Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"
Оценка 4.9

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
география +2
Взрослым
10.03.2018
Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"
В настоящее время геологические науки приобретают всё большее значение. Геология одна из важнейших естественных наук занимающаяся изучением состояния, вещественного состава, происхождения и развития Земли. Исследует явления и процессы, протекающие на её поверхности и внутри. Цель программы – формирование личности учащихся через знакомство с родным краем, его природой, историей и культурой, приобщение к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьёзных исследований, имеющих практическую ценность; до профессиональная подготовка и профессиональная ориентация. Основные задачи программы: Обучающие: – обучение основам техники пешеходного туризма, приёмам техники безопасности, организации быта в походах, экспедициях. – расширение знаний по географии, биологии, экологии, полученных в средней школе. – обучение приёмам геологического поиска полезных ископаемых.
Авторская программа по геологии.doc
Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"  В настоящее время геологические науки приобретают всё большее значение. Геология одна из  важнейших естественных наук занимающаяся изучением состояния, вещественного состава,  происхождения и развития Земли. Исследует явления и процессы, протекающие на её поверхности и  внутри. Цель программы – формирование личности учащихся через знакомство с родным краем, его  природой, историей и культурой, приобщение к исследованию родного края в разных формах – от  простейших описаний до серьёзных исследований, имеющих практическую ценность; до  профессиональная подготовка и профессиональная ориентация. Основные задачи программы: Обучающие: – обучение основам техники пешеходного туризма, приёмам техники безопасности, организации быта  в походах, экспедициях. – расширение знаний по географии, биологии, экологии, полученных в средней школе. – обучение приёмам геологического поиска полезных ископаемых. Развивающие: – интеллектуальное и духовно­нравственное развитие учащихся. – укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным  развитием. Воспитательные: – воспитание патриотизма посредством занятия краеведением. – воспитание потребности в здоровом образе жизни. – воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояния окружающей среды и  стремления к конкретной деятельности по её изучению и охране. Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся в возрасте 11–15 лет. Время, отведённое на  обучение, составляет 216 часов в год, по 2–3 часа 2–3 раза в неделю, причём практические занятия  составляют большую часть программы. Основные формы деятельности: – организация экскурсий, походов, геологических экспедиций; – изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по  истории края; – участие в различных научно­практических мероприятиях (конкурсы, олимпиады, семинары и т.д.); – оказание посильной помощи особо охраняемым природным территориям; – сбор, описание, создание коллекций минералов своего края; – описание, анализ исследуемых объектов; – тренировочные и практические занятия на местности по топографии, спортивному ориентированию  и пешеходному туризму; – игры, конкурсы и другие массовые мероприятия. Основное внимание уделяется техническим приёмам и бытовым навыкам пешеходного туризма, а  также обеспечению безопасности, без которых нельзя организовать поход, исследовательскую  экспедицию, провести занятия и тренировки. При изучении тем, связанных с краеведением и геологией, большую пользу окажет посещение  краеведческого, геологического и других музеев. Теоретические занятия необходимо сопровождать иллюстративным и пояснительным материалом,  использовать игровую методику, приглашать на занятия известных и опытных путешественников,  специалистов. Знания и умения, полученные на теоретических занятиях необходимо совершенствовать в походах и  геологических экспедициях. Все занятия следует строить так, чтобы учащиеся проявляли больше самостоятельности,  отрабатывали навыки. Занятия по топографии лучше всего проводить в занимательной, игровой форме (описание маршрута,  топографический диктант, определение топографических знаков на скорость и т.