Авторская программа по биологии 9 класс
Оценка 5

Авторская программа по биологии 9 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология
9 кл
24.01.2018
Авторская программа по биологии 9 класс
Авторская рабочая программа и тематическое планирование составлено на основе программы по биологии для 5-9 классов И.Н.Пономарёвой, В.С.Кучменко,О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой ; М.:Вентана-Граф, 2012Уровень общего образования-базовый, количество часов по учебному времени - всего 68 часов в год, в неделю - 2 часа.Авторская программа по биологии 9 класс.
рабочая программа 9 класс.docx
Рассмотрено На заседании ШМО «___»_______2017                                                  «___»_______2017                                    «___»_______2017                                             Согласовано      Зам.директора по УВР___________М.Г.Малкина                директор _______Ф.А.Тимажева                   УТВЕРЖДАЮ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тагайская  средняя школа» Рабочая программа по биологии 9 класс Наименование учебного предмета      биология Класс 9 Уровень общего образования    базовый       Учитель                                            Кузнецова Ольга Николаевна Срок реализации программы, учебный год       2017­2018 Количество часов по учебному времени всего  68    часов в год,   в неделю    2  час Планирование   составлено   на   основе   авторской   программы   по   биологии             для   5­9   классов  И.Н.Пономарёвой, В.С.Кучменко,О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой ; М.:Вентана­Граф, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания   проведен   с   учетом   культуросообразного   подхода,   в  соответствии   в   которым   учащиеся   должны   освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса   биологии   составляют   ведущие   системообразующие   идеи   –   отличительные   особенности   живой   природы,   ее многообразие   и   эволюция,   в   соответствии   с   которыми   выделены   блоки   содержания:   Признаки   живых   организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды.  Основу изучения курса биологии составляют эколого­эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде   обитания,   роли   в   экосистемах.   В   содержании   раздела   «Человек   и   его   здоровье»   особое   внимание   уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.  Курс «Основы общей биологии» для 9­го класса завершает изучение дисциплины «Биология» в основной школе. Он отражает концепцию программы по биологии 6­11 классов. Преподавание курса биологии в 9­м классе осуществляется по программе «Основы общей биологии». / Авторы И.Н.   Пономарева,   О.А.   Корнилова,   Н.М.   Чернова  опубликованной   в   сборнике   «Биология   в   основной   школе: Программы». ­ М: Вентана­Граф, 2011, допущенной Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника Биология. 9 класс. Основы общей биологии для  общеобразовательных учреждений. ­ М.: Вентана­Граф, 2011 Цели Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:      освоение   знаний  о   живой   природе   и   присущих   ей   закономерностях;     строении,   жизнедеятельности   и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;  овладение   умениями  применять   биологические   знания   для   объяснения   процессов   и   явлений   живой   природы, жизнедеятельности   собственного   организма;   использовать   информацию   о   современных   достижениях   в   области биологии   и   экологии,   о   факторах   здоровья   и   риска;   работать   с   биологическими   приборами,   инструментами, справочниками;   проводить   наблюдения   за   биологическими   объектами   и   состоянием     собственного   организма, биологические эксперименты;  развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей  в   процессе  проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание  позитивного   ценностного   отношения   к   живой   природе,   собственному   здоровью   и   здоровью   других людей; культуры поведения в природе; иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни  для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ­инфекции. Цель курса «Основы общей биологии»:  овладение учащихся знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями,   формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;  установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;  подготовка школьников к практической деятельности в области с/х: медицины, здравоохранения.             Место предмета в базисном учебном плане                 Изучение предмета базируется и на знаниях учащихся, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической   и   экономической   географии.   Это   обусловлено   тем,   что   для   достижения   базового   уровня   биологии. Образования   необходимо   добиться   определенной   завершенности   знаний   об   условиях   жизни,   закономерности   живой природы    и  о зависимости  всех  процессах  и  явлениях. Даже  если в содержание  курса  включены основы  различных областей,   его   отличает   целостность,   поскольку   главной   идеей   является   выделение   закономерностей   развития   и разнообразия жизни на Земле. В разделы курса введен экономический аспект. По   базисному учебному плану на изучение биологии в 9­м классе выделено   68 часов в течение учебного года, 2  часа в неделю, 7 лабораторных работ. