Рабочая программа т тематическое планирование составлено на основе программы среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах: автор И.Н. Пономарева Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. Уровень общего образования - базовый. Количество часов по учебному времени - всего 68 часов в год, в неделю - 2 часа.Авторская рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа 11 класс.docx
Рассмотрено
Согласовано
Утверждаю:
На заседании ШМО
Зам.директора по УВР___________М.Г.Малкина директор школы _______Ф.А.Тимажева
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Тагайская средняя школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета биология
Класс
11
Уровень общего образования
базовый
Учитель
Кузнецова Ольга Николаевна
Срок реализации программы, учебный год 20162017
Количество часов по учебному времени
всего 68 часов в год, в неделю 2 час
Планирование составлено на основе авторской программы среднего общего образования по биологии для базового
изучения биологии в X – XI классах: автор И.Н. Пономарева Программа разработана на основе концентрического
подхода к структурированию учебного материала. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта
общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России; на основании примерной
программой среднего (полного) общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании
Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 031263).
Используемый УМК:
Биология: 11 класс базовый уровень: учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А.
Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2012. – 400 с. : ил.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях
обучения. Как один из важных компонентов образовательной области биология вносит значительный вклад в
достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие
интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на базовом уровне отводится 105 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 70 часов в 11 классе.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1
час в неделю в 10 классе и 2 часа в неделю в 11 классе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего
образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
●
современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция,
освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию;
вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической
науке;
●
ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики,
селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения,
измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития
методов и теоретических обобщений в биологической науке;
●
пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально
экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению
к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ
инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
●
выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами,
методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических
задач, моделирования биологических объектов и процессов;
●
общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
●
приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе,
сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья
(соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с
воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у
учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа
включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой
природы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей
образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными
особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии
особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических
процессов и явлений лежат физикохимические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических
понятий межпредметных по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями
образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими
курсами физики, химии, географии.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Биология: 11 класс базовый уровень: учебник для
учащихсяобщеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н.
Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2014
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена;
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:
●
синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г.
Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого
сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет,
сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного
наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез;
направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И.
Вернадского о биосфере и ноосфере);
●
пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных;
размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение
гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора;
географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот
веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
●
особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и
мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем
(структура);
●
саморазвития и смены экосистем.
причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции,
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической
Уметь (владеть способами деятельности):
●
деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере
сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи
организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты
окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи
человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и
витаминов в организме; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных
●
опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых
микропрепаратах и описывать биологические объекты;
●
наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных,
съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
●
систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
●
●
деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
●
основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в
различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных
технологий);
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в
области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
●
жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики
распространения вирусных (в том числе ВИЧинфекции) и других заболеваний;
соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное
●
утопающего;
●
оплодотворение).
Общая характеристика учебного предмета «Биология »
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех
ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности
подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь
будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую
мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, все это объекты биологии.
В курсе биологии 11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с
процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом, здесь еще раз, но в другом виде (в
новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в
предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в
соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней
школе на базовом уровне.
Интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы, с позиции разных
структурных уровней организации жизни, их экологизация и культурологическая направленность делают учебное
содержание новым и более интересным для учащихся. Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 11 класса
проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации
жизни. Рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный. Тема
Содержание учебного предмета
Структура курса
Колво часов
Организменный уровень организации жизни
Клеточный уровень организации жизни
Молекулярный уровень проявления жизни
Заключение
итого
29
17
21
1
68
№
1.
2.
3.
4.
Характеристика основных тем
Тема 1. Организменный уровень организации жизни 29 часов
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания:
гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Индивидуальное развитие организма
(онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя,
никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика наука о закономерностях наследственности и
изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы –
изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и
дигибридное скрещивание.
Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.
Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Решение задач на наследование дальтонизма и гемофилии.
Наследственные болезни человека, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения
культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Методы селекции растений,
животных
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование
человека).
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом. Лабораторная работа №1. Решение элементарных генетических задач.
2. Клеточный уровень организации жизни 17 часов
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден,
Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и
функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной
картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с
органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности
образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков.
Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и
негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Лабораторная работа № 2 Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня
Тема 3. Молекулярный уровень проявления жизни 22 часа
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе. Основные химические соединения живой материи. Макро и микроэлементы в живом веществе. Органические и
неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы
живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Структура и функции ДНК – носителя наследственной
информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген.
Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов
создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о
клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде.
Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества.
Тема 4. Заключение 1час
Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых
систем от неживых. Экологическая культура человека и общества. Последствия деятельности человека в
окружающей среде.
Перечень лабораторных работ №
Тема
1. Лабораторная работа № 1. Изучение изменчивости организмов
2
Лабораторная работа № 2 «Клетки растений и животных под микроскопом на
готовых микропрепаратах и их описание»
3. Лабораторная работа № 3«Приготовление и описание микропрепаратов
тканей растений и животных»
4
Лабораторная работа №4 «Содержание органических веществ в организмах»
Календарно – тематическое планирование уроков биологии
11 класс
Требования к уровню подготовки
Дата
проведения
№
Тема урока
план факт
Элементы
содержания
Знать /
понимать
Средства обучения
Домашнее
задание
Уметь
Общеучебные
умения и
навыки
Демонстраци
и, опыты
Интернет
ресурсы,
средства
мультимед
иа
Тема 1. Организменный уровень организации жизни 29 часов 1
Вводный
инструктаж по ТБ .
Организменный
уровень организации
жизни и его роль в
природе
Организм –
единое целое.
Многообразие
организмов.
Знать /
понимать:
уровни
организаци
и живой
природы.
2.
