Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время геологические науки приобретают всё большее значение. Геология одна из важнейших естественных наук занимающаяся изучением состояния, вещественного состава, происхождения и развития Земли. Исследует явления и процессы, протекающие на её поверхности и внутри. Цель программы – формирование личности учащихся через знакомство с родным краем, его природой, историей и культурой, приобщение к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьёзных исследований, имеющих практическую ценность; до профессиональная подготовка и профессиональная ориентация. Основные задачи программы: Обучающие: – обучение основам техники пешеходного туризма, приёмам техники безопасности, организации быта в походах, экспедициях. – расширение знаний по географии, биологии, экологии, полученных в средней школе. – обучение приёмам геологического поиска полезных ископаемых.
Иконка файла материала Авторская программа по геологии.doc
Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"  В настоящее время геологические науки приобретают всё большее значение. Геология одна из  важнейших естественных наук занимающаяся изучением состояния, вещественного состава,  происхождения и развития Земли. Исследует явления и процессы, протекающие на её поверхности и  внутри. Цель программы – формирование личности учащихся через знакомство с родным краем, его  природой, историей и культурой, приобщение к исследованию родного края в разных формах – от  простейших описаний до серьёзных исследований, имеющих практическую ценность; до  профессиональная подготовка и профессиональная ориентация. Основные задачи программы: Обучающие: – обучение основам техники пешеходного туризма, приёмам техники безопасности, организации быта  в походах, экспедициях. – расширение знаний по географии, биологии, экологии, полученных в средней школе. – обучение приёмам геологического поиска полезных ископаемых. Развивающие: – интеллектуальное и духовно­нравственное развитие учащихся. – укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным  развитием. Воспитательные: – воспитание патриотизма посредством занятия краеведением. – воспитание потребности в здоровом образе жизни. – воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояния окружающей среды и  стремления к конкретной деятельности по её изучению и охране. Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся в возрасте 11–15 лет. Время, отведённое на  обучение, составляет 216 часов в год, по 2–3 часа 2–3 раза в неделю, причём практические занятия  составляют большую часть программы. Основные формы деятельности: – организация экскурсий, походов, геологических экспедиций; – изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по  истории края; – участие в различных научно­практических мероприятиях (конкурсы, олимпиады, семинары и т.д.); – оказание посильной помощи особо охраняемым природным территориям; – сбор, описание, создание коллекций минералов своего края; – описание, анализ исследуемых объектов; – тренировочные и практические занятия на местности по топографии, спортивному ориентированию  и пешеходному туризму; – игры, конкурсы и другие массовые мероприятия.Основное внимание уделяется техническим приёмам и бытовым навыкам пешеходного туризма, а  также обеспечению безопасности, без которых нельзя организовать поход, исследовательскую  экспедицию, провести занятия и тренировки. При изучении тем, связанных с краеведением и геологией, большую пользу окажет посещение  краеведческого, геологического и других музеев. Теоретические занятия необходимо сопровождать иллюстративным и пояснительным материалом,  использовать игровую методику, приглашать на занятия известных и опытных путешественников,  специалистов. Знания и умения, полученные на теоретических занятиях необходимо совершенствовать в походах и  геологических экспедициях. Все занятия следует строить так, чтобы учащиеся проявляли больше самостоятельности,  отрабатывали навыки. Занятия по топографии лучше всего проводить в занимательной, игровой форме (описание маршрута,  топографический диктант, определение топографических знаков на скорость и т.д.). Особое место  занимает обучение навыкам быстрого чтения карты. Можно использовать моделирование из песка или пластилина рельефа, изображённого на карте. Для овладения техникой пешеходного туризма желательно участие в различных соревнованиях и  тренировках на зимних и летних сборах. Итогом 1­го года обучения является участие в простейших геологических исследованиях. Конечный результат программы 1­го года обучения: – формирование элементарных геолого­туристских знаний, умений и навыков: техники туризма и  ориентирования, умения вести себя в природе, производить анализ проделанной работы.  