ШКОЛА РОССИИ ФГОС
Учебник для общеобразовательных учреждений
В двух частях
Рекомет)овано Министерством образования и науки Российской Фет)ерацнн
Москва
« Просвещение.
удк 373-
Рус-922 д-.35
Серии Роееии„ ое.нгјвана 200! ' (угу!
Дтгсърь•
В. Г.
Горецкии, В. А. Кирюшкин, Л. А- Виноградская, М. В.
На у«ебндк академии, наук и
Российской академии образования
Условные обозначения:
![]() |
![]() |
||
|
— текст для |
детей, которые |
умеют |
читать |
— работаем в паре
— работаем в группе
— работаем со словарём
— задание повышенной сложности
— обрати внимание
АЗ5
Азбука. 1 класс учеб. общеоб)азовал- учреждений. 2 ч. Ч. 2 Горецкий В. Кирюшкин В „ А, , Виног Л
Бе, М В, М про. свещенле. 201 1 , — 1 12 с, — (Школа России), lS3N
978,5-09-016926-4_ удк
ЬЬК 31.2 Рус,922
![]() |
•
![]() |
спим,
И ночи мы Н е СПИ М
• Сравни, что общего в этих словах, чем они различаются. Как большой предмет превратить в маленький? рева рука туча речка РУЧ ка ТУч|ка
![]() |
1.
Верочка мала. У
Верочки чистые ручки
2. Мы на уроке. У учеников ручки.
З. У двери две ручки.
Найди близкие по смыслу слова. Какое
слово лишнее?
Уче нй к у]че'ни кй
Прочитай рассказ, Какой урок у тебя
самый любимый? Расскажи о нём.
Сегодня у нас четыре урока.
На уроке математики мы считаем: один, два, три, четыре.
На уроке чтения мы читаем слова: река речка, рука — ручка, лиса лисичка.
Потом будет работа в прописи.
Вчера мы писали букву Г г, а сегодня — Ч Последним уроком будет урок
рисования.
Прочитай слово, которое пишется с заглавной буквы, Составь схему этого
слова.
мяч
ска|чУ дево:чВа мячик скачет
Встали девочки в круг.
И помчался мяч по кругу. От Кати к Танечке, От Танечки к Оле.
А от Оли снова к Кате! По кругу скачет мячик.
Найди слова, в которых три слога, Составь схему этих слов. Какие ягоды
изображены на рисунке? Какие ещё ягоды ты знаешь?
![]() |
![]() |
Ноябрь — ворота зимы.
Октябрь землю покрыл где снегом, где листом.
Сравни слова. Какие из них обозначают
один предмет, какие много предметов?
олень олёни снегйрь
снегирй РЫСЬ резси Окуни гусь гуси карась карасй
линй
![]() |
Как ты понимаешь выражение ударили
морозы?
Ударили первые морозы. Задумали
ребята заливать каток,
Сбросили мальчики пальто и принялись за работу.
А Коля с коньками за деревом стоит.
Стоит и посматривает:
— Что-то долго вода не замерзает!
Он
первым собрался на льду прокатиться.
Найди на этой странице слова с ь в
середине и в
конце слова.
О каком событии рассказывается?
Придумай конец рассказа.
Прочитай слова. Какой вопрос можно к
ним доставить? Придумай предложение со словом думать.
встать
думать читать играть сесть ПИСАТЬ работать
Прочитай
скороговорку сначала медленно, потом быстро.
![]() |
![]() |
мел — мель мол — моль хор — хорь
Озаглавь текст.
Катя написала письмо Ольге.
Она отнесла его на почту.
Ольга получйла письмо.
Подумай, из какого произведения эти строчки. Кто его автор? Найди книги
этого писателя в библиотеке. Читал ли ты их раньше?
Дело было вечером, делать было нечего. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря Просто так.
— А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?
А у нас сегодня гость. А у вас?.
Почему так говорят?
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
•
![]() |
• Почему так говорят?
• Знай больше, а говори меньше.
Добрая
шутка дружбы не рушит.
Поспешишь — людей насмешишь.
другом, может ли шутка разрушить
дружбу.
• Как называются плоды сосны л ели?
плоды сосны рябины
• Найди в стихотворении слова со слогом ши. На какои вопрос отвечают эти слова? Вь учи наизусть стихотворение.
Петушки
шй|на ма ль(шй шифо|кб машй|на
• Прочитай рассказ. Перескажл его
близко к тексту. Как ты помогаешь своим родителям, бабушке и дедушке?
Дед стал стар. Раз он лез на печку и
не мог. Внук был в избе. Ему стало смешно. Стыдно, внук. Не то дурно, что дед
стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп
(Л. Н. Толстой)
Что для чего?
• Почему так говорят?