д.). Особое место  занимает обучение навыкам быстрого чтения карты. Можно использовать моделирование из песка или пластилина рельефа, изображённого на карте. Для овладения техникой пешеходного туризма желательно участие в различных соревнованиях и  тренировках на зимних и летних сборах. Итогом 1­го года обучения является участие в простейших геологических исследованиях. Конечный результат программы 1­го года обучения: – формирование элементарных геолого­туристских знаний, умений и навыков: техники туризма и  ориентирования, умения вести себя в природе, производить анализ проделанной работы.  Что должны знать? – роль туризма в становлении личности; – требования, предъявляемые к личному снаряжению; – основные требования к продуктам питания, используемых в походе; – меры безопасности при проведении тренировочных занятий; – виды условных знаков;  – основные минералы и горные породы;  – происхождение минералов; – правила оказания первой доврачебной помощи; – значение регулярной общей физической подготовки. Что должны уметь? – составить перечень личного и группового снаряжения для похода выходного дня; – укладывать рюкзак; – составить план подготовки похода; – составить меню и фасовать продукты; – читать топографические знаки;  – определять стороны света по признакам на местности; – изготавливать транспортировочные средства и транспортировать пострадавшего; – пользоваться компасом; – определять минералы; – определять физические свойства минералов. Программа объединения “У колыбели геологии” подразумевает на 2­ом и 3­ем году обучения более  широкого и углубленного изучения предмета – геология  Содержание программы объединения “У колыбели геологии”. 1. Основы туристской подготовки. 1.1. Туристические путешествия, история развития туризма. Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления,  воспитания самостоятельности, приобретение трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские  путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Практические занятия: Анкетирование членов кружка. 1.2.Туристическое снаряжение. Личное и групповое снаряжение. Перечень личного снаряжения, требование к нему. Правила  размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Групповое снаряжение, требование к нему. Типы палаток; их назначение, преимущество и недостатки. Походная посуда. Хозяйственный набор. Ремонтный набор, аптечка. Вязка основных узлов и их  применение. Практическое занятие: Укладка рюкзака. Уход за снаряжением, его ремонт. Установка различных  видов палаток. 1.3. Организация туристического быта. Привалы и ночлеги. Привалы и ночлеги в походе. Основные требования. Выбор места для привала и ночлега. Выбор места  для палаток, костра, определения места для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы.  Заготовки дров. Установка палаток, размещение вещей в них. Правила поведения в палатки.  Свертывание лагеря. Уборка места лагеря. Противопожарные меры. Типы костров. Правила  разведения костра. Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и  перевозки режущих предметов. Меры безопасности при обращении с огнём, кипятком. Уход за  одеждой и обувью в походе. Организация ночлега в походе. Нормы поведения туристов в населённых пунктах. Практическое занятие: Определение места, пригодного для привала и ночлега. Развёртывание  лагеря. Разжигание костра. Обучение работы с топором, пилой, лопатой, ремонтными инструментами. Игры в пути и на привале. 1.4. Питание в походе. Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расходов продуктов. Меню.  Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Практические занятия: Составление меню и списка продуктов для 1–2 дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре. 1.5. Подготовка и организация путешествия. Права и обязанности участников похода. Подбор группы. Должности в группе, постоянные и  временные. Распределение обязанностей в группе. Определение цели и района похода. Подбор литературы и картографического материала. Составление плана подготовки похода. Разработка маршрута, составление плана­графика движения. Маршрутный лист и маршрутная книжка. Отчётная документация. Требование к отчёту. Систематика  и оформление собранного материала. Практические занятия: Работа с краеведческой литературой. Подготовка и чтение докладов по географии, истории и культуре района путешествия при подготовке к походу. Работа с собранным материалом, его определению, систематике, оформлению. 1.6. Физическая подготовка туриста. Краткие сведения о строении, функциях организма и влияние физических упражнений на организм.  Значение физической подготовки для туриста. Закаливание. Утренняя зарядка. Практические занятия: Подвижные игры на воздухе, в спортивном зале. Лыжная подготовка.  