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная   программа     навыков, универсальных   способов деятельности  и ключевых  компетенций. В этом направлении приоритетными  для учебного предмета   «Биология»   на   ступени   основного   общего   образования   являются:  распознавание   объектов,   сравнение, классификация, анализ, оценка.    предусматривает   формирование   у   учащихся   общеучебных   умений   и   Результаты обучения Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который     реализацию   деятельностного, практикоориентированного   и   личностно   ориентированного   подходов:   освоение   учащимися   интеллектуальной   и   полностью   соответствует   стандарту.   Требования   направлены   на практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Основные знания 1. Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Царства живой природы. ­ Уровни   организации   жизни     (молекулярный,  клеточный,  организменный,  биоценотический,  популяционно­видовой, биосферный). ­ Признаки   живого   (клеточное   строение,   обмен   веществ   и   энергии,   раздражимость,   гомеостаз,   рост,   развитие, воспроизведения, движения, адаптация). 2. Клетка – структурная и функциональная единица живого. ­ Основные положения клеточной теории. ­ Химический состав клетки, постоянство хим. состава. ­ Строения и функции клеток растений, животных, грибов, бактерий. ­ Клетки прокариоты и эукариоты. ­ Деление клетки, роль хромосом в хранении и передачи наследств. Информации, митоз и мейоз. ­ Ткани растений и животных, их функции.  ­ Вирусы как неклеточная форма жизни, вызываемые ими заболевания и их профилактика. СПИД и его профилактика. 3. Организм, его строение жизнедеятельность. строение и функции организма растений, животных, грибов, бактерий; взаимосвязь строения и функций органов и систем органов; ­ одноклеточные и многоклеточные организмы; ­ происхождение многоклеточных; ­ ­ ­ поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаз); ­ основные процессы жизнедеятельности организмов. ­ ­ регуляция процессов жизнедеятельности; автотрофные и гетеротрофные организмы, значение фотосинтеза; ­ рост, развитие, размножение организмов, значение этих процессов, бесполое и половое размножения. ­ Индивидуальное развитие организмов, законы наследственности, закономерности, изменчивости; ­ Ген, генотип, фенотип. 4. Взаимосвязь организма и среды. среды обитания организмов ; ­ ­ факторы среды ( абиотические, биотические, антропогенные); ­ ­ ­ экология популяций; структура, динамика численности; взаимосвязь организмов и среды обитания; сезонные изменения в жизни жив. орг. 5. Природные сообщества и экосистемы: экосистема и ее компоненты: организмы – продуценты, редуценты, консументы, биогенные элементы; связи в экосистемах, цепи питания; ­ природные и искусственные сообщества; ­ приспособленность организмов к жизни в природном сообществе; ­ ­ ­ круговорот веществ в природе и роль организмов; ­ роль человека в повышении продуктивности искусственных сообществ; ­ сохранение биологического разнообразия; влияние деятельности человека на организмы, виды. Природные сообщества (биоценозы) и экосистемы (биоценозы), меры по их охране; саморегуляция как основа устойчивости  влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека; ­ ­ ­ многообразие организмов и их классификация; ­ ­ биоэтика и основные организмы; ­ особенности многообразия растений и животных конкретного региона; ­ основные систематические (таксономические) единицы (категории), вид – основная единица классификации; ­ неклеточные формы жизни – вирусы; ­ безъядерные организмы (прокариоты ) – бактерии; ­ ядерные организмы (эукариоты ) – грибы, растения, животные; ­ ­ факторы эволюции: наследственность, изменчивость борьба за существование, естественный и искусственный отбор; эволюция органического мира; ­ микроэволюция и  макроэволюции, их закономерности; ­ направление эволюции: биологический прогресс,  ­ результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов; ­ происхождение и развитие жизни на Земле. Основные умения: ­ применять знания; ­ о видах, популяциях, природных сообществах, экосистемах для обоснования примеров их выращивания; ­ о   строении   и   жизнедеятельности   бактерий,   грибов,   вопросов   для   обоснования   профилактики   заболеваний   и отравлений; ­ о   строении   и   жизнедеятельности   организма   человека   для   обоснования   зависимости   процессов   жизнедеятельности человека от условий окружающей среды; ­ о движущих типах эволюции для объяснения ее результатов – приспособленности организмов и многообразии видов;                  Сравнить: строение клеток бактерий, грибов, растений, животных; ­ ­ природные и искусственные сообщества, экосистемы; ­ царство живых природы.                 Наблюдать: ­ приспособленность организмов к среде обитания.                 