Авторская программа "Краеведение"
Оценка 4.9

Авторская программа "Краеведение"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
естествознание +1
Взрослым
18.02.2018
Авторская программа "Краеведение"
Цель программы: формирование познавательных интересов младших школьников средствами краеведения. Задачи программы: - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию детей; - формирование познавательных интересов к истории, к изучению родного города и края; - формирование интереса к познанию закономерностей, к установлению причинно-следственных связей, к разрешению проблемного вопроса; - развитие у учеников гуманного отношения к людям и природе; - воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания; - формирование и сохранение семейных ценностей и традиций; - развитие интеллектуальных способностей; - развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания; - развитие навыков проектной деятельности в области краеведения; -выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения; -формирование у школьников навыков информационной культуры: использование интернета и информационных технологий в изучение краеведения.Программа по краеведению для младших школьников. Сроки реализации - 3 года
программа КРАЕВЕДЕНИЕ.doc
Авторская программа                                Срок реализации: 3 года Возраст обучающихся: 7 ­ 11 лет Автор программы: педагог дополнительного образования                                                       Костина Ирина Анатольевна Пояснительная записка Актуальность данной   программы   заключается   в   том,   что   в   настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной   из   главных   ступеней   духовно­нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности   гражданина   России»  в   рамках   Федерального   государственного образовательного стандарта нового поколения является «осознанное принятие обучающимся   традиций,   ценностей,   особых   форм   культурно­исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь   наполняются   конкретным,   чувственно­выразительным   содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Несомненен   и   развивающий   потенциал   краеведения.   Знакомство   с окружающим микромиром, его особенностями, спецификой невозможно без анализа   знакомых   объектов   как   источников   новых   знаний.   Открытие   в знакомом   окружении   незнакомого,   поиск   ответов   на   познавательно­ проблемные,   оценочные   задания   –   увлекательный   процесс   познания, способствующий   формированию   познавательных   интересов   к   процессу обучения. Исследовательский   характер   краеведения   является   основой формирования   и   развития   познавательных   интересов   учащихся.   Поисково­ исследовательский   принцип   в   организации   краеведческой   работы предполагает вооружение учащихся элементарными приемами исследования, привитие   им   умений   и   навыков   самостоятельного   приобретения   знаний, повышение познавательной активности и развития творческих способностей. Цель   программы:  формирование   познавательных   интересов   младших школьников средствами краеведения. Задачи программы:  ­   способствовать   умственному,   нравственному,   эмоциональному   и физическому развитию детей; ­   формирование   познавательных   интересов   к   истории,   к   изучению родного города и края;  ­ формирование интереса к познанию закономерностей, к установлению причинно­следственных связей, к разрешению проблемного вопроса; ­ развитие у учеников гуманного отношения к людям и природе; ­ воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания; ­ формирование и сохранение семейных ценностей и традиций; ­ развитие интеллектуальных способностей;  2 ­  развитие   способности   к   творчеству,   овладению   и   стремлению самостоятельно добывать новые знания; ­ развитие навыков проектной деятельности в области краеведения; ­выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения; ­формирование   у   школьников   навыков   информационной   культуры: использование   интернета   и   информационных   технологий   в   изучение краеведения. Программа рассчитана на обучающихся 7­11 лет.  Принципы построения программы: ­планирование по краеведческим циклам; ­изучение  окружающей  деятельности  по  гносеологической  спирали: от своего района до города, края; ­комплексное освоение окружающего мира (природа, история, культура родного края). Формы и методы работы. Программа   разбита   на   блоки,   каждый   из   которых   предусматривает теоретические и практические занятия. Весь теоретический и практический комплекс   полученных   знаний   закрепляется   в   походах,   путешествиях, экскурсиях   по   родному   краю.   В   процессе   реализации   программы используются   следующие   виды   деятельности:   игровая,   познавательная, художественная.   