Руки не протйнешь — с полки не достанешь.
Шить не будешь — портным не станешь.
Шутке — минутка, а делу — час.
Перо пишет, а ум водит.
По мышке и кошка — зверь.
О чём идет речь в загадке?
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.
О Слово одно, а значения разные.
Придумай предложения со словом лист.
Мышка сушек насушйла,
Мышка мышек пригласйла.
Мышки сушки кушать стали, Мышки зубки поломали.
Шапка да шубка — вот и наш Мишутка.
Игра. По очереди продолжите цепочку слов, изменяя одну букву.
Мышка М ОШ
КОчка
Читай сначала медленно, потом быстро. Какой звук повторяется?
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шила шапку — сшила тапку.
Сшила Саша Сашке шапку. Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая
кошка сидела выше.
![]() |
Составь рассказ о том, что делают эти чудо-машины. Вспомни, какие машины
помогают строить дома, собирать урожай зерна, укладывать асфальт на дорогах.
Шла Машина, шинами шурша,
И от Шума вдруг проснулась Тишина:
— Ты куда, ответь, Машина, так спешишь?
Что так рано шинами шуршишь?
А Машина отвечала шепоткОм:
В школу я везу ребятам молоко.
Вспомни сказку. Как она называется,
кто её автор? Почему плачет маленькая девочка? Кто ей помог?
о |
|
ЖИ, ШИ пиши с буквой И. |
|
Первые снежинки Закружйлись пушйстые снежинки. Найди слоги ши и жи. Составь предложение со словом малыши. чижи — ЧИЖ стрижи — стриж жил — шил малыш — малыши карандаш — карандаши
|
Прочитай рассказ. Как ты думаешь, это
сказка или ис
тория, которая могла произойти на самом деле?
• У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.
Пора тебе, чиж, петь.
— Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.
(Л. н. толстой)
•
![]() |
нужно важно —
• Прочитаи сначала медленно, потом быстро.
Жаба ждёт, раздув живот,
Жук летит ей прямо в рот.
• Подумай, кто где живёт. Составь предложения.
Ежи в реке. в поле.
Мыши
в болоте.
в
лесу небе .
Мужик и медведь
Подружйлись медведь с мужиком, и вздумали они репу сеять. Мужик сказал: «Мне корешок, а тебе, Миша, вершок».
Выросла славная репа. Мужик взял себе
корешки, а Мише отдал вершки. Поворчал Миша, да делать нечего..
• Что посеяли мужик и медведь? Что взял мужик? Что взял Миша? Что произошло через год? Знаешь ли ты, что было дальше?
Обсудите с другом, какие чувства вызывает у вас сказка. Жалко ли вам медведя?
Прочитаи сначала медленно, потом быстро.
Было у
козы семь деток. Сделала она себе избушку в лесу..
• Знаешь ли ты, что произошло потом? Подумай, как ты начнёшь свой рассказ, чем закончишь,
• Прочитай сначала слоги с глухим согласным, потом
со звонким.
ж ш |
жа ша |
жу шу |
жо ШО |
же ше |
жи ши |
Жу-жу, жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу
И звук Ж твержу.
![]() |
Малыши заблудились. Найди каждому
детёнышу родителя. слон
лось утёнок лев слонёнок утка лосёнок
ГУС Ь гусёнок тигр тигренок
Подумаи, какая часть слова «делает»
из взрослого животного детёныша.
— Что ты, Еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи!
(Б. Заходер)
ё жи;к ё.л1ка ёж моё свор
Прочитай рассказ. Как его можно озаглавить?
Ребята были в лесу. Вдруг слышат: возле ёлочки кто-то шуршит. Там ёжик!
Напала
Жучка на ёжика. Да не тут-то было! Наколбла она нос и отбежала на своё место.
![]() |
Что случилось с
мальчиком и его велосипедом? Расскажи.
ё о |
нё |
тё то |
сё со |
лё ло |
вё во |
Шурик, сколько
тебе лет?
Шесть, а было бы
семь, да я год бабушки жил, меня здесь не было,
Отгадай
загадки. В каких словах-отгадках есть буква
Не идёт, не скачет, А плывёт и плачет.
Что за звёздочки сквозные
![]() |
![]() |
Все сквознБ•е, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке!
Скатерть бёла
Всё поле одела.
Под соснами, под ёлками Лежит мешок с
иголками.
В огне Н е ГОРИТ , В воде не тонет.
Звук
Буква
чайки йод Финик
У меня есть дедушка. На войне дедушка был снайпером. Он — участник Парада Победы. У него медаль «За отвагу».
Мама говорит о дедушке: «Сам стар, а
душа
О Какие виды транспорта ты знаешь? Все ли из перечисленных слов обозначают вид транспорта? автббус велосипед трамвай носйлки троллёйбус тачка самосвал метрб
Что обозначают эти дорожные знаки?