Узнать: ­ наиболее распространенные виды растений и животных своего региона.                     Делать выводы: ­ о единстве органического мира; ­ о клеточном строении организмов; ­ об историческом развитии живой природы.                    Соблюдать правила: ­ приготовления микропрепаратов и работы с микроскопом; ­ проведения простейших опытов; ­ поведения в природе; ­ здорового образа жизни СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ №п/п  Содержание учебного материала Кол­во часов Прогнозируемый результат   Выполнение практической части    Оборудование  ВВЕДЕНИЕ 1. Биология – наука о живом мире.  Общие свойства всего живого 2 1 Р.К  Разнообразие живых  организмов на примерах  местной флоры и фауны Знать: Разнообразие живых  организм и общие основы  жизни. Признаки живого:  клеточное строение, обмен     в­в и энергии, раздражим.,  гомеостаз, рост, движение. Уметь: применять знания: Учебник, таблицы 2. Многообразие форм жизни 1 видах,   популяциях, о   природных сообществах, экосистемах для обоснования примеров.   Учебник, таблицы II 3. Основы учения о клетке Цитология − наука, изучающая  клетку. Многообразие клеток  4. Химический состав клетки  5. 6. 7. 8. Белки и нуклеиновые кислоты  Строение клетки   Органоиды клетки и их функции.  Обмен веществ – основа  существования клетки  10 1 1 1 1 1 1 Знать: история изучения  клетки. Основные положен.  клеточной теории. Клетка –  структурная  и  функциональная единица   живого. Жизнен. Цикл клетки.  Химический состав    клетки,  его постоянство.  Неорганические. и  органические вещества. Вода,  ее роль в клетке. Углеводы,  жиры, Белки. Аминокислоты  ферменты их роль. Нуклеинов.  кислоты. Структура  ДНК.  РНК и АТФ. Строение клетки. лабораторная  работа  №1 «Осмотические  явления в клетке» Л.р.№2.  Учебник, таблицы,ПК Учебник, таблицы Учебник, таблицы Учебник, таблицы,  лабораторное  оборудование 9. Биосинтез белков в живой клетке 1 Гетеротрофы. Обмен в­в,  « Многообразие клеток.  Сравнение растительной  и животной клеток».  Энергетический, и  пластический фотосинтез. Уметь: сравнить: строение   клеток   бактерий, грибов, растений, животных; природные   и   искусственные сообщества, экосистемы;    царство живых природы  Делать выводы о клеточном  строении организмов всех  царств живой природы.  Соблюдать правила  приготовления  микропрепаратов и  рассматривать их под  микроскопом   10. Биосинтез углеводов –  фотосинтез  11 Обеспечение клеток энергией  12 III Контрольная работа № 1  «Основы учения о клетке» Размножение и индивидуальное развитие организмов. Онтогенез. 1 1 1 4 13. Типы размножения 14. Деление клетки. Митоз. 15. 16.  Образования половых клеток.  Мейоз. Индивидуальное развитие  организмов − онтогенез.   IV Основы учения о наследственности и изменчивости 17. Из истории развития генетики.  Основные понятия генетики. 1 1 1 1 13 1 Учебник, таблицы, ПК Л.Р.№3 «Рассмотрение  микропрепаратов  делящихся клеток» Учебник, таблицы,  лабораторное  оборудование Учебник, таблицы Знать: формы размножения  организмов, бесполое и  половое, вегетативное.  Деление клеток эукариот,  митоз и его фазы. Деление  клетки прокариот. Мейоз, его сущность, оплодотворение.  Биолог. Роль размножения.  Онтогенез и его этапы.  Эмбриональное и  постэмбриональное развитие.  Факторы среды и онтогенез.   Уметь: Характеризовать деление клетки, размножение, рост и развитие бактерий,  грибов, растений, животных;  роль клеточной теории в  обосновании единства  органического мира. Знать: Живой организм и его  свойства. Понятие о  наследственности и  изменчивости Законы    Учебник, таблицы,  портреты 18. 19. 20. 21. 22. 23.   24. Генетические опыты Менделя. Моногибридное скрещивание.  Пр/р Решение задач. Дигибридное скрещивание.  Третий закон Менделя.                   Решение задач. Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Взаимодействие генов и их  множественное действие   Определение пола и  наследование  признаков,  сцепленных с полом.   2 2 1 1 1 наследственности.,  закономерности изменчивости. Эксперименты Г. Менделя.   Законы Менделя.  Доминантный и рецессивный  признаки    Аллельные           гены.  Гомозиготы и гетерозиготы   Генотип фенотип.  Определение пола   . Норма реакции.  Модификационная.  изменчивость.  Мутационная изменчив. Причины мутаций.  Значение мутаций.  Использование мутаций для  выведения новых форм  растений. Учебник, таблицы, ПК Учебник, таблицы, ПК Учебник, таблицы, ПК Учебник, таблицы, ПК 25. Решение задач. 26. Наследственные болезни,  сцепленные с полом. 27. Наследственная изменчивость. 28.  29 Другие типы изменчивости  Л/р №4 Построение  вариационного ряда и  вариационной кривой  изменчивости. V Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. 30. Генетические основы селекции  организмов. 1 1 1 1 6 1 Понятие о генофонде.  Биоразнообразие.   Учебник, таблицы, ПК Уметь: Обосновывать  вредное влияние алкоголя,  наркотиков, курения на  организм человека и его  потомство. Соблюдать  правила здорового образа  жизни. Знать: задачи и методы  селекции. Учение Н.И.  Вавилова о центрах  происхождения культурных  Л.Р. № 4 Учебник, таблицы, ПК Учебник,  таблицы,гербарий растений. Методы селекции  растений. Клеточная  инженерия. Селекция животных.  