Азбука здоровья
Оценка 4.6

Азбука здоровья

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа
Детсад
24.03.2018
Азбука здоровья
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Азбука здоровья.doc
Управление образования администрации города Осинники Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 «Тополек» Азбука здоровья Методическая разработка Разработчики: Галкина Н.А. Ивентьева Т.Д., Гиппиева Т.В. Осинники Содержание Введение…………………………………………………………………………3 Циклограмма формирования представлений об организме…………………9 Перспективное планирование в старшей группе……………………………10 Перспективное планирование в подготовительной группе………………...11 Конспекты занятий в старше группе…………………………………………13 Конспекты занятий в подготовительной группе…………………………….22 Список литературы……………………………………………………………36 Приложение…………………………………………………………………….37 2 Введение Жизнь   в   21   веке   ставит   перед   нами   много   новых   проблем,   среди которых   самой   актуальной   на   сегодняшний   день   является   проблема сохранения здоровья. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7­8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.  На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого   роста   болезней   «цивилизации»,   чтобы   быть   здоровым,   нужно овладеть   искусством   его   сохранения   и   укрепления.   Этому   искусству   и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании   с   обучением   дошкольников   методам   совершенствования   и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема   оздоровления   детей   –   целенаправленная,   систематически спланированная   работа   всего   коллектива   образовательного   учреждения   на длительный   период.   Потому   что   в   дошкольном   возрасте   закладываются основы миро­ и самопонимания. Усвоение ребенком знаний о человеческом организме   будет   способствовать   лучшему   самопознанию,   пониманию зависимости   своей   жизни   от   окружающей   действительности,   от   умения ориентироваться в ней. Эти знания помогут ребенку осмыслить собственное существование   среди   других   людей,   осознать   свою   неповторимость   и одновременно сходство со сверстниками. 3 Знания   об   особенностях   строения,   выполняемых   функциях   и жизнедеятельности   человеческого   организма   органично   сочетаются   с проблемой здоровья, физического развития. Основным   направлением   работы   воспитателя   в   данном   направлении является  формирование  знаний  о Человеке.  Именно  эти знания позволяют ребенку   осознанно   включаться   в   процесс   самовоспитания.   Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.   И   в   дальнейшем,   когда   станет   взрослее,   сможет   более   осознанно   факты   социальной воспринимать   и   понимать   события,   явления, действительности. Цель моей работы дать ребенку «инструмент», который поможет ему сформировать представления об окружающем мире, представление о себе как о  представителе   человеческого   рода;   о   людях,   живущих   на   Земле,   их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. В идеале я хотела бы воспитать   творческую,   свободную   личность,   обладающую   чувством собственного достоинства и уважения к людям. Именно таким, на мой взгляд, должен быть Человек нового века. Важной   особенностью   является   то,   что   работа   направлена   на формирование   у   ребенка   мировоззрения   ­   своего   видения   мира,   своей «картины   мира»,   созвучной   возможному   уровню   развития   его   чувств.   Во многих   изученных   мною   программах   воспитания   и   обучения   явно прослеживается приоритет знаний над  чувствами. Это приводит к тому, что дети довольно быстро запоминают и могут повторить то, что им рассказали, но   их   чувства,   переживания,   эмоциональное   восприятие   действительности остаются неразвитыми. 