определяет специфика
содержания и возрастные особенности детей;
• в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что
обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
• проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от
учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных
объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
• проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать
формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять
обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
• проектная деятельность предполагает работу с различными источниками
информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности,
связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
• в содержание проектной деятельности заложено основание для
сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное
взаимодействие семьи и школы;
• реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и
одаренностей к различным видам деятельности.
• Ключевые понятия
Проект, деятельность, отбор информации, создание проекта, тема проекта, объект,
презентация проекта.
• Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь.
Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4.Реализация проектов.
5. Презентация.
Выбор темы. Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна
на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много
разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и
должен регулироваться учителем.
Совершенно иная картина с выбором подтем здесь уже дети могут делать личный
выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую
задают структуру будущих информационных проектов энциклопедий и карточек. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы : географический аспект, исторический
аспект, культурный (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д.)
Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают
интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах.
Основные виды представления информации это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии
текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача
учителя на этом этапе направить деятельность детей на самостоятельный поиск
информации. Источником информации может быть отдельный предмет( книга, фильм);
организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек
(родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений рамещением всей
собранной информации в одном информационном проекте в картотеке или в
тематической энциклопедии.
Выбор проектов. После завершения сбора информации, детям предлагается принять
участие в реализации проектов. Учитель знакомит их с множеством проектов, которые
можно выполнить по
Изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты .
Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.
Реализация проектов. На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая
действия в школе ( возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы.
Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что
ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни
в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения,
оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе
работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности.
После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе
,показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект
долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам
которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как
бы» самопрезентующимися» это спектакли, концерты, живые газеты.
Презентация.
4.Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
• Программа предполагает обучение детей 78 лет (1 класс).
• Группа профильная, имеет постоянный состав
• Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их
возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как
можно раньше – одна из важнейших задач педагога.
• Количество обучающихся по годам обучения – 1 год обучения – 15 человек в
группе
5.Режим занятий:
Продолжительность
занятия
2 часа
Периодичность в
неделю
2 раза
Колво час.
неделю
4 часа
в
Колво часов в год
144 часа
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать: основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор
информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео
курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
v выделять объект исследования;
v разделять учебноисследовательскую деятельность на этапы;
v выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
v пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
v вести наблюдения окружающего мира;
v планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
v работать в группе.
Содержание программы «Мои первые проекты» связано со многими учебными
предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Мои первые проекты» обучающиеся на ступени
начального общего образования:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого
мира, овладеют основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и
обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру
природы и культуры;
• получат возможность осознать своё место в мире;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут
осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и
понимать некоторые причинноследственные связи в окружающем мире;
• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся
создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
• учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252) • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей
этнической принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
III. УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по предмету «Мои первые проекты» на 144 часа в год
№
п/п
Наименование раздела, тем
Всего
часов
Теория Практика
I. Введение (4часа)
12
Что такое проект
II. Учимся делать проекты (30 часов)
Что такое проблема
Как мы познаём мир
34
46
78
912
1314
15
16
Школа «почемучек»
Удивительный вопрос
Источники информации
Экскурсия в школьную библиотеку
Экскурсия в городскую детскую
библиотеку
III. Мы исследователи (94 часа)
1719
Любимое число
2024
Классная газета. Рубрики.
2528 Игры и игрушки наших дедушек и бабушек
2932
Почему мы любим, встречать Новый год
33
34
3539
4044
Экскурсия в снежный городок
Проект «Наш снежный городок»
Растения
Детская косметика :за и против
4
4
6
4
8
4
2
2
6
10
8
8
2
2
10
10
3
3
3
3
4
2
2
2
4
6
6
6
2
1
6
8
1
1
1
1
4
2
2
4
2
2
1
4
2 Сказки
20
10
10
4554
5556
5758
5960
Культпоход в ТЮЗ.
Экскурсия в городской музей.
Проект по материалам экскурсии и
культпохода
6162
Экскурсия в городскую типографию
63
Создаем проект «Мой печатный станок»
VI. Заключение. ( 16 часов)
6466
Что мы узнали и чему научились за год.
6768
Моя лучшая работа.
6971
Великая Отечественная война. Что мы о
ней знаем. Проекты по исследованиям о
данной теме. Экскурсия в музей
Кайманова
Вопросы и задания
72
Итого
4
4
4
4
2
6
4
6.
2
144
4
4
3
4
1
4
2
4
2
1
1
2
2
2
IV. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Занятия 12
Тема: Что такое проекты.
Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской
деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация
исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация
Занятия 34.
