Азбука дорожной безопасности
Оценка 4.9

Азбука дорожной безопасности

Оценка 4.9
doc
29.11.2021
Азбука дорожной безопасности
Азбука дорожной безопасности.doc

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

 

 

 

 

 

 

«Азбука дорожной безопасности»

Применение игровых форм обучения глухих и слабослышащих детей на занятиях

по изучению ПДД

              

 

                                                                                                                                

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель-организатор ОБЖ

Боровых О.А.

 

 

 

 

г. Абакан

 

Применение игровых форм обучения глухих и слабослышащих детей на занятиях по изучению ПДД «Азбука дорожной безопасности»

Цель: Создание условий для формирования у детей и подростков - участников дорожного движения: активной жизненной позиции и устойчивых навыков безопасного поведения на улицах; навыков правильного поведения на дорогах; воспитания культуры поведения пешехода; расширение знаний о средствах передвижения; развитие умений ориентироваться в дорожных ситуациях.

Задачи: Образовательная - сформировать у детей и подростков - участников дорожного движения: активной жизненной позиции и устойчивых навыков безопасного поведения на улицах, расширить представление детей о средствах передвижения, формировать навыки правильного поведения на дорогах.

Коррекционно-развивающая - расширять знания о средствах передвижения; развивать умение ориентироваться в дорожных ситуациях.

Воспитательная - воспитывать внимание, умение быстро и правильно принимать решения в экстремальных ситуациях, воспитывать культуру правильного поведения на дорогах.

 

   В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего школьника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

   В работе с детьми с нарушением слуха целесообразно сначала использовать структурированную игру, а затем свободную. Руководя игрой, оказывая влияние на её содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, педагог воздействует на все стороны личности ребёнка: на сознание, чувство, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры заключается в том, что педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого ребёнка. Организуя жизнь детей в игре, он формирует не только игровые отношения, но и реальные, переводя их в нормы поведения детей в различных условиях и вне игры. При правильном руководстве игра становится школой воспитания и для детей с нарушением слуха.

В игре глухими и слабослышащими детьми, могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт друг с другом, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.

   Особенности работы по формированию дорожно-транспортной культуры у глухих и слабослышащих детей связаны не только с нарушением слуха но и с выраженными психофизическими отклонениями этих детей.

   Работая уже 5 лет преподавателем - организатором ОБЖ, считаю, что детям с нарушением слуха необходимо давать знания по безопасности жизнедеятельности, в том числе и по изучению ПДД, начиная с младшего школьного возраста. Эта категория детей наиболее подвержена плохому внушению, слабее ориентируется в окружающем мире, склонна к повышенному травматизму. Для таких детей вся жизнь как чрезвычайное происшествие.

   Дети с нарушением слуха никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте - это наглядное проявление возрастных особенностей таких детей. Следовательно, по своим особенностям глухой ребенок сам, сознательно, выполняя все правила и требования дорожного движения, не может правильно и безопасно сориентироваться в дорожной ситуации. Это связано с особенностями их слуховой деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

   Поэтому особое место в обучении занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность за свои достигнутые результаты в учебном труде. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. Наоборот, она требует от играющего энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игровые технологии в обучении глухих и слабослышащих детей могут изменить образовательный процесс коренным образом, способствовать достижению цели обучения.

   Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой. Кроме того, детям привычнее обучаться в игре, поскольку именно в такой форме информация воспринимается ими лучше, поддерживается интерес к происходящему, чему-то новому и забавному. Развивает мышление, внимание, речь, память ребенка на длительное время.

   Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Таким образом, в связи с актуальностью данной проблемы мною сформулирована тема: «Применение игровых форм обучения на занятиях по изучению ПДД» «Азбука дорожной безопасности»

   Что же такое игра? Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его воспринять.

   Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.

   Исходя из особенностей наших детей, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на занятиях можно ввести кукольный персонаж Автоша и его подруга Мигалочка. Автоша вместе с детьми обучает Мигалочку безопасности дорожного движения, так как она в своей кукольной стране ходит в школу и не знает Правила дорожного движения.

   Можно провести практическое игровое занятие по правильному переходу улицы, перекрёстка.

   Дети собираются на тротуаре школьной площадки или автогородке. Педагог объясняет, какую ошибку часто делают дети: идя по тротуару, а затем, решив перейти проезжую часть, не осмотревшись и не остановившись, сразу же выходят, а иногда и выбегают на проезжую часть дороги.

