Авторская рабочая программа по биологии 6 класс
Оценка 4.8

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
6 кл
24.01.2018
Авторская рабочая программа по биологии 6 класс
Авторская программа составлена на основе программы по биологии для 5-9 классов И.Н.Пономарёвой, В.С.Кучменко,О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой ; М.:Вентана-Граф, 2012. Уровень общего образования - базовый, количество часов по учебному времени - 36 часов в год, в неделю - 1 час. Резерв - 1 часАвторская рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа 6 класс.docx
Рассмотрено На заседании ШМО «___»_______2017                                                 «___»_______2017                                    «___»_______2017                                             Согласовано      Зам.директора по УВР___________М.Г.Малкина             директор _______Ф.А.Тимажева                   УТВЕРЖДАЮ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тагайская  средняя  школа» Рабочая программа по биологии 6 класс Наименование учебного предмета      биология Класс      6 Уровень общего образования    базовый       Учитель                                            Кузнецова Ольга Николаевна Срок реализации программы, учебный год       2017 ­ 2017 Количество часов по учебному времени всего  36    часов в год,   в неделю    1  час Планирование составлено на основе авторской программы по биологии            для 5­9 классов  И.Н.Пономарёвой, В.С.Кучменко,О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой ; М.:Вентана­Граф, 2012 Раздел I. Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются: ­приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»; ­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта  2014 г. N 253 г. Москва «Об  утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых  к использовании при реализации имеющих  государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» ­распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31 января 2012 № 320­р «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»; ­ распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 25 февраля 2013 г. № 559­р «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области» ; ­   требования   к   оснащению   образовательного   процесса   в   соответствии   с   содержательным   наполнением   учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;  ­ За основу рабочей программы взята авторская программа биологии   5­ 9классы:программа.И.Н.Пономарёва,В.С.Кучменко,О.А.Корнилова и др.­М.:Вентана­Граф,2012. Цели биологического образования:  ­социализация обучаемых — вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение  учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе  знакомства с миром живой природы;                                                              ­приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом  в сфере биологической науки;  Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:  ­ ориентацию в системе моральных норм и ценностей:  признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;    ­формирование ценностного отношения к живой природе;                                                                                    ­ развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств  личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических  умений;                                                                                                        ­ овладение ключевыми компетентностями: учебно­познавательной, информационной, ценностно­смысловой,  коммуникативной;  формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познава­  тельной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально­ценностного отношения к объектам  живой природы. Общая характеристика курса биологии  Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений  об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном  существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся  должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры,  сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.  Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:   формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;   овладение  научным подходом к решению различных задач;  овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;  овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;  воспитание ответственного и бережного отношения к  окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и  эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки  полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения  межпредметного анализа учебных задач.  Место курса биологии в учебном плане  Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего  образования МОУ Тагайской СОШ Данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс.  Общее число учебных часов в 6 классе ­ 35 (1ч в неделю) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Понятия   «ценности»   и   «культура»   соотносятся   между   собой,   но   не   тождественны   друг     другу, поскольку   культура   включает   лишь   ценности,   созданные   человеком.   