Банкноты как источник изучения памятников культуры
Оценка 4.6

Банкноты как источник изучения памятников культуры

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
искусство +1
Взрослым
27.02.2018
Банкноты как источник изучения памятников культуры
Банкноты как источник изучения памятников культуры Методы обучения: Урок-конференция. Межпредметные связи: МХК, история, обществознание, география, математика, литература, экономика. Цели урока: Обучающая - познакомить учащихся с памятниками культуры изображенными на банкнотах российских денежных купюр. Развивающая • сформировать умение изучать денежные купюры для расширения знаний по истории, географии страны; • развивать умения интегрировать знания разных, учебных дисциплин; • развивать монологическую речь. Воспитательная - воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, предусмотрительность, любовь к познанию.
Банкноты как источник изучения памятников культуры.doc
Банкноты как источник изучения памятников культуры Методы обучения: Урок­конференция. Межпредметные связи: МХК, история, обществознание, география, математика, литература,  экономика. Цели урока: Обучающая ­ познакомить учащихся с памятниками культуры изображенными на банкнотах  российских денежных купюр. Развивающая    сформировать умение изучать денежные купюры для расширения знаний по истории,  географии страны; развивать умения интегрировать знания разных, учебных дисциплин; развивать монологическую речь. Воспитательная ­ воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость,  предусмотрительность, любовь к познанию. Задачи урока:  Изучение денежных купюр последних десятилетий.  Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления, способности к анализу  увиденных изображений. Место проведения: классный кабинет. Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point. План урока. Содержание этапов урока Виды и формы работы 1. Организационный момент Приветствие 2. Мотивационное начало урока Постановка цели урока. 3. Ход урока 1й­этап: изучение денежных купюр 4. Этап обобщения  систематизации знаний и  закрепление изученного 2й­этап: вопросы для закрепления Подведение итогов:   денежные знаки являются источником при изучении  истории страны; по денежным знакам можно проследить изменение  государственных символов;  монеты и купюры являются изделиями  художественного ремесла и могут быть также  источником по изучению истории искусства. Врем я 1 мин. 3 мин. 32 мин. 5 мин. 2 мин. 5. Подведение итогов, домашнее  задание. Можно продолжить работу по некоторым направлениям: 2 мин.  можно ли по денежным знакам проследить  экономическое или политическое развитие страны; изображение животного мира на банкнотах разных  стран; геральдика и бонистика; нумизматика    и др. Написать на доске. "О чем могут рассказать денежные купюры" Запомнить слова: Аверс – лицевая сторона, реверс – оборотная сторона купюры. Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Мотивационное начало урока. Учитель: Здравствуйте дети! Цель нашей встречи – узнать как можно больше о памятниках культуры изображенных на  современных денежных купюрах. (Презентация. Слайд №1, 2) Дизайн современных купюр разрабатывал заслуженный художник России Игорь Крылков. Изначально  он задумал поместить на деньгах портреты выдающихся соотечественников ­ так, как делают во  многих странах. Но Центробанк предложил иную идеологию. В итоге получилось, что почти каждая  купюра несет изображение христианских святынь. Важно, особенно в контексте недавнего требования Иркутской епархии убрать святые символы с денег, что Центробанк свое решение согласовал с  Московской патриархией, и православная церковь принимала непосредственное участие в принятии  решения о том, какие именно места будут изображены на купюрах. В целом церковь придерживается  той точки зрения, что религиозная символика на деньгах имеет глубокий сакральный смысл. Это  обращение к небесным заступникам. Когда люди видят, что на них изображено, в сердце приходит  радость, а на ум ­ молитва. С точки зрения социологов и психологов, монеты и денежные купюры  идеально подходят для создания системных талисманов. Поэтому скрытая от непосвященных  функция денег ­ служить системным талисманом для укрепления власти и благосостояния  государства. Учитывая то, что православие у русского народа в крови, более уместного талисмана,  чем христианские святыни, пожалуй, не сыскать. А теперь по порядку о каждой купюре. (Презентация. Слайд №3, 4) Изображение часовни Параскевы Пятницы (в состоянии до переделки 1996 года) размещено на  лицевой стороне российской банкноты достоинством 10 рублей образца 1997 года. На широком  купонном поле этой же банкноты присутствует водяной знак в виде силуэта данной часовни. Первой постройкой, возведенной русскими переселенцами на месте нынешней часовни, была  деревянная сторожевая вышка, на которой несли караул казаки, предупреждавшие