Обучение плаванию. 1.7. Техника безопасности при проведении занятий, походов, экскурсий. Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении  занятий в помещении и на улице. Правила поведения при движении группы (пешком и на транспорте). Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки.  Правила поведения в незнакомом населённом пункте. Взаимоотношения с местным населением.  Правила поведения в условиях полевого лагеря. Правила купания. Практические занятия: Обучение технике вязания узлов. Организация переправы по бревну с  самостраховкой. Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъёмов. 2. Основы гигиены и первая доврачебная помощь. 2.1. Правила санитарной гигиены. Гигиенические требования в походе. Гигиена обуви и одежды. Умывание, купание, закаливание в  походе. Защита окружающей среды от загрязнения (умывание, мытьё посуды, утилизация бытовых  отходов). Дикорастущие и лекарственные растения, правила их сбора и применение. Ядовитые растения и  грибы. Практические занятия: Сбор лекарственных растений, сушка, хранение, применение. Изучение  ядовитых растений и грибов по картинкам и нахождение их в природе. 2.2. Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи. Профилактика заболеваний и  травматизма. Помощь при различных травмах (переломы, кровотечение), тепловом и солнечном  ударе, ожогах, укусах насекомых и пресмыкающихся. Правила транспортировки пострадавшего. Практические занятия: Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему:  определение травмы, практическое оказание помощи при различных видах травмы. Транспортировка  пострадавшего. 2.3. Походная медицинская аптечка. Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка  препаратов: ампулы, таблетки, порошок, смазки. Различия в принципе действия. Состав аптечки для  походов выходного дня и многодневных походов. Новейшие фармологические препараты. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые при хронических заболеваниях. Практические занятия: Формирование походной аптечки. 3. Краеведение. 3.1. Географическое положение края. Географическое положение, климат, растительный и животный мир. Рельеф. Административное  деление края. Транспортные магистрали. Промышленность. Экономика. Перспективы его развития. Практические занятия. Знакомство с картой своего края. “Путешествие” по карте. Подготовка мини­докладов о природе  родного края. 3.2. История и культура края. Сведения о прошлом своего населённого пункта. Памятники истории и культуры. Знаменитые люди  края, их вклад в его развитие. История своего населённого пункта. Практические занятия: Краеведческие викторины, составление и решение кроссвордов. Посещение музеев. Посещение памятников истории и культуры края. 3.3. Водные ресурсы края. Изучение рек, озер, прудов, колодцев и ручьёв. Свойства воды. Растительный и животный мир  водоёмов. Породы, слагающие дно. Определение скорости водопротока.  Дождевая вода, дистиллированная вода. Гидрометрия, что это такое и как он измеряется. Практические занятия: Экскурсии на водоёмы. Сравнить и записать в таблицу анализ воды  исследуемых объектов. 3.4. Полезные ископаемые своего края. Происхождение, образование. Применение минералов добытых в своей местности.  Практические занятия: Сбор, определение и этикетирование образцов. Посещение объектов  месторождений полезных ископаемых. Описание обнажений и взятие образцов данного обнажения.  Оформление полевых дневников. 4. Полевая геология. 4.1. Топографическое ориентирование. Определение топографии и топографических карт, их значение. Масштаб. Виды масштабов. Рамка топографической карты. Координаты. Определение координат объекта на карте.  Условные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф. Способы изображения рельефа на карте. Формы рельефа и их изображение на  топографической карте. Бергштрих. Практические занятия: Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Изучение на местности изображения мелких предметов, знакомство с различными формами рельефа. Упражнения на запоминание топознаков, игры с элементами топографии. 4.2. Ориентирование на местности. Компас, его устройство, правило обращения. Азимут, определение азимута. Движение по азимуту. Основные и дополнительные направления по  сторонам горизонта. Азимут истинный и магнитный. Способы измерения расстояния на местности и на карте. Измерение высоты с помощью нивелира.  План местности. Практические занятия: Определение азимута по карте и компасу.  