Мой Жёлтый,
Весёлый Красный,
Звонкий Голубой, Мяч Не
угнаться Ты куда За тобой! Помчался (С. Маршак) Вскачь?
Что потом случилось с мячом? Почему так произошло?
Ребята!
Изучайте, знайте и выполнййте правила дорожного движения!
Вечером мы смотрели передачу «Спокойной ночи, малыши!». Степашка учил нас говорить вежливые слова:
ДОбрый день!
Здравствуйте!
— Спасйбо!
— Пожалуйста!
О Какие ещё вежливые слова ты Знаешь?
В лесу
недолго до беды.
Умей запутывать следы!
Попробуй угадай-ка,
Куда девался зайка!
Туда-сюда петляет след.
Где зайка был, там зайки нет!
![]() |
Почему так говорят?
• За обедом хлеб всему голова.
Хорошо того учить, кто хочет всё знать.
Видит глаз далеко, а ум ещё дальше.
Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
Звуки [х] , [х'] . |
|
|
Буква Х х |
|
|
гласный |
звонкий |
твёрдый |
согласный хлеб |
глухой п:лб хо |
мягкий |
ХО л од |
хо лодд |
|
Придумай заголовок к тексту.
Скоро осень. Дрожат осины от холода.
Короче дни. В мелких озерах
ПОЯВЙлся ледок. |
|
До холодов надо убрать хлеб. |
ха |
Много машин выходят на поля; |
ху |
тракторы , косйлки, комбайны. |
хи |
хо хе
Внук спрашивал.
— Дедушка, большои ли страх?
Большой. — Больше быка?
— Больше.
— Больше скирды?
— Больше.
— Больше леса?
— Больше.
— А что сильнее — страх или смелость?
— Смелость сильнее.
— А большая она?
— С тебя ростом, внучок.
Как ты понял смысл рассказа? Объясни.
Что такое скирда? Найди это слово в словаре.
Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Васькин хозяин закидывает удочку и приговаривает:
— Ловись, рыбка, большая-пребольшая!
А Васька потихоньку бормочет:
— Маленькая ловись. Маленькая!
Почему он так
говорит?
Ехали два мужика, один в город, а другой из города. Они задели санями друг друга.
Один кричит: «Дай дорогу, мне скорей в город надо». А другой кричит: «Ты дай дорогу, мне скореи домой надо». Они долго кричали. Третий мужик видел и сказал: «Кому скорей надо, тот осадй назад».
![]() |
![]() |
Какой совет
получили ссорившиеся мужики?
— Бабушка, ты грамотная?
— А как же. Конечно, грамотная.
— Ой, как жаль. А то я бы тебя читать научила. Я теперь умею.
• Прочитай сначала медленно, потом быстро.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.
Хорош пирожок — внутри творожок.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил!
![]() |
![]() |
«Хлеб — всему голова», говорят у нас в народе.
Почему
это так? Потому что человек может обойтись без многого, а без хлеба — не может.
И редко кто из нас думает, как много труда требуется, чтобы хлеб посеять и
убрать,
прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона
или калача.
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить КОШКИНУ лапу, Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпйлся народ на дороге,
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идёт по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!
![]() |
Почему эта кошка
удивительная?
Придумай свои пары
слов с противоположным значением. Составь с ними предложения.
хороший — плохой сырой — сухой громкий
— тихий
Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег! Он имеет вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружйтся,
Легкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел
![]() |
На мостовои.
Он белеет
Вдоль забора,
ПрикорнУл
На фонаре
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки с горок,
Значит, можно будет
Снова Строить крепость Во дворе!
(Я. Аким)
С. Я. Маршак.
Сказка о глупом мышонке
Рассмотри
рисунок, Расскажи, что на нём изображено,
Баю, баю, баюшок, Кладу Машу на пушок
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.
Какие колыбельные песни пела тебе
мама?
Звуки [й'у]'
Буква Ю ю |
|
ри|су ю |
Юю |
поф поют
Придумай слова с; буквои ю В каких словах буква ю обозначает два звука, а в каких — один?
Юбки шью и брюки шью, Одеваю всю семью.
рю тю сю дю
лю ню
Буква Ю обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.
Куклы вальс танцуют старыи.
Льются
звуки, вьются пары А юла, юла, юла
ру рю |
лу лю |
ду дю |
су сю |
ту тю |
ну ню |
![]() |
Кто с юлой подружится, Тот совсем закружится.
(В. Берестов)
Озаглавь текст.
У Юры была юла.
— Дай
мне, Юра, пожалуйста, юлу, — просит Юля.