Личность   в   процессе   деятельности овладевает системой ценностей, являющихся элементом культуры и  соотносящихся с базовыми элементами культуры: познавательной, труда и быта, коммуникативной, этической, эстетической. Поскольку   само   понятие   ценности   предполагает   наличие   ценностного   отношения   к   предмету,   включает единство   объективного   (сам   объект)   и   субъективного   (отношение   субъекта   к   объекту),   в   качестве   ценностных ориентиров биологического образования как в основной, так и в старшей школе выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. По сути ориентиры представляют собой то, чего мы стремимся достичь. При этом ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный   учебный   предмет   входит   в   группу   предметов   познавательного   цикла,   главная   цель   которых   ­   изучение природы. Основу  познавательных ценностей  составляют   научные   знания,  научные   методы   познания,  а  ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания,  его   практической   значимости,  достоверности,  ценности     биологических   методов   исследования   объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине. В качестве объектов ценностей труда и быта  выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ   жизни,   а   ценностные   ориентации   содержания   курса   биологии   могут   рассматриваться   как   формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ   жизни,   соблюдать   гигиенические   нормы   и   правила,   самоопределиться   с   выбором   своей   будущей профессиональной деятельности. Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых  составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у  учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение  оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех   ее  проявлениях,  включая   понимание   самоценности,  уникальности   и  неповторимости   всех   живых   объектов, включая и Человека. Ценностные   ориентации,   формируемые   в   курсе   биологии   в  сфере   эстетических   ценностей,  предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Изучение курса биологии в основной школе направлено на достижение следующих результатов. Личностные результаты  Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека;  осознание значения здорового образа жизни;  сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой;  овладение   интеллектуальными   умениями   (анализировать,   сравнивать,   классифицировать,   устанавливать причинно­следственные связи, делать обобщения и выводы). Предметные результаты 1. В познавательной сфере:  выявление   существенных   свойств   живых   организмов   (наследственность,   изменчивость,   рост,   развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);  обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных и бактерий, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточной формы жизни;  понимание   процессов,   происходящих   в   живых   системах   (питание,   дыхание,   выделение,   обмен   веществ   и превращение энергии, транспорт веществ);  определение связи строения и функций тканей, органов;  выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма с окружающей его средой;  обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и жизни человека;  распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитых грибов, растений, животных);  определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;  выявление   черт   приспособленности   организмов   к   условиям   среды   обитания;   типов   взаимоотношений организмов в экосистемах;  распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их изображений;  определение и классификация основных биологических понятий;  овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов. 2. В ценностно­ориентационной сфере:  осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле;  понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования; знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни; знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии, на экскурсиях;   развитие чувства ответственности за сохранение природы. 3. В сфере трудовой деятельности:   соблюдение правил безопасности работы с лабораторнымоборудованием и биологическими объектами. 4. В сфере физической деятельности:  овладение методами искусственного размножения растенийи способами ухода за комнатными растениями; 5. В эстетической сфере:  развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы. Метапредметные результаты  Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; составлятьплан ответа, план параграфа, рассказа, ставить и проводитьдемонстрационные опыты, проводить наблюдения, анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы;  умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и ввиде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации;  овладение исследовательскими умениями: формулироватьпроблему исследования, определять цели, гипотезу, этапыи   задачи   исследования,   самостоятельно   моделировать   и   проводить   эксперимент   и   на   его   основе получать новые  знания;осуществлять  фиксирование и  анализ  фактов или явлений,видеть  пути и способы решения исследуемой проблемы; проводить презентацию полученных знаний и опыта;  овладение   коммуникативными   умениями   и   опытом   межличностных   коммуникаций,   корректного   ведения диалога и дискуссии.    Планируемые результаты изучения курса биологии Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта   представляет   комплекс   взаимосвязанных   учебно­познавательных   и   учебно­практических   задач, выполнение   которых   требует   от   обучающихся   овладения   системой   учебных   действий   и   опорным   учебным материалом. По окончанию 6 класса обучающийся научится:  •характеризовать   особенности   строения   и   процессовжизнедеятельности   биологических   объектов (клеток,организмов), их практическую значимость;  •применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологическиеэксперименты и объяснять их результаты, описыватьбиологические объекты и процессы;  •использовать   составляющие   исследовательской   и   проектной   деятельности   по   изучению   живых   организмов (приводить доказательства, классифицировать,сравнивать, выявлять взаимосвязи); •ориентироваться   в   системе   познавательных   