Организм как
биосистема
Понятие об
организме
Знать /
понимать:
уровни
организаци
и живой
природы.
Демонстраци
я:
«Многообрази
е
организмов»;
П.1
Уроки
биологии
Кирилла и
Мефодия.
ПК,
таблица
П.2
Уметь:
Уметь:
находить
информацию в
учебных
текстах и
оценивать ее.
Вести диалог
на материале
учебных тем;
характериз
овать
(описывать
)
организмен
ный
уровень
организаци
и жизни и
его роль в
природе;
Уметь:
Уметь:
находить
информацию в
учебных
текстах и
оценивать ее.
Вести диалог
на материале
учебных тем;
характериз
овать
(описывать
)
организмен
ный
уровень
организаци
и жизни и
его роль в
природе;
3.
Процессы
жизнедеятельности
одноклеточных
организмов
Обмен веществ
и превращения
энергии –
свойство
Знать /
понимать:
Уметь:
Уметь:
выделять
существенн
находить
информацию в
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.2 4.
Основные процессы
жизнедеятельности
многоклеточных
организмов
«Метаболизм
»;
«Фотосинтез»
;
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.3
«Метаболизм
»;
«Фотосинтез»
;
сущность и
значение
обмена
веществ и
превращени
я энергии.
живых
организмов.
Особенности
обмена
веществ у
растений,
животных,
бактерий
Знать /
понимать:
сущность и
значение
обмена
веществ и
превращени
я энергии.
Обмен веществ
и превращения
энергии –
свойство
живых
организмов.
Особенности
обмена
веществ у
растений,
животных,
бактерий
ые
признаки
биологичес
ких
процессов.
Сравнивать
процессы
жизнедеяте
льности у
разных
организмов
.
учебных
текстах, научно
– популярных
изданиях и
оценивать ее.
Готовить
пересказ
прочитанного.
Вести диалог
на материале
учебных тем.
Уметь:
Уметь:
выделять
существенн
ые
признаки
биологичес
ких
процессов.
Сравнивать
процессы
жизнедеяте
льности у
разных
организмов
.
находить
информацию в
учебных
текстах, научно
– популярных
изданиях и
оценивать ее.
Готовить
пересказ
прочитанного.
Вести диалог
на материале
учебных тем. 5.
Типы питания
организмов.
Гетеро,
автотрофы
Знать /
понимать:
сущность и
значение
обмена
веществ и
превращени
я энергии.
6.
Бесполое
размножение
организмов.
Знать /
понимать:
Уметь:
сравнивать
сущность
процессов
размножен
ия.
половое и
бесполое
размножен
ие, рост и
развитие
организмов
.
Размножение,
его роль в
преемственнос
ти поколений,
расселении
организмов.
Деление
клетки –
основа роста,
развития и
размножения
организмов.
Половое и
Уметь:
Уметь:
выделять
существенн
ые
признаки
биологичес
ких
процессов.
Сравнивать
процессы
жизнедеяте
льности у
разных
организмов
.
находить
информацию в
учебных
текстах, научно
– популярных
изданиях и
оценивать ее.
Готовить
пересказ
прочитанного.
Вести диалог
на материале
учебных тем.
Уметь:
выделять
главные мысли
прочитанного.
Составлять
таблицы и
опорные
конспекты по
прочитанному.
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.3
«Метаболизм
»;
«Фотосинтез»
;
ПК,
таблица
П.4
Демонстраци
я: «Способы
размножения»
;
«Деление
клетки
(митоз,
мейоз)»;
«Половые
клетки»;
«Перекрест
хромосом»; 7.
Половое
размножение
организмов
8
Оплодотворение, его
значение.
бесполое
размножение.
Размножение,
его роль в
преемственнос
ти поколений,
расселении
организмов.
Деление
клетки –
основа роста,
развития и
размножения
организмов.
Половое и
бесполое
размножение.
Оплодотворен
ие, его
значение.
Искусственно
е опыление у
растений и
оплодотворен
ие у
животных.
ПК,
таблица
П.4
Знать /
понимать:
Уметь:
сравнивать
сущность
процессов
размножен
ия.
половое и
бесполое
размножен
ие, рост и
развитие
организмов
.
Уметь:
выделять
главные мысли
прочитанного.
Составлять
таблицы и
опорные
конспекты по
прочитанному.
Демонстраци
я: «Способы
размножения»
;
«Деление
клетки
(митоз,
мейоз)»;
«Половые
клетки»;
«Перекрест
хромосом»;
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.5
«Оплодотворе
ние у
растений и
животных»;
Знать /
понимать:
сущность
процессов
оплодотвор
ения.
Выделять
существенн
ые
признаки
воспроизве
Уметь:
Уметь:
объяснять
особенност
и
протекания
процесса
оплодотвор
ения у
представит
елей
различных
выделять
главные мысли
услышанного,
Запоминать и
воспроизводить
услышанное.
Вести диалог
на материале 9
Онтогенез.
Эмбриональный
период
10.
Онтогенез.
Постэмбриональ
ный период
Этапы
индивидуально
го развитие
организма
Основные
стадии
эмбриогенеза
Причины
нарушений
развития
организмов.
типы
постэмбрионал
ьного
развития.
дения и
развития
организма
человека.
Знать /
понимать:
особенност
и
онтогенеза.
Вредное
влияние на
формирую
щийся
организм
никотина,
алкоголя и
др.
мутагенных
факторов.
Знать /
понимать:
особенност
и
онтогенеза.
Вредное
влияние на
формирую
щийся
учебных тем.
царств
живой
природы.
Уметь:
объяснять
причины
нарушений
развития
организмов
.
Уметь:
воспроизводить
услышанное;
находить
закономерност
и.
ПК,
таблица
П.6
Демонстраци
я:
«Индивидуаль
ное развитие
организма»;
в/фр
«Дробление
яйцеклетки
лягушки» (по
7 кл)
Уметь:
объяснять
причины
нарушений
развития
организмов
.