Теоретические   знания   учащихся   проверяются   тестами, устным опросом, контрольными уроками, викторинами. Практические навыки проверяются на занятиях, экскурсиях, походах. Продолжительность   проведения   теоретического   занятия   30­35   минут. Занятия по программе осуществляются во второй половине дня. Данная   программа   интегрируется   с   предметами:   русский   язык, литературное   чтение,   математика,   окружающий   мир,   изобразительное искусство и технология.  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве   учеников   с   новыми   словами,   их   лексикой   морфологией   и орфографией,   что   расширяет   словарный   запас   учеников,   развивает   их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве   учащихся   с   литературными   произведениями   краеведческой тематики (мифами, повестями, рассказами, стихами, легендами и т.д.). Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь   числа   носят   исторический   характер.   Отрабатываются   и   графические умения, и навыки при составлении кроссвордов. Механизм реализации программы:  организация экскурсий в музеи г.Сочи;  экскурсии по городу; 3  организация походов в пределах г.Сочи;  сбор материалов, создание проектов, презентаций;  оформление материалов походов и экскурсий;  создание и оформление краеведческого уголка в классе;  участие в краеведческих конкурсах. Теоретические занятия Содержание программы Программа включает в себя следующие разделы: 1 раздел.  Теоретические занятия. Первый год обучения МОЯ   СЕМЬЯ   И   Я              1. Что мы знаем о своей семье. 2. Откуда пошла ваша фамилия. 3. Генеалогическое древо моей семьи. 4. Профессии пап и мам, бабушек и дедушек. 5.Семейные обязанности. Изучение этого раздела позволит детям лучше узнать свою семью, дети узнают больше о корнях своей семьи, о значении своей семьи и семейных отношений, о значении воспитания в семье. Контроль:   Творческие   работы   детей:   генеалогические   древа, фотографии, рисунки.                                             НАШ   СОЧИ       1. Административно­территориальное устройство Сочи. 2. Климат Сочи. 3. Растительный мир нашего района. 4. Колхидский лес, реликты и эндемики, экзоты нашего района. 5.   Съедобные   растения,   грибы,   лекарственные   растения,   ядовитые   и опасные растения нашего района. 6. Животный мир нашего района. 7.   Охрана   животных   и   растений.   Почему   мы   часто   слышим   слово «экология»? 8. Красная книга Краснодарского края 9. Кавказский государственный заповедник. 10. Сочинский национальный парк. 11. Памятники природы Сочи. 12. Пещеры Сочи. 13. Водопады Сочи. 14. Парки Сочи. 15. Музеи Сочи. 4 16. Достопримечательности Сочи. 17. Правила поведения на природе. Изучение   этого   раздел   познакомит   школьников   со   специфическими особенностями нашего курорта, с особенностями растительного и животного мира нашего города и района. Дети узнают, как можно оберегать природу, внося свой вклад в это важное дело. Контроль:  Тестирование.   Рефераты   о   животных   и   растениях   нашего района.   Рисунки.   Изготовление   плакатов   и   рисунков   по   охране   природы. Изготовление гербария растений своего района. Творческие отчеты, доклады, рефераты детей после путешествий, походов и экскурсий.                                                   ТУРИСТСКИЕ    НАВЫКИ 1. Понятие о карте. Условные знаки топографической карты. 2. Правила ориентирования на местности. 3. Личное и групповое снаряжение. 4.Основные приемы страховки. 5. Нормы личной и общественной гигиены. Изучение   этого   раздела   позволит   детям   овладеть   некоторыми начальными навыками туристской подготовки. Контроль: Тестирование. Выполнение заданий  во время практических занятий. Второй год обучения ИСТОРИЯ ГОРОДА И КРАЯ           1. Древности Сочи и его окрестностей. 2. Легенды Черноморья. 3. Черное море. 4. Экскурсионные объекты Сочи. 5. Развитие туризма в Сочи. 6. Кубань – моя родина. 7. Моя малая родина – поселок Вардане. 8. Улицы моего поселка. 9. Подготовка к конкурсам краеведения. 10. Наедине с природой (обзор туристско­краеведческих маршрутов). Изучение   этого   раздел   познакомит   школьников   с   историей   нашего города, края и родного поселка Контроль:  Паспортизация   маршрутов.   Тестирование.   Викторины. Отчеты детей об экскурсиях. СОЧИ ОЛИМПИЙСКИЙ      5 1. Олимпийские игры. 2. Ценности и талисманы Олимпийских игр. 3. Наследие Игр в Сочи.  4. Олимпийские виды спорта. 5. Олимпийцы – сочинцы. Изучение   этого   раздела   познакомит   школьников   с   историей возникновения   и   проведения   олимпийских   игр,   талисманами   Олимпийских игр   2014   г.   В   Сочи,   с   олимпийскими   видами   спорта,   со   знаменитыми спортсменами из г.Сочи. Контроль: Тестирование. Викторина. Написание сообщений, рефератов  о спорте и спортсменах.                              ТУРИСТСКИЕ   НАВЫКИ      1. Карты края, города, района. 