"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)
Оценка 4.7

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
1 кл
02.10.2018
"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.
Азбука родного кря.docx
В основу рабочей программы внеурочной деятельности  по курсу « Брянский край    «Азбука родного края»  для 1 класса положены следующие  нормативно­правовые и распорядительные документы:  ст. 12 , 28, 273 ­ ФЗ «Об образовании в РФ»,   ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. №373 с изменениями от 26.11.2012 №1241, от  22.09.2011 №2357)( с изменениями и дополнениями);   письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. №03­296 «Об организации внеурочной деятельности  при введении федерального государственного  образовательного  стандарта общего образования»;  приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной  деятельности по основным общеобразовательным программам ­ образовательным программам начального общего, основного общего и  среднего общего образования»;  СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных  учреждениях» (от 29.12.2010 №189) ( с изменениями и дополнениями, внесёнными Постановлениями Главного государственного санитарного  врача РФ от 29.07.2011, 25.12.2013, 24.11.2015).  На внеурочную деятельность по общекультурному направлению «Азбука родного края»  в 1 классе отводится 15 часов – 0,5 часа в неделю, по  желанию обучающихся и заявлениям родителей.  Занятия  проводятся: в первом полугодии  1 занятие в неделю.           Для современного человека стало актуальным восстановление культурно­исторических связей с родным краем, своей малой родиной.  Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих  родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим  событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно­историческому наследию  предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в  родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.      Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира;  создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее  благо, беречь и умножать богатство. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и  есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии   с   изменениями,   происходящими   в   обществе.   Любые   глобальные   проблемы,   с   которыми   сталкивается   общество,   неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества. Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:            ­ формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;         ­ воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом. Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории России.  «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)   В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно­нравственное становление личности.  Региональный компонент предусматривает построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле;  приобщение  ребенка к национальному культурному наследию:  культурным традициям,  народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.   Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать все больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы, было написано учебное пособие «С азбукой по родному краю». В связи с этим становится очевидным, что мало понимать важность решения задач патриотического воспитания, необходимо вооружить школу средствами и   способами, позволяющими эти цели реализовать. Решение этой задачи представляется возможным на уровне обновления содержания   начального   образования   в   рамках   национально­регионального   компонента.   Начинать   решение   этой   задачи   нужно   с   первых   дней обучения ребенка. Цель программы: расширение и углубление знаний обучающихся по истории, культуре, литературе и природе  родного края. Только так можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.  Основные задачи: ­создание целостного образа своего края, отражение его своеобразия и неповторимости; ­ формирование знаний об особенностях природы Брянской области: ­развитие патриотических качеств на основе знаний о родном крае: ­воспитывать у обучающихся осознанно­ бережное отношение к природе родного края, страны: ­   учить   устанавливать   причинные   связи,   делать   выводы,   развивать   умение   сравнивать   и   мыслить   логически,   развивать   воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас: ­ развивать умение находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, явлении в справочной и научной литературе. Для реализации данной программы используется литература : Учебное пособие для учащихся 1 классов общеобразовательных школ. Авторы­составители: Н.Е.Пряникова, Н.В.Шик (серия «Родной край»)­ Брянск. Курсив, 2012г.   I.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Азбука  родного   края». Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты:  ­ развитие интереса; ­ действие нравственно­эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо); ­ формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку; ­ формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); ­ формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи; ­ формирование желаний выполнять действия; ­ использование фантазии, воображения при выполнении задания. Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа. Метапредметные результаты: ­ введение правил; ­ разный вид деятельности; ­ разучивание игр. Реализуется через ориентирование обучающихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях. ­ формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде; ­ формирование знаний о современных профессиях; ­ формирование знаний об истории города, поселка. Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музей  школы, к памятникам села, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок. ­ формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать; ­ формирование умения слушать и вступать в диалог; ­ формирование умения в постановке вопросов; ­ умение строить устный рассказ; ­ формирование умений работать в парах, малых группах. Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.  Предметные результаты:  ­ усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; ­ владение навыками устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в социуме; ­ овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения. ­ умение рассказывать о родном крае, приводить примеры достопримечательностей родного края; ­ умение рассказывать о важнейших событиях в истории родного края; находить на исторической и современной картах России места ис­ торических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны. К концу изучения курса  в 1 классе обучающиеся  научатся: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно­образном уровне; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщения в устной форме; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – смысловому восприятию познавательного текста; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при         указании количества групп; – устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом . – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. К концу изучения курса  в 1 классе обучающиеся  получат возможность научиться: –   контролировать   и   оценивать   свои   действия   при   работе   с   наглядно­образным   (рисунками,   картой),   словесно­образным   и   словесно­ логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; –   на   основе   результатов   решения   практических   задач   делать   теоретические   выводы   о   свойствах   изучаемых   природных   объектов   в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; –   самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения   действия   и   вносить   необходимые   коррективы   в   исполнение   в   конце действия с наглядно­образным материалом. осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; – понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). – строить монологическое высказывание; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение  – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;             – навыкам взаимоконтроля. II.Содержание курса внеурочной  деятельности «Азбука родного края»  1 класс ( 15 часов ) Азбука – к мудрости ступенька ­ 3 ч. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Правила техники безопасности на занятиях. Учимся разгадывать ребусы и загадки ­1 ч. Сказки Брянского леса. – 1 ч. Животный мир Брянской области.­ 1 ч. Сезоны года. Виртуальное путешествие в животный мир своего  края. Природа родного края.­ 2 ч. Сезоны года. Виртуальное путешествие в растительный животный  мир своего края. Первоцветы Брянского края. Красная книга  Брянской области. Народный календарь. Экскурсия в лес. Правила поведения в природе. Урок­викторина по природе края. «Брянские леса» по К. Паустовскому. Поэтическая Брянщина.­1 ч. На родине Ф.И. Тютчева, в Овстуге. Парк культуры и отдыха А.К. Толстого в Красном  Роге. Писатели и поэты Брянской земли. Происхождение названий городов, сел и рек Брянской области.­ 1 ч. Название своего поселка, сколько лет родному поселку. Некоторые достопримечательности своего поселка (обелиск). Гордость нашего поселка. Что дает поселок нашей стране.  Будущее моего поселка. Экскурсия в краеведческий школьный  музей. Составление  рассказа. Викторины. Аппликация достопримечательностей своего поселка.  Из истории Брянского края­ 1 ч. Брянский драматический театр. Театр юного зрителя. Брянский краеведческий музей.  Знаменитые парки и музеи Брянщины. Парк «Соловьи». Музей дятьковского хрусталя.  Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина Легенды Брянского края.­ 1 ч.  Сказки и легенды брянского леса. В. Соколова «Лесная сказка». Герб Брянской области.  Карта Брянской области. Памятники природы.­ 1ч. Знаменитые парки  Брянщины. Парк «Соловьи». К истокам слова.­ 1 ч. Что такое азбука родного края? Составление азбуки Брянского края. Урок­игра «Что мы  узнали о своем крае». Учимся работать с картой Брянской области.­1 ч.  Карта Брянской области Формы организации и виды деятельности: Основными формами внеурочной деятельности  являются: практико­ориентированные  занятия; творческие мастерские; тематические праздники, конкурсы;   На занятиях предусматриваются следующие формы организации  внеурочной  деятельности: ­ индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); ­ фронтальная (работа в коллективе при объяснении  или отработке определенной темы); ­ групповая (разделение на мини­ группы для выполнения определенной работы); ­ коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам). Организация работы по программе в основном коллективная. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность,  взаимопонимание ,взаимовыручка, коллективизм, дружба. Используются теоретические и практические занятия.                                           Основные виды внеурочной  деятельности обучающихся: ­ заочные путешествия и экскурсии; ­ экскурсии  ­знакомство с научно­популярной литературой; ­проектная деятельность;  ­самостоятельная работа; ­работа в парах, в группах; ­творческие работы; ­ практические работы.                                   Методы организации внеурочной деятельности    словесные методы: рассказ, беседа, сообщения ­ эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником  новой информации. наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более  детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,  способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Азбука  родного края» в программе используются такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия­встречи с информантами. Такие формы  работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации  учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (пришкольный участок, улица, дом и т. д.). Как можно  больше экскурсий, целевых прогулок, тематических игр на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения,  здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии                      УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №п\п 1.                 Название раздела Азбука – к мудрости ступенька.   2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Учимся разгадывать ребусы и загадки. Сказки Брянского леса. Животный мир Брянской области. Природа родного края. Поэтическая Брянщина. Происхождение названий городов, сел и рек  Брянской области. Из истории Брянского края. Легенды Брянского края. Памятники природы. К истокам слова. Учимся работать с картой Брянской области. ИТОГО:     Кол –во часов 3 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 15 III. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Азбука родного  края» 1 класс                                                    №  п/п Тема занятия Форма организации и виды деятельности  Кол ­во час 1 3емля Пересвета.   1 фронтальная беседа Основные виды внеурочной деятельности Дата проведения Фактич  По  план ески Знакомятся с происхождением названия области,  города, истории нашего города. Смотрят  презентацию о Пересвете. Рисуют самые красивые 2 3 4 5 6 7 8 9 Аист ­ символ счастья и  удачи. «Сказки брянского леса»  В. Соколова. «Лесная  сказка».   Герб Брянской области.   Река Десна. Реки  Брянской области Жуковский район. Село  Вщиж. Город Злынка. Ипуть­река. И. Швец «Наша Брянская  область». Клинцы,, Красный Рог,  Карачев. Легенды брянского леса. Путешествие по  населённым пунктам.  Мглин. Новозыбков,  Навля. 1 1 1 1 1 1 1 1 устная дискуссия занятие­сказка занятие­игра презентация заочное путешествие викторина занятие­путешествие путешествие по карте места Брянска. Отгадывают загадки, решают ребусы. Выполняют из бумаги оригами Аиста. Слушают в исполнении учителя отрывок из  произведения В.Соколова «Лесная сказка». Творческий конкурс «Сказки из природного  материала». Знакомятся с гербом Брянской области. Слушают и исполняют гимн Брянского края. Раскрашивают герб и флаг Брянской области Знакомятся с реками Брянщины. Смотрят фильм о  реке Десне. Участвуют в викторине «Наша  Брянщина». Совершают заочное путешествие в Жуковский  район. Смотрят презентацию о городе Злынка,  обсуждают увиденное Участвуют в викторине. Рисуют Красавицу­Ипуть. Проводят конкурс чтецов стихов о Брянщине. Совершают путешествие по карте и памятным  местам Брянщины. Совершают путешествие по карте. Знакомятся с легендами Брянского края. Проводят конкурс чтецов стихов о Брянщине. Совершают путешествие по карте и памятным  местам Брянщины. Совершают путешествие по карте и памятным  местам Брянщины. Знакомятся с историей названий  населенных пунктов  Брянской области. 10 11 12 13 14 15 На родине Ф. И. Тютчева,  в Овстуге. Брянский боярин, герой  Куликовской битвы­ Александр Пересвет. Ревна. Рогнедино. Брянский Сусанин. Парк культуры и отдыха  А. К. Толстого. Путешествие по  населённым пунктам.  Унеча. Город революционера И.  И. Фокина.  Слово о Дятьковском  хрустале. 1 1 1 1 1 1 устный  журнал Презентация  путешествие по карте заочное путешествие беседа презентация Участвуют в конкурсе «Лучший экскурсовод». Читают и слушают стихи Ф.И.Тютчева. Слушают  рассказ­презентацию     учителя   о   герое Куликовской битве Александре Пересвете. Практическая работа с пластилином «Александр  Пересвет на коне». Совершают путешествие по карте и памятным  местам Брянщины. Знакомятся с историей названий  населенных пунктов и рек Брянской области.  Слушают рассказ учителя. Совершают заочную экскурсию в парк культуры и отдыха имени А.К.Толстого. Просматривают фильм «Наша Унеча», обсуждают  увиденное, делятся впечатлениями Знакомятся с жизнью Ивана Фокина. Смотрят фильм «Дятьковское чудо»,  рассматривают посуду из хрусталя. Выполняют рисунки и поделки из пластилина  «Хрустальное чудо».

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)

"Азбука родного края" (1 класс, внеурочная деятельность)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2018