— Будем вместе играть, — сказал Юра.
Запела юла: «Ю-ю-ю...»
Обсудите с другом, в какие ещё игры
можно играть вместе.
Жил-был зверь на букву Ю
Чистил мордочку свою.
Бегемот на букву Б
А петух на букву П
Крокодил на букву К
И кабан на букву К,
Утконос на букву У
Что за зверь на букву Ю?
Отгадку вы найдёте на странице 69.
Составь рассказ со словами:
Мы любим ходить в школьную библиотеку.
Там читают книги и журналы. А
сегодня
здесь конкурс на лучшую загадку.
Проводили ли вы с друзьями конкурс на лучшую загадку? Расскажите, как это было.
![]() |
![]() |
![]() |
• Тигры прыгают сквозь кольцо.
Медведи катаются на мотоциклах.
Собачки танцуют под
музыку. Я очень люблю цирк!
— Эй, кузнец-молодец!
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его ОПятЬ.
![]() |
Вот гвоздь, вот подкова, Раз, два — и готово!
(С. Маршак)
• Ухитрились люди в цирке Обучить
медведя стирке А морскую черепаху
Гладить мытую рубаху.
Вот слон, индийский гастролёр, Канатоходец и жонглёр!
Подбрасывает сразу
![]() |
(С. Маршак)
• Как бы ты озаглавил это
стихотворение?
• Прочитайте стихотворение по ролям,
Заяц, заяц,
Чем ты занят?
Кочерыжку разгрызаю.
здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое, И зубной порошок
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане — И в Ван Н е, и в бане, Всегда и везде
Вечная слава воде!
• Из какого произведения взяты строкиэ
Кто его автор? Найди эту книгу в библиотеке.
• Прочитай сначала медленно, потом быстро.
Купили каракатице кружевное платьице.
Ходит каракатица, хвастается платьицем. (И. Демьянов)
|
|
ца |
цо |
цы |
ци |
це |
|
|
|
ц |
цу |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
сё |
сю |
|
||
с |
су |
са |
со |
сы |
си |
се |
ся |
— Ура! Из пластилйна Я вылепил кота.
— Прекрасно! Молодчйна!
Какая красота!
Как
правильно! Как тонко! — Хвалил меня отец.
Какого поросёнка
Слепил ты! Молодец!
![]() |
(Р. Сеф)
![]() |
взгляни, матрос!
О ком идёт речь? Каким ты представляешь себе героя стихотворения?
Когда вы ходили в лес или вечером на речку, то слышали эхо.
Вы кричали, а эхо вам отвечало, но лишь конец слова.
![]() |
А в зимнюю пору можно услышать эхо?
За рекой то тут, то там Кто-то бродит по кустам.
— Эхо, эхо, это ты?
Отвечает эхо: ты...
Где обедал воробей?
Где обедал, воробей?
— В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За
решёткоо у льва
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлём поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
![]() |
Чуть меня не проглотил.
Кто написал это стихотворение?
Расскажи, где обедал воробей.
Подумай, из какои сказки эти слова.
Несет меня лиса За тёмные леса,
За высокие горы..
Несла Жучка кость через мост. Глядит, в воде её тень. Пришло Жучке на ум,
что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взяты Ту
не взяла, а своя ко дну пошла.
(Л. Н. Толстой)
О чём этот рассказ?
Что можно сказать о Жучке?
Рассмотри рисунок. Вспомни сказку. Что
случилось с героем?
Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу.
Щуки и леща в роще не сыщешь.
Какой звук мешает произносить скороговорку?
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
В ящике вещи — щипчики и клещи.
гласный согласныи |
|
звонкии глухой |
твёрдый мягкии |
|
и|щ9 щуки чй|щу ле1щй чаща ро ща ще]гбкл щенок |
|
|||
О Прочитай слоги с буквой щ. |
ща щу |
|||
Щука проглотила щётку, |
ще |
|||
Щётка ей щекочет глотку. |
щё |
|||
«Удивительное дело! |
щи |
|||
Что же я за рыбку съела?» (Г виеру) |
||||
ЧА, ЩА пиши с буквой А. |
О |
ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.
Этой щёткой чищу зубы, Этой щёткой — башмаки,
Этой щёткой чищу брюки.
Все три щётки мне нужны,
Два щенка щека к щеке Щиплют щётку в уголке. Да у щётки половой
Палка есть над головой.
Палка щёлк щенков с плеча, Два щенка ушли ворча.
(С. Михалков)
• Придумай слова с на, ща. Что интересного ты заме-
![]() |
![]() |
• На рисунке вещи: ящик, щётка, плащ, клещи. Назови И объясни, для чего они нужны.
• В каких словах есть слог иду? щука и Щурятки
Со мной играют в прятки. Я их в речке поищу, Червячками угощу.