Основные направления  биотехнологии в   микробиологии. Уметь: Приводить примеры  наиболее распространенных  видов и сортов растений,  видов и пород животных 31. Р.К. Особенности селекции растений. 1 Р.К.Историческая   справка   о  центрах   селекционной    работы   в Ульяновской   области    32. Центры многообразия и  происхождения культурных  растений. 33. Особенности селекции животных. 34. 35. VI Основные направления селекции  микроорганизмов. Обобщение по теме: «Основы  селекции» Происхождение жизни и развитие Органического мира 36 Р.К. Представление о возникновении  жизни на Земле в истории  естествознания. Палеонтологические находки в  Ундорах 1 1 1 1 5 1 Учебник,  таблицы,гербарий Учебник,  таблицы,гербарий Учебник, таблицы, ПК Учебник, таблицы, ПК Учебник, таблицы, ПК Учебник, таблицы, ПК,  коллекции Современная теория  возникновения Жизни на Земле. Биологическая эволюция. Этапы развития жизни на Земле. 37. 38. 39. 40 VII Учение об эволюции 41. 42. 43. 44. Идея развития органического  мира в биологии.  Основные положения  теории  Ч.Дарвина  (лекции) Борьба за существование,  естественный отбор.                 Приспособленность организмов –  результат эволюции. 45. Вид, его критерии и структура. 46. Процессы видообразования. 2 2 9 2 2 1 1 Знать: Ч. Дарвин – создатель  теории эволюции. Основные  положения теории Ч. Дар ­   вина. Факторы эволюции.  Приспособленность –  результат эволюции. Учебник, таблицы, ПК Учебник, таблицы, ПК Учебник, таблицы, ПК Учебник, таблицы, ПК Лабораторная  работа № 5  «Изучение критериев вида» – Учебник, таблицы, ПК Учебник, таблицы, ПК  Лабораторная  работа № 6 «Выявление ароморфозов  у растений, идиоадаптаций и дегенераций у  животных» Учебник, таблицы, ПК 47. Макроэволюция – результат  макроэволюций. Популяционная структура вида на примерах местной флоры и  фауны 48. Основные направления эволюции. Основные закономерности   биологической эволюции. 49 Обобщение по теме: «Учение об  эволюции». 1 1 1 Образование новых видов  в  природе. Изоляция.  Видообразование.  Макроэволюция. Прогресс и  регресс. Ароморфоз,  идиоадаптация, дегенерация. Уметь: Называть причины и  результаты эволюции.  Приводить примеры  усложнения растений и  животных в процессе  эволюции; изменчивости,  наследственности и  приспособленности растений  и животных к среде обитания. Применять знания о  движущих силах эволюции  для объяснения ее  результатов:  приспособленность  организмов и многообразие  видов VIII  Происхождение человека  (антропогенез) 7 Знать: место человека в  системе  орг. мира. 50 51 Место человека в живой природе. Систематическое положение  человека. Биосоциальная сущность вида  Человек разумный 52. Этапы эволюции человека 53. Первые и современные люди. 54. 55.  Р.К. 56 IX 57. Человеческие расы, их родство и  происхождения.  Человек как житель биосферы. Многообразие национальностей  на территории Ульяновской  обл. Обобщение Основы экологии. Условия жизни на Земле. Среды   жизни и экологические факторы. 2 1 1 2 1 12 1 Доказательства   происхождения человека от  животных. Социальные и  природные факторы.  Человеческие расы, их  родство и происхождение.  Движущие силы и этапы  эволюции человека  древнейшего.,  древнего,  разумного. Уметь: Обосновывать  родство млекопитающих  животных и человека,  человеческих рас. Делать  вывод о происхождении  человека от животного Знать: экология­наука о  взаимосвязях организмов с  Учебник, таблицы, ПК Учебник, таблицы, ПК Учебник, таблицы, ПК Учебник, таблицы, ПК 58. 59. Р.К. Общие законы действия  факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к  действиям факторов среды. Р.К.Приспособленность    организмов   и   ее    относительность   на местных  видах Компоненты экосистемы 60. Биотические связи в природе. 61. Популяции, динамика  численности популяций в  природе. 62. Биогеоценозы – сообщества  живых организмов. Р.К.Биогеоценозы Челябинской  области и их смена Экскурсия в  биогеоценоз. Характеристика  искусственных биогеоценозов  (пришкольный участок) 63. Биосфера, ее структура и  функции. 1 1 1 1 1 окружающей средой. Условия жизни на Земле.   Экологические факторы.  Основные среды жизни. За   коны: оптимума,  лимитирующего фактора,  комплексное воздействие  факторов. Радиация.  Экологические группы  организмов. Связи  хищник ­  жертва, паразит ­ хозяин.  Сообщества, экосистемы,    Компоненты экосистемы,  биогенные элементы,  продуценты,  консументы,  редуценты.  Цепи питания,  круговорот  веществ.  Биосфера. Роль  экологической культуры. Уметь: приводить примеры  природных и искусственных  сообществ. Характеризовать  среды обитания организмов,  экологические факторы;  природные сообщества,  пищевые связи в них,  приспособленность  организмов к жизни в  ­ Лабораторная  работа №  7  «Приспособленность  растений к обитанию в  еловом лесу» Учебник, таблицы, ПК   Учебник, таблицы, ПК Учебник, таблицы, ПК 64. Р.К. Развитие и смена биогеоценозов. Основные типы взаимосвязей в  сообществах на примерах  местной флоры и фауны 65 Основные законы устойчивости  живой природы. 66. Р.К Р.