Что должны знать? – роль туризма в становлении личности; – требования, предъявляемые к личному снаряжению; – основные требования к продуктам питания, используемых в походе; – меры безопасности при проведении тренировочных занятий; – виды условных знаков;  – основные минералы и горные породы;  – происхождение минералов; – правила оказания первой доврачебной помощи; – значение регулярной общей физической подготовки. Что должны уметь? – составить перечень личного и группового снаряжения для похода выходного дня; – укладывать рюкзак; – составить план подготовки похода; – составить меню и фасовать продукты; – читать топографические знаки;  – определять стороны света по признакам на местности; – изготавливать транспортировочные средства и транспортировать пострадавшего;– пользоваться компасом; – определять минералы; – определять физические свойства минералов. Программа объединения “У колыбели геологии” подразумевает на 2­ом и 3­ем году обучения более  широкого и углубленного изучения предмета – геология  Содержание программы объединения “У колыбели геологии”. 1. Основы туристской подготовки. 1.1. Туристические путешествия, история развития туризма. Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления,  воспитания самостоятельности, приобретение трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские  путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Практические занятия: Анкетирование членов кружка. 1.2.Туристическое снаряжение. Личное и групповое снаряжение. Перечень личного снаряжения, требование к нему. Правила  размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Групповое снаряжение, требование к нему. Типы палаток; их назначение, преимущество и недостатки. Походная посуда. Хозяйственный набор. Ремонтный набор, аптечка. Вязка основных узлов и их  применение. Практическое занятие: Укладка рюкзака. Уход за снаряжением, его ремонт. Установка различных  видов палаток. 1.3. Организация туристического быта. Привалы и ночлеги. Привалы и ночлеги в походе. Основные требования. Выбор места для привала и ночлега. Выбор места  для палаток, костра, определения места для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы.  Заготовки дров. Установка палаток, размещение вещей в них. Правила поведения в палатки.  Свертывание лагеря. Уборка места лагеря. Противопожарные меры. Типы костров. Правила  разведения костра. Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и  перевозки режущих предметов. Меры безопасности при обращении с огнём, кипятком. Уход за  одеждой и обувью в походе. Организация ночлега в походе. Нормы поведения туристов в населённых пунктах. Практическое занятие: Определение места, пригодного для привала и ночлега. Развёртывание  лагеря. Разжигание костра. Обучение работы с топором, пилой, лопатой, ремонтными инструментами. Игры в пути и на привале. 1.4. Питание в походе.Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расходов продуктов. Меню.  Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Практические занятия: Составление меню и списка продуктов для 1–2 дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре. 1.5. Подготовка и организация путешествия. Права и обязанности участников похода. Подбор группы. Должности в группе, постоянные и  временные. Распределение обязанностей в группе. Определение цели и района похода. Подбор литературы и картографического материала. Составление плана подготовки похода. Разработка маршрута, составление плана­графика движения. Маршрутный лист и маршрутная книжка. Отчётная документация. Требование к отчёту. Систематика  и оформление собранного материала. Практические занятия: Работа с краеведческой литературой. Подготовка и чтение докладов по географии, истории и культуре района путешествия при подготовке к походу. Работа с собранным материалом, его определению, систематике, оформлению. 1.6. Физическая подготовка туриста. Краткие сведения о строении, функциях организма и влияние физических упражнений на организм.  Значение физической подготовки для туриста. Закаливание. Утренняя зарядка. Практические занятия: Подвижные игры на воздухе, в спортивном зале. Лыжная подготовка.  Обучение плаванию. 