Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")
Оценка 4.9

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русская литература +1
9 кл—11 кл
03.03.2018
Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")
Авторская программа ориентирована на филологический анализ текстов, развитие коммуникативных компетенций, эффективную и творческую подготовку к итоговой аттестации. Курс для старшеклассников ориентирует на развитие читательского мастерства. Постоянное написание творческих работ разных жанров позволяет развивать одарённость школьников, идущих путём от начинающего писателя к опытному читателю, истинному ценителю Слова, что весьма актуальна в современных условиях развития читательской и речевой культуры.В данной работе представлено описание авторской методики и авторского курса программы внеурочной деятельности по русской словесности
Программа Русская словесность ..doc
(территориальный, административный округ (город, район, поселок) Кущёвский район Муниципальное  автономное  общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №16 им.К.И.Недорубова______ (полное наименование образовательного учреждения) УТВЕРЖДЕНО решением педсовета протокол №1от 29.08.2017 г. Председатель педсовета  __________       О.Н.Шелест   подпись руководителя ОУ    Ф.И.О. РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  АВТОРСКАЯ внеурочной деятельности по    ____русской словесности (указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс)   среднее (полное) общее образование  9­11  класс                           (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее  образование с указанием классов) Количество часов ___204              Уровень ______ профильный  _____________                                                                                             (базовый,  профильный)              Учитель    _____Шкуркина  Наталья Александровна Программа имеет две независимые реценции (ККИДППО и ПИЮФУ) Описание авторской методики преподавания курса «Русская словесность»  («И творчество, и чудотворство») Шкуркина Н. А. Шкуркина Наталья Александровна ­ учитель русского языка и литературы  МАОУ СОШ № 16 станица Кущёвская, Кущёвский район, Краснодарский край  Курс «Русская словесность» заключает вполне определённое практическое указание на исследование словесного искусства, интерпретирование текстов и   развитие   читательского   мастерства.   Анализ   словесной   ткани   текста   (и литературного произведения как художественного целого) позволяет глубже воспринять   авторскую   идею,   вооружает   юных   читателей   знаниями, необходимыми   для   самостоятельного   толкования   смысла   и   эстетических качеств   художественного   текста.   А   создании   е   собственных   творческих работ на каждом занятии позволяет пройти непростой путь «от маленького писателя – к большому читателю». Кратко   отразим   задачи,   стоящие     в   сегодняшней   школе   перед преподавателем   русского   языка   и   литературы,   покажем   традиционные способы   и   их   решения,   отметим   существующие   недостатки   и   предложим авторский подход к решению поставленных задач. I. Проблемы,   стоящие   перед   преподавателем   русского   языка   и Развить интерес к чтению.  Развить познавательную и творческую активность учащихся.  литературы:  1. Повысить качество работы с текстами.  2. 3. 4. Способствовать развитию творческих и аналитических навыков в процессе написания сочинений различного жанра, в том числе анализов прочитанных текстов. II. Известные способы решения обозначенных проблем:  1. Чтение и пересказ текстов.  2. Чтение  и анализ материалов учебной и справочной литературы по изучаемому тексту.  3. Постоянное повторение изученного (реферирование).  4. Написание сочинений в форме критических статей с большей опорой   на   критическую   литературу,   чем   на   художественный текст.  III. Недостатки существующих методов: 1. 2. Знание дается в готовом виде.  Творческие   работы   в   большей   степени   носят   реферативный характер.  3. Отсутствие   интереса   к   художественному   тексту,   попытка подменить   текст   его   кратким   изложением   или   анализом   из учебной  литературы.  4. Отсутствие   мотивации   ученика   в     указанных   видах деятельности.  IV. Данная  авторская  методика  предлагает:  1. Постоянную   работу     с   текстами   на   каждом   занятии   (с поэтическими текстами, эпизодами прозаических текстов или цельными текстами небольшого содержания, сопоставительные анализы текстов).  2. Анализ     текста     с   опорой   на   самостоятельность   учащихся, поощрение   оригинальных   интерпретаций,   доказательных параллелей,   оригинальных   находок   в   анализе   (знания   не передаются, а создаются).  