ценностей:   оценивать   информацию   о   живых   организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. По окончанию 6 класса обучающийся получит возможность научиться:  •соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;  •использовать приёмы работы с определителями растений;выращивания и размножения культурных растений;  •выделять эстетические достоинства объектов живойприроды;  •осознанно соблюдать основные принципы и правилаотношения к живой природе;  •ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ценностноеотношение к объектам живой природы);  •находить информацию о растениях и животных в научно­популярной литературе, биологических словаряхи справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;  •выбирать целевые и смысловые установки в своихдействиях и поступках по отношению к живой природе. Введение. Общее знакомство с растениями.   ( 5час)       Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.  СОДЕРЖА НИЕ. Растения – особое царство живого. Внешнее строение, органы растения. История использования и изучения растений. Многообразие жизненных форм растений Жизненный формы высших растений: дерево, кустарник, кустарничек, трава. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Основные органоиды растительной клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Ткани растений. Механическая, образовательная, покровная, проводящая, основные ткани растений – особенности строения и  функции. Органы цветковых растений (12 час)  Семя, его строение и значение. Однодольные и двудольные. Строение смени. Значение семян: для растений, животный и человека. Условия прорастания семян. Вода, воздух, тепло, питательные вещества – необходимые условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Типы корневых систем, виды корней, зоны корня. Побег, его строение и развитие. Побег – сложный орган, состоящий из стебля, листьев и почек. Почки вегетативные и генеративные. Лист, его строение и значение. Внешнее и внутреннее строение листа. Лист, специализированный орган воздушного питания, дыхания, испарения.  Видоизменение листьев. Стебель, его строение и значение Узлы и междоузлия: кора, камбий, древесины, сердцевина.  Функции стебля. Видоизменения стебля Видоизменения надземных и подземных побегов. Цветок – его строение и значение. Основные органы цветка: тычинки и пестики. Околоцветник. Опыление. Оплодотворение. Обоеполые и однополые  цветки. Однодомные и двудомные растения. Соцветия и опыление.  Соцветия простые и сложные. Типы опыления и приспособления растений к ним. Плод. Разнообразие и значение плодов. Плоды много­ и односеменные, сочные и сухие. Способы распространение плодов.  Плоды источник пищи для  животных и человека. Необычное использование плодов.  Основные процессы жизнедеятельности растений   (6 час)  Значение воды. Корень – специализированный орган минерального питания. Макро­ и микроэлементы. Органические и минеральные удобрения. Вода как условие почвенного питания, экологические группы растений по отношению к  воде.                                                                                                                                            Воздушное питание растений ­ фотосинтез  Фотосинтез  ­ процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету в зеленых частях  растения. Автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль растений. Значение фотосинтеза в природе.   Обмен веществ  ­ совокупность протекающих в организме превращений, обеспечивающих рост и развитие, рос и  развитие, контакт организма с окружающей средой.   Вегетативное размножение­ размножение вегетативными органами. Значение вегетативного размножения.  Способы  вегетативного размножения используемые в с/х    Многообразие и развитие растительного мира  (9 час)  Систематика растений, её значение для ботаники.                                                               Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.  Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.  Многообразие голосеменных  в России. Цикл развития шишек сосны. Отдел Покрытосеменные.Общая характеристика и значение. Покрытосеменные или цветковые. Двудольные и однодольные.  Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные. Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света. Истрия происхождения культурных растений..Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Дары  Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква) Природные сообщества.(2 час) Понятие о природном сообществе. Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Ярусное строение  природного сообщества – надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Обсуждение заданий  на лето. Итоговая контрольная работа по курсу биологии 6 класса(1 час) № ТЕМА 1 2 3 4 Введение. Общее  знакомство с  растениями.          Органы цветковых  растений Основные процессы  жизнедеятельности  растений      Многообразие и  КОЛ­ ВО  ЧАСО В 5 12 6 9 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ПРАКТИЧ . РАБОТЫ ЛАБОРАТ.РАБОТ Ы ЭКСКУРСИ И Контрольные работы 1 2 3 1 2 5 6 развитие  растительного мира Природные  сообщества. Итоговая  контрольная работа  по курсу биологии 6  класса  №1. 2 3 5 1 1 ИТОГО 35 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС. Д а т а ф а к т Д а т а п л а н № I 1(1) Тема раздела, урока, кол­во часов Дом. задание Содержание Планируемые результаты оборудование личностные метапредметны е предметные   Наука о растениях  – ботаника (5час) Царство  органического мира  п.1 Растения –  особое царство  Ориента­ ция в  Различать  царства живой  Царства живой  природы. Места  мультимедийная  презентация. Живые стр 6­10 и место растений в  нём.  .  Многообразие мира растений.    живого.  Внешнее  строение,  органы  растения.  