2. Правила ориентирования на местности. 3. Эколого­краеведческая работа. 4. Практическая подготовка к походу. Изучение   этого   раздела   позволит   детям   овладеть   некоторыми начальными навыками туристской подготовки. Контроль:  Тестирование. Выполнение заданий во время практических занятий.                                   Третий год обучения ИСТОРИЯ И ГЕОГРАФИЯ   ГОРОДА   СОЧИ 1. История города. 2. Герб города Сочи. 3. География территории города. 3. Рельеф города Сочи. 4. Климат города Сочи. 5. Народы города Сочи. 6. Наш район. 7. Сочи – жемчужина Краснодарского края. 8. Сочи в годы Великой Отечественной войны. 9. Наши земляки участники Великой Отечественной войны. 10. Занимательное краеведение.     Изучая этот раздел, учащиеся пополнят свои знания об истории и  географии родного города и района, узнают о древних страницах истории  Сочи, смогут посетить и описать экскурсионные объекты города и района.     Контроль: Тестирование. Викторина. Написание сообщений.  Подборка фотографий. Сбор материала для выставки.                    ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ   ПОДГОТОВКА      1. Масштабы (численный, линейный). 6 2. Условные обозначения. 3. Способы изображения рельефа. 4. Чтение карты и составление схемы маршрута. 5. Компас. 6. Ориентирование на местности с помощью карты. 7. Ориентирование на местности с помощью компаса. 8. Ориентирование на местности с помощью местных признаков. Изучая эту тему, дети научатся ориентироваться на местности с  помощью карты, компаса и местных признаков, также познакомятся с новыми  условными обозначениями и способами изображения рельефа.   Контроль: Тестирование. Выполнение заданий во время практических  занятий.                                                             ТУРИСТСКИЕ     НАВЫКИ      1. Справочники, путеводители и другая литература по родному краю. 2. Подготовка к двухдневному походу. 3. Порядок движения на маршруте, обязанности направляющего и  замыкающего. 4. Режим дня. 5. Сушка одежды и обуви. 6. Личная гигиена туристов. 7. Первая помощь в походе. 8. Установка палатки и разжигание костра. 9. Упаковка продуктов питания для организации перекуса на  туристической прогулке. 10. Организация бивуаков. Изучая данный раздел, дети приобретут практические и теоретические  навыки при организации и проведении выходов и походов. Контроль: Выполнение заданий во время практических занятий. 2 раздел.  Краеведческая работа учащихся. Краеведческая   работа   учащихся   включает   в   себя:   проектную   экскурсии,   познавательные деятельность, историко­краеведческие   игры,   краеведческие   праздники, экологические акции, участие в конкурсах «Краеведение» и «Чернее море», участие в конкурсах рисунков, плакатов, изучение краеведческой литературы, сбор краеведческого материала, создание краеведческого уголка.   исследовательские   работы,   викторины, Список экскурсионных объектов, памятников истории и природы  города Сочи для посещения в рамках программы: Ахштырская пещера Водопад Ажек 7 Воронцовская пещера Гора Ахун Дендрарий Дольмены Лазаревского района Змейковские водопады Кичмайские водопады Красная поляна Мацестинские водопады Обезьяний питомник Ореховские водопады Орлиные скалы Памятник «Якорь и пушка» Парк «Ривьера» Собор Архангела Михаила Тюльпановое дерево Хостинская тисосамшитовая роща Форелевое хозяйство Список музеев города Сочи для посещения в рамках программы: Музей истории города­курорта Сочи. Музей истории Хостинского района г. Сочи. Этнографический музей в поселке Лазаревское. Литературно­мемориальный музей Н. Островского. Сочинский художественный музей. Сад­музей «Дерево Дружбы». Музей «Спортивной славы Сочи». Музей природы Сочинского Национального парка. 3 раздел.  Работа с родителями. Работа с родителями включает в себя: родительские собрания, консультации, привлечение   родителей   к   организации   праздников,   участие   и   помощь   в организации экскурсий и походов, интересных встреч, помощь детям в поиске и   оформлению   краеведческого   материала   и   создании   мультимедийных презентаций.  Тематика родительских собраний и консультаций:  Как научить ребенка любить родной край.  Почему нам надо посещать памятные места и памятники.  Роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного  края.   Родословное древо семьи.  Как помочь ребенку стать исследователем истории родного края. 8  Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих  исследований. Привлечение родителей учащихся к реализации программы способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.                                   Предполагаемые результаты обучения по программе Теоретический раздел.  