Педагог объясняет, что в такой ситуации может произойти: человека транспорт сильно ударяет, отбрасывает его в сторону на несколько метров и может даже переехать. После этого дети отрабатывают, как надо переходить:

·                   Подходят к пешеходному переходу, обозначенному разметкой «зебра» или дорожными знаками «Пешеходный переход»;

·                   Останавливаются возле разметки или дорожного знака (педагог заостряет внимание детей на обязательной остановке);

·                    Если нет разметки, смотрят на противоположную сторону проезжей части, определяют, где стоит второй знак «Пешеходный переход» (воспитатель объясняет, что знаки установлены не на одном уровне, они показывают границу пешеходного перехода и останавливаться надо между этими двумя знаками);

·                   Подчеркнутым движением поворачивают голову влево, затем направо и еще раз налево (педагог объясняет, зачем обязательно надо посмотреть направо – по ближайшей полосе транспорт может двигаться задним ходом, затем посмотреть налево, чтобы убедиться в отсутствии транспорта)

·                   Убедившись в безопасности, строго под прямым углом к проезжей части дети, не спеша, переходят проезжую часть (педагог объясняет, почему так надо – чтобы легко просматривалась и вправо, и влево, что нельзя бежать, разговаривать, толкаться).

   Можно предложить различные поучительные викторины, например:

1)                Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус?

2)                Почему опасно играть в мяч на проезжей части?

3)                Что означают сигналы светофора (красный, жёлтый, зелёный)?

4)                Как и где лучше переходить улицу?

5)                Почему нельзя цепляться за грузовые автомобили?

6)                Где следует ожидать автобус, троллейбус?

7)                Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?

8)                Как называют людей идущих по улице?

9)  По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой).

10)  С кем детям дошкольного возраста можно переходить дорогу?

11)  Где можно играть детям? (во дворе на игровой площадке).

12)  Как называют человека, регулирующего дорожное движение?

   Обучение можно осуществлять на основе интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по обучению ПДД с игровой (познавательные, дидактические, ролевые игры), изобразительной (раскраски, рисунки, аппликации), музыкальной (театрализация), литературной (чтение книг, журналов), спортивной (выполнением физических упражнений) а также практической деятельностью (экскурсии по улицам города, занятия в автогородке).

   Занятия по обучению ПДД включают элементы театрализации, спорта, конструирования, рисования, аппликации, ручного труда (изготовление поделок, макетов из различного бросового материала).

    Применение различных игровых технологий способствует речевому, дыхательному развитию, развитию познавательных интересов, развитию мышления, творческим способностям.

   Под игровыми технологиями мы понимаем игровые цепочки, взаимосвязанные и взаимообусловленные.

   При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:

·                     с элементами физических упражнений и спорта;

·                     ролевые и ситуативные игры;

·                     театрализованные и игры-драматизации;

·                     дидактические;

·                     с использованием макетов;

·                     компьютерные;

·                     интеллектуально-познавательные.

   Поскольку игра для глухих и слабослышащих детей является ведущим видом деятельности, то желательно организовывать её таким образом, чтобы она, включала в себя речевое развитие, дыхательную гимнастику, разнообразные движения, носила бы соревновательный характер. Игровые технологии должны обеспечивать детям комфорт, укрепляют здоровье, создают устойчивое настроение, доставляют удовольствие.

   Итак, подводя итог, мы показали, как с помощью игровых технологий можно интересно, занимательно и увлекательно обучать детей с нарушением слуха Правилам дорожного движения.

   Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу обучающихся не только на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению Правил дорожного движения.

   Таким образом, можно сделать вывод о том, что главный показатель качества обучения всех участников воспитательно-образовательного процесса Правилам дорожной безопасности – это снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей, особенно таких, как наши глухие дети.

 

Главное помнить, обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь!


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Применение игровых форм обучения глухих и слабослышащих детей на занятиях по изучению

Применение игровых форм обучения глухих и слабослышащих детей на занятиях по изучению

Особенности работы по формированию дорожно-транспортной культуры у глухих и слабослышащих детей связаны не только с нарушением слуха но и с выраженными психофизическими отклонениями этих детей

Особенности работы по формированию дорожно-транспортной культуры у глухих и слабослышащих детей связаны не только с нарушением слуха но и с выраженными психофизическими отклонениями этих детей

Исходя из особенностей наших детей, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на занятиях можно ввести кукольный персонаж

Исходя из особенностей наших детей, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на занятиях можно ввести кукольный персонаж

Обучение можно осуществлять на основе интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по обучению

Обучение можно осуществлять на основе интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по обучению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2021