Уметь:
находить
информацию в
учебных
текстах, научно
– популярных
изданиях и
критически
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.6
«Индивидуаль
ное развитие
организма»; 11
Генетика – наука о
закономерностях
наследственности и
изменчивости.
Генетика –
наука о
закономерност
ях
наследственно
сти и
изменчивости.
Г Мендель –
основоположн
ик генетики.
Генетическая
терминология
и символика.
12
Хромосомная
теория
наследственности
Т.Морган,
генотип,
фенотип
организм
никотина,
алкоголя и
др.
мутагенных
факторов.
Знать /
понимать:
сущность
биологичес
ких
процессов
наследстве
нности и
изменчивос
ти,
генетическ
ую
терминолог
ию и
символику.
Уметь:
объяснять
причины
наследстве
нности и
изменчивос
ти, роль
генетики в
формирова
нии
современно
й
естественн
онаучной
картины
мира.
оценивать ее;
находить
закономерност
и.
Уметь:
проводить
самостоятельн
ый поиск
биологической
информации в
тексте
учебника,
значение
биологических
терминов в
биологических
словарях и
справочниках
Знать /
понимать:
сущность
биологичес
ких
процессов
Уметь:
объяснять
причины
наследстве
нности и
изменчивос
Уметь:
проводить
самостоятельн
ый поиск
биологической
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.6
Портрет Г.
Менделя;
в/фр.
«Закономерно
сти
наследования
признаков»
ПК,
таблица
П.6 13
Закономерности
наследования,
установленные Г.
Менделем.
Моногибридное
скрещивание
наследстве
нности и
изменчивос
ти
Использование
Г.Менделем
гибридологиче
ского метода.
Моногибридно
е скрещивание.
Закономерност
и
наследования,
установленные
Г. Менделем.
Знать /
понимать:
биологичес
кую
терминолог
ию и
символику
(основные
понятия
генетики)
сущность
законов Г.
Менделя;
ти, роль
генетики в
формирова
нии
современно
й
естественн
онаучной
картины
мира.
Уметь
составлять
элементарн
ые схемы
скрещивани
я;
приводить
примеры
доминантн
ых и
рецессивны
х
признаков,
описывать
механизм
проявления
закономерн
остей
моногибри
информации в
тексте
учебника,
значение
биологических
терминов в
биологических
словарях и
справочниках
Уметь:
находить
закономерност
и; свой способ
решения
задачи;
проводить
самостоятельн
ый поиск
биологической
информации в
тексте
учебника,
значение
биологических
терминов в
биологических
словарях и
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.8
«Моногибрид
ное
скрещивание»
;
Практ. Раб
«Составлени
е
простейших
схем
скрещивания
»; 14
Решение задач на
моногибридное
скрещивание
Использование
Г.Менделем
гибридологиче
ского метода.
Моногибридно
е скрещивание.
Закономерност
и
наследования,
установленные
Г. Менделем.
Знать /
понимать:
биологичес
кую
терминолог
ию и
символику
(основные
понятия
генетики)
сущность
законов Г.
Менделя;
справочниках
Уметь:
находить
закономерност
и; свой способ
решения
задачи;
проводить
самостоятельн
ый поиск
биологической
информации в
тексте
учебника,
значение
биологических
терминов в
биологических
словарях и
справочниках
дного
скрещивани
я.
Уметь
составлять
элементарн
ые схемы
скрещивани
я;
приводить
примеры
доминантн
ых и
рецессивны
х
признаков,
описывать
механизм
проявления
закономерн
остей
моногибри
дного
скрещивани
я.
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.8
«Моногибрид
ное
скрещивание»
;
Практ. Раб
«Составлени
е
простейших
схем
скрещивания
»; 15
Дигибридное
скрещивание
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.9
«Дигибридное
скрещивание»
;
Практ. Раб
«Составлени
е
простейших
схем
скрещивания
»;
Использование
Г.Менделем
гибридологиче
ского метода.
Моногибридно
е скрещивание.
Закономерност
и
наследования,
установленные
Г. Менделем.
Знать /
понимать:
биологичес
кую
терминолог
ию и
символику
(основные
понятия
генетики)
сущность
законов Г.
Менделя;
Уметь:
находить
закономерност
и; свой способ
решения
задачи;
проводить
самостоятельн
ый поиск
биологической
информации в
тексте
учебника,
значение
биологических
терминов в
биологических
словарях и
справочниках
Уметь
составлять
элементарн
ые схемы
скрещивани
я;
приводить
примеры
доминантн
ых и
рецессивны
х
признаков,
описывать
механизм
проявления
закономерн
остей
дигибридно
го
скрещивани
я.
16
Решение задач на
дигибридное
скрещивание
Использование
Г.Менделем
гибридологиче
ского метода.
Моногибридно
е скрещивание.
Знать /
понимать:
биологичес
кую
терминолог
Уметь
составлять
элементарн
ые схемы
скрещивани
Уметь:
находить
закономерност
и; свой способ
решения
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.9
«Дигибридное
скрещивание» Закономерност
и
наследования,
установленные
Г. Менделем.
ию и
символику
(основные
понятия
генетики)
сущность
законов Г.
Менделя;
17
Генотип целостная
система.
Взаимодействие
генов.
Взаимодействи
е аллельных и
неаллельных
генов
Знать /
понимать:
биологичес
кую
терминолог
ию и
символику
(основные
понятия
генетики)
я;
приводить
примеры
доминантн
ых и
рецессивны
х
признаков,
описывать
механизм
проявления
закономерн
остей
дигибридно
го
скрещивани
я.