4 Учитывая то, что интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного возраста находится в тесном единстве, оно взаимообусловлено, способствует развитию воображения, а также простейших форм логического и   абстрактного   мышления,   формированию   самосознания   и   самооценки, социальных чувств. А также то, что творческий потенциал личности ребенка формируется  под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре, я поняла, что самым главным в  моей работе должны быть знания о Человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать се­ бя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится   быть   внимательным   к   своему   физическому   и   психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Учитывая все это, я установила для себя и детей требования к усвоению знаний о себе. И дети старшего дошкольного возраста должны знать: ­ название органов чувств, отдельных внутренних органов (сердце, легкие, желудок); ­ имя и отчество родителей, полный домашний адрес и телефон; ­ родственные связи и свою социальную роль в них (тетя, дядя, внук, внучка, сестра, брат, прабабушка, прадедушка); ­ правила поведения на улице, дома, в детском саду (выполнять их); устанавливать   связи: ­ между органом чувств и выполняемой им функцией; ­ между отношением к своему организму и возможным заболеванием; ­ между поступком и настроением людей, на которых он был направлен; уметь: 5 ­ обслуживать   себя   (одеваться,   раздеваться,   правильно   есть,   соблюдать гигиенические требования и т.д.); ­ управлять  своими  чувствами  (сдерживать  гнев,  огорчение, не  плакать   и др.); ­ анализировать свои поступки и поступки других людей; ­ оказать помощь другому человеку; ­ договариваться, устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В   процессе   ознакомления   дошкольников   с   человеческим   организмом решаются следующие задачи: * сформировать у детей адекватное представление об организме человека (о строении собственного тела); * помочь ребенку создать целостное представление о своем теле; * научить "слушать" и "слышать" свой организм; * осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека; *   формировать   потребность   в   физическом   и   нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; *  привить   навыки   профилактики   и   гигиены,   первой   медицинской   помощи, развивать   умение   предвидеть   возможные   опасные   для   жизни   последствия своих поступков и поступков сверстников; *  воспитывать   уважение   к  жизни  другого  человека,   умение   сочувствовать, сопереживать. Работу с детьми по изучению человеческого организма можно разделить на следующие разделы: Из чего я "сделан". Клетка. Кожа. Скелет и мышцы. Сердце и кровообращение. Зубы. Дыхание. 6 Пищеварение. Мозг и нервная система. Предлагаемые знания соответствуют интеллектуальным возможностям детей старшего дошкольного возраста, конкретности их мышления, опоре при изучении нового на наглядность, чувства, ощущения. У детей же младшего дошкольного возраста отмечаются особенности в восприятии познавательной деятельности.   Плавный,   и   порой   незаметный,   переход   от   игровой деятельности   к   учебной   стимулирует   развитие   психических   процессов непосредственного познания окружающего мира. Дети легко запоминают все, что связано с их интересами. Лучше   всего   начать   ознакомительную   работу   с   изучения   зубов   и ротовой полости. Всем известно, что полость рта является началом отдела пищеварения.   И,   конечно   же,   правильно   расположенные   зубы   украшают человека. Это ребенок может видеть сам в зеркале. Зубы принимают участие в формировании звуков, отдельных слов, разговорной речи. И в то же время разрушенные   зубы   являются   очагом   инфекций   в   организме,   причиной заболеваний многих внутренних органов: сердца, суставов, почек, желудочно­ кишечного тракта и т.д.. Одним из самых простых методов предупреждения заболеваний   зубов   является   уход   за   полостью   рта.   