3. Обязательные   на   каждом   занятии   «минутки   творчества»: небольшие   письменные,   представляющие   собой   ответы   на проблемные   вопросы   по   прочитанному   тексту,   элементы сочинений­рецензий, эссе, этюды, стилизации  и прочие формы творческого самовыражения. 4. Обсуждение   в   микрогруппах   и   в   классе   творческих   работ, коллекционирование   творческих   находок   товарищей   и исправление замеченных ошибок. 5. Считать   первым   шагом   в   развитии   учащихся   познание, 6. следующим – творчество.  Введение   ежеурочного   рейтингового   балла,   включающего оценку   восприятия   и   истолкования     прочитанного   текста,   а также творческую оригинальность самостоятельно созданного текста. Особенности и шаги методики преподавания курса «Русская словесность» («И творчество, и чудотворство») Методика   проведения   занятия   состоит   из   4­х   взаимосвязанных   блоков, предусматривающих как самостоятельную, так и совместную деятельность педагога   и   ученика.   Каждый   блок   имеет   свою   функцию   и   состоит   из конкретных шагов прохождения изучаемой темы. Ниже в таблице показано основное   содержание   методики,  обозначены   блоки,  ключевые   шаги   и  их цели. Блок Шаг Цель Блок А. Деятельность педагога до  занятия. 1А.   Подобрать   яркие   художественные тексты, иллюстрирующие конкретную тему.  Четко   обозначить   пути изучения явления   словесности     в   ходе анализа     подобранных текстов. 2А.   Изучить   методическую   и   научную литературу по теме. Владеть информацией по данному вопросу. 3А. Создать опорные схемы  освоения  понятий словесности, ориентированные на  работу ученика в ходе изучения темы. 4А.   Составить   вопросы,   активизирующие опорные знания ученика. 5А. Составить собственные образцы  творческих работ к подобранным текстам,  которые ученики будут анализировать в  итоге занятия наряду со своими «пробами  пера.»   и Подготовить структурировать необходимые информационные ресурсы. Проверить   подготовку ученика   к   изучению новой темы. Иметь   основной   объект для   грамматического анализа. Блок Б. Деятельность педагога и  ученика. 1Б. Выполнить упражнения,  активизирующие “прошлые” знания, лучше в форме викторины, определяющей стартовый рейтинг группы по изучаемой теме. Подготовить необходимые “прошлые” знания для предстоящей деятельности. 2Б.   Прочитать   и   обсудить   предложенный текст на первом уровне – «восприятие».  Определить   известное   и неизвестное (“уверенное” “неуверенное” чтение). и   3Б. Выявить тему,  проблему и идею текста. Правильно обозначить  общие и отличительные  признаки изучаемых  явлений словесности. 4Б.   Сформулировать   тему   занятия, определить   задачи   рассмотрения   того   или иного явления словесности в рамках текста. Мотивировать   ученика на   осознанное   изучение явлений словесности.  Блок В. Деятельность ученика и  педагога. 1В. Прочитать и обсудить в микрогруппах, а затем   в   классе   предложенный   текст   на втором  уровне – «истолкование». Наметить  новую  информационную  структуру для  последующего анализа. 2В. Найти известные и изучаемые на данном  уроке явления словесного выражения,  указать их роль, предложить собственную  интерпретацию подтекста на уровне  «Читаем между строк» Проанализировать текст  с точки зрения  комплексного  восприятия его  языковых средств. 3В. Сделать вывод о роли изучаемого  явления словесности в тексте. Иметь авторский взгляд  на прочитанное. 4В. Сравнить свой вывод с тем, что  предлагают в интерпретациях другие  ученики  учитель. Подсчитать рейтинговые  баллы за читательские  и интерпретаторские находки. Блок Г. Рефлексия 1Г. Сделать выводы по  анализируемому  тексту    на третьем  уровне – «оценка».  2Г. Творчески закрепить полученное     знание в виде написание  небольшого  сочинения  определённого жанра. При  проверке учителем отмечаются рейтинговые баллы за творческие находки. Оценить полученный  результат, выявить  достоинства и  недостатки  представленных  одноклассниками  анализов. Развить логику ученика,  умение структурировать  материал, способности к  анализу и синтезу. “Пропустить”   материал словесности через  жизненный,  читательский (и др.)  опыт ученика , создать  новый методический  материал. 3Г.  Ученику: выполнить творческое  домашнее задание (предложить  оригинальную форму подачи изученного  материала словесности). Проявить творческие  способности, при  решении поставленной  задачи.  Учителю: подсчитать средний рейтинговый  балл занятия, включающий баллы за  викторину, анализ  ­ интерпретацию  прочитанного текста и творческую работу,  внести баллы в общую рейтинговую шкалу  творческой группы и дневник саморазвития  каждого обучающегося. Выявить динамику  развития каждого  учащегося и творческой  группы в целом. Результаты использования данной авторской методики:  За пять лет работы с одарёнными детьми по данной авторской методике  наметились следующие тенденции: 1)Конкурсная основа значительно повысила интерес учащихся к чтению  2) Все обучаемые владеют различными навыками комплексного анализа  текста, умеют писать оригинальные творческие работы различных жанров. 