История  использования  и изучения  растений.  межлично­ стных  отношениях. Умение   выделять  нравственный  аспект  поведения. Самоопределен ие  2(2) п1  стр10­13 Общие признаки  растений. Внешнее  строение растений.  Семенные   растения.  Цветковые  растения. Органы растений и их значение. Представител и цветковых  растений Ориента­ ция в  межлично­ стных  отношениях. Умение   выделять  нравственный  аспект  поведения. растения, гербарий. обитания растений.  История  использования и  изучения растений.  Семенные и споровые  растения. Наука о  растениях —  ботаника Лупа, живые растения,  гербарий Внешнее строение,  органы растения.  Вегетативные и  генеративные органы.  Семенные и споровые  растения. природы.  Характеризовать различных  представителей  царства  Растения. Определять  предмет науки  ботаники.  Описывать  историю  развития науки о растениях. Использовать  информационные ресурсы для  подготовки  презентации  сообщения о  роли растений в  природе, об  истории  использования  растений  человеком (П) Характеризовать внешнее  строение  растений.  Объяснять  отличие  вегетативных  органов от  генеративных. Умение слушать  и вступать в  диалог(К) Осваивать  приёмы работы  с определителем  растений. Использовать  информационные ресурсы для  подготовки  презентации  сообщения о  роли растений в  природе, об  истории  использования  растений  человеком (П) Приводить  примеры  одноклеточных и  многоклеточных  растений. Различать и  называть  органоиды клеток  растений. Характеризовать  основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о  взаимосвязи  работы всех частей клетки. Выявлять  отличительные  признаки  Клетка как основная  структурная единица  растения. Строение  растительной клетки:  клеточная стенка,  ядро, цитоплазма,  вакуоли, пластиды. Микроскоп,  лабораторное  оборудование,  микропрепараты Т «Растительная клетка» Жизнедеятельность  клетки. Деление  клетки. Клетка как  живая система.  Особенности  растительной клетки 3(3) 4(4)   п.3 стр17­19 Клетка – основная  структурная  единица организма.  Строение  растительной  клетки.  Процессы  жизнедеятельности  клеток стр19­21 Основные  органоиды  растительной  клетки.  Процессы  жизнедеятельно сти клетки. Питание, дыхание,   рост и развитие Обмен  веществ. сформированно сть  познавательных интересов и  мотивов к  изучению  биологии сформированно сть  познавательных интересов и  мотивов к  изучению  биологии 5(5) Понятие о тканях.   п.4  стр 21­25 Механическая,  образовательна я, покровная,  проводящая,  основные ткани растений –  особенности  строения и  функции. сформированнос ть  познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии растительной  клетки Овладение  учебными  умениями:  логично излагать материал;  анализировать  текст, таблицу,  рисунок и на  этой основе  формулировать  выводы Определять понятие  «ткань».  Характеризовать  особенности строения и  функции тканей  растений. Устанавливать  взаимосвязь строения  и функций тканей. Объяснять значение  тканей в жизни  растения. Т «Микроскопическое  строение листа» II 6(1) Органы  цветковых  растений.(12час)  Внешнее и  внутреннее  строение семян .  Типы семян   Л/Р№1 «Изучение  строения семени  фасоли»   п.5 стр 28­30  Однодольные и  двудольные.  Строение  семени.      сформированност ь   познавательных и интересов мотивов к изучению биологии; овладение  интеллектуальным и умениями  (анализировать,  сравнивать, делать выводы). Овладение учебными умениями: работать учебной справочной литературой, логично излагать материал; с и     проросшие семена  фасоли,  мультимедийное  приложение к уроку. Т»Строение семени  фасоли»  . Объяснять роль семян в  природе.  Характеризовать  функции частей семени.  Описывать строение  зародыша растения.  Устанавливать сходство  проростка с зародышем  семени. Описывать стадии  прорастания семян.  Выявлять  отличительные признаки семян двудольных и  однодольных растений.  Использовать  информационные  ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека. 7(2) Прорастание семян. Вода, воздух,  сформированност Овладение Объяснять роль семян в  Интерактивные Условия  прорастания  семян.) п.6 стр 30 34­37 тепло,  питательные  вещества –  необходимые  условия  прорастания  семян. Виды корней. Типы  корневых систем.  Внешнее и  внутреннее  строение корня     п.7 стр 37­41  Типы корневых систем, виды  корней, зоны  корня.     ь   познавательных и интересов мотивов к изучению биологии; овладение  интеллектуальным и умениями  (анализировать,  сравнивать, делать выводы).   овладение интеллектуальны ми умениями (наблюдать, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения выводы). делать и         с и учебными умениями: работать учебной справочной литературой, логично излагать материал; овладение  исследовательск ими умениями:  осуществлять  фиксирование и  анализ фактов  или явлений,  проводить  презентацию  полученных  знаний и опыта Строение корня  проростка»     Л/Р №2 «Строение корня проростка» р/т/б стр.18 Самостоятель ное  приготовлени е  микропрепара   овладение интеллектуальны ми умениями (наблюдать, устанавливать причинно­ овладение  исследовательск ими умениями:  определять цели  лабораторной  работы,  таблицы, проросшие  семена тыквы. Т «Типы корневых  систем» Т «Внешнее и внутреннее  строение корня» природе.  Характеризовать  функции частей семени.  Описывать строение  зародыша растения.  Устанавливать сходство  проростка с зародышем  семени. Описывать стадии  прорастания семян.  Выявлять  отличительные признаки семян двудольных и  однодольных растений.  