1.7. Техника безопасности при проведении занятий, походов, экскурсий. Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении  занятий в помещении и на улице. Правила поведения при движении группы (пешком и на транспорте). Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки.  Правила поведения в незнакомом населённом пункте. Взаимоотношения с местным населением.  Правила поведения в условиях полевого лагеря. Правила купания. Практические занятия: Обучение технике вязания узлов. Организация переправы по бревну с  самостраховкой. Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъёмов. 2. Основы гигиены и первая доврачебная помощь. 2.1. Правила санитарной гигиены. Гигиенические требования в походе. Гигиена обуви и одежды. Умывание, купание, закаливание в  походе. Защита окружающей среды от загрязнения (умывание, мытьё посуды, утилизация бытовых  отходов). Дикорастущие и лекарственные растения, правила их сбора и применение. Ядовитые растения и  грибы.Практические занятия: Сбор лекарственных растений, сушка, хранение, применение. Изучение  ядовитых растений и грибов по картинкам и нахождение их в природе. 2.2. Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи. Профилактика заболеваний и  травматизма. Помощь при различных травмах (переломы, кровотечение), тепловом и солнечном  ударе, ожогах, укусах насекомых и пресмыкающихся. Правила транспортировки пострадавшего. Практические занятия: Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему:  определение травмы, практическое оказание помощи при различных видах травмы. Транспортировка  пострадавшего. 2.3. Походная медицинская аптечка. Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка  препаратов: ампулы, таблетки, порошок, смазки. Различия в принципе действия. Состав аптечки для  походов выходного дня и многодневных походов. Новейшие фармологические препараты. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые при хронических заболеваниях. Практические занятия: Формирование походной аптечки. 3. Краеведение. 3.1. Географическое положение края. Географическое положение, климат, растительный и животный мир. Рельеф. Административное  деление края. Транспортные магистрали. Промышленность. Экономика. Перспективы его развития. Практические занятия. Знакомство с картой своего края. “Путешествие” по карте. Подготовка мини­докладов о природе  родного края. 3.2. История и культура края. Сведения о прошлом своего населённого пункта. Памятники истории и культуры. Знаменитые люди  края, их вклад в его развитие. История своего населённого пункта. Практические занятия: Краеведческие викторины, составление и решение кроссвордов. Посещение музеев. Посещение памятников истории и культуры края. 3.3. Водные ресурсы края. Изучение рек, озер, прудов, колодцев и ручьёв. Свойства воды. Растительный и животный мир  водоёмов. Породы, слагающие дно. Определение скорости водопротока.  Дождевая вода, дистиллированная вода. Гидрометрия, что это такое и как он измеряется. Практические занятия: Экскурсии на водоёмы. Сравнить и записать в таблицу анализ воды  исследуемых объектов.3.4. Полезные ископаемые своего края. Происхождение, образование. Применение минералов добытых в своей местности.  Практические занятия: Сбор, определение и этикетирование образцов. Посещение объектов  месторождений полезных ископаемых. Описание обнажений и взятие образцов данного обнажения.  Оформление полевых дневников. 4. Полевая геология. 4.1. Топографическое ориентирование. Определение топографии и топографических карт, их значение. Масштаб. Виды масштабов. Рамка топографической карты. Координаты. Определение координат объекта на карте.  Условные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф. Способы изображения рельефа на карте. Формы рельефа и их изображение на  топографической карте. Бергштрих. Практические занятия: Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Изучение на местности изображения мелких предметов, знакомство с различными формами рельефа. Упражнения на запоминание топознаков, игры с элементами топографии. 4.2. Ориентирование на местности. Компас, его устройство, правило обращения. Азимут, определение азимута. Движение по азимуту. Основные и дополнительные направления по  сторонам горизонта. Азимут истинный и магнитный. Способы измерения расстояния на местности и на карте. Измерение высоты с помощью нивелира.  План местности. Практические занятия: Определение азимута по карте и компасу.  