3) 18 учащихся стали победителями и призёрами предметных олимпиад и  творческих конкурсов по русской словесности зонального, краевого и  федерального уровней. 4) Вырабатывается новая система дополнительного образования по русской словесности, опирающаяся на  приоритет компетентностей обучаемых в  области филологических дисциплин.  АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  КУРСА «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» («И ТВОРЧЕСТВО, И ЧУДОТВОРСТВО») Шкуркина Н. А. Шкуркина Наталья Александровна ­ учитель русского языка и литературы  МАОУ СОШ № 16 станица Кущёвская, Кущёвский район, Краснодарский край  Пояснительная записка. В  связи с  ростом  интереса  к  художественной  природе словесного   творчества, гуманизацией     и   гуманитаризацией   образовательного   процесса,   обращением текстов   заданий   олимпиад,   материалов   ЕГЭ   к   различным   аспектам лингвостилистического анализа и рецензирования, возникает необходимость изучения   интегрированного   курса   отечественной   словесности   с   одарёнными учащимися.   Курс   рассчитан   на   реализацию   в   условиях   работы   межшкольного творческого   объединения     одарённых   детей  9­11  классов   ОУ   района,   то   есть учитывает специфику различной подготовки учащихся, в том числе и занятия в школе   по   различным   Государственным   Программам   по   русскому   языку   и литературе.   Программа   данного   курса   составлена   на   основе   обязательного   образования   по   русскому   языку   и   литературе,   соответствует минимума   требованиям   новых   ФГОС.   Данная     программа   реализуется   в   условиях дополнительного образования, внеурочной деятельности и рассчитана на развитие коммуникативных компетенций и читательского мастерства         Курс «Русская словесность» заключает вполне определённое практическое указание   на   исследование   словесного   искусства,   интерпретирование   текстов   и обогащение   речи   слушателей   данного   курса.   Изучение   языка   и   литературы   в единстве   имеет   много   достоинств:   чётко   формулируется   и   последовательно решается   на   практике   задача   стилистического   изучения   языка   в   его   лучших образцах   живого   употребления,   то   есть   как   материала   образцовых     текстов писателей и публицистов.  В свою очередь текст при детальном его рассмотрении выступает   как   произведение   словесного   творчества.   Анализ   словесной   ткани текста (и литературного произведения как художественного целого) позволяет глубже   воспринять   авторскую   идею,   вооружает   юных   читателей   знаниями, необходимыми для самостоятельного толкования смысла и эстетических качеств художественного текста.     Программа  данного курса касается основ теории словесности и направлена на развитие   навыков   анализа,   рецензирования,   интерпретирования,   практического закрепления знаний по орфографии, пунктуации, культуре речи.     Курс рассчитан на работу с  одарёнными учащимися 9­11 классов, имеющими определённый читательский опыт, запас знаний по теории языка и литературы. Программа   рассчитана   на   обобщение   сведений   о   языке   как   материале словесности, «первоэлементе литературы», с одной стороны, и о художественном литературном   произведении   как   неделимом   единстве   идейно­смыслового   и эстетического содержания  со словесным выражением, с другой стороны.      Поэтапно изучается  материал словесности, ведётся исследовательская работа с текстом, рассматриваются основные этапы развития отечественной словесности на   фоне   мирового   литературного   процесса,   особенности   зарождения   и функционирования     литературных   направлений,   течений,   жанровых   и стилистических     новаторств.   Грамотное   письмо,   являясь   прикладной   частью изучаемого курса, осваивается быстрее и естественнее. Уделение внимания  ключевым понятиям рецензирования («автор ­ образ – читатель», «мифологема – философема – культурема», «композиционные и стилистические особенности», «тематика и проблематика» и др.) учит самостоятельно мыслить, делать выводы, давать оценку прочитанному. Цели  курса:   приобщать учащихся   к богатствам русской словесной культуры, развивать   навыки   читательского   мастерства   и   прививать   «вкус»   к   чтению; способствовать совершенствованию  речевой компетентности и коммуникативных навыков,   формировать   представление   о   русской   словесности   как   о   социо­ культурном   феномене,   занимающем   особое   место   в   развитии   нации   и человечества.  