Каждый   культурный человек   должен   знать   и   уметь   правильно   ухаживать   за   своими   зубами   и поэтому обучать этому следует начинать уже с 2­3 лет. Формирование навыка ухода за полостью рта осуществляется по трем направлениям. Прежде всего, формирование представлений о значении культурно­гигиенических навыков. Далее   необходимо   обучение   последовательности   действий,   составляющих навык, и, наконец, закрепление и совершенствование навыка. Начиная с 4­5 летнего возраста можно переходить к изучению ребенком своего организма. В этом возрасте основная часть занятий (информативная) включается в игры – занятия, которые предусмотрены по каждому разделу. Игровая   организация   детей   помогает   им   легко   войти   в   предлагаемую 7 ситуацию и вызвать большой познавательный интерес. По каждому разделу предусмотрены   также   другие   мероприятия:   дополнительные   занятия   для детей, проявляющих повышенный интерес, рассказы, познавательные беседы, дидактические,   сюжетно­ролевые,   подвижные   игры,   чтение   специально подобранной   художественной   литературы,   трудовые   поручения,   различные праздники и развлечения.   Реализация изучаемого материала может включаться может включаться в   любой   педагогический   процесс:   в   занятия   познавательного   цикла, физкультурные   занятия   и   физические   упражнения,   игры,   труд,   режимные процессы, свободная деятельность, развлечения, досуг, экскурсия и т.д. В усвоении материала о человеческом организме предпочтение отдается поисково­экспериментальным,   проблемным методам,   наблюдению   за   собой   и   за   другими;   практическим   методам   продуктивным,   игровым, овладения навыками ухода за своим телом. Все   предлагаемое   ребенку   содержание   занятий   и   игр   направлено   на привлечение внимания к своему телу, пробуждению интереса к дальнейшему самопознанию, усиление положительной мотивации к изучению (пониманию) себя и другого, зависимости между состоянием организма и жизнью человека. Образовательная   работа   в   данном   направлении   проводится   в   тесном сотрудничестве членов коллектива: воспитателей, помощников воспитателей, физинструктора,   музыкального   руководителя,   медсестры,   руководства дошкольного образовательного учреждения и, конечно же, родителей.   8 тело человека нос – орган  Формирование представлений об организме человека обоняния Циклограмма  роль зрения  в жизни  человека уши –  орган слуха кожа –  орган  осязания здоровые зубы  – красивая  улыбка внутренние  органы мои эмоции система  9 органов чувств Перспективный план работы  (старшая группа) Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь • «Вот я какой» (занятие)  • Умею ­ не умею» (дид/игра)  • «Как возникла на земле жизнь разных животных» (рассказ  воспитателя)  •  «Какими были первобытные люди» (рассказ  воспитателя) •   «Клетка ­ основа жизни» (рассказ воспитателя)  •   «Из чего я сделан» (изо)  •   «Откуда и как я появился» (занятие)  •   «Чем я отличаюсь от взрослого» (беседа) •   «Зачем человеку кожа» (занятие)  •   «Друзья: Вода и Мыло» (игра­занятие)  •   Беседа с врачом о болезнях грязных рук, болезнях кожи,  мерах профилактики.  •   «Определи на ощупь» (дид/игра) •  «Глаза ­ главные помощники человека» (занятие­беседа)  • «Как сохранить хорошее зрение» (беседа)  •  «Про очки» (занятие)  • «Игровые упражнения на развитие глазомера» •  «Развитие слуха у животных и человека» (занятие)  •  «Что бы уши слышали» (беседа с врачом)  •  Дид/игра на развитие фонематического слуха  • «Почему инвалидам тяжело в пути» (занятие) 10 Февраль Март Апрель Май •   «Как мы чувствуем запахи» (занятие)  •   «Зачем человеку язык?» (занятие)  •   «Проведение опытов  •   Итоговое развлечение «Органы чувств ­ наши  незаменимые помощники». •   «Скелет и мышцы» (занятие)  •   «Сердце и кровообращение» (занятие)  •   «Пищеварение» (рассказ воспитателя)  •   «Органы дыхания» (рассказ­беседа)  •   «Рабочие инструменты человека»  (беседа) • «Что