Уметь
составлять
элементарн
ые схемы
скрещивани
я;
приводить
примеры
доминантн
ых и
рецессивны
;
задачи;
проводить
самостоятельн
ый поиск
биологической
информации в
тексте
учебника,
значение
биологических
терминов в
биологических
словарях и
справочниках
Уметь:
находить
закономерност
и; свой способ
решения
задачи;
проводить
самостоятельн
ый поиск
биологической
ПК,
таблица
П.9 18
Генетика пола.
Наследование
признаков,
сцепленных с полом
Наследование
признаков у
человека.
сущность
законов Г.
Менделя;
Знать /
понимать:
причину
соотношен
ия полов
1:1,
понятия
аутосомы и
половые
хромосомы
,
механизмы
проявления
признака в
потомстве.
информации в
тексте
учебника,
значение
биологических
терминов в
биологических
словарях и
справочниках
х
признаков,
описывать
механизм
проявления
закономерн
остей
дигибридно
го
скрещивани
я.
Уметь:
Уметь:
находить
информацию в
учебных
текстах, научно
– популярных
изданиях,
ресурсах
Интернет и
критически
оценивать ее;
Вести диалог
на материале
учебных тем;
характериз
овать
значение
генетики
для
медицины
и,
наследован
ие
признаков
у человека,
процессы
расщеплени
я
фенотипа
по
признаку
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.11
портреты
ученых
генетиков 19
Решение задач на
генетику пола
Наследование
признаков у
человека.
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.11
портреты
ученых
генетиков
Знать /
понимать:
причину
соотношен
ия полов
1:1,
понятия
аутосомы и
половые
хромосомы
,
механизмы
проявления
признака в
потомстве.
определени
я пола ,
наследован
ие
признаков,
сцепленных
с полом.
Уметь:
Уметь:
находить
информацию в
учебных
текстах, научно
– популярных
изданиях,
ресурсах
Интернет и
критически
оценивать ее;
Вести диалог
на материале
учебных тем;
характериз
овать
значение
генетики
для
медицины
и,
наследован
ие
признаков
у человека,
процессы
расщеплени
я
фенотипа
по
признаку
определени
я пола ,
наследован
ие 20
Наследственные
болезни человека, их
причины и
профилактика.
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.12
«Наследствен
ные болезни
человека»;
просмотр
презентации.
Наследственны
е болезни
человека, их
причины и
профилактика.
Генные и
хромосомные
болезни
Знать /
понимать:
основные
причины
наследстве
нна
заболевани
й человека,
методы
дородовой
диагностик
и,
опасность
близкородс
твенных
браков.
признаков,
сцепленных
с полом.
Уметь:
Уметь:
объяснять
причины
наследстве
нных
болезней
человека;
мутаций.
находить
информацию в
учебных
текстах;
выделять
главные мысли
прочитанного;
выделять
причину и
следствие.
Высказывать
предположения
по
поставленной
проблеме.
Вести диалог
на материале
учебных тем.
21
Факторы,
определяющие
здоровье человека.
. Влияние
мутагенов на
организм
человека.
Знать /
понимать:
основные
причины
Уметь:
Уметь:
объяснять
причины
наследстве
находить
информацию в
учебных
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.14
«Наследствен
ные болезни нных
болезней
человека;
мутаций.
Профилактика
наследственны
х заболеваний:
медико
генетическое
консультирова
ние, здоровый
образ жизни,
дородовая
диагностика.
наследстве
нна
заболевани
й человека,
методы
дородовой
диагностик
и,
опасность
близкородс
твенных
браков.
текстах;
человека»;
просмотр
презентации.
выделять
главные мысли
прочитанного;
выделять
причину и
следствие.
Высказывать
предположения
по
поставленной
проблеме.
Вести диалог
на материале
учебных тем.
Изменчивость
– свойство
организмов.
Основные
формы
изменчивости.
Наследственна
я
изменчивость.
Знать /
понимать:
сущность
закономерн
остей
изменчивос
ти;
различать
наследстве
нную и
ненаследст
венную
Уметь:
Уметь:
называть
виды
наследстве
нной
изменчивос
ти, уровни
изменения
генотипа,
виды
мутаций;
находить
информацию в
учебных
текстах, научно
– популярных
изданиях,
ресурсах
Интернет и
критически
оценивать ее;
Запоминать и
ПК,
таблица
П.7
22
Генотипическая
изменчивость и ее
причины 23
Модификационная
изменчивость. Л/р
№1 «Изучение
изменчивости у
живых организмов»
изменчивос
ть;
биологичес
кую роль
хромосом
Знать /
понимать:
сущность
закономерн
остей
изменчивос
ти;
особенност
и
наследован
ия
способност
и
проявлять
признак в
определенн
ых
условиях.
объяснять
влияние
экологичес
ких
факторов
на
организмы;
причины
мутаций.
Уметь:
объяснять
содержание
определени
й основных
понятий,
характериз
овать
модификац
ионную
изменчивос
ть,
описывать
разные
формы
изменчивос
ти
организмов
.
воспроизводить
услышанную
информацию.
Готовить
пересказ
прочитанного.
Вести диалог
на материале
учебных тем.
Уметь:
находить
информацию в
учебных
текстах, научно
– популярных
изданиях,
ресурсах
Интернет и
критически
оценивать ее;
Составлять
таблицы и
опорные
конспекты по
прочитанному.
Готовить
пересказ
Изменчивость
– свойство
организмов.
Зависимость
проявления
действия генов
от условий
внешней
среды.
Модификацио
нная
изменчивость.
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.7
«Модификаци
онная
изменчивость
» 24
Генетические
основы селекции
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.10
«Центры
многообразия
и
происхождени
я культурных
растений»;
«Искусственн
ый отбор»;
«Гибридизаци
я»;
Знать /
понимать:
основные
понятия
селекции,
роль
биологии в
практическ
ой
деятельнос
ти людей,
роль
Н.И.Вавило
ва для
развития
селекции.
Генетика –
теоретическая
основа
селекции.