Задачи курса:  работа над лингвостилистическим  и литературоведческим аспектами анализа   текста,  выход на комплексный анализ текста, рецензирование  и  интерпретирование  прочитанного,  формирование у школьников умений, обеспечивающих самостоятельное  освоение художественных ценностей, развитие творческих навыков, движение «от маленького писателя к большому  читателю», развитие навыков грамотного и свободного владения русской литературной  речью,  подготовка участников филологических конкурсов и олимпиад, привитие любви к отечественному художественному слову, сознания  значимости  отечественной словесности в мировом художественном процессе, воспитание в  душах детей потребности духовного общения с книгами и собственного  совершенствования,  воспитание  эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии  текстов,   развитие творческого потенциала, воображения, эстетического чувства через  систему работы над сочинениями различных жанров»: «И творчество, и  чудотворство…»                       Содержание курса. 1. Словесность  как синкретический предмет Знакомство с особенностями словесности как интегрированного курса.  Повторение  ранее изученного по теории языка и литературы и сопоставление  основных аспектов  общеобразовательной  и профильной подготовки  учащихся в  вопросах лингвистики и литературоведения. Изучение национальных корней  русской словесности и её жанровой специфики. Развитие представления о вечных  образах и сквозных  темах, развиваемых русской литературой. 2. Изобразительно­выразительные средства  русской словесности и  функциональные стили речи.  Рассмотрение функциональных особенностей слов в текстах, роли  изобразительно­выразительных средств языка в разрезе основных разделов  языкознания. Работа с материалом текстов, нахождение тропов, слов,  употребленных  в переносном значении, и фигур, синтаксических средств  выразительности, и  их интерпретация.  3. История русской словесности в свете традиций и новаторства.  Обращение к истории русской словесности, углубление понятий о традициях и  новаторстве в литературном процессе и истории словесности. Рассмотрение  художественно­стилистических особенностей основных литературных  направлений на примере анализа художественных текстов и их эпизодов.  Практическое изучение языка и стиля конкретных авторов  и выход на уровень  сопоставительного анализа текстов.  4. Ключевые понятия  и основные аспекты  комплексного анализа  художественного  текста.  Введение понятия интертекстуальности.  Рассмотрение на примере конкретных художественных текстов  писателей 19  века понятий композиции, архитектоники, хронотопа, сюжета, фабулы,  художественной детали, авторской позиции , авторской позиции, системы  персонажей, конфликта, пафоса, художественной идеи произведения. Анализ  культурной природы русского символа. Комплексный анализ эпизодов  художественного текста. Функциональное рассмотрение грамматики с точки  зрения развития авторской идеи в том или ином тексте. Представление проектов  исследовательских работ по сквозным темам и ключевым мотивам русской  литературы. 5.Эстетическая функция языка и этические аспекты словесности.  Обращение к гуманистическому пафосу русской словесности и гармонии формы  и содержания в   художественном произведении. Изучение единства формы и  содержания художественного произведения на примере текстов русской  литературы 20 века. 6. «И творчество, и чудотворство» (конкурсные работы на звание «Лучший  филолог студии»)  Темы последнего раздела могут рассматриваться как в конце курса в качестве  подведения итогов изученного, так и распределяться по другим разделам курса,  дополняя их практическую часть. Этот раздел предполагает разгадывание загадок текстов на основе полученных  теоретических знаний, практическое использование ресурсов всех языковых  разделов для понимания художественной природы классических текстов и  создания собственных сочинений в лучших художественных традициях,  написание сочинений различных жанров как путь   самовыражения юных  читателей.  Попутное повторение грамматики, практическое усвоение навыков грамотной и  выразительной   речи в процессе работы с текстами, подготовку участников  предметных олимпиад, ориентация учащихся на способы оптимально  качественной подготовки к экзамену в форме ЕГЭ. Конкурсы, олимпиады, рейтинг юных филологов  ­ путь психологической  стимуляции  совершенствования обучающихся в избранной области. Учебно­тематический план групповых занятий  творческого объединения «Русская словесность» № Тема занятия Количество Теория практ п/п  1 2 3 4 Словесность  как синкретический предмет Словесность.   