авторская рабочая программа факультативного курса "Культура различных народов мира". программа рассчитана на 34 часа. один час в неделю. Включает в себя цикл факультативных занятий изучающих народы мира, их традиций и обычаев. программа соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Цель программы: воспитание духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.
Авторская рабочая программа
факультативного курса
«Культура различных народов
мира»
Программа ориентирована на учащихся 5 класса.
Срок реализации 1 год.
Программу составила:
Падафет Наталья Николаевна
учитель математики.2018 год.
Пояснительная записка.
Для успешного создания социокультурной школьной среды в целях
личностного роста учащихся необходимо учитывать не только особенности
обучения, воспитания и восприятия социума учащимися, но воспитание
обычаев, традиций, религии различных народов преобладающих в нашем
регионе.
Для успешного развития личности необходимо уметь
взаимодействовать в микросреде и макросреде. Микросреда – это среда
ближайшего развития, включающая в себе взаимоотношения с ближайшим
окружением, а именно, школа, неформальные группы, семья. Макросреда –
это среда, включающая в себя систему социальных отношений.
Социокультурный фактор включает в себя несколько направлений, которые
необходимо учитывать при воспитании личности ребенка, в первую очередь,
это обычаи, традиции, религия народов и народностей, которые существуют в
мире. Для успешного общения и адаптации в социуме учащиеся должны быть
знакомы с различными видами религий, традициями различных народов мира
и системой ценностей той или иной культуры. Кроме того изучение культуры
различных народов мира позволяет расширить кругозор учащихся, учит
толерантности, терпимости, пониманию особенностей поведения различных
народов, преобладающих в нашем регионе. Россия богата различными
народностями, и каждая из народностей обладает своими традициями и
праздниками. Зачастую в классе нет единой народности, нет единой религии,
что способствует разобщению классного коллектива.
Общение и
взаимодействие личности в социуме играет немаловажную роль в становлении
личности. Знакомство с различными религиями поможет учащимся расширить
кругозор и узнать индивидуальные особенности каждой религии, чтоспособствует сплочению коллектива. Поэтому данный факультативный курс
актуален в нашем регионе, так как регион богат различными культурами и
традициями.
Рабочая программа рассчитана на один год обучения 34 часа в год, один
час в неделю. Включает в себя цикл факультативных занятий изучающих
народы мира, их традиций и обычаев.
Цель программы: воспитание духовности, нравственности, культуры в
ценностных ориентациях учащихся.
Задачи программы:
1. Знакомство с различными народами мира.
2. Формирование знаний об обычаях различных народов мира.
3. Расширение кругозора учащихся.
4. Воспитание терпимости и толерантности к различным народностям.
Результаты освоения учебного предмета:
Изучение народностей и культур различных народов мира направлено на
развитие следующих компетенций:
Личностные УУД:
1. готовность к осознанному выбору своей роли в социокультурном
обществе.
2. готовность к изучению различных традиций и культур своей
народности.
Регулятивные УУД:
1.
умение выстраивать траекторию учебнопознавательной
деятельности.
2. умение сравнивать и анализировать полученные знания.
Коммуникативные УУД:
1. способность к диалогу, ради устранения конфликтной ситуации.2. способность формировать цели познавательной деятельности.
3. способствовать формированию умения выражать свои мысли.
4. способствует формированию коммуникативных способностей
учащихся.
Познавательные УУД:
Общеучебные:
1.
самостоятельное формулирование целей познавательной
деятельности.
2. способность анализировать полученную информацию.
Предметные:
1. усвоить различную культуру народов.
2. понимать, давать описание различным явлениям различных культур.
3. осознавать и уважать различные культуры народов мира.
Логические универсальные действия:
1. анализ.
2. установление причинноследственных связей.
3. сравнение и классификация объектов.
Учебнотематический план.
№ п/п Тема факультативного занятия
1.
2.
3.
4.
5.
Особенности культуры,
Адыгейцы.
традиции и религия адыгейцев.
Аварцы. Особенности культуры, традиции
и религия.
Ингуши. Особенности культуры, традиции
и религия.
Кабардинцы.
традиции и религия.
Карачаевцы.
Особенности культуры,
Особенности культуры,
Количество
часов
1
Дата
проведения
1
1
1
1Особенности культуры,
Особенности культуры,
Особенности культуры,
Особенности культуры,
традиции и религия.
Осетины. Особенности культуры, традиции
и религия.
Черкесы. Особенности культуры, традиции
и религия.
Чеченцы. Особенности культуры, традиции
и религия.
Калмыки.
традиции и религия.
Русские. Особенности культуры, традиции
и религия.
Армяне. Особенности культуры, традиции
и религия.
Украинцы.
традиции и религия.
Белорусы.
традиции и религия.
Башкиры.
традиции и религия.
Татары. Особенности культуры, традиции
и религия.
Мордовцы.
традиции и религия.
Удмурты.
традиции и религия.
Буряты. Особенности культуры, традиции
и религия.
Народ Коми. Особенности культуры,
традиции и религия.
Алтайский народ. Особенности культуры,
традиции и религия.
Народ Чукчи. Особенности культуры,
традиции и религия.
Арабы. Особенности культуры, традиции и
религия.
Хорваты. Особенности культуры, традиции
и религия.
Узбеки. Особенности культуры, традиции
и религия.
Вьетнамцы.
Особенности культуры,
Особенности культуры,
Особенности культуры,
6.
7.
8.
9.
10
11.
12.
13.
14.
15.
16.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
126.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Особенности культуры,
традиции и религия.
Кумыки. Особенности культуры, традиции
и религия.
Балкарцы.
традиции и религия.
Ногайцы. Особенности культуры, традиции
и религия.
Грузины. Особенности культуры, традиции
и религия.
Азербайджанцы. Особенности культуры,
традиции и религия.
Туркмены.
традиции и религия.
Абхазы. Особенности культуры, традиции
и религия.
Шапсуги.
традиции и религия.
Особенности культуры,
Особенности
культуры,
1
1
1
1
1
1
1
1
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
программы.
Литература:
1.Интернет yandex.ru
2.Культура и этнос. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов.
Сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. Волгоград: Перемена,
2002.
3.Народы мира: Историкоэтнографический справочник. М., 1988.
4.Нации и национализм. М.: Геллнер Э. Прогресс, 1991.
5.Национальное самосознание и факторы этнической идентификации
Татаринова Л.Н. Саратов, 1998.
6.Социологический словарь. Казань: Издательство КГУ, 1997.
7.Характер русского народа. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.,
1991.8.Человек и этнос: философия, социология, этнология. Сыктывкар: Сыктий
гос. унтет,1998.
9.Человек. Нация. Общество, М.: Абдулатипов Р.Г. Политиздат, 1991.