Селекция.
Учение Н.И.
Вавилова о
центрах
многообразия
и
происхождени
я культурных
растений.
Основные
методы
селекции:
гибридизация,
искусственный
отбор.
прочитанного
Уметь:
Уметь:
называть
практическ
ое значение
генетики,
объяснять
причину
совпадения
центров
многообраз
ия
культурных
растений с
местами
расположен
ия древних
цивилизаци
й,
характериз
овать
методы
селекции
растений.
находить
информацию в
учебных
текстах, научно
– популярных
изданиях,
ресурсах
Интернет и
критически
оценивать ее;
Выделять
главные мысли
услышанного,
Вести диалог
на материале
учебных тем;
использовать
приобретенные
знания в
практической
деятельности
для
выращивания и
размножения
комнатных 25.
Основные методы
селекции:
гибридизация,
искусственный
отбор, мутагенез.
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.10
«Центры
многообразия
и
происхождени
я культурных
растений»;
«Искусственн
ый отбор»;
«Гибридизаци
я»;
Знать /
понимать:
основные
понятия
селекции,
роль
биологии в
практическ
ой
деятельнос
ти людей,
роль
Н.И.Вавило
ва для
развития
селекции.
Генетика –
теоретическая
основа
селекции.
Селекция.
Учение Н.И.
Вавилова о
центрах
многообразия
и
происхождени
я культурных
растений.
Основные
методы
селекции:
гибридизация,
искусственный
отбор.
растений,
уходе за ними.
Уметь:
Уметь:
называть
практическ
ое значение
генетики,
объяснять
причину
совпадения
центров
многообраз
ия
культурных
растений с
местами
расположен
ия древних
цивилизаци
й,
характериз
овать
методы
селекции
растений.
находить
информацию в
учебных
текстах, научно
– популярных
изданиях,
ресурсах
Интернет и
критически
оценивать ее;
Выделять
главные мысли
услышанного,
Вести диалог
на материале
учебных тем;
использовать
приобретенные
знания в
практической
деятельности
для
выращивания и
размножения 26
Достижения
биотехнологии
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.13
«Исследовани
я в области
биотехнологи
и»;
комнатных
растений,
уходе за ними.
Уметь:
Уметь:
использова
ть
приобретен
ные знания
и для
оценки
этических
аспектов
некоторых
исследован
ий в
области
биотехноло
гии
(клонирова
ние,
искусствен
ное
оплодотвор
ение).
находить
информацию в
учебных
текстах, научно
– популярных
изданиях,
ресурсах
Интернет и
критически
оценивать ее.
Анализировать
ситуацию с
различных
позиций;
высказывать
предположения
по
поставленной
проблеме;
Биотехнология
, ее
достижения,
перспективы
развития.)
Проблемы
генной
инженерии.
Использование
трансгенных
организмов.
Эксперименты
по
клонированию
растений и
животных.
Этические
аспекты
развития
некоторых
исследований в
биотехнологии
(клонирование
человека).
Знать /
понимать:
основные
ключевые
понятия
биотехноло
гии,
значение
биотехноло
гии для
развития
сельскохоз
яйственног
о
производст
ва,
медицинск
ой,
микробиол
огической
и других
отраслей
промышлен
ности. 27
Вирусы.
28
Вирусология.
Вирусные
заболевания.
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.15
«Строение
вируса»
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.16
«Строение
вируса»
Вирусы.
Строение
вируса:
генетический
материал,
капсид,
размножение.
Меры
профилактики
распространен
ия вирусных
заболеваний.
Профилактика
СПИДа.
Меры
профилактики
распространен
ия вирусных
заболеваний.
Профилактика
СПИДа.
Знать /
понимать:
значение
вирусов в
природе и
жизни
человека.
Меры
профилакт
ики
распростра
нения
вирусных
заболевани
й,
СПИДа.
Знать /
понимать:
значение
вирусов в
природе и
жизни
человека.
Меры
профилакт
ики
распростра
Уметь:
Уметь:
выделять
главные мысли
услышанного.
запоминать и
воспроизводить
услышанное
использова
ть
приобретен
ные знания
в
повседневн
ой жизни
для
профилакт
ики
вирусных
заболевани
й.
Уметь:
Уметь:
выделять
главные мысли
услышанного.
запоминать и
воспроизводить
услышанное
использова
ть
приобретен
ные знания
в
повседневн
ой жизни
для
профилакт
ики 29
Повторение и
обобщение знаний
по теме «Организм»
нения
вирусных
заболевани
й,СПИДа.
Знать /
понимать
биологичес
кую
терминолог
ию по теме
«Организм
»;
Обобщение
знаний о
разнообразии
жизни,
представленно
й биосистемой
«Организм»
вирусных
заболевани
й.
Уметь:
объяснять
значение
биологичес
ких
терминов и
законов,
генетическ
ую
символику,
решать
элементарн
ые
генетическ
ие задачи.
Уметь:
планировать и
анализировать
свою учебную
деятельность
Повтор.п.1
16
30 (1)
Развитие знаний о
клетке.Клеточная
теория
Тема 2. Клеточный уровень организации жизни (17 часов)
Развитие
знаний о
клетке (Р. Гук,
Р. Вирхов, К.
Бэр, М.
Шлейден, Т.
Шванн).
Клеточная
Знать /
понимать:
основные
положения
клеточной
теории;
Уметь:
Уметь:
называть и
описывать
этапы
создания
клеточной
теории,
положения
находить
информацию в
учебных
текстах и
оценивать ее;
выделять
главные мысли
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.25
Портреты: Р.
Гук, Р.
Вирхов, К.
Бэр, М.
Шлейден, прочитанного.
Т. Шванн
вклад
выдающихс
я ученых в
развитие
знаний о
клетке.
теория. Роль
клеточной
теории в
становлении
современной
естественнона
учной картины
мира.