(И. Токмакова)
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка
с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу. Ох!.
Вот
овощи спор завели на столе Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
![]() |
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла? Ох!.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу. Ох!.
Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)
О каких овощах идёт речь? Можно ли назвать это произведение сказкой? Что
необычного происходит в этом
произведении?
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего — он упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
![]() |
(Л. Н. Толстой)
Расскажи, как поступил каждый из
товарищей. Одобря
ешь ли ты поступок того, кто убежал? Можно ли их на
звать товарищами?
Щенок такой тщедушный был!
Его я щами всё кормил, От злющей
стужи защищал, Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастлйво рос! Теперь он настойщий пёс!
(Е. Благинина)
— У него длиннющии хвост?
да
У него огромный рост?
_ нет.
У него густая шерсть?
да.
![]() |
Нет.
Зубы острые у
зверя?
да.
— Я боюсь его тогда.
А этот зверь совсем не страшен. Это просто кошка наша.
Почему ж она на «Ю»?
— Юлькой кошку звать мою.
Играют волны, ветер свищет...
![]() |
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. (А. С. Пушкин)
Вспомни, из какой сказки эти строки.
Буква ф ф
гласныи |
звонкий твёрдый |
|
согласный теле н |
глухой мягкий фД'бри|ка |
|
фё:р1ма |
флаг флот |
|
|
4) |
Фу |
фе фы фи фа фо
Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе.
(А. С. Пушкин)
Прочитаи текст и озаглавь его.
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофёра:
Красный
свет
Проезда нет,
Жёлтый
Будь готов к пути
А зелёный свет кати!
![]() |
![]() |
ф в |
фе ве |
фо во |
фи ви |
фа ва |
фы вы |
вё |
Сравни слова.
старт — финиш начало
Мы остановились, и все другие автомобили остановились. -
Я закричал: «Почему?»
Мама тоже сказала: «Почему все стали? Что случилось?»
А шофёр говорит: «Вон видите красный фонарик? Светофор?»
И наверху на проволоке, над улицей, мы
с мамой увидали фонарик: он горел красным светом..
И все смотрели на красный фонарик. И вдруг он загорелся жёлтым светом. А потом зелёным.
И шофёр сказал: «Теперь можно: зелёный огонь». И мы поехали
(Б. Житков)
На какои сигнал светофора можно ехать машинам, а
идти пешеходам?
О Какое событие изображено на рисунке? Какие ещё праздники вы знаете?
Кто добро творит, того Бог благословит.
Ещё те звёзды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорождённого Христа.
![]() |
Могу писать!
А я могу писать!
Могу тетрадку показать И даже полистать! Ого!
да ты учёным стал! Скажи
О чём ты написал? — А мне откуда Это знать?
Я сам хотел бы знать! Ведь я сказал Могу писать!
Писать, а не читать!
![]() |
Подумай, научился ли мальчик писать.
Прочитайте стихотворение по ролям.
Мальчик играл и разбил нечаянно чашку. Никто не видел.
Отец пришёл и спросил:
Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал.
Я.
Отец сказал:
— Спасибо, что правду сказал.
Обсудите с другом
название рассказа
Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел, ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел, — ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, — и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:
— Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.
(Л. Н. Толстой)
Правильно ли решил мужик, что надо было сначала
съесть одну баранку?
![]() |
![]() |
Белыи снег, пушистый
В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело, Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я ёюи е |
|
|
|
|
|
Пф |
к т |
ШС Х Ц Ч |
|
Ь |
![]() |
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, Вот пришли морозцы И зима настала.
(И. Суриков)
Выучи
стихотворение наизусть.
Что такое пелена?
Посмотри в словаре. О
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком, А для тебя они — ключи
![]() |
![]() |
В любой рассказ найдёшь ты путь, Войдёшь в любую сказку. Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на СеДЫХ вершинах,
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
(С. Маршак)
О каких ключах идёт речь в стихотворении? Какие книги ты читал сам, а какие с родителями?
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти» Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
![]() |
![]() |
Не надо ждать, А можно взять И прочитать!
(В. Берестов)
Почему это произведение так называется?
Прочитай первое восклицательное
предложение .
Мальчик Женя не умел говорить «р». Ему говорят:
Ну-ка, Женя, скажи: пароход. А он
говорит: «палоход», — Скажи: таракан.
А Женя говорит: «талакан». Скажи: рыба.
А он говорит: «лыба».
Все ребята во дворе над ним смеялись.
Вот однажды играл Женя с ребятами, сказал тоже что-то неправильно, и ребята начали его дразнить. Тогда Женя обиделся и залез на крышу невысокой бани.
Лежит он на крыше и тихонько плачет. Вдруг на забор прилетела ворона и как каркнет: «Кррааа!..»