Сформированность   познавательных   интересов   у   младших   школьников выражается в: ­ создании краеведческой библиотеки; ­ создании и оформлении краеведческого уголка;  ­ подготовки сообщений, докладов, отчетов; ­ написании рефератов и сочинений по темам программы; ­ работы над исследовательскими проектами; ­ составлении кроссвордов и ребусов; ­ придумывание загадок, вопросов для викторин; ­создании   фотоальбомов, презентаций; ­участии   в   викторинах,   олимпиадах,   краеведческих   конкурсах, конференциях;   рукописных   книг,   мультимедийных Краеведческий раздел.  Желание учащихся расширить свои знания: ­ об истории, культуре нашего города;  ­ о достопримечательностях нашего города;  ­ о символике города;  ­ о родословной своей семьи; ­   об   особенности   нашего   региона:   природа,   водоемы,   растительность, животные; ­ о способах охраны природы; ­ о правилах поведения в природе (на море, в лесу, в горах). К концу обучения по программе учащиеся должны уметь: ­   работать   с   научно­популярной   и   справочной   литературой,   СМИ, архивными материалами; ­ работать с картой города, района; ­ различать растения и животных, характерные для нашего региона; ­ определять необходимые меры охраны природы; ­ выполнять правила поведения на природе; ­ рассказывать о своем городе, поселке, своих впечатлениях; ­ ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов; 9 ­ вести посильную проектную и исследовательскую деятельность;  ­   использовать   современные   технологии   для   поиска,   интерпретации   и демонстрации различных краеведческих данных;  ­   применять   полученные   знания   для   объяснения   и   оценки   различных явлений и процессов. В результате изучения данной программы на ступени начального общего образования   у   учеников   будут   сформированы   личностные,   предметные   и метапредметные   универсальные учебные действия. В   сфере  личностных  универсальных   учебных   действий   будут сформированы: ­   осознание   себя   членом   общества   и   государства   (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе,   культуре,   истории,  народам   и  желании   участвовать   в   ее  делах   и событиях; ­   осознание   и   принятие   базовых   общечеловеческих   ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими; ­ установка на безопасный здоровый образ жизни. Метапредметными  результатами   изучения   программы  «Краеведение» являются: ­ способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; ­   способность   осуществлять   информационный   поиск   для   выполнения учебных задач; ­ осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); ­   способность   работать   с   моделями   изучаемых   объектов   и   явлений окружающего мира. Предметными  результатами   изучения   программы   «Краеведение» являются: ­   усвоение   первоначальных   сведений   о   сущности   и   особенностях объектов,   процессов   и  явлений,  характерных   для   природной   и  социальной действительности (в пределах изученного); ­ сформированность целостного, социально­ориентированного взгляда на окружающий мир в ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ­ владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно­научных и социальных дисциплин; ­ умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества. 10 ­   овладение   основами   экологической   грамотности,   элементарными правилами нравственного поведения; ­   понимание   роли   и   значения   родного   края   в   природе   и   историко­ культурном наследии России, в ее современной жизни. ­ понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России. ­ понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед. Подведение итогов деятельности  по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:  письменных творческих работ;  викторин,   игр,   составления   и   разгадывания   кроссвордов   и ребусов;  создания и защиты собственных проектов;  создания презентаций ­  представлений по изученной теме;  конкурсов   исследовательских   работ,   имеющих   целью   выявить лучших из числа всех участников;  участия в конференциях разного уровня. Изучение курса завершается комплексным контрольным тестом, который   а включает   вопросы   по   всем   темам   и   разделам   программы, также совокупность самостоятельно выполненных творческих работ. Учебно­методическое обеспечение программы. Для организации работы по программе используются демонстрационные материалы:   таблицы   растений,   животных,   таблицы   по   топографии, иллюстративные  и   интерактивные   презентации,  коллекция   полезных ископаемых, гербарии, различный раздаточный материал. Учащиеся   ведут   тетради,   делают   отчеты   об   экскурсиях   и   походах (отзывы,   сочинения,   рисунки),   выполняют   проектные   работы,   заполняют тесты. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Учебно­тематический план                                              Название разделов и тем Занятия  (часы) теоретические практические Первый год обучения                                       1. Моя семья и я.    