современно
й
клеточной
теории,
вклад
ученых в
создание
клеточной
теории.
Объяснять
роль
клеточной
теории в
формирова
нии
естественн
онаучной
картины
мира.
31(2)
Клеточный уровень
организации живой
материи и его роль
в природе. Клетка
как этап эволюции.
32(3)
Многообразие
клеток
Клетка –
представитель
клеточного
уровня жизни.
Многообразие
клеток.
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.1718
«Строение
клетки»
Уметь:
Уметь:
работать с
микроскоп
ом.
проводить
исследование;
находить
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.18
«Строение
клетки» 33(4)
Ткани.
34(5)
информацию в
учебных
текстах.
Готовить и
описывать
микропреп
араты
клеток
растений
Лаб. раб № 2
« Клетки
растений и
животных под
микроскопом
на готовых
микропрепара
тах и их
описание»
Виды
растительных
и животных
тканей.
Одноклеточны
е и
многоклеточн
ые организмы.
Знать /
понимать:
Особенност
и строения
и виды
тканей
различных
организмов
.
Уметь:
Уметь:
проводить
исследование;
находить
информацию в
учебных
текстах.
работать с
микроскоп
ом.
Готовить и
описывать
микропреп
араты
клеток
растений
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.18
«Строение
клетки»
Лаб. раб № 3
«Приготовлен
ие и описание
микропрепара
тов тканей
растений и
животных»
35(6)
Строение клетки
Строение
клетки.
Прокариотиче
ские и
эукариотическ
Знать /
понимать:
особенност
и строение
Уметь:
Уметь:
работать с
микроскоп
проводить
исследование;
находить
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.19
«Строение 36(7)
Основные части и
органоиды клетки,
их функции.
ие коетки.
Особенности
строения
животной и
растительной
клетки.
Строение
клетки.
Основные
части и
органоиды
клетки, их
функции.
клеток
прокариот
и
эукакриот,
строение
клеток
растений и
животных,
выделять
различия в
их
строении
Знать /
понимать:
названия
органоидов
клетки,
взаимосвяз
ь между
строением
и функцией
органоида.
клетки»
информацию в
учебных
текстах.
ом.
Наблюдать,
описывать
и
сравнивать
строение
клеток
растений и
животных.
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.20
«Строение
клетки»;
Уметь:
Уметь:
проводить
исследование;
сравнивать;
находить
информацию в
учебных
текстах.
работать с
микроскоп
ом.
Наблюдать,
описывать
и
сравнивать
строение
клеток
растений и
животных.
37 (8)
Особенности
клеток прокариот
и эукариот.
Знать /
понимать:
Многообразие
клеток.
Клетки
прокариот и
Уметь:
проводить
исследование;
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.20
«Строение 38(9)
Многообразие
прокариот.
39(10)
Роль бактерий в
природе.
40(11) Многообразие
одноклеточных
эукариот
41(12)
Строение и
функции
хромосом.
распростра
нение и
значение
бактерий в
природе.
Знать /
понимать:
распростра
нение и
значение
бактерий в
природе.
эукариот.
Форма клеток
бактерий.
Многообразие
клеток.
Клетки
прокариот
Форма клеток
бактерий.
Многообразие
клеток.
клетки
бактерий»
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.24, с.142
148
«Строение
клетки
бактерий»
Демонстраци
я:
«Строение
одноклеточны
х организмов»
П.24, с.148
152
П.24, с.152
164
находить
информацию в
учебных
текстах.
Уметь:
проводить
исследование;
находить
информацию в
учебных
текстах.
Уметь:
проводить
исследование;
находить
информацию в
учебных
текстах.
Строение и
функции
хромосом.
Значение
постоянства
числа и формы
хромосом в
Знать /
понимать:
строение
генов и
хромосом;
типы
нуклеинов
Уметь:
Уметь:
выделять
различия в
строении и
функциях
ДНК и
РНК.
выделять
главные мысли
услышанного,
запоминать и
воспроизводить
услышанное.
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.24
«Хромосомы»
;
«Характерист
ика гена»; 42(13)
Клеточный цикл.
«Строение
молекулы
ДНК»;
«Удвоение
молекулы
ДНК»;
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.21
«Строение
клетки»,
«Митоз».
ых кислот,
функции
нуклеинов
ых кислот.
Роль ДНК
и РНК в
жизни
организмов
Знать /
понимать:
сущность и
биологичес
кое
значение
митоза,
фазы
митоза.
клетках.
ДНК –
носитель
наследственно
й информации.
Удвоение
молекулы
ДНК в клетке
Жизненный
цикл.
Размножение
свойство
организмов.
Деление
клеткиоснова
роста,
развития и
размножения
организмов.
Митоз,
сущность и
значение.
Характериз
овать
процесс
удвоения
молекулы
ДНК.
Уметь:
Уметь:
давать
определени
я
ключевым
понятиям,
описывать
последоват
ельно фазы
митоза.
находить
информацию
в учебных
текстах, научно
– популярных
изданиях,
ресурсах
Интернет и
критически
оценивать ее;
Запоминать и
воспроизводит
ь услышанное.
Готовить
пересказ
прочитанного.
Вести диалог
на материале 43(14)
Деление клетки –
основа роста,
развития и
размножения
организмов. Митоз
Митоз,
сущность и
значение.
Знать /
понимать:
сущность и
биологичес
кое
значение
митоза,
фазы
митоза.
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.22
«Строение
клетки»,
«Митоз».
учебных тем.
Уметь:
Уметь:
давать
определени
я
ключевым
понятиям,
описывать
последоват
ельно фазы
митоза.
находить
информацию
в учебных
текстах, научно
– популярных
изданиях,
ресурсах
Интернет и
критически
оценивать ее;
Запоминать и
воспроизводит
ь услышанное.
Готовить
пересказ
прочитанного.