Тема: Что такое проблема.
Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать
умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки
зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятия 46.
Тема: Как мы познаём мир.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и
экспериментами.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение
за осенними изменениями в природе. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Занятия 78.
Тема: Школа почемучек.
Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого
мышления, развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения,
предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Занятия 912.
Тема: Удивительный вопрос.
Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное
слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Занятия 1314.
Тема: Источники информации.
Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со
взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и
словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Занятия 1516
Экскурсии в школьную и городскую библиотеки.
Занятия 1719.
Тема: Любимое число. Игры с числами.
Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения
применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Понятия: число, нумерация чисел.
Занятия 2024.
Тема: Проект «Моя классная газета».
Организация выставки газет (городских, областных и всероссийских изданий).
Цель: знакомство с практическим применением газеты в жизни людей, развитие
творческих способностей учащихся.
История газет и печатных изданий. Организация выставки книг, газет, журналов.
Практическая работа составление рубрик газет.
Занятия 2528.
Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек».
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям
своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу
жизни. Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры
современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг
Занятия 2932.
Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Новогодние подарки.
Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в
группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние
подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка
Занятие 33.
Экскурсия в снежный городок
Занятие 34.
Проект «Наш снежный городок»
Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в
группе и оценивать результат своего труда.
Занятия 3539.
Тема: Проект «Растения».
Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных,
воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в
практической деятельности полученные знания.
Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения
родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения
нашего класса. Охрана растений в Татарстане.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
Занятия 4044.
Тема: Проект «Детская косметика : «за и против».
Цель: выяснить, необходимы ли ребенку специальные гигиенические средства для детей;
узнать в чем польза и вред декоративной косметики для девочек.
Занятия 4554.
Тема: Проект «Сказки».
Выбор темы школьного проекта.
Моя любимая сказка.
Конкурс загадок про героев народных сказок о животных.
Сочиняем сказку.
Театрализация сказки. (2 часа)
Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих
способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать
полученные знания в практической деятельности.
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки.
Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой. Занятия 5556.
Культпоход в ТЮЗ.
Занятия 5758.
Экскурсия в городской музей.
Занятия 5960.
Проект по материалам экскурсии и культпохода.
Занятия 6162.
Экскурсия в городскую типографию.
Цель: Познакомить детей с профессиями, связанными с выпуском газет.
Занятие 63.
Создаем проект «Мой печатный станок»
Цель: Обобщить знания детей с профессиями, связанными с выпуском газет, научить
изготавливать простейший печатный станок.
Занятия 6466.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи»
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация
работ учащихся.
Занятия 6768.
Тема: Моя лучшая работа.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи»
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация
работ учащихся.
Занятия 6971.
Великая Отечественная война. Что мы о ней знаем. Проекты по исследованиям о данной
теме.
Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о ВОВ, воспитывать патриотизм,
неприятие фашизма.
Понятия: фашизм, герой, патриот, война, ветеран, победитель.
Занятие 72.
Итоговое занятие. Посвящено систематизации и обобщению знаний детей по всему курсу.
V. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов
образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и
оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности,
определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических
курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Узнаем сами» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего
школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической
природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Поэтому принцип
наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как
именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы
и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные
пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в
аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) географические и исторические карты;
5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства,
повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных
демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVDпроектор, видеомагнитофон и
др.) и средств фиксации окружающего мира (фото и видеокамера). Оно благодаря
Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например,
http://schoolcollection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему
большинству тем курса.
В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому
в значительной мере способствует деятельностный, практикоориентированный характер
содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств
обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших
школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме
того, важная роль принадлежит экскурсиям.
VI. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.
проверки
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной
системы
функционирования.
Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит
необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться
изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же
принципиальной перестройки всей системы учебной работы.
эффективности
его
Какие знания, умения,
№
навыки контролируются
1 выделять объект исследования;
2
разделять учебно
исследовательскую деятельность на
этапы;
их проверку;
3 выдвигать гипотезы и осуществлять
4 работать в группе
5 пользоваться словарями,
энциклопедиями другими
Форма контроля
Устный опрос
Практическая
проверка
Устный опрос
Практическая
проверка
Практическая
проверка
Сроки
сентябрь
Сентябрь-
январь
В течение года
В течение года
Январь-май учебными пособиями;
мира;
6 вести наблюдения окружающего
7 планировать и организовывать
исследовательскую деятельность;
тестирование
Апрель-май
Оценивание проектов
В течение года
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть
проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов,
дискуссий.
Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.
Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и
концертов и т.д.