бы зубы были красивыми» (занятие)  •  «Почему болят зубы» (беседа)  • «Питание ­ необходимое условие для жизни человека»  (беседа)  • Беседа с врачом о пище, ее составных частях •   Рассказ детей на тему: «Каким я хочу быть»  •   «Жизнь без опасностей» (беседа)  •   «правила оказания первой помощи» (практическая  деятельность) 11 по формированию у детей представлений об организме человека Примерное планирование  (подготовительная группа) Месяц Название раздела Занятия сентябрь Тело человека Вот я какой. октябрь Система  Дидактические игры Игровые упражнения Какие предметы  тебя окружают?  Отгадай  растение по  листочкам. Кто  быстрее наденет  шапку. Кто  быстрее  сосчитает  пуговицы?  Поговорим без  слов. Чьи глаза тебе  помогут? Вижу я, видишь ты.  Развиваем  глазомер. Скажи тихо;  громко. Когда  лучше слышно и почему?  Определи, где  звенит  колокольчик. Определи, что это  такое. Найди пару. Все помощники  важны, все помощ­ ники нужны, а  кому какой  нужнее? Определи по  звуку. Угадай, кто позвал. Не  пропусти свой  звук. Отгадай, где путешествовал  Мишка. Определи на  ощупь. Найди  пару. Отгадай  букву на ощупь. органов чувств ноябрь Глаза­органы  зрения декабрь Уши­органы  слуха январь Кожа­орган  осязания Какими были  первобытные  люди. Почему  инвалидам  тяжело в пути.  Приключения  Захарки.  Человеческий  организм:  приказчик и  исполнитель.  Как работает  врач. Роль зрения в  жизни  человека. Как  сохранить  хорошее зрение.  Про очки.  Обобщающая  беседа о  зрении. Развитие слуха у животных и  человека.  Гигиена  органов слуха. Что можно  почувствовать  кожей.  Особенности  осязания у  животных. Как  можно избежать  кожных  заболеваний;  12 февраль Нос­орган  обоняния март апрель Язык ­  орган  вкуса.  Здоровые зубы ­  красивая  улыбка. Внутренние  органы оказание первой помощи  пострадавшим. Как мы  чувствуем  запахи. Скелет и  мышцы.  Сердце и  кровообраще­ ние.  Пищеварение. Экскурсия на  кухню. Как  мы дышим. Умею­не умею Послушаем  свой организм. май Активизация и закрепление знаний и представлений детей об организме человека в повседневной жизни. 13 Органы дыхания ( старшая группа)              Сегодня мы поговорим с вами о том, как дышит человек. Но сначала давайте поиграем: вы будете показывать ту часть тела на себе, какую я назову. Левое   ухо,   правая   нога,   нос,   сердце,   волосы,   желудок,   шея,   легкие,   рот (назвать последним). А теперь я буду называть также, а вы должны встать, когда   услышите   органы   дыхания   (глаза,   шея,   нос,   сердце­   показать­   рука, волосы,   рот,   легкие).   Зачем   нужны   органы   дыхания?   Что   входит   в дыхательную   систему?   Какие   органы?   Нос,   рот,   трубка,   легкие­   должны назвать по порядку, а для этого:             Будем   дышать.   Закрыли   рты,   вдохнули.   Чем   дышим?  (нос).   Воздух попадает в нос, выдыхаем ртом. А теперь сделаем вдох носом, а рот закрыт. Куда идет воздух? Вниз. У нас есть дыхательная трубка, по которой движется воздух. Пощупайте у себя, как она устроена: твердая или мягкая? А если бы трубка  была  мягкая,  ее легко   можно  было   бы  передавить.  А  что  она  вам напоминает? Мне напоминает шланг. А что там внутри? Там находится много клеточек. Вы их чувствуете, какие они твердые? Давайте еще раз сделаем вдох: воздух пошел в нос, потом в трубку, а теперь куда? В легкие. Покажите, где они находятся. Итак, воздух попадает в нос, в рот, идет в дыхательную трубку и опускается в легкие.             Нос   мы   видим.   Видим   две   дырочки.   Как   они   называются?   Ноздри. Повторим. Мы видим нос и рот, дыхательную трубку можно прощупать, а вот легкие мы не видим. Я покажу их на картинке (сердце, а по краям­ легкие).              Ребята, а среди вас есть спортсмены? Иди сюда, Вадим, разденься до пояса. Он покажет нам, как надо правильно дышать. Встань, плечи расправь, дыши глубже. Так дышит человек. Что происходит с грудной клеткой, когда человек дышит спокойно? Она медленно поднимается. Положи руку себе на грудь.   