Вести диалог
на материале
учебных тем.
44(15) Мейоз.
Гаметогенез.
Овогенез.
Сперматогенез
. Строение
половых
клеток.
Значение
Знать /
понимать:
строение
половых
клеток,
фазы
Уметь:
Уметь:
давать
определени
е ключевым
понятиям,
называть
находить
информацию
в учебных
текстах, научно
– популярных
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.22
«Строение
клетки» 45(16)
Образование
половых клеток.
гаметогенеза.
Образование
половых
клеток.
Стадии
размножения,
роста,
созревания.
Мейоз. Фазы
первого и
второго
мейотического
деления.
Гаметогенез.
Овогенез.
Сперматогенез
. Строение
половых
клеток.
Значение
гаметогенеза.
Образование
половых
клеток.
Стадии
размножения,
роста,
созревания.
стадии
гаметогенез
а.
первого
второго
мейотическ
их делений,
отличие
мейоза от
митоза.
изданиях,
ресурсах
Интернет и
критически
оценивать ее;
Запоминать и
воспроизводит
ь услышанное.
Готовить
пересказ
прочитанного.
Вести диалог
на материале
учебных тем.
Знать /
понимать:
строение
половых
клеток,
фазы
первого
второго
мейотическ
их делений,
отличие
мейоза от
митоза.
Уметь:
Уметь:
давать
определени
е ключевым
понятиям,
называть
стадии
гаметогенез
а.
находить
информацию
в учебных
текстах, научно
– популярных
изданиях,
ресурсах
Интернет и
критически
оценивать ее;
Запоминать и
воспроизводит
ь услышанное.
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.23
«Строение
клетки» 46(17)
Обобщение по теме
«Клеточный
уровень
организации
жизни»
47 (1) Молекулярный
уровень
организации живой
материи, значение
и роль в природе.
Мейоз. Фазы
первого и
второго
мейотического
деления.
Обобщение
знаний о
разнообразии
жизни,
представленно
й биосистемой
«Клетка»
Знать /
понимать
биологичес
кую
терминолог
ию по теме
«Клетка»;
Уметь:
объяснять
значение
биологичес
ких
терминов и
законов,
Готовить
пересказ
прочитанного.
Вести диалог
на материале
учебных тем.
Уметь:
планировать и
анализировать
свою учебную
деятельность
Тема 3. Молекулярный уровень проявления жизни 21 час
Уметь:
характериз
овать
свойства
молекуляр
ного
уровня
Знать /
понимать:
биологичес
кое
значение
химически
х
элементов,
минеральн
ых веществ
и воды в
жизни
клетки и
Повтор.п.17
25
ПК,
таблица
П.26 48(2) Химический состав
клетки. Роль
неорганических
веществ в клетке и
организме
человека.
49(3)
Органические
вещества клетки:
углеводы и липиды
Химический
состав клетки.
Роль
неорганически
х и
органических
веществ в
клетке и
организме
человека.
Единство
элементарного
химического
состава живых
организмов
как
доказательство
происхождени
я живой
природы.
Химический
состав клетки.
Роль
органических
веществ в
клетке и
организме
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.27
«Химический
состав
клетки»
Уметь:
находить
информацию в
учебных
текстах и
оценивать ее;
составлять
таблицы.
человека
Знать /
понимать:
Уметь:
сравнивать
биологичес
кое
значение
химически
х
элементов,
минеральн
ых веществ
и воды в
жизни
клетки и
человека
химически
й состав
тел живой
и неживой
природы и
делать
выводы на
основе их
сравнения.
Объяснять
единство
живой и
неживой
природы.
Знать /
понимать:
элементарн
ый состав
углеводов,
липидов и
белков, их
Уметь :
Уметь:
характериз
овать
биологичес
кую роль
углеводов,
липидов,
находить
информацию в
разных
источниках и
критически
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.27
«Белки, их
функции»;
«Липиды, их 50(4)
Лабораторная
работа №4
«Содержание
органических
веществ в
организмах»
51(5)
52(6)
Органические
вещества клетки.
Белки.
Функции белков
человека.
функции в
организме
оценивать ее.
функции»;
«Углеводы, их
функции»
белков
обеспечени
и
жизнедеяте
льности
клетки и
организма
Уметь:
работать с
лабораторным
оборудованием
П.27
Микроскоп
,
лаб.оборуд
ование
Химический
состав клетки.
Роль
органических
веществ в
клетке и
организме
человека.
Знать /
понимать:
элементарн
ый состав
белков, их
функции в
организме
Уметь :
Уметь:
находить
информацию в
разных
источниках и
критически
оценивать ее.
характериз
овать
биологичес
кую роль ,
белков
обеспечени
и
жизнедеяте
льности
клетки и
организма
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.27
«Белки, их
функции»;
«Липиды, их
функции»;
«Углеводы, их
функции»
53(7)
Лабораторная
работа
№5Каталитическая
Уметь:
наблюдать
химические
П.27
Лаборатор
ное
оборудован активность
ферментов.
54(8)
Структура и
функции
нуклеиновых
кислот. ДНК.
55(9)
Структура и
функции
нуклеиновых
кислот. РНК.
ие
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.28
«Нуклеиновы
е кислоты»
Химический
состав клетки.
Роль
нуклеиновых
кислот в
клетке
Знать /
понимать:
элементарн
ый состав
нуклеинов
ых кислот,
их функции
в клетке
процессы,
сравнивать
объекты,
делать выводы
Уметь :
Уметь:
находить
информацию в
разных
источниках и
критически
оценивать ее.
характериз
овать
биологичес
кую роль
нуклеинов
ых кислот в
обеспечени
и
жизнедеяте
льности
клетки и
организма
Демонстраци
я:
ПК,
таблица
П.28
«Нуклеиновы
е кислоты»
Химический
состав клетки.