жителей  Красноярска о приближении врагов. В 1805 году на этом месте купец И. Л. Новиков воздвиг  деревянную часовню в память о своём счастливом спасении из водоворота на речном пороге. По  другой версии, деревянная часовня была построена красноярцами в честь избавления предков от  врагов. Высота часовни — 15 метров, диаметр — 7 метров, высота стен — 7 метров, длина каждой из граней  — 2,4 метра. Место, на котором стоит часовня, является одной из лучших видовых точек Красноярска: с площадки на вершине Караульной горы открывается панорама центральной части города. На этом месте часто  работал над своими этюдами русский живописец Василий Суриков. В августе 1887 года с площадки  рядом с часовней наблюдал солнечное затмение русский учёный, изобретатель радио Александр  Степанович Попов (в память об этом событии на восточном фасаде часовни установлена  мемориальная доска). (Приложение слайд №5,6) 50 рублей Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де  Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворёно показывает мощь и величие  морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны  рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных вражеских  кораблей. Над проектом также работал знаменитый каменотёс С. К. Суханов, выходец из бедных  крестьян Вологодской губернии. Статуи у подножия колонн выполнены скульпторами  Ж.Камберленом и Ж.Тибом. Открытие состоялось в 1815 г. Маяки зажигались ночью и в туман, и  служили до 1885 года. Южный маяк указывает путь в Большую Неву (59°56 35  с. ш. 30°18 25  в. д.  (G) (O)), а северный в Малую (59°56 41  с. ш. 30°18 18  в. д. (G) (O)). У подножия колонн  расположены две мужские и две женские фигуры, которые согласно распространенной гипотезе  аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной —  ″ ″ ′ ″ ′ ′ ′ ″ Нева и Волхов. Однако эта гипотеза не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой  колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».  Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которым  благоволил архитектор. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из­за  сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость  Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на  поверхность, создавая прочную и величественную основу. Камберленом была выполнена мужская  фигура у северной колонны, остальные сотворены Ж. Тибо. Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с  огромной чашей­светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали  конопляное масло, дающее огромной огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или  пелене тумана. Так было до 1896 года, в котором к колоннам подвели электричество. В 1957 году  маяки стали освещать с помощью газа из соображений экономии. В наши дни маяки зажигают только по особым торжественным случаям. Решение о благоустройстве незастроенного пространства на стрелке Васильевского острова было  принято комитетом городских строений в виде плана, утверждённого в 1767 году. Пустующую  территорию следовало оформить в подковообразную площадь, что и было сделано. За шесть лет с  1783 по 1789 годы по проекту Джакомо Кваренги на берегу Большой Невы было построено главное  здание Академии наук, а также вогнутая часть северного пакгауза (1795—1797). Таким образом были  построены здания слева и справа от места будущей биржи. Кваренги был разработан Проект Санкт­Петербургской Биржи, строительство началось в 1783 году.  Но в 1787 году строительство было приостановлено по причине того, что возводимое здание не  соответствует облику города и градостроительным задачам. Разработка нового проекта была поручена архитектору Тома де Томону. В 1805—1810 годах  архитектор Тома де Томон построил на пустой площади между этими строениями здание новой  Биржи, отвечающее потребностям растущей экономики России. Позже, в 1826—1832 годах архитектором И. Ф. Лукини были построены здания южного и северного  пакгаузов и таможни, которые завершили архитектурный ансамбль площади. (Презентация. Слайд №7, 8) 100 рублей Как известно, здание Большого театра выстроено в 1825 году по проекту Осипа Бове. Но, к  несчастью, сильно пострадало во время очередного пожара. Так что всю конструкцию пришлось  восстанавливать и даже перестраивать. Взялся за это архитектор Альберт Кавос. В первоначальном варианте здания фронтон украшала алебастровая колесница. И располагалась она в  арочной нише. После того, как то произведение погибло, Кавос решил пересмотреть первоначальный  замысел. Упряжку было решено разместить не в нише, а под открытым небом. И не перед глухой стеной, а на  фоне окон. И выполнить их не в алебастре, а в металлическом сплаве, покрытом медью. Для реализации проекта архитектор пригласил Клодта, выдающегося скульптора­анималиста. Ибо  кто в России лучше него умел лепить коней? Они из­под рук скульптора выходили столь живыми, что  того иногда даже критиковали за излишний реализм. И вскоре над портиком Большого театра уже неслась квадрига Аполлона, созданная Клодтом Квадрига Клодта мощнее предшественницы, массивнее, выше на полтора метра (в высоту достигает  6,5 метров). Вся композиция выдвинута вперёд, копыта коней как бы зависают в воздухе. Динамизм  чрезвычайный. Меж тем Аполлон полон спокойствия, уверенности. В его руке – лира. Реконструирован Большой театр был всего за 16 месяцев. И открылся в 1856 году, к коронации  Александра II. В настоящее время, прошла очередная реконструкция Большого театра, которую завершили в октябре 2011 года. Помимо всего прочего, внимание было уделено и укреплению основания квадриги Клодта.  