Женя
тоже каркнул — только получилось: «кллааа».
А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады: «Каррр, краа, кррр, крра, ррра».
У Жени получается: «клавла, клл, клклкл». Полчаса кричал Женя по-вороньи,
яЗык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил — всё не выходило.
У него
уж и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо получилось: Крррррррраааа!
Так хорошо, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: «р-р-р-р».
Обрадовался Женя и полез с крыши. Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как «р» выговаривается.
Лез,
лез и свалился с крыши. Да крыша-то невысокая, упал он в куст смородины ушибся.
Встал Женя, побежал к ребятам, радуется, крич ит:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
— говорят ребята, — скажи нам что-нибудь.
Женя подумал и сказал:
— Павррруша,
Это Женя хотел сказать «Павлуша», да спутал. Вот как обрадовался!
(Е. Чарушин)
Чему научился Женя: говорить букву р или произносить звук, который этой буквой обозначается?
![]() |
матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.
![]() |
(К, Ушинский)
Обсудите с другом: есть ли разница между словами Родина и Отечество.
Именно так, первоучителями словенскими, называют во всём мире, особенно в
славянских странах, равноапостольных Кирилла и Мефодия. А что такое
равноапостольные? Это знач ИТ — равные апостолам, ученикам самого Господа, Иисуса Христа, то есть
очень высо
кая честь оказана Кириллу и Мефодию.
За что?
За то, что они создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.
![]() |
![]() |
День памяти первоучителей — 24 мая. В этот день в России проходит праздник славянской письменности и культуры.
(В. Крупин)
Составьте
с друзьями рассказ о Кирилле и Мефодии. Найдите материал в энциклопедии.
![]() |
АЗ, БУКИ, ВЕДИ,
ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕСТЬ, ЖИВЕТЕ, ЗЕЛО, ЗЕМЛЯ, ИЖЕ, ОКО, ЛЮДИ, МЫСЛЕТЕ, НАШ, ОН,
ПОКОЙ, рцы, СЛОВО, ТВЕРДО, УК, ФЕРТ и так далее.
Писатели
составляли для лёгкости запоминания целые предложения из этих слов, например аз
— я, буки — буквы, ведаю — знаю. Глаголю — говорю, добро — хорошо, есть жить... Или: рцы говори слово твёрдо,
Сочинялись стихи, была даже азбучная молитва. Заканчивался букварь молитвами и
поучениями, как следует себя вести: «Чада (то есть дети), послушайте
(слушайтесь) своих родителей, это есть первая заповедь. Благо будет вам и
долголетни будете на земле».
![]() |
![]() |
Рассмотрите страницу старинной Азбуки. Сравните буквы современного и древнерусского алфавитов.
![]() |
![]() |
Весь мир знает имя Александра Сергеевича Пушкина, читает его произведения. А. С. Пушкин — слава и гордость нашей Родины.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался. «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя,
Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Братец мой, Отвечает месяц ясный,
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
![]() |
Рассмотри рисунок. Как ты думаешь, к какой сказке А. С. Пушкина он относится?
Какие ещё произведения великого русского писателя ты знаешь? Перескажи своими словами самую любимую из сказок А. С. Пушкина.
Лев Николаевич Толстой великий русский писатель. Он написал много интересных книг для взрослых и детей.
Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать.
Дай мне, мой конь!
— Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.
Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.
![]() |
Помню,
я была мала, тётка дала мне тряпку, иглу и нитку. И я сшила себе сумку.
Сумка была плоха, но я была горда, что сама сшила эту штуку.
Почему девочка гордилась своей работой?
К. Д. Ушинский Константин Дмитриевич Ушинский писал для маленьких школьников учебники «Детский мир» и «Родное слово». В этих учебниках много интересных рассказов. По книгам Ушинского учились давно-давно, ещё в девятнадцатом веке. Худо тому, кто добра не делает никому «Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш». А Гриша в ответ: «Носи свой; мой мне самому нужен». «Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сам их и укладывай». Случались ли у тебя подобные истории? Расскажи, как бы ты поступил на месте Гриши. Вместе тесно, а врозь скучно Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол». |
|
|||
|
95 |
|
||
|
Корней Иванович Чуковский сочинил много весёлых сказок, стихотворений для детей. Очень любят ребята его «Айболита», «Мойдодыра», «Телефон» и другие произведения.
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
для сына моего.
— А много ли прислать?
Да пудов этак пять или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
Вспомни название этого произведения. Найди его в библиотеке и прочитай целиком.
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы
хотим, как лягушата,
Квакать!»
Свинки замяукали,
«Мяу, мяу!»
![]() |
Уточки заквакали:
«Ква, ква, ква!»