Сделай   вдох,   выдох.   Грудная   клетка   поднимается   и   опускается 14 равномерно. А теперь, Вадим, отожмись от пола, а мы будем считать. Как теперь движется грудная клетка? Дыши, расслабься. Как легкие движутся после нагрузки? Грудная клетка быстро поднимается и опускается.         Теперь все встаньте, попрыгайте, поприседайте, остановитесь, приложите руку к груди. Как вы дышите теперь? Часто и быстро. Значит, какое бывает дыхание?   Быстрое   и   спокойное.   У   меня   есть   часы   с   секундной   стрелкой. Узнаем, сколько вдохов делает человек в спокойном состоянии. Начинаем по команде. 15 секунд. У тех, кто сделал мало вдохов, дыхание было спокойным. А теперь давайте подышим часто. При частом получилось 20 секунд. Значит, когда мы делаем больше вдохов, то дышим быстрее и чаще.         Теперь давайте проверим силу вашего дыхания. Я раздам вам перышки, а вы   зажмите   их   в   ладони,   чтобы   не   улетели   раньше   времени.   Мальчики встаньте около линейки и по команде дуйте на свое перышко. Одинаковый ли объем воздуха выпускает каждый человек? У кого перышко улетело дальше? У того, кто больше выдохнул. Теперь девочки проверят силу своего дыхания. У вас хорошо работают легкие. Перышки я вам дарю­ будете тренироваться.         А теперь давайте поиграем так: одни встаньте с одной стороны столов (столы   в   ряд),   другие­   с   другой.   Присядьте,   а   руки   спрячьте   назад.   На середину кладу 3 теннисных шарика. Кто кого передует? Чья команда будет дуть сильней.          У кого же легкие работали сильнее? О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? 15 Желудок ( старшая группа) Цель:  обобщение знаний, имеющихся у детей. Рассказать о работе желудка. Установить   взаимосвязь   всех   процессов   в   организме   человека.   Развивать память и внимание, умение чувствовать себя и окружающих. Ход занятия: 1. Посмотрите   друг   на   друга.   Мы   с   вами   такие   разные   и   в   то   же   время похожи. А чем мы похожи? состоим из клеток ­ ­ имеем скелет ­ люди ­ одинаковое строение организма ­ нужна пища ­ одинаковые помощники: глаза, уши, язык, руки. А чем мы отличаемся? ­ мальчики и девочки ­ возраст ­ любим разные продукты ­ цвет глаз и волос ­ разные мамы, имена, рост. 2. Психогимнастика на развитие мимики. 16 3. Мы   с   вами   говорили,   что   наш   организм   состоит   из   клеток,   а   чем   же питаются клетки? Белками, жирами, углеводами, витаминами. Но откуда поступают   в   организм   все   эти   вещества?   В   каком   виде?   Из   съедаемой пищи. 4. Для   чего   нужны   людям   язык   и   зубы?   Чтобы   говорить   и   перемалывать пищу. 5. Хотите узнать где и как получаются белки, жиры и углеводы? Давайте отправимся в путешествие по пищеварительным органам, а для удобства возьмем с собой яблоко. Возьмите кусочек яблока в рот. Что происходит во рту? Зубы измельчают пищу. Язык помог смочить слюной и протолкнуть. А теперь смотрите на доску: Яблоко  попало   в красный  мускулистый   пищевод,  он  весь   в складках   и похож   на   гармошку.   Прокатившись   по   пищеводу   яблоко   попадает   в желудок.   Его   главная   задача   переварить   пищу,   а   помогает   ему   в   этом желудочный сок. Желудок нужно беречь. Кушать надо всегда в одно и тоже время, потому что   желудок   привыкает   вырабатывать   желудочный   сок   в   одно   и   тоже время. Пить жидкость и есть сладости нужно до еды. Потому что питье омоет вам желудок, а фрукты и сладости вызовут чувство голода, да и к тому же они очень быстро расщепляются. Мясо едят в последнюю очередь. Самый полезный хлеб ­ из ржаной муки. Тщательно пережеванная пища переваривается легче и быстрее. 6. Работа в дневничке. 17 Чтобы уши слышали ( старшая группа) Беседа по теме.  Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):  Здравствуйте, тетя Катерина!  У меня яиц корзина.  Как поживают домашние?  