Так что будет колесница стоять ещё прочнее, чем прежде. Пётр Клодт – выдающийся российский скульптор. Своё предпочтение он отдал коням. Его работы  можно увидеть и в Кузьминках, и в Неаполе, и в Берлине, и в Петербурге. Одна из самых знаменитых  его колесниц расположена на козырьке Большого театра. уа (Презентация. Слайд №9, 10) 500 рублей аа П мятник Петр  I — памятник российскому императору Петру I Великому, установленный в  Архангельске в 1914 году. Является памятником монументального искусства федеральной категории  охраны. Самая знаменитая (благодаря Центральному банку Российской Федерации) уменьшенная  копия памятника М. М. Антокольского. Памятники, выполненные по той же модели, Антокольского расположены в Петергофе (1884), в  Таганроге (1903)[2], в Петербурге возле Сапсониевского собора (1909), в Петербурге на Кирочной  улице (1910), в Шлиссельбурге (1957). Гипсовая статуя Петра I (1900) хранится в Русском музее,  бронзовая скульптура Петра также хранится в Третьяковской галерее.[3] Оригинальная гипсовая  скульптура, созданная Марком Антокольским в 1872 году в Риме и послужившая прообразом  упомянутым памятникам, хранится в Научно­исследовательском музее Российской Академии  художеств в Санкт­Петербурге. На современной российской купюре церкви Соловецкого монастыря, изображенные на купюре,  увенчаны не куполами, а четырехскатными крышами. Такой вид они имели после пожаров 1923 и  1932, а уже в 1960­х купола были восстановлены реставраторами. Таким образом, на купюре  изображен скорее не монастырь, а помещавшийся на его территории Соловецкий лагерь особого  назначения, одно из подразделений ГУЛАГа. Кроме того, двухмачтовое судно, направляющееся к  монастырю­лагерю, также не может находиться там, где оно изображено, поскольку на самом деле на  купюре представлен вид не с моря, а с противоположной стороны — тесного Святого озера,  судоходство по которому невозможно. Существует мнение, что изображённый на обратной стороны той же купюры парусник — барк  «Седов». Барк «Седов» приходил в Архангельск в 1984 году на 400­летие города. Для того, чтобы он  прошёл по Никольскому рукаву Северной Двины, сняли провода ЛЭП, висящие над руслом Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и  Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году.  Основатели — Герман и Савватий. До марта 1682 года, когда была учреждена Архангельская епархия (Холмогорская), монастырь находился в пределах Новгородской епархии. Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычёва), избранного в 1548  году монастырским собором и возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием. (Презентация. Слайд №11, 12) Российская купюра 1000 рублей Долгое время в Ярославле планировали установить памятник основателю города — князю Ярославу.  Выбирали наиболее удачное место. В качестве вариантов рассматривали Стрелку (место впадения  Которосли в Волгу), где был заложен город; и Медведицкий овраг, где по преданию состоялся  поединок Ярослава с медведицей. Однако была выбрана одна из центральных площадей —  Богоявленская. Ярослав Мудрый словно встречает путников, прибывающих в наш город со стороны  столицы и символизирует тесные связи с ней. Создателями стали скульптор Олег Комов и  архитекторы Н. И. Комова и А. Р. Бобович. Памятник был открыт 23 октября 1993 года с участием  первого президента России Бориса Ельцина. Памятник и площадь Богоявления — место посещения  свадебных кортежей. В начале XIX века в Ярославле уже существовал памятник Ярославу Мудрому: «каменный,  пирамидальный, стоящий в овраге». По указанию Николая I он был разобран, как не соответствующий своему значению. В начале XX века планировалось построить новый памятник и даже были собраны  на это деньги, но в итоге они были потрачены на празднование юбилея дома Романовых. Описание памятника Ярослав Мудрый держит в одной руке меч, в другой — макет будущего города. Данное решение  показывает князя­созидателя, строителя, способного, если надо, защитить город. Опущенный меч  символизирует миролюбивую политику князя. На барельефах, украшающих пьедестал, изображены герб Ярославля, поединок князя Ярослава с  медведицей, легенда о котором легла в основу герба, и Ярослав за работой, может быть, в руках у  него текст закона или одна из книг библиотеки, или договор с кем­то из европейских монархов.  