VII. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Всестороннее воспитание и развитие человека,
Цель:
охватывающее
интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост
личности; гуманизм и коллективизм как позиции, характеризующие ребёнка в его
отношении к людям.
Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного
потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение
обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным
особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
1) гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
2) социальной активности;
3) представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
4) приобщение к системе культурных ценностей;
5) трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии,
стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
6) экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе,
людям, собственному здоровью;
7) эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать
прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и
наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
8) организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств,
организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной
группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных
умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной
деятельности;
9) навыков здорового образа жизни.
1. Организация экскурсий воспитанников
в течение
детских объединений в:
городской краеведческий музей
музей школы № 9 им. Н.Кайманова
года
педагоги
допобразования
2. Организация и проведение конкурса на знание
имён и подвигов героевземляков, в т.ч.
Октябрь
декабрь
педагоги
допобразования увековеченных в названиях улиц, скверов,
учебных заведений и музеев.
детей войны,
3. Организация и проведение бесед, уроков
мужества с приглашением ветеранов ВОВ,
тружеников тыла,
вдов
ветеранов:
Подвиги земляков ВОВ
Есть такая профессия: Родину защищать
Помним, чтим, гордимся
Великие полководцы войны
Наши землякигерои Советского Союза
Ветераны, наденьте ордена и медали
Мы
кавалерами Ордена Славы
Мир, в котором мы живём
Поэтыгерои: Муса Джалиль, Фатих Карим, и
др.
Детигерои войны
землякамиполными
гордимся
4. Организация участия в акции «Гордимся и
поздравляем!»
(оформление бетонных
блоков на территории городского парка и
строящихся
рисунками
воспитанников)
объектов
5. Организовать участие в тематическом
конкурсе детского творчества «По тропе
VI
волшебных сказок» в рамках
Республиканского
конкурса
исследовательских работ и проектов младших
школьников «Дебют в науке»
май
педагоги
допобразования
апрель
педагоги
допобразования
февраль
педагоги
допобразования
10. Организовать участие в конкурсе открыток «С
по графику
днём Победы» (на асфальте)
11. Организовать участие воспитанников в
конкурсе детских работ «Милая, родная…
МАМА!», посвящённый Дню матери
12. Организовать участие воспитанников в
конкурсе детских работ, письменных работ
эссе, конкурс чтецов, объединённых в одну
тему: «Я помню! Я горжусь!», посвящённые
Дню Победы
13. Привлечь воспитанников к участию в
конкурсе детских работ «Жизнь без
наркотиков!»
14. Привлечь воспитанников к участию в
конкурсе детских работ «Космос глазами
детей!»
Работа по предупреждению детского
травматизма:
УО
ноябрь
педагоги
допобразования
педагоги
допобразования
апрель
май
педагоги
допобразования
ноябрь
май
апрель
педагоги
допобразования
педагоги
допобразования Проведение инструктаж для учащихся по
охране труда
на обучающих занятиях и
безопасности работы на компьютере
Обучение детей Правилам дорожного
движения
Проведение
тематических конкурсов,
викторин, соревнований по безопасности
дорожного движения
Организация выставки детских рисунков по
безопасности дорожного движения
Соблюдение всех мер безопасности по охране
жизни здоровья детей при проведении
массовых мероприятий
2 раза в год
в течение
года
в течение
года
в течение
года
в течение
года
педагоги
допобразования
педагоги
допобразования
педагоги
допобразования
педагоги
допобразования
администрация
зав.отделами
методисты
педагоги
допобразования
VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ)
Для учителя
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная
деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение»,
2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е.,
2010, 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников
[Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия
к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.];
под ред. А.Г. Асмолова, 2ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное
образование». 2000, №7
Для обучающихся
1.
Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» /
«Хорошая погода», 2007. 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC
3. Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и
образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбукаклассика, 2008. 4. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о происхождении слов. – СПб.:
Авалонъ, Азбукаклассика, 2008.
5. Энциклопедия для детей Аванта+. Универсальный иллюстрированный
энциклопедический словарь том 23 М.Аванта +, 2003
6. 2.Плешаков А.А.От земли до неба: атласопределитель: пособие для учащихся
общеобр. Учреждений М. «Просвещение», 2011
7. 3. Мазуров А.Б. Сказ о Кирилле и Мефодии: Книга для чтения М. «Учебная
книга бис»,2007
8. 4.ПДД для детей.М. «Эксмо», 2010
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (612 лет). [Электронный ресурс] http://all
ebooks.com/2009/05/01/bolshajadetskajajenciklopedija612.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС
начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный
ресурс] http://www.fsuexpert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.
Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы» для одарённых детей НМР РТ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора МБУ ДО «ЦВР»
для одарённых детей НМР РТ протокол №______ от _________2014 г.
заведующий методическим отделом
______________Э.Х.Исхакова __________________Г.И.Хизриева
на педагогическом совете
Календарнотематический план
детского объединения
«Проектная деятельность» Кружок «Мои первые проекты»
1 класс
на 2014/2015 учебный год
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Шимина Жанна Михайловна
г. Нижнекамск, РТ
Календарнотематическое планирование
Тема занятия
Цель
Оборудование,
материалы
Дата
провед.
ознакомить с понятием
проблема,
формировать
умение видеть проблему,
развивать умение изменять
собственную точку зрения,
исследуя объект
с
различных сторон.
ознакомить с понятием
проблема, формировать
умение видеть проблему,
Энциклопедия,
компьютер, виды
проектов
Энциклопедия,
4.09
8.09
11.09
15.09
№
П/п
12
Что такое проект
34
Что такое проблема. 5.
Как мы познаем мир?
6.
Как мы познаем мир?
78.
Школа почемучек
9.
10.
11.
12.
Удивительный вопрос.
Виды вопросов. Ответ.
Удивительный вопрос.
Игра «Угадай, о чем
спросили».
Удивительный вопрос.
Правила совместной
работы в парах.
Удивительный вопрос.
Пробуем создавать
проект.
13.
Источники информации
14.
Источники информации
развивать умение изменять
собственную точку зрения,
исследуя объект с
различных сторон.
знакомство со способами
познания окружающего
мира, с наблюдениями и
экспериментами.
знакомство с понятием
«гипотеза», развитие
исследовательского и
творческого мышления,
развитие умения
прогнозировать
развитие умения ставить
вопросы для решения
существующей проблемы.
знакомство с понятием
«источник информации»
(библиотека, беседа со
взрослыми, экскурсия,
книги, видео фильмы,
ресурсы Интернета).
15
16.
17.
Экскурсия в школьную
библиотеку
Экскурсия в городскую
библиотеку
Любимое число.
Натуральный ряд чисел.
Научить пользоваться
различными источниками
добычи информации,
познакомить с правилами
пользования библиотекой.
обобщить знания
учащихся о числах
компьютер, виды
проектов
Различные
источники
информации:
книги,
компьютер,
стенды, газеты
Экскурсия в
осенний парк,
оборудование
для игр на
внимание
Оборудование
для рисования и
аппликации,
оборудование
для игры
Компьютер,
интерактивное
оборудование,
оборудование
для игр,
разметка
сидячих групп
по сингапурской
системе.
Экскурсия в
школьную
библиотеку.
Различные
источники
информации:
книги,
компьютер,
стенды, газеты
Натуральный
ряд чисел.
18.09
22.09
25.09
29.09
2.10
6.10
9.10
13.10
16.10
20.10
23.10
27.10
30.10 18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
3.11
6.11
10.11
13.11
17.11
20.11
24.11
27.11
1.12
4.12
8.12
Игры наших бабушек и
дедушек. Игра. Правила
игры. Игры нашей семьи. Цель: знакомство с
Игры наших бабушек и
дедушек. Зимние забавы.
Игры наших бабушек и
дедушек. Традиционные
игры народов России.
традиционными играми
народов России, привитие
любви к традициям своей
семьи и народа, развитие
толерантности,
воспитание привычки к
здоровому образу жизни.
Ватман,
фломастеры,
источники
информации
Любимое число. Игры с
числами.
Любимое число.
Групповой проект.
Классная газета.
Классная газета. Рубрики.
Классная газета.
Тематика.
Классная газета. Создание
проекта.
Классная газета. Защита
проектов.
знакомство с
практическим
применением газеты в
жизни людей, развитие
творческих способностей
учащихся.
История газет и печатных
изданий. Организация
выставки книг, газет,
журналов.
выставка газет
(городских,
областных и
всероссийских
изданий).
Ватман,
фломастеры,
источники
информации
Игры прошлого.
Игры наших бабушек и
дедушек. Проект «Игры
современных детей».
Почему мы любим,
встречать Новый год?
История возникновения
праздника на Руси
Почему мы любим,
встречать Новый год?
История возникновения
праздника в разных
странах
Почему мы любим,
встречать Новый год?
Новогодние подарки.
Почему мы любим,
встречать Новый год?
Проект «Мастерская Деда
Мороза и Снегурочки».
Экскурсия в снежный
городок
прививать любовь к
традициям русского
народа, формировать
умение работать в группе
и оценивать результат
своего труда.