Роль
нуклеиновых
кислот в
клетке
Знать /
понимать:
элементарн
ый состав
нуклеинов
ых кислот,
их функции
в клетке
Уметь :
Уметь:
находить
информацию в
разных
источниках и
критически
оценивать ее.
характериз
овать
биологичес
кую роль
нуклеинов
ых кислот в
обеспечени
и
жизнедеяте
льности 56(10)
Ген. Генетический
код. Роль генов в
биосинтезе белка.
ДНКноситель
наследственно
й информации.
Ген.
Генетический
код. Свойства
генетического
кода .Роль
генов в
биосинтезе
белка
Знать /
понимать:
строение
генов и
хромосом,
основные
свойства
генетическ
ого кода.
клетки и
организма
Уметь:
Уметь:
выделять
главные мысли
услышанного,
запоминать и
воспроизводить
услышанное.
характериз
овать
сущность
процессов
хранения и
передачи
наследстве
нной
информаци
и.
таблицы.
П.30
Демонстраци
я:
«Характерист
ика гена»;
«Строение
молекулы
ДНК»;
«Строение
молекулы
РНК»;
«Строение
молекулы
белка»;
57(11)
Пластический
обмен. Биосинтез
белка.
ДНК, матрица
Демонстраци
я:
ПК,
таблицы
П.30
«Биосинтез
белка»
Знать /
понимать:
Процесс
биосинтеза
белка
Уметь:
Уметь:
выделять
главные мысли
услышанного,
запоминать и
воспроизводить
услышанное.
характериз
овать
сущность
процессов
хранения и
передачи
наследстве
нной
информаци 58(12)
Решение задач
59(13)
60(14)
Фотосинтез
НАДФ, АТФ,
АДФ
Практическ
ое
применение
знаний по
теме
Знать /
понимать:
Процесс
фотосинтез
а
61(15) Энергетический
обмен в клетке.
Диссимиляция,
гликолиз
Знать /
понимать:
62(16)
Решение задач по
энергетическому
обмену
Процесс
диссимиля
ции
Практическ
ое
применение
знаний по
и.
КИМы
П.30
Уметь:
Уметь:
выделять
главные мысли
услышанного,
запоминать и
воспроизводить
услышанное.
характериз
овать
сущность
процесса
фотосинтез
а в
растительн
ых клетках
Уметь:
Уметь:
характериз
овать
сущность
процесса
дыхания в
живых
клетках
выделять
главные мысли
услышанного,
запоминать и
воспроизводить
услышанное.
Демонстраци
я:
ПК,
таблицы
П.29
«Фотосинтез»
Демонстраци
я:
ПК,
таблицы
П.31
«Энергетичес
кий обмен»»
КИМы
П.31 63(17)
Регуляторы
биомолекулярных
процессов
Ферменты,
витамины,
гормоны
64(18)
Химические
элементы в
оболочках Земли и
молекулах живых
систем.
65(19)
Химическое
загрязнение
окружающей среды
как глобальная
экологическая
проблема
теме
Знать /
понимать:
Регуляцию
биохимиче
ских
процессов
Знать /
понимать:
Регуляцию
биохимиче
ских
процессов
Знать /
понимать:
Влияние
человека и
его
деятельнос
ти на
окружающу
ю среду
Уметь:
Уметь:
объяснять
значение
биологичес
ких
терминов и
законов.
выделять
главные мысли
прочитанного;
планировать и
анализировать
свою учебную
деятельность.
Уметь:
Уметь:
объяснять
значение
биологичес
ких
терминов и
законов.
выделять
главные мысли
прочитанного;
планировать и
анализировать
свою учебную
деятельность.
Уметь:
Уметь:
объяснять
значение
биологичес
ких
терминов и
законов.
выделять
главные мысли
прочитанного;
планировать и
анализировать
свою учебную
деятельность.
П.32
Учебник,
доп.литера
тура
П.32
Учебник,
доп.литера
тура
П.33
Учебник,
доп.литера
тура 66(20)
Обобщение по теме
«Молекулярный
уровень»
Обобщение
знаний о
разнообразии
жизни,
представленно
й биосистемой
«Клетка»
Знать /
понимать:
биологичес
кую
терминолог
ию по теме
«Клетка»
Уметь:
Уметь:
объяснять
значение
биологичес
ких
терминов и
законов.
выделять
главные мысли
прочитанного;
планировать и
анализировать
свою учебную
деятельность.
67,68
Повторение и
обобщение
Обобщение по
курсу «Общая
биология»
КИМы
Повт. П.27
32
Подготовка
к ЕГЭ
Критерии оценки уровня достижений обучающихся по предмету.
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать
выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных
неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать
выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных
правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном
воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное
несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об
изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала,
значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в
условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно
и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационнотрудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно
использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено дватри недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной
части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам
работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в
ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в
отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях,
графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники
безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и
объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении
правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по
требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двухтрех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырехпяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТпресс,
2006.
Литература для учителя: 2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
3. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Издво «Первое сентября», 2002.
4. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 811 класс:
Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
5. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
7. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
8. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
9. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 1011 класс. – М.: Просвещение, 2002.
10. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айриспресс, 2004.
11. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айриспресс, 2004.
12. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 1011 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
1. Биология: 11 класс базовый уровень: учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, о.А.
Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2012. – 400 с
Литература для учащихся: 2. Биология. Общая биология: учеб. Для 1011 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К
Шумного и Г.М. Дымшица/. М., Просвещение, 2006.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТпресс,
2006.
4. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
5. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
6. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
7. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: ВентанаГраф,
2004.
Интернетресурсы:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion
Мультимедийные пособия:
1. 1С: Сдаём ЕГЭ. Биология. – ЗАО «1 С», 20072012 гг.
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы –
академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимов
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Авторская программа по биологии 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.