Любой вариант допустим, так как при Ярославе был создан свод законов «Русская правда», появилась крупная библиотека, а дочерей своих он выдавал замуж за европейских королей для укрепления  связей с другими странами. Ярослав изображён на памятнике согласно иконописному канону, появившемуся позднее времени его  жизни, уже в Московском государстве — по тогдашним представлениям о благообразии с ухоженной  бородой как у Христа в покое и умиротворении. Согласно более древнему канону, пришедшему от  варягов, он изображался с короткими волосами, возможно бритый наголо лишь с клоком волос —  символом знатности, бородой короткой, но зато с длинными усами, лицо скандинавского типа. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Толчкове – один из лучших храмов Ярославля. Он  был построен в 1671­1687 годах в Толчковской слободе, которую населяли кожевники, богатые люди, решившие в своей слободе возвести храм, ни в чем не уступающий центральным, а то и  превосходящий их. В строительстве участвовала вся Толчковская слобода − если не деньгами, то  собственным трудом. (Презентация. Слайд №13, 14) Российская купюра 5000 рублей Денежная купюра достоинством в пять тысяч российских рублей вошла в обращение на территории  нашей страны в самом начале августа. По традиции на банкноте размещено изображение одного из  крупных городов России. «Самым дорогим» городом страны оказался Хабаровск. В качестве символа  этого города был выбран памятник его основателю графу Муравьеву­Амурскому работы скульптора  Александра Опекушина. На утесе городского сада в 1891 году был установлен памятник графу Муравьеву­Амурcкому с  высеченными именами участников всех сплавов Амурской экспедиции: Г.Невельского, Н.Бошняка,  М.Выенюкова, К.Будогосского, Л.Шренка, Р.Мааака, К,Максимовича и др. Сооружался памятник по  проекту академика А.М.Опекушина, автора памятников Пушкина в Москве и Лермонтову в  Пятигорске). Хабаровский мост или «Амурское чудо», до 1917 года «Алексеевский мост» — совмещённый  мостовой переход через реку Амур возле г. Хабаровска с раздельным железнодорожным двухпутным  (по нижнему ярусу) и двухполосным автомобильным (по верхнему ярусу) движением. Является частью Транссибирской магистрали и федеральной автотрассы М58 «Амур» Чита­ Хабаровск. Длина совмещенной части 2599 м, с подъездными эстакадами 3890,5 м. Первые изыскания по строительству железнодорожного моста в районе Хабаровска были проведены в  1895 году, но в связи со строительством КВЖД были прекращены. Вновь вопрос о сооружении  Амурской железной дороги и моста был поставлен в связи с поражением Российской империи в  русско­японской войне. С 1906 года изыскания моста почти не прерывались вплоть до окончательного выбора направления. Был объявлен конкурс на лучший проект Амурского моста, в нем приняли  участие ведущие инженеры­мостостроители, рассматривались варианты строительства тоннеля под  Амуром. Окончательно самым подходящим был признан проект, «привязанный» к деревне Осиповка,  находившийся в 8 км от Хабаровска. Лавр Дмитриевич Проскуряков — автор проекта Амурского  моста, а Григорий Петрович Передерий — спроектировал железобетонную арочную эстакаду  (западный проход к мосту). Постройкой моста заведовал инженер путей сообщения Б. И. Хлебников,  старшим производителем работ был инженер В. А.Пинус, его помощником — М. И. Малышев. Вопрос 4. С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 10  рублей? (Красноярск) Вопрос 5. С каким городом можно познакомиться с помощью купюры достоинством в 100 рублей?  (Москва) Вопрос 6. Виды и герб какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 1000  рублей? (Ярославль) Вопрос 7. Из скольких цифр состоит номер на любой современной российской купюре? (из семи) Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного. Учитель подводит итоги. По данной теме можно продолжить работу по некоторым направлениям:  можно ли по денежным знакам проследить экономическое или политическое развитие страны;    изображение животного мира на банкнотах разных стран; геральдика и бонистика; нумизматика и др.

Банкноты как источник изучения памятников культуры

Банкноты как источник изучения памятников культуры

Банкноты как источник изучения памятников культуры

Банкноты как источник изучения памятников культуры

Банкноты как источник изучения памятников культуры

Банкноты как источник изучения памятников культуры

Банкноты как источник изучения памятников культуры

Банкноты как источник изучения памятников культуры

Банкноты как источник изучения памятников культуры

Банкноты как источник изучения памятников культуры

Банкноты как источник изучения памятников культуры

Банкноты как источник изучения памятников культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018