Образное   выражение   жизни   в   Слове. Связь   словесности   с   историей,   философией, искусством. Слово – словесность ­ культура. Известные труды  учёных­словесников: Ломоносова, Буслаева,  Срезневского, Потебни, Шахматова, Щербы,  Пешковского, Виноградова, Головина, Лотмана,  Даля , (обзор и анализ фрагментов хрестоматийных  работ) Лингвостилистические аспекты анализа текста.  Традиции русской стилистики. Семантико­ стилистический анализ, взгляд Л.В.Щербы.  Лингвостилистический анализ, приёмы,  разработанные А.М. Пешковским. Сопоставительно­ стилистические приёмы анализа в курсе «Русская  словесность» А.И.Горшкова.  Русская народная словесность, истоки и традиции. Вещее   слово   фольклора,   синкретического творчества. Жанры фольклора и философемы жизненного лада. Образный   ряд   русского   фольклора.   Постоянные эпитеты. 5 А.Н. 7 8   Афанасьев   «Древо   жизни».   Лексико­ семантические особенности мифов древних славян. Языческие мифологемы в искусстве старом и новом. 6 Феномен   православия.   Христианские   мотивы     и   Н.Бердяев культуремы   в   искусстве   слова. «Православие как двоеверие».  Жанровая специфика в русской литературе. Особенности русского эпоса.  Мир лирики. Создание образа в русской драме. От художественного образа – к символу. Значение семьи и жизненного круга  в системе  славянского мировосприятия. (И.Шмелёв «Лето  Господне», В.Белов «Лад») Образы народных сказок и их традиции в русской  словесности. Сказки А.С.Пушкина и фольклор.  И.Ильин «Духовный смысл сказок». Ю.Кузнецов  «Атомная сказка». Творческая работа «Сказка наших дней». Ключевые мотивы, вечные образы и сквозные темы русской словесности от древности до наших дней. Отечественная риторика. Пословичная риторика. часов икум 2 2 5 3 2 3 11 1 1 2 2 1 2 3 1 1 3 1 1 1 8 5 2 3 10 2 8 9   Структура ранних рассказов А.П.Чехова   с точки зрения ориентации на речевое общение. Изобразительно­выразительные средства   русской словесности и функциональные стили  речи. Роль средств художественной  изобразительности в  текстах.  Ключевые понятия разделов лингвистики и их  изобразительно­выразительные возможности. Фонетические средства выразительности в стихах  К.Бальмонта и В. Хлебникова. Лексические средства выразительности в сказках  Салтыкова­Щедрина и лирической прозе И.Бунина.  Морфологические средства  и художественная  выразительность. Работа с текстами А.С.Пушкина,  А.А.Фета. Синтаксические средства художественной   изобразительности. Анализ фрагментов тексов  Л.Н.Толстого  и стихов М.Цветаевой – «говорящий» синтаксис.  Загадки тропов и фигур. 10 Основные   принципы   и   ключевые   направления анализа   текста.   Рецензия.   Отзыв.   Стилизация   и пародия. Интерпретация. Эссеистика.  Практикум:   «Этюды   по   мотивам   любимого литературного произведения». 11 Функциональная   направленность   в   изучении 8 8 3 2 5 6 словесности. Особенности разных стилей речи.  Интонация как ритмико­мелодическая сторона  речи, её передача на письме. Звуковые образные  средства. Словесное ударение и ритмическая  организация текста. Анализ лексических средств выразительности речи.  Стилистическая окраска слова. Ошибки речевой  избыточности. Этимологические загадки слов.  Приём семантизации морфем. Окказионализмы.  Изобразительные ресурсы русского  словообразования. Морфологические средства  выразительности речи. Лингвостилистический анализ текстов различных  функциональных стилей. 7 2 5 2 2 4 10 1 1 1 2 1 1 3 8 12 Экспрессивное использование предложений разного  типа. Функциональная роль определений в текстах,  выбор точного определения, обособление  определений. Употребление обособленных  обстоятельств в публицистике и художественном тексте. Роль  обособленных дополнений, уточнений,  пояснительных и присоединительных конструкций. Стилистика предложений с однородными членами.  Функции тире и других пунктуационных знаков.  Роль чужой речи в оформлении рецензий. Введение  цитирования в рецензию.  История русской словесности в свете традиций и  новаторства  Развитие русских журналов. Расцвет  публицистики  в XIX веке. Стилистические фигуры речи в  современной журналистике. Роль обращений,  риторические фигуры. Обзор региональных газет 13  14 Художественная   трансформация   слова   в   Особенности   анализа поэтическом   тексте. поэтического текста. 15 Природа и загадка слов­символов как многозначных аллегорий.   Басни   И.А.Крылова   в   свете   традиции развития жанра басни. Жанры утопии и антиутопии в русской литературе. Крылатые слова и выражения, пришедшие из литературных произведений. 16 Язык  основных литературных направлений. Художественно­стилистические особенности  классицизма. Анализ фрагментов произведений  М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина.  Современное осмысление роли архаизмов, высокой  лексики, риторических фигур, говорящих имён.  Движение в русской словесности от классицизма к  просветительскому реализму.  