Ориентирование на местности по карте и компасу. Определение сторон горизонта. Изобразить план своей местности с помощью условных знаков. 5. Геология – как наука о Земле. 5.1. Что изучает геология. Предмет геология, что изучает. Методы исследования: сейсмический, гравиметрический,  магнитометрический. Профессия – геолог. Учёные геологи, их вклад в геологию.С какими науками сотрудничает и соприкасается геология. 5.2. Минералы и их образование. Дать понятие минералам и горным породам. Формы минералов и агрегаты: зернистые, листоватые,  пластинчатые, игольчатые, дендриты, друза, конкреции, секреции, двойники, оолиты. Классификация  минералов и горных пород. Их значение и применение. Практические занятия: Экскурсия на выставку минералов и горных пород. 5.3. Физические свойства минералов. Что такое цвет. Собственная окраска. Чужеродная окраска. Ложная окраска. Иризация и  опалесценция. Цвет черты. Блеск, виды блеска. Твёрдость, шкала. Масса. Спайность. Излом. Плотность. Ковкость и  хрупкость. Вкус, гибкость, горючесть. Практические занятия: Определение физических свойств минералов из школьной коллекции. 5.4. Происхождение минералов и горных пород. Магматические горные породы. Текстура, структура. Что такое вулканы и вулканизм. Интрузивные и  эффузивные породы. Физические свойства магматических горных пород. Осадочные горные породы. Текстура, структура. Классификация осадочных пород:  крупнообломочные, мелкообломочные, среднеобломочные. Дать понятие химическим и органогенные  породы: известняки, гипсы, яшмы Метаморфизм и метаморфические горные породы. Причины метаморфизма. Физические свойства  метаморфических горных пород. Практические занятия: Показать на опыте извержение вулкана. Определить и сравнить физические свойства магматических, осадочных и метаморфических пород  (см. приложение). 5.5. Выветривание. Что такое выветривание. Виды выветривания: физическое, химическое, биологическое. Кора  выветривания. Элювий, делювий, коллювий. 6. Минералы на службе человека. 6.1. Самые мягкие минералы. Тальк, графит. Физические свойства. Происхождение, применение. Практические занятия: Определить и записать физические свойства минералов. 6.2. Самые твёрдые минералы. Алмаз, корунд, топаз. Физические свойства. Структура, текстура. Происхождение, применение.Практические занятия: Экскурсия в ювелирный магазин. 6.3. Поваренная соль. Образование, применение. Виды солей. Практические занятия: Выращивание кристаллов соли. 6.4. “Керамика” в переводе с латинского – глина. Виды глины, свойства глины. Образование, применение. Месторождение глин. Практические занятия: Определение водопроницаемость глины. 6.5. Асбест – “горный лён”. Свойства асбеста. Образование. Применение. Практические занятия: Экскурсия в пожарную часть для ознакомления применения асбеста. 6.6. Яшма. Яшма – “королева” поделочных камней. Виды яшмы. Образование. Применение. Практические занятия: Экскурсия в геологический музей. 6.7. Нефть. Чёрное золото Башкирии. Происхождение и образование нефти. Применение. Практические занятия: Экскурсия на нефтеперерабатывающие и нефтедобывающие предприятия. 6.8. Уголь. Энергетическое сырьё – уголь. Виды угля. Свойства угля. Применение. Крупнейшие месторождения. Практические занятия: Экскурсии на предприятия по добыче и переработке угля.  6.9. Образованный в воде известняк. Образование известняка – органическое, химическое. Физические свойства. Виды известняка.  Применение. Мел. Ракушечник. Их применение. Практические занятия:  Определение физических свойств известняков и составление таблицы известняков. 6.10. Декоративно – облицовочные камни. Мрамор. Его происхождение и применение. Гранит. Виды гранита и его применение. Лабрадорит.  Серпентинит. Листвинит. Применение.Практические занятия: Экскурсия к местам декоративной отделки зданий и памятников. 6.11. Драгоценные камни. Сапфир, аквамарин, хрусталь, рубин, алмаз. Разновидность, образование. Свойства. Применение. Практические занятия: Экскурсия на выставку камней. 6.12. Самородные элементы. Нахождение в природе. Физические свойства. Крупные месторождения. Золото. Медь. Сера. Серебро.  Их применение. Практические занятия: Экскурсия в ювелирный магазин. 6.13. Сказки и легенды о камнях Уральских. Легенды об Ильменском заповеднике. Сказки о съедобных камнях: тальк, мел, глина белая. О  происхождении башкирских названий на карте. Практические занятия: Урок – игра “Остров сокровищ”. В ходе урока дети знакомятся с новыми геологическими названиями, терминами