Видеоролик об
11.12
истории
празднования
праздника на
Руси
Видеоролик об
15.12
истории
празднования
праздника в
разных странах
Выставка
иллюстраций
новогодних
подарков
Материалы и
инструменты для
изготовления
поделок
18.12
22.12
25.12 34.
Проект «Наш снежный
городок»
35.
36.
37.
38.
39.
40
41.
42
44.
45
54.
46.
47.
48.
49.
49.
50.
51.
52
54.
Растения. Выбор темы
школьного проекта.
Дикорастущие и
культурные растения.
Растения родного края.
Комнатные растения
нашего класса.
Охрана растений в
Татарстане
Защита проектов:
«Природа и фантазия».
Детская косметика: за и
против
Создание и защита
коллективного проекта:
«Безопасная косметика
для детей»
Сказки. Выбор темы
школьного проекта.
Сказки. Моя любимая
сказка.
Устное народное
творчество. Народные
сказки.
Сказки народов мира.
Авторские сказки.
Инсценировка. Что это
такое? Инсценируем
песню про пап.
Театр. Спектакль.
Конкурс загадок про
героев народных сказок о
животных.
Сочиняем сказку.
Театрализация сказки в
подарок мамам и
бабушкам.
Цель: прививать любовь к
традициям русского
народа, формировать
умение работать в группе
и оценивать результат
своего труда.
обобщение знаний о
растениях, о роли
растений в жизни человека
и животных, воспитание
бережного отношения к
родной природе,
формирование умения
применять в практической
деятельности полученные
знания.
Материалы и
инструменты для
изготовления
поделок из снега
Природный
материал:
шишки, желуди,
веточки, листья,
гербарии;
Красная книга
России,
Татарстана,
фото и
видеоматериалы
о растениях
выяснить, необходимы ли
Наборы детской
ребенку специальные
гигиенические средства
для детей; узнать в чем
польза и вред
косметики,
видеоматериалы
по теме,
оборудование
декоративной косметики
для
для девочек
привитие интереса к
устному народному
творчеству, развитие
творческих способностей
учащихся, формирование
умения различать добро и
зло, реализовать
полученные знания в
практической
деятельности.
демонстрации
химических
опытов
Выставка книг
со сказками:
народными и
авторскими,
Иллюстрации со
сценами из
сказок и
сказочными
героями,
видеоматериалы
на тему «Что
такое театр?»,
материалы для
изготовления
костюмов к
театрализации
29.12
3.01
5.01
8.01
12.01
15.01
19.01
22.01
26.01
29.01
2.02
5.02
9.02
12.02
16.02
19.02
23.02
26.02
2.03
5.03 Материалы и
инструменты для
изготовления
проекта.
Материалы и
инструменты для
изготовления
проекта
Детские
проекты,
собранные за
год.
Культпоход в ТЮЗ.
Экскурсия в городской
музей.
Разработка проекта по
материалам экскурсии и
культпохода
Защита проекта по
материалам экскурсии и
культпохода
Экскурсия в городскую
типографию
Проект «Мой печатный
станок»
Что мы узнали и чему
научились за год.
Обсуждение и отбор
лучших работ.
Что мы узнали и чему
научились за год. .
Оформление выставки.
Что мы узнали и чему
научились за год.
Презентация работ
учащихся.
Моя лучшая работа
55
56.
57
58.
59.
60.
61
62.
63.
64.
65.
66.
67
68.
69
71.
72.
Великая Отечественная
война. Что мы о ней
знаем. Проекты по
исследованиям о данной
теме. Экскурсия в музей
Кайманова.
Итоговое занятие.
Приобщение детей к
театральному искусству
систематизировать и
обобщить знания детей о
родном городе,
Республике
привитие интереса к
театру, истории своего
народа, развитие
творческих способностей
учащихся, формирование
умения различать добро и
зло, реализовать
полученные знания в
практической
деятельности.
Познакомить детей с
профессиями, связанными
с выпуском газет, научить
изготавливать простейший
печатный станок.
систематизировать и
обобщить знания детей по
курсу «Мы
исследователи»
Рефлексия изученного за
год.
систематизировать и
обобщить знания детей по
курсу «Мы
исследователи»
Рефлексия изученного за
год.
Систематизировать и
обобщить знания детей о
ВОВ, воспитывать
патриотизм, неприятие
фашизма.
систематизация и
обобщение знаний детей
по всему курсу.
9.03
16.03
19.03
30.03
2.04
6.04
13.04
20.04
24.04
27.04
30.04
4.05
7.05
11.05
14.05
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мои первые проекты» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Проектная деятельность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.