Яйца свежие, вчерашние!  Ничего себе вышла беседа!  Авось распродам до обеда.    Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга? Речь, звуки помогают нам слышать органы слуха – уши. На предыдущем уроке мы узнали об органах зрения, сегодня узнаем получше об органах слуха. Органы слуха есть у всех животных. Они помогают животным поймать добычу,   спастись   от   врагов,   найти   друг   друга.   У   кого   из   животных   слух 18 «Самый­самый» ­ трудно сказать. Но известно, что лучше слышат звери, у которых большие уши. Слух – большая ценность для человека. Проведение опытов. 1 Опыт ­ Заткните уши ватой. Что произошло? ­ Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С помощью органов слуха   нам   подвластен   целый   мир   звуков:   шум   дождя,   журчание   ручейка, музыка и речь окружающих людей. 2 Опыт ­ При проведении этого опыта глаза должны быть закрыты. Возьмите часы и медленно приближайте их к уху до момента, когда станет слышно едва заметное   тиканье.   Измерьте   расстояние   от   часов   до   уха.   Чем   больше расстояние звучащего предмета до уха, тем выше слуховая чувствительность. (Далее можно показать рисунок с изображением строения уха). Ухо состоит как бы из трех частей. Ушная раковина вместе с наружным слуховым   аппаратом   образует   наружное   ухо.   Наружный   слуховой   проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней, в глубине черепа, расположено среднее ухо. Когда ушная раковина улавливает какой­то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать и передает его дальше во внутреннее ухо. Внутреннее ухо – сложное устройство. Через него звук передается мозгу. Там превращается в слова. От среднего уха проходит тонкий канал в носоглотку. Он называется евстахиевой  трубой  по  имени  итальянского  ученого  Бартоломео   Евстахиа, который открыл этот канал. Через евстахиеву трубу полость среднего уха соединяется с наружным воздухом. При сильном насморке, ангине инфекция проникает по евстахиевой трубе их носоглотки в среднее ухо. Воспаление нужно лечить. 19 Это интересно! Самые   чувствительные  уши  у   летучей   мыши.  Если  человеческое   ухо может   воспринимать   колебания   в  пределах   от  16  до   20  тыс.  колебаний   в секунду, то у летучих мышей – около 1 млн. в секунду. Но оказывается, уши – не только орган слуха. На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин. Оздоровительная минутка. «Самомассаж ушей» ­ учитель показывает, а все дети растирают уши. Повторение слов: Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу! Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:  Защищать уши от сильного шума.  Защищать уши от ветра.  Не ковырять в ушах.  Не сморкаться сильно.  Не допускать попадания воды в уши.  Если уши заболели, обратиться к врачу.  Правильно чистить уши: намыленным пальцем.  Мыть уши каждый день.  Каждое утро разминать ушную раковину. Итог. Для чего нужны уши? 20 «Рабочие инструменты» человека. (старшая группа) Беседа по теме. ­ Отгадайте загадку: «Что мягче всего на свете?» (руки) ­ Сегодня   мы   будем   говорить   о   больших   помощниках,   «рабочих инструментах» каждого человека. ­ Вспомните пословицы и поговорки, в которых говорится о пользе ног и рук. «Без него, как без рук». «У меня руки связаны». «Золотые руки». 21 «Глаза страшатся, руки делают». ­ Почему руки, ноги можно назвать «рабочими инструментами» человека? ­ Что мы делаем с помощью рук, ног? , ­ Руки наши ­ труженицы. С рождения им нет покоя. Человек своими руками может сделать столько прекрасных дел! ­ И чтобы они не уставали, были быстрыми, ловкими в движении, крепкими, сильными, помогите им. ­ Как можно тренировать ноги и руки? (Делать зарядку, бросать мяч, кататься на лыжах, велосипеде, бегать босиком и т.д.). Оздоровительная минутка. Упражнение 1. ­ Правой   рукой   помассируйте   каждый   палец   на   левой   руке.   То   же сделай те с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно   его   растирая.   