К. Круговорот углерода,  кислорода, азота и фосфора. Рациональное использование  природы и ее охрана. Р.К. Антропогенное воздействие на природную среду  Челябинской области 67. 68. Обобщение по теме: «Основы  экологии»                                      Повторение 1 1 1 2 сообществе; искусственные  сообщества, роль человека в  их продуктивности. Обосновывать влияние  деятельности человека на  многообразие видов растений  и животных, на среду их  обитания, последствия этой  деятельности; регулирование  численности видов, охраны  природных сообществ в  сохранении равновесия в  биосфере. Применять знания  о видах, популяциях,  природных сообществах для  обоснования мер их охраны.     №  1 Дата н а л П т к а Ф   Тема урока Тип урока Элементы  содержания Предметные  результаты УУД Биология –  наука о живом мире Изучение  нового  материала Биология – наука о  живой природе. Роль  биологии в практической Знать: методы изучения  живых объектов;  определение биологии  Метапредметные:  Овладение учебными  умениями: работать с  Домашнее задание П. 1­2; деятельности людей.  Методы изучения живых  объектов. Биологический эксперимент.  Наблюдение, описание и  измерение  биологических объектов. как науки о живой  природе. Уметь: объяснять роль  биологии в  формировании  современной  естественнонаучной  картины мира; приводить примеры достижений  современной биологии 2 Общие  свойства  живых  организмов Комбиниро ванный  урок Признаки живых  организмов, обмен  веществ Знать признаки живых  организмов. Уметь:  характеризовать  сущность биологических процессов: обмена  веществ и превращения  энергии, роста,  развития,  размножения,  наследственности;  доказывать, что живые организмы­ открытые  системы. учебной и справочной  литературой, логично  излагать материал; умение  работать с информацией:  самостоятельно вести поиск  источников (справочные  издания на печатной основе и  в виде СD, периодические  издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и  обработку информации. Личностные: Ориентация в  межличностных отношениях.  Умение выделять  нравственный аспект  поведения.   Самоопределение. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений. Личностные: Формирование  познавательных интересов и  мотивов к изучению биологии и общению с природой. П. 3 3 4 Многообразие форм живых  организмов Комбиниро ванный  урок Многообразие форм  жизни, их роль в  природе. Уровни  организации живой  природы. Царства живой  природы. Знать определение  понятия «таксон»,  уровни организации  жизни. Уметь  характеризовать  царства живой  природы. Изучение  нового  материала Цитология –  наука о  клетке.  Многообразие клеток Клеточное строение  организмов как  доказательство их  родства, единства живой  природы. Клетка как  основная структурная и  функциональнаяединица  организмов. Клетка как  биосистема. Знать основные  положения клеточной  теории. Уметь объяснять  общность  происхождения  растений и животных;  узнавать клетки  различных организмов П. 4 П. 5;   Метапредметные: Умение  слушать и вступать в диалог.  Планирование своей  деятельности для решения  поставленной задачи.  Овладение учебными  умениями: логично излагать  материал; анализировать  текст, таблицу, рисунок и на  этой основе формулировать  выводы. Личностные:  Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения и выводы). Метапредметные:  Овладение учебными  умениями: работать с  учебной и справочной  литературой, логично  излагать материал; умение  работать с информацией:  самостоятельно вести поиск  источников (справочные  издания на печатной основе и  в виде СD, периодические  издания, ресурсы Интернета); 5 6 Урок­ практикум Лабораторная работа №1  «Многообрази е клеток  эукариот» П. 5;   проводить анализ и  обработку информации. Личностные: Ориентация в  межличностных отношениях.  Умение выделять  нравственный аспект  поведения.  Самоопределение Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения и выводы). Химический  состав клетки Изучение  нового  материала Особенности  химического состава  живых организмов:  микроэлементы,  макроэлементы.  Неорганические  вещества, их роль в  Знать: признаки клетки как биологического  объекта, её химический  состав; неорганические  и органические  вещества. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  П.6 7,8 Органические  вещества  клетки Комбиниро ванный  урок организме: вода,  минеральные соли.  Органические вещества:  белки, углеводы и  липиды Уметь:  характеризовать  значение  микроэлементов;  классифицировать  углеводы по группам Особенности  химического состава  живых организмов.  Органические вещества,  их роль в организме.  Белки, аминокислоты.  Нуклеиновые кислоты,  их структура и функции. Знать: основные  продукты, богатые  белками; мономеры  белков и нуклеиновых  кислот. Уметь:  характеризовать  функции белков и  нуклеиновых кислот;  сравнивать строение  молекул ДНК и РНК моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения и выводы). Метапредметные: Умение  слушать и вступать в диалог.  Планирование своей  деятельности для решения  поставленной задачи.  