Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 году. Как и всех микроскопических существ он назвал их «анималькули».
История изучения бактерий
Задание №1 Составьте схему: «места обитания бактерий» стр.215
Задание №2 Изобразите: «многообразие форм бактерий» стр. 216
одиночные округлые — кокки,
две округлые - диплококки
сложенные в цепочку — стрептококки,
в виде грозди винограда - стафилококки
палочковидные — бациллы,
спиралевидные —спириллы,
в виде запятой — вибрионы и др.
Задание №3 Подумайте, что способствует выживанию бактерий? Стр. 214
Клетка удваивается каждые 30 минут
Маленькие размеры
Большая скорость размножения в благоприятных условиях
Образование спор- способ переживания неблагоприятных условий
Задание № 3 Оказывается, у бактерий…стр.213
клеточная стенка- …..
клеточная мембрана-
дополнительный защитный слой слизи — капсула, …..
длинные жгутики (один, два или много) или короткие тонкие ворсинки- …..
Задание № 3 Оказывается, у бактерий… стр.213
клеточная стенка- выполняет защитную, опорную функцию, придает постоянную форму
клеточная мембрана- ч/з нее осуществляется обмен в-в.
дополнительный защитный слой слизи — капсула, предохраняющая бактерию от высыхания.
длинные жгутики (один, два или много) или короткие тонкие ворсинки - орган передвижения
Внутреннее строение бактерий
густая неподвижная цитоплазма, слоистое строение
вакуолей нет, поэтому различные белки (ферменты) и запасные питательные вещества размещаются в самом веществе цитоплазмы.
Клетки бактерий не имеют оформленного ядра(прокариоты). Вещество, несущее наследственную информацию бактерии, – нуклеиновая кислота — ДНК расположено в цитоплазме.
Размножаются бактерии простым делением надвое. Эти дочерние клетки быстро растут и вскоре сами начинают делиться.
Размножение бактерий
281.474.976.710.656 потомков.
Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое.
Клетка удваивается каждые
30 минут
А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее
за сутки она способна дать….
Сравнение клеток бактерий и растений.
Клетки растений – эукариоты, намного крупнее и сложнее цитоплазма постоянно движется
имеются ядро и хлоропласты, окруженные двойной мембраной
Клетки бактерий- прокариоты, цитоплазма неподвижна.
нет оформленного ядра
Клетки бактерий похожи на клетки растений: и у тех и у других имеется жесткая клеточная стенка. Некоторые бактерии способны к фотосинтезу (цианобактерии)
Задание № 4. Преобразуйте информацию в схему «Способы питания бактерий»
Автотрофы
Гетеротрофы
Бактерии-
Бактерии-
симбионты
Бактерии-
паразиты
питательные вещества получают из мертвого и разлагающегося органического материала
совместно с другими организмами и часто приносят им ощутимую пользу
живут внутри другого организма или на нем, укрываются и питаются его тканями.
патогенные
бактериозы
дизентерию, туберкулез,
ангину, холеру, чуму
Циано-
бактерии
Решите проблему. Обычно бактерии не могут разрушить покровы растения или животного. Подумайте, как бактерии проникают в организм?
через ранки или естественные отверстия (устьица, чечевички и др.);
заражая семена, луковицы, клубни, корневища бактерии передаются от растения к растению (вегетативном размножении );
при прорастании семян;
капли дождя или брызги воды при поливах могут распространять бактерий — возбудителей болезней растений;
участвуют другие организмы — переносчики (насекомые, клещи, моллюски, птицы и др.).
Проверьте себя. Что вы узнали о бактериях?
1.Где обитают бактерии?
2.Какое строение клетки у бактерий?
3Как представлено у бактерии ядерное вещество?
4.Как размножаются бактерии?
5.Как дышат бактерии?
6.Как питаются бактерии?
7.Как передвигаются бактерии?
8.Каково значение бактерий в природе?
9.Каково значение бактерий для человека?
10.Почему цианобактерии относятся к прокариотам?
11.Почему цианобактерии раньше относили к растениям?
12.Какие организмы относятся к прокариотам?
13.Чем отличаются прокариоты от эукариот?
14.Как бактерия переживает неблагоприятные для нее условия?
15.Почему бактерий считают биотическим фактором в природе?
Используя текст учебника дайте определение основным понятиям.
Бактерия-
Капсула-
Прокариоты-
Эукариоты-
Итак….
Что нового вы узнали
на уроке?
Какая информация и где может вам пригодиться?
Если бы у вас была возможность уничтожить все бактерии, вы бы сделали это? Объясните свой ответ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.