Использовать  информационные  ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека. Различать и определять  типы корневых систем  на рисунках, гербарных  экземплярах,  натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать  взаимосвязь строения и  функций частей корня. Объяснять особенности  роста корня. Проводить  наблюдения за  изменениями в  верхушечной части  корня в период роста. Различать и определять  типы корневых систем  на натуральных  объектах. Называть части корня. Устанавливать  8(3) 9(4) та и изучение  зон корня  проростка \ Побег –  сложный орган, состоящий из  стебля, листьев и почек. Почки  вегетативные и  генеративные. Внешнее  строение листа. Лист,  специализирова нный орган  воздушного  питания,  дыхания,  испарения.  Видоизменение  листьев внутреннее  строение листа. лист,  Строение и  значение побегов  для  растений.  Почка – зачаточный побег растения. Л/Р. № 3.    Строение  вегетативных и  генеративных   почек.  Лист.  Внешнее   строение листа.  Простые и сложные листья. Жилкование листа. п.8   стр 43­44 п.9  стр 48­49 Внутреннее  строение листа.   Лист как  10(5) 11(6) 12(7) следственные связи, обобщения выводы).   делать и     овладение интеллектуальны ми умениями (наблюдать, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения выводы). делать и     сформированность познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии взаимосвязь строения и  функций частей корня. Объяснять особенности  роста корня. Проводить  наблюдения за  изменениями в  верхушечной части  корня в период роста. Наблюдать и  исследовать строение  побега на примере  домашнего растения. Сравнивать побеги  разных растений и  находить их различия. Изучать строение почек  на натуральных  объектах, делать  выводы. Соблюдать правила  работы в кабинете  биологии, работы с  лабораторным Определять части листа  на гербарных  экземплярах, рисунках. Различать простые и  сложные листья.  Определять жилкование  листьев на натуральных  объектах осуществлять  фиксирование и  анализ фактов  или явлений,  проводить  презентацию  полученных  знаний и опыта исследовательск ими умениями:  определять цели  лабораторной  работы,  осуществлять  фиксирование и  анализ фактов  или явлений,  проводить  презентацию  полученных  знаний и опыта Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал; проводить анализ и обработку  информации Веточки деревьев с  почками, лупа,  препаровальная игла,  интерактивная таблица. Т   «Внешнее   строение листа» Т «Листья простые» Т « Листья сложные» сформированность познавательных  интересов и  Овладение  учебными  умениями:  Характеризовать  внутреннее строение  листа, его части Модель среза листа,  Гербарий,  мультимедийное 13(8) 14(9) специализированны й орган  фотосинтеза. специализирова нный орган  воздушного  питания мотивов к  изучению  биологии Стебель .Внешнее и внутренне и   строение стебля.  Значения стебля.      п.9  стр 54­56 Узлы и  междоузлия:  кора, камбий,  древесины,  сердцевина.   Функции  стебля. сформированность познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии работать с  учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал;  умение работать  с информацией:  самостоятельно  вести поиск  источников Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал; проводить анализ и обработку  информации Объяснять роль  зелёных листьев в  фотосинтезе. приложение к уроку. Т«Микроскопическое строение листа» Спилы стебля дерева,  Т «Микроскопическое  строение ветки липы». Описывать внешнее  строение стебля,  приводить примеры  различных типов  стеблей.  Называть внутренние  части стебля растений и  их функции. Определять  видоизменения  надземных и подземных  побегов на рисунках,  фотографиях,  натуральных объектах. п.10  стр.57­59 Многообразие  побегов Л/Р. №4 «Внешнее строение  корневища,клубня ,луковицы» Особенности  самостоятель ное изучение  строения  корневища,  клубня и  луковицы овладение  интеллектуальным и умениями  (наблюдать,  устанавливать  причинно­ следственные  связи, делать  обобщения и  выводы).   Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично   излагать материал; овладение  исследовательским и умениями:  Изучать и описывать  строение подземных  побегов, отмечать их  различия. Фиксировать результаты исследований.  Соблюдать правила  работы в кабинете,  обращения с  лабораторным  оборудованием Клубень,  луковица.Корневище,  лупа, скальпель,  препаровальная игла. Т «Видоизменён. стебли» Цветок. Его  значение и  строение. п.11  стр.60­63 Основные  органы цветка:  тычинки и  пестики.  Околоцветник.  Оплодотворени е. Обоеполые и  однополые  цветки.  Однодомные и  двудомные  растения. Соцветия. п.11 стр.63­64 Соцветия  простые и  сложные.  сформированность познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии сформированность познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии определять цели  лабораторной  работы,  осуществлять  фиксирование и  анализ фактов или  явлений,  проводить  презентацию  полученных знаний и опыта Овладение учебными умениями: работать учебной справочной литературой, логично излагать материал;     с и Овладение учебными умениями: работать учебной справочной литературой, логично излагать материал; с и     Определять и называть  части цветка на  рисунках, фотографиях, натуральных объектах.  Т   «   Строение   цветка» Модель цветка капусты Т « Разнообазие цветков» Т «Соцветия простые и  сложные» Определять и называть  части цветка на  рисунках, фотографиях, натуральных объектах.  Называть функции  частей цветка. Различать и называть  типы соцветий на  рисунках и натуральных  объектах.  Плод. Строение плода. п.12  Плоды много­ и односеменные,  сформированность познавательных  Овладение учебными умениями: Объяснять процесс  образования плода.  Муляжи плодов,   Т « Плоды сочные» 15(10) 16(11) 17(12) Разнообразие  плодов стр.66­68 сочные и сухие. интересов и  мотивов к  изучению  биологии Т « Плоды сухие» Определять типы  плодов и  классифицировать их  по рисункам,  фотографиям,  натуральным  объектам. Описывать способы  распространения  плодов и семян на  основе наблюдений. Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  сообщения о роли  плодов и семян в  природе и жизни  человека.     работать с учебной и справочной литературой, логично   излагать материал; овладение исследовательским и умениями: определять   цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование   и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта; умение работать с  информацией:  самостоятельно  вести поиск  источников  (справочные  издания на  печатной основе и  в виде CD,  периодические  издания, ресурсы  Интернета) III 18(1) Основные  процессы  жизнедеятельност и растений.(6час) Корневое  (минеральное,  п.13  стр.74­77 Корень –  специализирова сформированность познавательных  Овладение  учебными  Объяснять роль  корневых волосков в  Мультимедийное  приложение к уроку почвенное) питание растений интересов и  мотивов к  изучению  биологии нный орган  минерального  питания.  Макро­ и  микроэлементы . Органические  и минеральные  удобрения 19(2) Воздушное  (углеродное)  питание растений ­   фотосинтез. п14  стр.78­82 сформированность познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии Фотосинтез  ­  процесс  образования  органических  веществ из  воды и  углекислого  газа на свету в  зеленых частях  растения..  умениями:  работать с  учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал;  умение работать  с информацией:  самостоятельно  вести поиск  источников  (справочные  издания на  печатной основе  и в виде CD,  периодические  издания, ресурсы Интернета);  проводить анализ и обработку  информации Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал;  умение работать  с информацией:  самостоятельно  вести поиск  источников  (справочные  издания на  механизме почвенного питания. Обосновывать роль  почвенного питания в  жизни растений. Сравнивать и  различать состав и  значение  органических и  минеральных  удобрений для  растений. Устанавливать  взаимосвязь  почвенного питания  растений и условий  внешней среды. Характеризовать  условия,  необходимые для  воздушного питания  растений. Объяснять роль  зелёных листьев в  фотосинтезе. Приводить примеры  организмов —  автотрофов и  гетеротрофов,  находить различия в  их питании. Мультимедийное  приложение к уроку Т «Фотосинтез» 20(3) Дыхание растений.  Обмен веществ –  обеспечение связи  организма с  окружающей  средой п.15 стр.82­83 Дыхание –  процесс  способствующи й  высвобождени ю энергии.  сформированность познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии 21(4) Бесполое  размножение  растений.  п.16 стр.86 п.17  стр.91­92 Бесполое  размножение:  вегетативное и  спорами.   Сформированност ь познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии;  печатной основе  и в виде CD,  периодические  издания, ресурсы Интернета);  проводить анализ и обработку  информации Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал;  умение работать  с информацией:  самостоятельно  вести поиск  источников  (справочные  издания на  печатной основе  и в виде CD,  периодические  издания, ресурсы Интернета);  проводить анализ и обработку  информации Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  справочной  побеги древесных  растений с  чечевичками.  Характеризовать  сущность процесса  дыхания у растений. Устанавливать  взаимосвязь  процессов дыхания и  фотосинтеза,  проводить их  сравнение.  Определять понятие  «обмен веществ».  Характеризовать  обмен веществ как  важный признак  жизни Характеризовать  значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого  размножения,  Живые растения,  скальпель,  Т«Вегетативное Вегетативное  размножение  растений.  Л/Р. № 5.   Черенкование  комнатных  растений.  22(5) Половое  размножение п.16  стр.87­90 размножение растений» Т«Двойное  оплодотворение  цветковых растений» овладение  интеллектуальным и умениями  (анализировать,  сравнивать,  классифицировать , устанавливать  причинно­ следственные  связи, делать  обобщения и  выводы). сформированность познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии Половое  размножение:  оплодотворени е, гаметы,  яйцеклетки,  спермии,  зигота. С. Г.  Навашини его  открытие  двойного  оплодотворени я. Половое  размножение:  оплодотворени е, гаметы,  яйцеклетки,  спермии,  зигота. С. Г.  Навашини его  открытие  двойного  оплодотворени я. литературой,  логично излагать материал Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал;  умение работать  с информацией:  самостоятельно  вести поиск  источников  (справочные  издания на  печатной основе  и в виде CD,  периодические  издания, ресурсы Интернета);  проводить анализ приводить примеры.  Обосновывать  биологическую  сущность бесполого  размножения. Объяснять  биологическую  сущность полового  размножения. Сравнивать бесполое  и половое  размножение  растений, находить их различия Объяснять  биологическую  сущность полового  размножения. Сравнивать бесполое  и половое  размножение  растений, находить их различ Называть  основные особенности оплодотворения у  цветковых растений. Доказывать  обоснованность  определения  «двойное  оплодотворение»  применительно к  цветковым  растениям.ия 23(6) Рост и развитие  растений п.18 стр.96­98  сформированность познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии Рост –  количественное изменение,  развитие  ­  качественное.  Онтогенез –  индивидуально е развитие.  Мультимедийное  приложение к уроку,  живые растения. Т«Рост и развитие побега» Называть основные  черты,  характеризующие  рост растения. Объяснять процессы  развития растения,  роль зародыша. Сравнивать процессы  роста и развития.  