Пальцы   рук   связаны   с   мозгом   и   внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного   ­   улучшает   работу   желудка,   среднего   ­   кишечника   и позвоночника, безымянного ­ печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами (массаж). Упражнение 2. ­ Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды. Игра ­ соревнование «Кто больше?» ­ Где можно и где нельзя бегать босиком? (Дети приводят примеры). Как беречь ноги: • Содержать   их   в   чистоте.          •   Носить удобную обувь. • При плоскостопии ­ выполнять специальные упражнения (катать ва­ лик, ходить босиком, делать массаж стопы и др.). 22 Это полезно знать! ­ Чтобы   определить,   страдает   ли   человек   плоскостопием,   достаточно рассмотреть след, оставляемый ногой. Если след от пятки и плюсны (пальцев) соединяется тонкой перемычкой, плоскостопия нет. Если же отпечатывается вся   ступня,   можно   предположить   плоскостопие.   (Можно   провести практическое занятие). Задание на дом: ­ Пусть каждый из вас сделает подушечку с камушками для массажа стоп и принесет в детский сад. (Для упражнений в группе) Уход за ногтями: ­ Ногти защищают кончики пальцев от травм. Но они могут стать и вред­ ными для человека, если их отращивать и не соблюдать чистоту. Тогда под ногтями может скапливаться большое количество болезнетворных микробов. Ногти следует регулярно стричь. На руках раз в неделю, на ногах ­ раз в 2­3 недели  (растут   медленнее).   Перед   процедурой   рекомендуется   подержать кисти и стопы в теплой мыльной воде. Ногти размягчаются. Образующиеся порой   возле   ногтя  заусеницы   следует   регулярно   срезать,   а  места,   где   они были,  смазывать   одеколоном.  Срез   ногтя   должен   быть   полукруглым.   Если ногти обрезать неправильно, острые края могут врасти в кожу и вызвать боль и воспаление. (Выполнение практического упражнения) Итог. О каких «рабочих инструментах» человека вы узнали сегодня? Для  чего нужны зубы? (подготовительная группа) 23 Цель:  Раскрыть   строение   и   функции   зубов.   Воспитывать   потребность   в сохранении   зубов   здоровыми   и   чистыми.   Закрепить   знания   детей   о причине  болезни зубов – налет и сахар. Ход занятия. I ч. Дети, сегодня мы с вами поговорим о зубах, для чего нам нужны зубы, как их сохранить здоровыми и красивыми. Чтение «Истории про малыша, у которого не было рта». Мальчик не хотел чистить зубы и ему приснился страшный сон. Вопросы: весело ли Васе было жить без рта? Почему? Что он не мог делать без рта? Зачем людям нужен рот и зубы? А   теперь   давайте   встанем   на   место   Васи   и   попробуем   что­нибудь сказать с закрытым ртом, улыбаться или засмеяться. А попробуйте откусить кусочек яблока одними зубами. Подвести к тому, что рот и зубы являются важной частью организма.  II ч. А чтобы сохранить зубы здоровыми нужно правильно питаться.  Игра «полезные продукты для зубов» Я разложила на столе картинки. Из них надо выбрать такие продукты, которые полезны для зубов (положить в одну сторону) и такие продукты, которые несут некоторую  опасность для  ваших зубов (положить в другую сторону).   Рассмотреть,   правильно   ли   выбрали.   Уточнить,   что     продукты, которые   содержат   много   сахара   можно   употреблять,   но   не   в   большом количестве и после них, обязательно, нужно прополоскать рот или почистить зубы. III ч. Показ схемы зуба. Зуб состоит из двух частей. Верхняя часть, которую мы видим – называется коронкой, а нижняя – корень. Он нам не виден, так как находится под десной. Корнем зуб крепится к костям челюстей. 24 Показ истории на магнитографе. «Жил­был Зуб, он был веселый, он любил кушать разные продукты (морковь, яблоки, разные сладости) и он никогда не болел, так как у него были хорошие друзья – зубная щетка и зубная паста»  К детям приходит плачущий Кузя. IV ч. Воспитатель: Здравствуй Кузя, почему ты плачешь? Кузя:   Как   же   мне   не   плакать,   зубы   у   меня   некрасивые,   желтые.   