Овладение учебными  умениями: логично излагать  материал; анализировать  текст, таблицу, рисунок и на  этой основе формулировать  выводы. Личностные: Формирование  познавательных интересов и  мотивов к изучению биологии и общению с природой П. 6;   9 Строение  клетки Комбиниро ванный  урок Строение клетки.  Цитоплазма. Строение и  функции ядра. Клетки  Уметь: распознавать и  описывать на таблицах  основные органоиды  Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  П. 7; клетки, механизм  пиноцитоза и  фагоцитоза бактерий. Прокариоты,  эукариоты. Клеточное  строение организмов как  доказательство их  родства, единства живой  природы. Вирусы­  неклеточные формы  жизни 10 Основные  органоиды  клеток  растений и  животных и  их функции Комбиниро ванный  урок Клетки растений и  животных. Основные  органоиды и их функции  в клетке Знать основные  органоиды  растительной и  животной клеток. Уметь: сравнивать  клетки организмов  разных  систематических групп; рассматривать клетки  на готовых  микропрепаратах умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения и выводы). Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений.  Личностные: Формирование  познавательных интересов и  мотивов к изучению биологии и общению с природой. П. 8; 11 12 13 Урок­ закреплени е Комбиниро ванный  урок Проверочная  работа по  теме  «Строение  клетки» Обмен  веществ и  энергии в  клетке. Обмен веществ­  основа  существовани я клетки Обмен веществ и  превращение энергии­  признак живых  организмов, основа  жизнедеятельности  клетки П.7­8 П. 9;   Знать сущность  биологических процессов обмена веществ и  превращения энергии. Уметь: сравнивать  процессы ассимиляции и диссимиляции;  называть этапы обмена веществ и роль АТФ в  этом обмене;  объяснять взаимосвязь  ассимиляции и  диссимиляции Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения и выводы). Биосинтез  белков в  живой клетке Комбиниро ванный  урок Обмен веществ и  превращение энергии­  признак живых  организмов, основа  жизнедеятельности  клетки. Биосинтез белка  в клетке. Знать сущность  биологических процессов обмена веществ и  превращения энергии,  этапы белкового  синтеза. Уметь: называть  свойства генетического  кода; характеризовать  Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  П. 10; механизмы  транскрипции,  трансляции Биосинтез  углеводов ­  фотосинтез Комбиниро ванный  урок Питание. Различия  организмов по способу  питания. Фотосинтез.  Роль пигмента  хлорофилла.  Космическая роль  зелёных растений Знать сущность  биологических процессов обмена веществ и  превращения энергии,  сущность фотосинтеза осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения и выводы). Метапредметные: Умение  слушать и вступать в диалог.  Планирование своей  деятельности для решения  поставленной задачи.  Овладение учебными  умениями: логично излагать  материал; анализировать  текст, таблицу, рисунок и на  этой основе формулировать  выводы. Личностные: Формирование  познавательных интересов и  мотивов к изучению биологии и общению с природой П. 11;  рабочая  тетрадь, с.  24, № 1, 3­4;  с. 25, № 6 Обеспечение  клетки  энергией Комбиниро ванный  урок Дыхание. Обеспечение  клетки энергией в  процессе дыхания.  Биологическое  окисление Знать сущность  биологических процессов обмена веществ и  превращения энергии,  биологический смысл  дыхания. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  П. 12;  подготовить ся к зачёту.  Рабочая  тетрадь, с.  26, № 2, 5, 6 11 12 Уметь перечислять  этапы диссимиляции;  характеризовать этапы энергетического  обмена. Зачёт № 1 по  теме «  Основы  учения о  клетке» Урок  обобщения  и  систематиз ации  знаний Клеточное строение  организмов. Клетки  растений, грибов,  животных, бактерий.  Обмен веществ и  превращение энергии­  признак живых  организмов Уметь применять  полученные знания для  решения практических  задач моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения и выводы). Метапредметные:  Обобщать и  систематизировать знания по  теме, делать выводы.  Овладение  коммуникативными  умениями и опытом  межличностных  коммуникаций, корректного  ведения диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в  межличностных отношениях.  Умение выделять  нравственный аспект  поведения.   Самоопределение. Повторить  по курсу 8  класса  материал о  размножении Типы  размножения  живых  Изучение  нового  Размножение. Половое и  бесполое размножение.  Вегетативное  Уметь:  характеризовать  сущность процесса  Метапредметные:  Овладение  П. 13;  рабочая  тетрадь, с.  13 14 организмов материала размножение, его виды. размножения, его  особенности у растений и животных; называть  основные формы  размножения; виды  полового и бесполого  размножения 15 Деление  клетки.  Митоз. Комбиниро ванный  урок Деление клетки  эукариот. Митоз и его  фазы. Деление клеток  прокариот. Клеточный  цикл Знать сущность фаз  митотического цикла.  Уметь объяснять  биологический смысл  митоза 27, № 1; с.  28, № 3­4; с.  29, № 7 П. 14;  рабочая  тетрадь, с.  30­31, № 1,  2, 6 исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения и выводы). Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений.  Личностные: Формирование  познавательных интересов и  мотивов к изучению биологии и общению с природой. 