Характеризовать  этапы  индивидуального  развития растения. Устанавливать  зависимость роста и  развития растений от  условий среды. и обработку  информации Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал;  умение работать  с информацией:  самостоятельно  вести поиск  источников  (справочные  издания на  печатной основе  и в виде CD,  периодические  издания, ресурсы Интернета);  проводить анализ и обработку  информации IV 24(1) Многообразие и  развитие  растительного  мира (9 час) Понятие о  систематике  растений  п.19 Бинарные  названия.  Заслуга  Линнея.  Классификация сформированность познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  Приводить примеры  названий различных  растений. Систематизировать  растения по группам.  Объяснять значение  Т«Систетатика  покрытосеменных  растений» растений биологии Водоросли. Общая  характеристика,  размножение и  развитие п.20 стр. 108­ 110 Общая  характеристика водорослей.  Слоевище.  Одноклеточные и нитчатые.  Зеленые,  красные, бурые  водоросли.  Сформированност ь познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии и  общению с  природой справочной  литературой,  логично излагать материал;  умение работать  с информацией:  самостоятельно  вести поиск  источников  (справочные  издания на  печатной основе  и в виде CD,  периодические  издания, ресурсы Интернета);  проводить анализ и обработку  информации Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал;  умение работать  с информацией:  самостоятельно  вести поиск  источников  систематики растений  для ботаники. Использовать  информационные  ресурсы для подготовки презентации сообщения  о деятельности К.  Линнея и роли его  исследований в  биологии Выделять и описывать  существенные признаки  водорослей. Распознавать водоросли  на рисунках, гербарных  материалах. Сравнивать водоросли с  наземными растениями и находить общие  признаки.  Объяснять процессы  размножения у  одноклеточных и  многоклеточных  водорослей.  гербарий,   аквариумные водоросли  Т « Хламидомонада» Т « Спирогира» Моховидные.  Общая  характеристика,  п.21  стр.113­115 Классы  Моховидных:пе ченочникилист сформированность познавательных  интересов и  мотивов к  Овладение  учебными  умениями:  работать с  Сравнивать  представителей  различных групп  растений отдела,  гербарий. Т «Зелёный мох  кукушкин лён» 25(2) 26(3) размножение и  развитие.                   изучению  биологии остебельные.  Чередование  поколений при  размножении.  Мхи в  биогеоценозах.  27(4) п.22  стр.117­119 Особенности  строение  папоротниковЧ ередование  поколений при  размножении.  Сформированност ь познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии и  общению с  природой Папоротникообразн ые. Общая  характеристика.       Отдел  папоротниковидные . Папоротник  щитовник  мужской..  Многообразие  папоротников Т « Белый торфяной мох  сфагнум» Гербарий Т « Папоротник щитовник мужской» учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал;  умение работать  с информацией:  самостоятельно  вести поиск  источников  (справочные  издания на  печатной основе  и в виде CD,  периодические  издания, ресурсы Интернета);  проводить анализ и обработку  информации Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал;  умение работать  с информацией:  самостоятельно  вести поиск  источников  (справочные  проводить анализ и обработку  информации делать выводы. Называть  существенные  признаки мхов.  Выделять признаки  принадлежности  моховидных к  высшим споровым  растениям.  Характеризовать  процессы  размножения и  развития моховидных, их особенности. делать вывод о  прогрессивном  строении  папоротников.  Характеризовать роль папоротникообразных в природе,  обосновывать  необходимость  охраны исчезающих  видов. Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  презентации проекта  о разнообразии и роли 28(5) 29(6) Голосеменные  растения. Общая  характеристика,  размножение,  развитие .             п.23  сформированность познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии Особенности  строения и  жизнедеятельно сти.Независимо сть процесса  размножения от воды у  голосеменных.  Покрытосеменные.  Общая  характеристика,  многообразие,   значение               п.24  стр.126­129 Покрытосеменн ые или  цветковые.  Особенности  строения  Двойное  оплодотворени е.  Сформированност ь познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии и  общению с  природой гербарий. Т « Сосна обыкновенная» высших споровых  растений в природе Выявлять общие черты  строения и развития  семенных растений. Осваивать приёмы  работы с определителем растений. Сравнивать строение  споры и семени.  Характеризовать  процессы размножения и развития голосеменных. гербарий. Т«Систематика покрытосеменных» Выявлять черты  усложнения организации покрытосеменных по  сравнению с  голосеменными. Сравнивать и находить  признаки сходства и  различия в строении и  жизнедеятельности  покрытосеменных и  голосеменных. Устанавливать  взаимосвязь  Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал;  умение работать  с информацией:  самостоятельно  вести поиск  источников  (справочные  издания на  печатной основе  и в виде CD,  периодические  издания, ресурсы Интернета);  проводить анализ и обработку  информации Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал;  умение работать  с информацией:  самостоятельно 30(7) Семейства класса  Двудольные    п.25  Особенности  двудольных  растений, их  отличия.  Представители  классов. сформированность познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии вести поиск  источников  (справочные  издания на  печатной основе  и в виде CD,  периодические  издания, ресурсы Интернета);  проводить анализ и обработку  информации Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал;  умение работать  с информацией:  самостоятельно  вести поиск  источников  проводить анализ и обработку  информации 31(8) Семейства класса  Однодольные.   