Что мы знаем о своей семье. Откуда пошла ваша фамилия. Генеалогическое древо моей семьи. Профессии пап и мам, бабушек и дедушек. Семейные обязанности. 5 1 1 1 1 1 6 6 11 2. Наш Сочи. 6. 7. 8. 9. 10. Административно­территориальное   устройство Сочи. Климат Сочи. Растительный мир нашего района. Колхидский   лес,   реликты   и   эндемики,   экзоты нашего района. Съедобные   растения,   лекарственные растения,   ядовитые   и   опасные   растения   нашего района.   грибы, 11. Животный мир нашего района. 12. Охрана   животных   и   растений.   Почему   мы   часто слышим слово «экология»? 13. Красная книга Краснодарского края. 14. Кавказский государственный заповедник. 15. Сочинский национальный парк. 16. Памятники природы Сочи. 17. Пещеры Сочи. 18. Водопады Сочи. 19. Парки Сочи. 20. Музеи Сочи. 21. 22. 23. 24. 25 Достопримечательности Сочи. Правила поведения на природе. Экскурсии. Однодневный поход. Эколого­краеведческая работа.                                    3. Туристические навыки. Понятие   о   карте. топографической карты. Правила ориентирования на местности. Основные приемы страховки. Личное и групповое снаряжение. Нормы личной и общественной гигиены. Эколого­краеведческая работа. Однодневный поход. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32.   Условные   знаки Итого  Второй год обучения 1. История города и края Древности Сочи и его окрестностей. Легенды Черноморья. Черное море. Экскурсионные объекты Сочи. Развитие туризма в Сочи. Кубань – моя родина. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. Моя малая родина – поселок Вардане. 40. 41. 42. Улицы моего поселка. Подготовка к конкурсам краеведения. Наедине   с   природой   краеведческих маршрутов). Эколого­краеведческая работа. 43. (обзор   туристско­ 22 1 52 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 1 2 3 1 5 1 1 1 1 1 33 24 1 3 1 4 1 4 4 2 2 2 32 10 10 20 10 10 78 60 10 12 44. 45. Однодневный поход. Экскурсии. 2. Сочи олимпийский. Олимпийские игры. Ценности и талисманы Олимпийских игр. Наследие Игр в Сочи 46. 47. 48. 49. Олимпийские виды спорта. 50. 51. Олимпийцы – сочинцы. Праздник «Олимпийские фантазии   разноцветного лета». 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 3. Туристические навыки. Карты края, города, района. Правила ориентирования на местности. Практическая подготовка к походу. Однодневный поход. Итого  Третий год обучения 1. История и география города Сочи. История города. Герб города Сочи. География территории города. Рельеф города Сочи. Климат города Сочи. Народы города Сочи. Наш район. Сочи – жемчужина Краснодарского края. Сочи в годы Великой Отечественной войны. Наши земляки участники Великой Отечественной  войны. Занимательное краеведение. Эколого­краеведческая работа. Однодневный поход. Экскурсии. 2. Топографическая подготовка 70. Масштабы (численный, линейный). 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. Условные обозначения. Способы изображения рельефа. Чтение карты и составление схемы маршрута. Компас. Ориентирование на местности с помощью карты. Ориентирование на местности с помощью компаса. Ориентирование на местности с помощью местных признаков. 3. Туристические навыки. 78. 79. 80. Справочники, путеводители и другая литература  по родному краю. Подготовка к двухдневному походу. Порядок движения на маршруте, обязанности  направляющего и замыкающего. 6 1 1 1 2 1 4 2 2 34 15 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 3 8 1 1 1 1 1 1 1 1 11 2 1 1 10 40 4 4 14 2 12 78 52 10 10 32 34 13 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. Режим дня. Сушка одежды и обуви. Личная гигиена туристов. Первая помощь в походе. Установка палатки и разжигание костра. Упаковка продуктов питания для организации  перекуса на туристической прогулке. Организация бивуаков. Практическая подготовка к походу. Двухдневный поход. 1 1 1 1 1 1 1 Итого  34 2 32 86 СПИСОК    ИСПОЛЬЗУЕМОЙ     ЛИТЕРАТУРЫ 1. А.А.Плешаков  «Планета загадок». М. «Просвещение» 2001г. 2. А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». М. «Просвещение»   2001г. 3. Энциклопедия «Я познаю мир»: «Мир растений», «Мир животных» М.  «АСТ» 1998г. 14 4. Энциклопедия «Хочу все знать». М. Научное издательство «Большая  российская энциклопедия» 1993г. 5. Энциклопедия «Атлас родной природы». М. Издательский дом «Эгмонт»  2001г.    6.   Красная книга Краснодарского края. Краснодарское издательство.  2000г.    7.   Сочи: страницы прошлого и настоящего. Сборник статей. РИО СГУТ и  КД. Сочи 2006г.    8.    «Природа Краснодарского края». Краснодарское книжное издательство. 1998г.    9.    В.М.Алешин. Туристская топография. М. «РОСМЭН» 1995г.    10.  М.И.Малов. Краткий справочник туриста. М. ООО Фирма  «Издательство  АСТ». 2000г.   15

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"

Авторская программа "Краеведение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018