Конспект урока русского языка по теме: Словосочетание. Разбор словосочетаний.Урок проводится с презентацией.В презентации 24 слайда,все красочно интересно,ребятам очень интересно работать с таблицей.1-й слайд,,Орфоэпическая разминка,,2 слайд-Электронное письмо,различные виды деятельности.
Класс: 5 класс
Урок проводится по учебнику (УМК Ладыженской Т.А.)
Тип урока: урок систематизации знанийКонспект урока
Орфоэпическая разминка
• ТУфля, нет тУфель.
• ТОрты, нет тОртов
• Мне позвонЯт, ты позвонИшь,
созвонИмся.
• ЖалюзИ, красИвее.
ВНИМАНИЕВНИМАНИЕ!!!
ЭЛЕКТРОННОЕ ПИСЬМО!!!
« Дорогие ребята, обращаюсь к вам с
огромной просьбой. Дело в том, что я не
могу справиться с дополнительным
заданием по русскому языку, которое дал
Заранее благодарен!» Артем.
мне учитель. Совершенно случайно
узнал, что сегодня в вашем расписании
есть урок русского языка. Помогите,
пожалуйста, справиться с заданием. У
меня уже две двойки по русскому языку,
и очень не хотелось бы получить
третью!!! Надеюсь на вашу помощь.
« Дорогие ребята, обращаюсь к вам с огромной просьбой. Дело в том, что я не могу справиться с дополнительным заданием по русскому языку, которое дал мне учитель. Совершенно случайно узнал, что сегодня в вашем расписании есть урок русского языка. Помогите, пожалуйста, справиться с заданием. У меня уже две двойки по русскому языку, и очень не хотелось бы получить третью!!! Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарен!» Артем.
осенний, утро,
старое, дуб,
жёлтая, листья,
- Есть ли смысл в том, что записано?
- Что нужно сделать, чтобы между словами
установился определенный смысл?
Осеннее утро,
старый дуб,
жёлтые листья,
«Язык неистощим
в соединении слов»
А.С.Пушкин
ПРОВЕРКА
домашнего
задания
• Словосочетание – это…
• Именное словосочетание – это…
• Глагольное словосочетание – это..
• Виды связи в словосочетаниях:
• Синтаксис изучает…
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
именное
глагольное
СЛОВОСОЧЕТАНИЯименноеглагольное
Составьте из слов словосочетания
смелость, учиться, у,
разведчик, осторожность, у,
сапёр.
• ИМЕННЫЕ
• ГЛАГОЛЬНЫЕ
Сколько словосочетаний в
предложении?
Выпишите их.
Мой друг никогда не говорит о
товарищах насмешливо.
ПРОВЕРЬТЕ!
• Мой друг
• Никогда не говорит
• Не говорит о товарищах
• Не говорит насмешливо
СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ:
Существительные с предлогами
Около дома, на улице, сквозь стены
Грамматическая основа
Наступила осень. Листья опадают.
Льет дождь.
Однородные члены предложения
Города и сёла, падают и исчезают.
СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ:Существительные с предлогамиОколо дома, на улице, сквозь стеныГрамматическая основаНаступила осень. Листья опадают. Льет дождь.Однородные члены предложенияГорода и сёла, падают и исчезают.
Найди «четвёртое лишнее»
Объясни свой выбор.
• Наступила осень.
• Часто идут дожди.
• Листья на земле
• Шуршат листья на земле.
Объясни свой выбор.
Листья на земле словосочетание
Согласуйте главное и зависимое
слова в роде, числе, падеже.
Без (общее) дела; про
(молодая) зелень; по (синий)
простору.
ПЛАН РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:
Каким?
Прил. Сущ.
Красивым почерком (именное,
согласование)
Каким? Прил. Сущ.Красивым почерком (именное, согласование)ПЛАН РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:
АЛГОРИТМ:
1. Найти главное слово.
2. Задать вопрос к зависимому слову.
3. Определить части речи.
4. Указать именное или глагольное.
5. Указать
связи
вид
примыкание)
(согласование,
управление,
Выполните разбор словосочетаний:
Солнечным днем, посетить выставку,
водяная струя, тосковать по родине,
встреча с космонавтом, печь пироги,
стремительно бежать.
Одеть или надеть?
• …………….. на малыша;
• ……………. в плащ;
• ……………. фуражку на себя;
Открытие :
НАДЕТЬ –что на
кого? На что?
ОДЕТЬ – кого во что?
Задача 7 (б)
Оплатить или заплатить?
• ……………… покупку
• ……………… проезд
• ……………….за проезд
• ……………… за билет
Открытие :
оплатить чтото
заплатить ЗА чтото
Культура речи.
Какую ошибку допустил водитель
автобуса, объявив: «Оплатите за
проезд»?
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ:
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой
грамматически и по _________________.
2. В словосочетании различаются _____________________ часть и
зависимая.
3. От ____________________ слова к _______________________ ставится
вопрос.
4. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово,
словосочетания бывают______________________ и
________________________.
5. Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что
и главное, ___________________________.
6. Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в
определённом падеже, ___________________________.
7. Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с
главным только по смыслу, ______________________________
Рефлексия:
• Над какой темой мы сегодня
работали?
• Что нового узнали?
• Что показалось самым
интересным?
• Что было самым трудным?
• Что нужно будет сделать на
следующих уроках?
Домашнеее задание.
Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8
словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных
или Стр.65, упр.138