Язык русского сентиментализма. Сопоставительный анализ эпизодов «Истории государства  Российского» Карамзина  и романа Лажечникова  «Ледяной дом», возможности словесного выражения одной исторической темы.  Русский романтизм от древности до наших дней.  Жуковский и Лермонтов как мастера  художественного перевода.  Практикум  «Подстрочник и художественный перевод»  Особенности описаний и рассуждений в лирике  «золотого» века, философичность и элегичность  романтической поэзии «серебряного» века. Лермонтова, 17 Синтез   романтизма   и   реализма     Гоголя.   в   творчестве Пушкина,   Синкретизм жанровых   признаков   в   романе   «Евгений   Онегин», романе   «Герой   нашего   времени»,   поэме   «Мёртвые души». Анализы эпизодов текстов. 18 Многоликий реализм второй половины XIX     века: «фламандская   живопись»   в   романе   Гончарова «Обломов»,     роль   пейзажей   в   очерках   Тургенева «Записки   охотника»,   черты   пародии   в   «Истории одного города» Салтыкова­Щедрина, развитие темы города   и   «маленького   человека»   в   повестях Достоевского   «Белые   ночи»   и   «Бедные   люди», философский   взгляд   Льва   Толстого     на   жизнь   в притчах­миниатюрах,   написанных   для   школьников Ясной   Поляны.   Анализы   эпизодов   текстов, авторская стилистика. 19 Практикум «Особенности языка и стиля писателя» (представление   исследований   по   текстам выбранного автора) 20 Актуальные   проблемы   отечественной   словесности 3 4 3 10   Паустовского,   Пришвина, ХХ века: традиции и новаторство.  Пейзажи   Бунина, Астафьва – развитие традиций тургеневской прозы.  Ключевая проблема словесности – «экология души» ­ и стилистические ресурсы грамматики в рассказах А.Чехова   «Студент»,   Л.Андреева   «Ангелочек», «Кусака»,   А.Платонова   «Юшка»,   М.Шолохова. «Судьба человека».  Развитие   поэтических   традиций   Пушкина,   Тютчева   и   Фета   в   лирике Лермонтова, «серебряного»   века.   Новаторство   русского модернизма (символизма, акмеизма и футуризма) в области языка и стилистики.   Вечный   образ   Гамлета   в   творчестве   Тургенева, Блока,   Цветаевой, Высоцкого.   Творческие   параллели:   Пушкин   в   восприятии Ахматовой   и   Цветаевой.   Анализ   эссе   Цветаевой «Мой Пушкин»   Традиции   Льва   Толстого   в   прозе   писателей     ХХ века о Ведикой Отечественной войне.  Ключевые   понятия   комплексного анализа художественного  текста.   и   основные   аспекты   Пастернака,   Ахматовой, 21 Понятие интертекстуальности, межтекстовые связи в отечественной словесности.  Эпиграфы, цитаты, реминисценции и аллюзии. 22 1 2 1 1 2 1 1 2 3 3 8 1 23 Композиционные   особенности   произведений словесности разных стилей и жанров. 24 Архитектоника   и   хронотоп   художественного   Пушкина   романа   произведения   (на   примере   «Евгений Онегин»). 25 Сюжет и фабула художественного произведения (на примере   повестей   Гоголя   «Страшная   месть», «Портрет»). 25 Эпизод   как   ключ   к   замыслу   произведения.   Роль художественной детали (на примере поэмы Гоголя «Мёртвые души») . 26 Авторская позиция в эпосе, лирике и драме (на  примере повести «Ася» И.С. Тургенева, «Средь  шумного бала   случайно» А.К Толстого, пьесы  «Лес» А.Н. Островского). 27 Система     героев   и   персонажей   в   отдельном   его   творчестве   и   в произведении   писателя,   в   традиции литературного процесса:   Н.С.   Лесков   «Левша»,   «Зверь»,   «Тупейный художник»,   «Человек   на   часах»,   формирование образа   праведника.   Литературная   перекличка   с образами   Лескова     рассказа   А.И.Солженицына «Матрёнин двор». 28 Конфликт   художественного   произведения,   разные виды конфликтов (на примере поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») 30 Пафос   и   художественная   идея   произведения.   От этимологии   слова   к   культуреме   (анализ   эпизодов романа   Ф.М.Достоевского   «Преступление   и наказание») 31 Функциональное   рассмотрение   грамматики   текста: роль   видовременных   форм   глагола   в   ранних рассказах А.П.Чехова. 32 Функциональное   рассмотрение   грамматики   текста:   косвенной   и роль   конструкций   с   прямой, несобственно прямой  речью в романе  Л. Толстого «Анна Каренина». Речевая   и   ритмико­мелодическая   организация художественного текста. Роль монологов, диалогов и полилогов в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» Ритмообразующие   элементы   поэтического   текста: анализ   стихов   Е.А.Баратынского,   Ф.И.Тютчева, В.Я.Брюсова 33 34 35 Сквозные   темы     и   ключевые   мотивы   русской литературы  ( представление исследовательских проектов) : 2 1 1 3 2 2 2 3 2 3 2 2 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1   1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 1 1 5 ­  сцены дуэли в творчестве Пушкина, Лермонтова,  Тургенева, Л.Толстого, Куприна, ­образ  города у Грибоедова, Пушкина, Гоголя,  Достоевского, Салтыкова – Щедрина, А.