Курочки закрякали:
«Кря, кря, кря!» Воробышек прискакал И коровой замычал:
«м-у-у-у!»
Прибежал медведь
И давай реветь: «Ку-ка-ре-ку!»
Зачем писатель всё перепутал ?
|
В. В. Бианки Виталий Валентинович Бианки писал о родной природе. Если ты хочешь узнать много интересного о жизни зверей и птиц, о деревьях и травах, подружись с книгами Виталия Валентиновича Бианки. Особенно увлекательна его книга «Лесная газета». Первая охота Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг — и ухватился за хвост. А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень. Фыркнул щенок, бросил хвост — и за ней. Да куда там! Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает. Почему автор назвал свой рассказ «Первая охота»? Придумай своё название. |
||
|
98 |
|
Рассмотри
рисунок. Найди знакомых тебе зверей и птиц.
Все дети хорошо знают стихи «Почта», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Весёлое путешествие от «А» до «Я» и другие. Их написал Самуил Яковлевич Маршак.
Угомон
Что случилось нынче в школе? Нет
учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс И бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша. Он сказал: Ребята,
тише!
— Тише! — крикнули в ответ Юра, Шура
и Ахмет.
— Тише, тише! — закричали
Коля, Оля, Галя, Валя.
— Тише-тише-тишина! — Крикнул Игорь
у окна.
— Тише, тише! Не шумите! — Заорали Витя, Митя.
—
Замолчите! — на весь класс Басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья
Просто вышла из терпенья, Убежать хотела вон.
Вдруг явился Угомон.
Оглядел он всех сурово И сказал ученикам:
НЕ УЧИ
МОЛЧАТЬ
ДРУГОГО,
А МОЛЧИ
ПОБОЛЬШЕ САМ!
![]() |
Таблица
Умножения Достойна
Уважения.
Она всегда во всём права:
Что б ни случилось в мире, А всё же будет дважды два По-прежнему
четыре.
Знаешь ли ты, что такое таблица умножения? Почему она всегда права?
Михаил Михайлович Пришвин очень хорошо знал и любил природу нашей Родины. В своих книгах он рассказал о жизни животных и растений, об отношении человека к родной природе.
Всё зеленеет — трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета берёзы с
такими густыми почками, что птица сядет и скроется. Так всё идёт правильно:
март — свет, апрель — вода, май цвет.
![]() |
Если понаблюдать за природой в один из ве
сенних дней, то что моэкно увидеть?
Опиши.
Агния Львовна
Барто сочинила очень много
стихов для детей: «Игрушки», «Верёвочка» и другие. Ты уже знаком со
многими из них.
Помощница
У Танюши дел
немало,
У Танюши много дел
Утром брату помогала,
Он с утра конфету ел.
Обещала вымыть
ложки,
Пролила столярный клей,
Отворила двери кошке, Помогла мяукать ей, Вот у Тани сколько дела!
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня
разденьте сами, Я устала, не могу.
Я вам завтра
помогу!
Какие дела были у Тани? Могла ли она от них устать?
Игра в слова
Скажи погромче
Слово «гром»
Грохочет слово, Словно гром.
Скажи потише.
«Шесть мышат» —
И сразу мыши зашуршат.
Скажи:
«Кукушка на суку» Тебе послышится: « Ку-ку».
А скажешь слово «Листопад»
И листья падают,
![]() |
![]() |
И, словно наяву
Ты видишь осень:
Жёлтый сад
И мокрую траву.
Скажи «родник» —
И вот возник, 5Бежит в зелёной чаще
Весёлый ключ журчащий.
Мы и родник зовём ключом
(Ключ от дверей тут ни при чём).
Попробуйте с другом придумать продолжение стихотворения.
Сергей Владимирович Михалков сочинил много книг для детей и взрослых. Все знают его стихотворения «Дядя Стёпа», «А что у вас?» и другие.
Котята
Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята — Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали-
РАЗ, ДВА, три, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
![]() |
ТРИ — котенок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ — самый шумный,
ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята
РАЗ, ДВА, ТРИ ЧЕТЫРЕ, ПЯТЫ Заходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать.
Выучи стихотворение наизусть.
Какие ещё произведения С. В. Михалкова ты знаешь?
Борис Владимирович Заходер написал
про Винни-Пуха и ещё много чудесных стихов. Обязательно прочти их.
Пошёл Серёжа в первый класс. С Серёжкой не шути!
Почти до десяти!
Не грех такому мудрецу Задрать курносый нос!
Вот как-то за столом отцу И задал он вопрос:
два пирожка тут, папа,
А хочешь — на пари! — Я доказать могу всегда, Что их не два, а три!
Считаем вместе:
Вот ОДИН,
А вот и ДВА, смотри!