п.26 Злаки,  Луковые,  Лилейные. Сформированност ь познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии и  общению с  Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  справочной  литературой,  приспособленности  покрытосеменных к  условиям среды.  Выделять и сравнивать  существенные признаки  строения однодольных и двудольных растений. Использовать  информационные  ресурсы для подготовки презентации проекта об  охраняемых видах  покрытосеменных  растений Описывать  отличительные  признаки семейств  Распознавать  представителей  семейства на  рисунках, гербарных  материалах,  натуральных  объектах. Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  презентации проекта  о роли растений  клДвудольные  Описывать  отличительные  признаки семейств  Распознавать  представителей  семейства на  рисунках, гербарных  комнатные растения.  Комнатные цветущие  растения  Т«Сем.Бобовые.Горох  посевной» Комнатные цветущие  растения  Т «Сем Злаковые» природой логично излагать материал;  сформированность познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии Понятие об  эволюции  живого мира.  Первые  обитатели  Земли. История развития  растительного  мира. Н.И.  Вавилов о  результатах  эволюции  растений,  направляемой  человеком.  Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал;  умение работать  с информацией:  самостоятельно  вести поиск  источников  проводить анализ и обработку  информации материалах,  натуральных  объектах. Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  презентации проекта  о роли растений кл  Однодольные Объяснять сущность  понятия об эволюции  живого мира. Описывать основные  этапы эволюции  организмов на Земле. Выделять этапы  развития растительного  мира.  Называть черты  приспособленности  растений к наземному  образу жизни. Называть основные  признаки различия  культурных и  дикорастущих  растений.  Характеризовать роль человека в появлении  многообразия  культурных растений. Приводить примеры  культурных растений  своего региона. 32(9) п.27,28 Историческое  развитие  многообразие  растительного мира на Земле   Разнообразие и  происхождение  культурных  растений. V Природные  сообщества. 33(1) 34(2)  (2 час) Жизнь растений в  природе. Понятие о природном  сообществе­  биогеоценозе.   п.30 Смена природных  сообществ и её  причины п.32 Т « Биогеоценоз водоёма» Сформированност ь познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии и  общению с  природой Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал;  умение работать  с информацией Понятие о  природном  сообществе.  В.Н. Сукачев о  структуре  природного  сообщества.  Круговорот  веществ и  поток энергии  как главное  условие  существования  природного  сообщества Понятие о  смене  природных  сообществ.  Причины  смены.  Естественные и культурные  природные  сообщества, их  особенности и  Сформированност ь познавательных  интересов и  мотивов к  изучению  биологии и  общению с  природой Овладение  учебными  умениями:  работать с  учебной и  справочной  литературой,  логично излагать материал;  умение работать  с информацией Объяснять сущность  понятия «природное  сообщество». Устанавливать  взаимосвязь  структурных звеньев  природного сообщества. Оценивать роль  круговорота веществ и  потока энергии в  экосистемах. Выявлять  преобладающие типы  природных сообществ  родного края. Характеризовать  влияние абиотических  факторов на  формирование  природного сообщества. Использовать  информационные  ресурсы для подготовки сообщения о природных  сообществах России Объяснять причины  смены природных  сообществ. Приводить примеры  смены природных  сообществ, вызванной  внешними и  внутренними  причинами. Объяснять причины  неустойчивости  культурных сообществ  — агроценозов. роль в  биосфере. Систематизаци я и обобщение  знаний по  курсу биологии 6 класса. Излагать свою  точку зрения на  необходимость  принятия мер по  охране  растительного  мира Применять  основные виды  учебной  деятельности  для  формулировки  ответов к  итоговым  заданиям Аргументировать  необходимость  бережного отношения к  природным  сообществам. Называть  представителей и  характеризовать  отличительные признаки царства растения  Объяснять строение и  функции органов  35(3) Итоговая  контрольная работа по курсу биологии  6 класса  №1.     Литература и средства обучения. УМК:   Литература для учителя:  И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова . Биология :5­9 классы: программа­М.: Вентана­Граф, 2012г. Учебник   Биология.   6   класс:   учебник   для   учащихся   общеобразовательных   учреждений/ И.Н.Понаморёва,   О.А.Корнилова,   В.С.Кучменко;   под   ред.проф.   И.Н.ПонаморёвойМ.:Вентана­ Граф,2013 Литература для   ученика: учебник   Биология.   6   класс:   учебник   для   учащихся   общеобразовательных   учреждений/ И.Н.Понаморёва,   О.А.Корнилова,   В.С.Кучменко;   под   ред.проф.   И.Н.ПонаморёвойМ.:Вентана­ Граф,2013 Рабочая тетрадь по биологии №1 и №2 для учащихся общеобразовательных организаций Под редакцией доктора педагогических наук,профессора  И.Н.Пономарёвой, М., Издательский центр «Вентана­Гаф»,2014,  Перечень учебного оборудования и наглядных пособий. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, , модели  цветков. 3. Демонстрационные таблицы. 4. Географические карты материков. 5. Экранно­звуковые средства. 6. Электронное приложение к УМК. 7. Электронно­образовательные ресурсы. 8. Мультимедиапроекция.

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс

Авторская рабочая программа по биологии 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018