Белого, ­тема дома, семьи, дворянского гнезда в  произведениях Пушкина, Тургенева, Л.Толстого,   Чехова, Бунина, ­мотив бала   у Грибоедова, Пушкина, Лермонтова,  Л.Толстого, А.К.Толстого,  ­символика снов в произведениях Пушкина,  Гончарова, Достоевского, Лескова, Л.Толстого, ­ мотив дороги, движения, поиска истины у Гоголя,  Лескова, Л.Толстого. Эстетическая   функция   языка   и   этические аспекты словесности  Гуманистический   пафос   русской   словесности. Гармония   формы   и   содержания   литературных произведений. 36 37 Символизм   как   миропонимание.   Семантический аспект   в   текстах   символистов.   Психологические метаморфозы в творчестве Ф.Сологуба. Синонимы и антонимы   в   двоемирии   художественного пространства   романа   А.Белого   «Петербург».   Игра стихотворных   размеров   и   неоднозначность трактовки образов поэмы Блока «Двенадцать».   Акмеизм   как   воспевание   прекрасной   ясности. Античные мифологемы и развёрнутые метафоры у Мандельштама, Гумилёва, Ахматовой. 38 39 Футуризм как звуковой и графический эксперимент. Неологизмы и окказионализмы эгофутуристов и  кубофутуристов. Экспрессивное использование  поэтического синтаксиса В.Маяковским. 40 Интонация как ритмико­мелодическая сторона  стихов поэтов­неонародников. Мифологема земли.  Развитие художественного стиля и философии  творчества Есенина: от натурфилософии к  утверждению индоевропейского феномена России. Роль   лексических   повторов   в   ранних   рассказах Горького   как   указание   ключевых   слов художественной идеи автора. 41 42 Символика   имён   собственных     в   «Разгроме» 43 Фадеева. Роль местоимений как морфологического средства выразительности   в   антиутопиях   «Мы»   Замятина   и «Чевенгур» Платонова. 44 Использование   выразительных   ресурсов 2 3 3 3 5 3 2 3 3 1 1 1 1 2 2 1 2 2 2 3 1 2 3 3 словообразования   в   сатирических   произведениях Зощенко, Аверченко , Булгакова 45 Экспрессивность   использования   особенностей донского говора  в «Донских рассказах» Шолохова. 46 Использование   отвлечённых   существительных   и приёма персонификации в сказках А.Платонова. 47 Композиционные   и   языковые   особенности   поэмы Твардовского «Василий Тёркин». 48 Анализ   психолого­сатирической   пьесы   Е.Шварца 49 «Дракон» Ритмико­синтаксические   особенности   поэзии Е.Евтушенко, А.Вознесенского, В.Высоцкого. 50 Современная   «игровая»   проза.   Анализ   рассказов Т.Толстой и Л.Петрушевской «И   творчество,   и   чудотворство»   (конкурсные работы на звание «Лучший филолог студии»*) 51 Аспекты анализа текста на предметных олимпиадах по русскому языку и литературе.  52 Пробуем себя в сочинениях  различных жанрах. Практикум «От маленького писателя – к большому читателю» 53 Конкурсные   викторины   «Самый   внимательный читатель» 54 Публичные выступления  по темам курса. 55 Комплексные  анализы  и исследовательские работы по   предложенным   учителем   и   самостоятельно выбранным текстам. 56 Подведение   итогов   учебного   года   в   творческом объединении.   Праздник   словесности.   Чествование лучших   филологов   студии   по   различным номинациям                                                  ИТОГО 2 3 3 2 3 3 5 3 6 4 4 2 2 3 3 2 3 3 5 3 6 4 4 2 204 часа 52 часа 152 часа * Темы последнего раздела могут рассматриваться как в конце курса в  качестве подведения итогов изученного, так и распределяться по другим  разделам курса, дополняя их практическую часть. Требования к  знаниям и умениям обучающихся, прошедших курс дополнительного образования «Русская словесность»  («И творчество, и чудотворство») Знать: ­особенности  лингвостилистического анализа  текста, ­ специфику родов и жанров  литературы, ­функциональные особенности  тропов и фигур как средств  изобразительной выразительности, ­ основные этапы развития русской  литературы, русской словесности и  культуры, ­художественно­стилистические  особенности основных литературных направлений, ­ ключевые направления традиций и  новаторства в развитии русской  словесности и в  истории русской  литературы, ­ специфику написания рецензий,  аннотаций, анализов, отзывов, эссе,  этюдов и других видов творческих  работ по прочитанному тексту, ­природу и особенности русской  интертекстуальности, ­особенности выполнения  олимпиадных заданий по русскому  языку и литературе, Уметь: ­выполнять лингвостилистический  анализ предложенного текста, ­ определять род, жанр  произведения, ­ узнавать автора художественного  текста  по стилистической  специфике и художественным  деталям,  ­ определять роль эпизода в тексте,  ­ писать рецензии, анализы, отзывы,  аннотации, эссе, этюды,  ­функционально рассматривать  языковые явления применительно к  раскрытию авторского замысла,  ­ выполнять сопоставительный  анализ предложенных