ОДИН и ДВА, — закончил Как раз и будет ТРИ!
Вот молодец! — сказал
И в самом деле три!
И потому
Я два возьму,
А третий ты бери!
Обсудите с другом, что зать читателям.
Валентин Дмитриевич Берестов очень любит детей. Он
написал для них много добрых и весёлых стихов. Даже взрослым нравится их
читать.
Пёсья песня
Ночью во мраке лают собаки,
Лают собаки, глядят в вышину.
Злые грабители снова похитили,
Снова похитили с неба луну.
Но похитителям, злобным грабителям
Мы не дадим ни покоя, ни сна.
Перепугаем, перекусаем,
![]() |
Прощание с другом Он сбежал у меня на глазах.
Я его
провожаю в слезах.
Мы с ежом замечательно жили, Уважали
друг дружку, дружили.
Позволял он потрогать брюшко.
Он С ладошки лизал молоко.
У него была милая рожица.
Не любил он колоться и ёжиться.
Но открытой оставили дверь,
И сердитый бежит он теперь.
Как чужой, и шипит он, и колется.
Проводил я его до околицы.
И в колючей траве он исчез,
И в дремучий отправился лес.
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖтия
Закончи предложения:
Звуки мы произносим и.. Буквы мы пишем и...
Перечисли все гласные звуки. Их должно быть шесть.
Определи слово, в котором все согласные звуки глухие, затем слово, в котором все согласные звуки звонкие:
кукушка,
лебедь, ворона, гусь, воробей страус, аист.
![]() |
По глухости и звонкости согласные звуки дружат парами. Назови эти пары.
Прочитай рассказ.
Лебедь похож на гуся. У лебедя длинная тонкая шея. очень некрасивыми
появляются на свет лебедята. Но потом из них выраста-
ют красивые белые птИЦЫ.
Прочитай самое короткое предложение. Про- читай предложение, в котором
описываются лебедята. Дополни рассказ своим предложением. Составь его схему в
рабочей тетради.
н
Мы предлагаем вам принять участие в творческом проекте «Живая азбука».
Прочитайте стихотворение про алфавит И. Резника.
.4
Алфавит пройдём мы вместе, Будем петь его, как песню.
Весело споём его мы!
Г! Громче грома, громче грома! День
сегодня музыкальный,
Есть у вас талант вокальный, Жить без знаний скучно было.
Знанья — это ваша сила.
И тому пути открыты,
Кто подружит с алфавитом!
Лошадь, лама, ландыш, ложка, Мел, метель, метро, матрёшка, Небо, невод, нить, невеста, Овод, облако, оркестр!
Попугай поёт по нотам.
Рой пчелиный строит соты. Стрекоза в саду стрекочет!
Т! Такса лапками топочет!
У! Утка слушает пластинки, ф! Фанту
пробует фламинго! Хор не плох, есть слух у хора!
Царь зверей — его опора!
Чтим его — рычит он чисто!
Шесть заменит он солистов!
Щ! Щедрый мир нам дарят песни. Этот день собрал нас вместе,
Юмористов, оптимистов,
Я! Ярких школьников-артистов.
Распределите роли: кто и о какой букве будет рассказывать. Выучите
наизусть свою Роль.
Расскажите о своей букве: какой у неё характер (мягкий, веселый,
настойчивый, упорный); как этот характер может прояв- ляться в поступках (кричит,
командует, не
спорит). Составьте рассказ о букве.
На какой странице учебника рассказывается
Вместе с родителями подумайте о
костюме для вашей буквы: из чего вы будете его делать, как украшать.
У н ет» н
Серия «Школа России»
Горецким Всеслав Гаврилович Кирюшкин Виктор Андреевич
Виноградская Людмила Андреевна Бойкина Марина Викторовна
АЗБУКА
1 класс
В двуу чаеПх
Чаеть 2
Учебник общеобразовательных
учрежден и А
Центр развития начального образованив
Руководитетп, центра М, Ю Ангоцјин
Заместимеле. ;Јуководитепџ О, А Железникотд
Руководитель ИШколз России. 3_ Д Назарова релито;ј М. Е
Хупохестае»оаые пед;жгоры д В. Крик р.ов„ О, В. Попович
Художники д, А. Трепещи, И. Сал (вдов. О. В. Попович
Компьютерная верстка и. П_
Теяничесп.'•.ј ;едаиор р. С, Еникеева Кперекгодь.| Н. Леонс:аа.
Горецкий В. Г. и др. Русский язык
(обучение грамоте)
• Учебник «Азбука»
• Прописи
• Комплектдемонстрационных таблиц
• Интерактивныедемонстрационные таблицы
к учебнику (1 СО) Русский язык. Рабочие программы. 1—4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.