Когда   я провожу по зубам языком, то чувствую что­то шершавое, липкое (плачет еще громче). Воспитатель: Не плачь, Кузенька, мы тебе поможем. Ты сначала скажи, ты ел сладкое? А потом мы разберемся, что происходит у тебя во рту? Кузя: Да, я был вчера на дне рождение, меня угощали разными сладостями. Мне очень хотелось поесть торт, конфеты, пирожные. Воспитатель:   Ты,   Кузя,   ел   сладости,   в   которых   очень   много   сахара (выкладываю картинки) и сахар смешался с налетом. Кузя: А что такое налет? Воспитатель: Его та ты и чувствовал языком. Это налет – шершавый, желтый и   липкий.   Это   микробы,   которые   скапливаются   на   зубах.   Налет   и   сахар, объединяясь, проделывают дырки в зубах. Кузя: Ой, значит в моих зубах будут дырки? Я не хочу. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Кузе можно помочь? Ведь жалко его! Дети советуют, что можно сделать. Кузя: Спасибо, ребята. Теперь я буду меньше есть сладкого, буду чистить зубы, ходить к доктору. Воспитатель: А давайте споем песенку для Кузи. Песенка: Мы чистим, чистим зубы и весело живем, 25 а тем, кто их не чистит мы песенку споем. «Эй, давай, не зевай, о зубах не забывай, снизу – вверх, сверху – вниз, чистить зубы не ленись» V ч. Рисование «Лабиринт – дорога к ослепительной улыбке»       26 «Как правильно ухаживать за зубами» (подготовительная группа) Программное содержание. В  доступной форме  объяснить  детям строение  зуба,  функции  зубов,  связь заболеваний   зубов   и   полости   рта   с   болезнями   других   органов   и   систем организма;   сформировать   осознанное   представление   о   том,   что   для укрепления   зубов   необходимо   укреплять   весь   организм,   соблюдать   режим дня, правильно питаться, чистить зубы. Методические приёмы и наглядность: Беседа, рассказ, демонстрация зубной щётки. Словарь:  Эмаль зуба, коронка, корень, кариес. Примерный ход занятия. В. «Ребята, кто скажет: «Зачем человеку нужны зубы?»» Д. «…чтобы правильно произносить слова, украшать лицо человека, чтобы откусывать и пережёвывать пищу». В. «Правильно» ­ педагог поясняет и дополняет ответы детей, что если во рту есть больные зубы, т могут болеть желудок, сердце и другие органы.  В. «А как вы думаете, от чего могут болеть зубы?» Д. « Если есть много конфет».      «Если не чистить зубы».       « Если не заниматься спортом, человек становится слабым, легко простужается, легко заболевает, и у него могут заболеть зубы». В. «Правильно. Зуб – часть целого организма. Он состоит из коронки – часть зуба, которая выступает в полость рта,  корня  – часть зуба, которая находится   в   челюсти.   Коронка   покрыта   тоненькой,   но   очень   прочной 27 оболочкой. Называется она эмаль зуба. Если зубы не чистить, пища остаётся во   рту,   разлагается   и   постепенно   на   эмали   образуется   белое   пятнышко, которое не беспокоит, его трудно заметить, но постепенно на месте этого пятнышка эмаль разрушается и в зубе образуется полость. Заболевание это называется  кариес   зуба.   Там,   где   частицы   пищи   задерживаются   дольше, разрушение зуба идёт интенсивнее. Сладости особенно долго задерживаются во рту, поэтому более часто способствуют  разрушению зубов. Вот почему большое значение имеет время, когда употребляют сладости, и как долго они находятся   в   полости   рта.   Привычка   есть   конфеты,   считается   одной   из вредных привычек». В. «Как правильно ухаживать за зубами?»  Педагог   выслушивает   ответы   детей,   демонстрирует   зубную   щётку   и рассказывает о правилах ухода за полостью рта и правилах хранения зубной щётки  В. «Каждый человек должен иметь свою зубную щётку. Она должна быть   всегда   чистой.   Каждые   3   месяца   щётку   нужно   обновлять.   Форму   и размер зубной щётки надо согласовывать с врачом­стоматологом». 28

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья

Азбука здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018