16 17 Образование  половых  клеток. Мейоз Комбиниро ванный  урок Половые клетки, их  особенности. Сущность  мейоза: мейоз 1, мейоз 2.  Оплодотворение Индивидуальн ое развитие  организма­  онтогенез Комбиниро ванный  урок Рост и развитие  организмов. Онтогенез и  его этапы.  Эмбриональное и  постэмбриональное  развитие организмов.  Вредные привычки, их  влияние на состояние  здоровья человека. Знать сущность  биологического процесса деления клеток.  Уметь  характеризовать  биологический процесс  деления клеток;  объяснять причины  наследственности и  изменчивости Знать сущность  процессов роста и  развития организма.  Уметь: анализировать  и оценивать факторы  риска, влияющие на  здоровье; использовать  приобретённые знания  для профилактики  вредных привычек;  характеризовать  сущность  эмбрионального и  постэмбрионального  П. 15;  рабочая  тетрадь, с.  32­33, 3 5­8 П. 16;  рабочая  тетрадь, с.  34­35, 3 2, 4,  6 Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения и выводы). Метапредметные:  создавать собственную  информацию и  представлять её в  соответствии с учебными  задачами; составлять  рецензии, аннотации;  выступать перед  аудиторией, придерживаясь определённого стиля при  выступлении; вести  дискуссию, диалог;  находить приемлемое  решение при наличии разных 18 19 периодов развития;  объяснять, чем  развитие отличается  от роста Зачёт № 2 по  теме «  Размножение  и  индивидуальн ое развитие  организмов» Урок  обобщения  и  систематиз ации  знаний Бесполое и половое  размножение. Половые  клетки. Оплодотворение  Рост и развитие  организмов. Уметь применять  полученные знания для  решения практических  задач Из истории  развития  генетики.  Основные  понятия  генетики Изучен ие  нового  матери ала Генетика­ наука о  закономерностях  наследственности и  изменчивости. Основные  понятия генетики Знать строение генов и  хромосом. Уметь: объяснять роль  генетики, причины  наследственности и  изменчивости;  характеризовать  сущность биологических точек зрения. Личностные: обладать  пониманием ценности  здорового и безопасного  образа жизни, правилами  индивидуального и  коллективного безопасного  поведения Метапредметные:  Обобщать и  систематизировать знания по  теме, делать выводы.  Овладение  коммуникативными  умениями и опытом  межличностных  коммуникаций, корректного  ведения диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в  межличностных отношениях.  Умение выделять  нравственный аспект  поведения.   Самоопределение. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  П 17, 18;  рабочая  тетрадь, с.  36­37, № 1,  2, 4­6; с. 38,  № 4 процессов  наследственности и  изменчивости 20 Генетические  опыты Г.  Менделя Комби нирова нный  урок Наследственность­ свойство  организмов. Генетические  эксперименты  Г. Менделя.  Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон  расщепления. Неполное  доминирование,  анализирующее скрещивание. Цитологические основы  закономерностей Знать определение  понятий  «гибридологический  метод», «гомозиготы»,  «гетерозиготы»,  «доминантный  признак», «рецессивный  признак»,  «моногибридное  скрещивание». Уметь: описывать  механизм проявления  закономерностей  моногибридного  скрещивания;  объяснять значение  гибридологического  метода Г. Менделя;  составлять схему  моногибридного  скрещивания;  определять по  фенотипу генотип и  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения и выводы). Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения и выводы). П 19;  рабочая  тетрадь, с.  39­40, № 1,  2, 6 21 Дигибридное  скрещивание Комби нирова нный  урок Дигибридное скрещивание,  закон независимого  наследования признаков ( 3  закон Менделя) 22 Сцепленное  наследована  генов и  кроссинговер Комби нирова нный  урок Хромосомная теория  наследственности. Сцепление генов, значение работ Т.  Моргана для развития  генетики, явление  кроссинговера и его значение наоборот Уметь:  характеризовать  сущность биологических процессов  наследственности и  изменчивости;  объяснять причины  наследственности и  изменчивости;  описывать механизм  проявления  закономерностей  дигибридного  скрещивания;  анализировать и  составлять схему  дигибридного  скрещивания Знать строение генов и  хромосом. Уметь: отличать  сущность открытий Г.  Менделя и Т. Моргана;  объяснять причины  рекомбинации признаков при сцепленном  наследовании П. 20;  рабочая  тетрадь, с.  42­43, № 4,  5; с. 41, № 1 П. 21;  рабочая  тетрадь, с.  44­45, № 4­7 Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений.  Личностные: Формирование  познавательных интересов и  мотивов к изучению биологии и общению с природой. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать, 23 24 Взаимодейств ие генов и их  множественно е действие Комби нирова нный  урок Взаимодействие генов и их  множественное действие Наследование  признаков,  сцепленных с  полом.  Наследственн ые болезни,  сцепленные с  полом Комби нирова нный  урок Определение пола.  Наследование признаков,  сцепленных с полом.  Наследование признаков у  человека. Наследственные  болезни человека, их  причины и предупреждение классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения и выводы). Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений.  Личностные: Формирование  познавательных интересов и  мотивов к изучению биологии и общению с природой. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений.  Личностные: Формирование  П. 22;  рабочая  тетрадь, с.  45­46, № 2,  3, 5 П. 23,26;  рабочая  тетрадь, с.  47, № 1, 2,  4,; с. 48, №  6; с. 52­53,  № 1, 5, 6 Знать строение генов и  хромосом, определение  терминов. Уметь: называть  характер  взаимодействия  неаллельных генов;  описывать проявление  множественного  действия гена Знать определение  термина «аутосомы». Уметь: приводить  примеры  наследственных  заболеваний человека,  сцепленных с полом;  объяснять причины  проявления  наследственных  заболеваний человека;  решать генетические  задачи 25 Наследственн ая  изменчивость Изучен ие  нового  матери ала Изменчивость­ свойство  организмов. Формы  изменчивости; виды мутаций, мутагенов. Синдром Дауна 26 Другие типы  изменчивости Комби нирова нный  урок Закономерности  изменчивости.  Ненаследственная  изменчивость. Причины  возникновения  модификационной  изменчивости познавательных интересов и  мотивов к изучению биологии и общению с природой. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения и выводы). Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  П. 24;  рабочая  тетрадь, с.  48­49, № 1,  2, 4 П. 25;  рабочая  тетрадь, с.  50­51, № 1,  2, 5, 7 Знать определение  термина  «изменчивость». Уметь: выявлять  изменчивость  организмов; объяснять  причины  наследственности и  изменчивости, причины  мутаций; называть  основные формы  изменчивости, виды  мутаций; различать  наследственную и  ненаследственную  изменчивость;  приводить примеры  генных, хромосомных и  геномных мутаций Знать определение  термина  «изменчивость». Уметь: объяснять  различие фенотипов  растений;  характеризовать  модификационную  изменчивость;  описывать разные 27 28 формы изменчивости  организмов Уметь применять  полученные знания при  решении практических  задач Зачёт № 3 по  теме «  Основы  наследственно сти и  изменчивости » Урок  обобще ния и  систем атизац ии  знаний Наследственность и  изменчивость­ свойства  организмов. Генетика­ наука  о закономерностях  наследственности и  изменчивости.  Наследственная и  ненаследственная  изменчивость Изучен ие  нового  матери ала Генетические  основы  селекции  организмов.  Центры  многообразия  и  происхождени я культурных  растений Наследственность и  изменчивость­ основа  искусственного отбора.  Центры происхождения  культурных растений. Учение Н. И. Вавилова о центрах  многообразия и  происхождения культурных  растений Уметь: приводить  примеры пород  животных и сортов  растений, выведенных  человеком;  характеризовать роль  учения Н. И. Вавилова  для развития селекции;  объяснять сущность  закона гомологических  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений.  Личностные: Формирование  познавательных интересов и  мотивов к изучению биологии и общению с природой. Метапредметные:  Обобщать и  систематизировать знания по  теме, делать выводы.  Овладение  коммуникативными  умениями и опытом  межличностных  коммуникаций, корректного  ведения диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в  межличностных отношениях.  Умение выделять  нравственный аспект  поведения.   Самоопределение. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  П. 27, 29;  рабочая  тетрадь, с.  54, № 1, 2; с. 58, № 1, 2 Особенности  селекции  растений Комби нирова нный  урок Применение знаний о  наследственности и  изменчивости, искусственном отборе при выведении новых  сортов рядов Знать определения  понятий «порода»,  «сорт». Уметь: распознавать и  описывать культурные  растения; использовать приобретённые знания и умения в практической  деятельности для  выращивания и  размножения  культурных растений;  характеризовать  методы селекции  растений осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения и выводы). Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений.  Личностные: Формирование  познавательных интересов и  мотивов к изучению биологии и общению с природой. П. 28;  рабочая  тетрадь, с.  57, № 1, 5 Особенности  селекции  животных Комби нирова нный  урок Применение знаний о  наследственности и  изменчивости, искусственном отборе при выведении новых  пород. Приёмы выращивания  и разведения домашних  животных, ухода за ними Уметь: распознавать и  описывать домашних  животных;  использовать  приобретённые знания и умения в практической  деятельности для  Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять цели,  этапы и задачи работы,  самостоятельно  П. 30;  рабочая  тетрадь, с.  60, № 5­7 29 30 выращивания и  размножения  домашних животных,  ухода за ними;  называть методы  селекции животных моделировать и проводить  наблюдение и на его основе  получать новые знания;  осуществлять фиксирование  и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения и выводы).

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс

Авторская программа по биологии 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018