текстов,  ­ интерпретировать предложенный  текст, ­ определять особенности  интертекстуальности данного  текста, проводить обоснованные ­ специфику ответов на задания ЕГЭ  по русскому языку и литературе,  предполагающих работу с текстами, ­ключевые понятия и основные  аспекты анализа прозаических,  поэтических и драматических   текстов, ­иметь представление о вечных  образах и сквозных темах русской  литературы параллели с другими текстами, ­ составлять собственные викторины  по прочитанному произведению и  отвечать на вопросы учителя,  ­ выполнять творческие работы,  связанные с текстовыми  технологиями  ­ выполнять и публично защищать  проектно­исследовательские работы  по темам курса Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы   «Русская словесность» («И творчество, и чудотворство»).  По каждому разделу  данной программы используются  ­материалы ЕГЭ по русскому языку и литературе, ­ художественные   тексты, изучаемые в 9­11 классах на уроках литературы, а также  предназначенные для самостоятельного чтения,  ­ викторины, составляемые преподавателем и самими учащимися на  конкурсной основе,           ­задания  районных, зональных, краевых и всероссийских  олимпиад по  русскому языку и литературе, ­ задания, предлагаемые журналами «Русский язык в школе», «Литература  в школе», «Русская словесность», газетами «Литература», «Русский язык»  (приложения к газете «Первое сентября»), ­материалы  и тренажёры виртуальной  школы Кирилла и Мефодия  ( «Уроки литературы Кирилла и Мефодия», «Уроки русского языка Кирилла и  Мефодия»). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Анализ художественного текста: Сб.статей/ Под ред. Н.М.Шанского.М.:  Литература для учителя. Педагогика,1975 – 1979. 2.Бахтин М.М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в школе//  Русская словесность.1994.№2 3.Бархин К.Б Развитие речи и изучение художественных произведений.  М.,1986  4.Василюк Ф.Е.Структура образа// Вопросы психологии.1993.№5. 5.Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат,  1959 6.Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку.М.:Наука,1959 7.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Из учебного пособия по русской  словесности// Русская словесность.1994. №1­6; 1995.№1. 8.Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма.  Строфика. М.: Наука,1984. 9.Горшков А.И.Русская словесность. М.: Просвещение,1996 10.Ефимов А.И.Стилистика художественной речи. М.: Изд­во МГУ, 1961 11.Ипполитова Н.А.Текст в системе изучения русского языка в школе:  Материалы к спецкурсу. М., 1992  12.Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя.Л.,1974 13.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., 1972 14.Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство,1970 15.Львова С.И. Уроки словесности в 7­9 классах: Программа,  планирование, материалы к урокам. М., 1993 16.Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы  школьниками. М.,1959 17.Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ.М.: Русский  язык,1988 18.Одинцов В.В. Стилистика текста. М.,1980 19.Солганик Г.Я. От слова к тексту. М.: Просвещение,1993 20.Солганик Г.Я. Синтаксическая  стилистика.М.,1973 21.Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе  обучения (10­11 классы) // Русский язык в школе. 1983. №3 22.Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим  микроскопом. М.: Просвещение, 1987 23Шмелёв Д.Н. Слово и образ. М.,1964 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для учащихся 1.Арсирий А.Т. Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике.  – М.: Просвещение,1963 2.Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. – М.: Просвещение,1966 3.Вопросы и задания Всероссийской олимпиады по русскому языку. //  Русский язык в школе. – 1997.­ №4 4.Горшков А.И.Русская словесность. М.: Просвещение,1996 5.Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988 6.Иванов В.В.. Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по  русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение,1978 7.Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение,1984 8.Коротеев А.А. Грамматические викторины для старшеклассников. – М.:  Просвещение,1996 9.Лозинская Т.П. Лингвостилистический анализ на уроках словесности. –  М.: Моск.лицей.1997 10.Львова С.И. Уроки словесности. М.: Дрофа, 1996 11. Материалы к устному экзамену по русскому языку: 9 кл./  Н.С.Бачманова, Г.А.Богданова, В.И. Капинос и др. – М.: Валент, 1997 12. Олимпиада по литературе. Задания. Работы учащихся./Сост. Калганова  Т.А., М.: 1997 13.Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение,1984 14.Проценко Б.Н. Орфография и пунктуация. Таганрог: Антон,1993 15.Ушаков Н.Н.  Кружковая работа по русскому языку и литературе. – М.:  Просвещение,1979

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018