Ориентирование на местности по карте и компасу. Определение сторон горизонта. Изобразить план своей местности с помощью условных знаков. 5. Геология – как наука о Земле. 5.1. Что изучает геология. Предмет геология, что изучает. Методы исследования: сейсмический, гравиметрический,  магнитометрический. Профессия – геолог. Учёные геологи, их вклад в геологию. С какими науками сотрудничает и соприкасается геология. 5.2. Минералы и их образование. Дать понятие минералам и горным породам. Формы минералов и агрегаты: зернистые, листоватые,  пластинчатые, игольчатые, дендриты, друза, конкреции, секреции, двойники, оолиты. Классификация  минералов и горных пород. Их значение и применение. Практические занятия: Экскурсия на выставку минералов и горных пород. 5.3. Физические свойства минералов. Что такое цвет. Собственная окраска. Чужеродная окраска. Ложная окраска. Иризация и  опалесценция. Цвет черты. Блеск, виды блеска. Твёрдость, шкала. Масса. Спайность. Излом. Плотность. Ковкость и  хрупкость. Вкус, гибкость, горючесть. Практические занятия: Определение физических свойств минералов из школьной коллекции. 5.4. Происхождение минералов и горных пород. Магматические горные породы. Текстура, структура. Что такое вулканы и вулканизм. Интрузивные и  эффузивные породы. Физические свойства магматических горных пород. Осадочные горные породы. Текстура, структура. Классификация осадочных пород:  крупнообломочные, мелкообломочные, среднеобломочные. Дать понятие химическим и органогенные  породы: известняки, гипсы, яшмы Метаморфизм и метаморфические горные породы. Причины метаморфизма. Физические свойства  метаморфических горных пород. Практические занятия: Показать на опыте извержение вулкана. Определить и сравнить физические свойства магматических, осадочных и метаморфических пород  (см. приложение). 5.5. Выветривание. Что такое выветривание. Виды выветривания: физическое, химическое, биологическое. Кора  выветривания. Элювий, делювий, коллювий. 6. Минералы на службе человека. 6.1. Самые мягкие минералы. Тальк, графит. Физические свойства. Происхождение, применение. Практические занятия: Определить и записать физические свойства минералов. 6.2. Самые твёрдые минералы. Алмаз, корунд, топаз. Физические свойства. Структура, текстура. Происхождение, применение. Практические занятия: Экскурсия в ювелирный магазин. 6.3. Поваренная соль. Образование, применение. Виды солей. Практические занятия: Выращивание кристаллов соли. 6.4. “Керамика” в переводе с латинского – глина. Виды глины, свойства глины. Образование, применение. Месторождение глин. Практические занятия: Определение водопроницаемость глины. 6.5. Асбест – “горный лён”. Свойства асбеста. Образование. Применение. Практические занятия: Экскурсия в пожарную часть для ознакомления применения асбеста. 6.6. Яшма. Яшма – “королева” поделочных камней. Виды яшмы. Образование. Применение. Практические занятия: Экскурсия в геологический музей. 6.7. Нефть. Чёрное золото Башкирии. Происхождение и образование нефти. Применение. Практические занятия: Экскурсия на нефтеперерабатывающие и нефтедобывающие предприятия. 6.8. Уголь. Энергетическое сырьё – уголь. Виды угля. Свойства угля. Применение. Крупнейшие месторождения. Практические занятия: Экскурсии на предприятия по добыче и переработке угля.  6.9. Образованный в воде известняк. Образование известняка – органическое, химическое. Физические свойства. Виды известняка.  Применение. Мел. Ракушечник. Их применение. Практические занятия:  Определение физических свойств известняков и составление таблицы известняков. 6.10. Декоративно – облицовочные камни. Мрамор. Его происхождение и применение. Гранит. Виды гранита и его применение. Лабрадорит.  Серпентинит. Листвинит. Применение. Практические занятия: Экскурсия к местам декоративной отделки зданий и памятников. 6.11. Драгоценные камни. Сапфир, аквамарин, хрусталь, рубин, алмаз. Разновидность, образование. Свойства. Применение. Практические занятия: Экскурсия на выставку камней. 6.12. Самородные элементы. Нахождение в природе. Физические свойства. Крупные месторождения. Золото. Медь. Сера. Серебро.  Их применение. Практические занятия: Экскурсия в ювелирный магазин. 6.13. Сказки и легенды о камнях Уральских. Легенды об Ильменском заповеднике. Сказки о съедобных камнях: тальк, мел, глина белая. О  происхождении башкирских названий на карте. Практические занятия: Урок – игра “Остров сокровищ”. В ходе урока дети знакомятся с новыми геологическими названиями, терминами

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018