Практическая работа №3
Тема. Тема буйынса лексиканы активлаштырыу (Үҙем тураһында. Исем)
Цель. Активизация новой лексики по теме, совершенствование и развитие навыков устной и письменной речи, навыков чтения и перевода текста.
Содержание работы.
Теоритическая часть.
Имена существительные обозначают предмет и отвечают
на вопросы
кем? —
кто?
ни? нимә? —
что? (единственное число),
кемдәр? —
кто?
ниҙәр? нимәләр? — что (множественное число).
Например:
— Кем килде? — Кто пришел?
— Әсәй килде. — Мама пришла.
В башкирском языке местоимение кем, кемдәр — кто — употребляется только для
наименования человека, а ни,
нимә, ниҙәр, нимәләр — что — для названий всех остальных
живых существ, предметов и явлений. Например, в русском языке о животных,
рыбах, птицах мы спрашиваем:
— Кто это?
— Это корова, лошадь, петух, рыба, голубь.
А в башкирском языке:
— Был нимә?
— Что это?
— Был һыйыр, ат, әтәс, балыҡ, күгәрсен.
— Это корова, лошадь, петух, рыба, голубь.
Һүҙлек.
Мин-я
Һин-ты
Ул- он, она, оно
Беҙ- мы
Һеҙ-вы
Улар - они
атай-отец
әсәй-мать
апай-старшая сестра, тетя
ағай-старший брат, дядя
ҡусты-младший брат
һеңле-младшая сестренка
атай-әсәй – родители
ҡыҙ- девочка, девушка, дочка
ул (улым)-сын, сынок
олатай-дедушка
өләсәй-бабушка
ейән-внук
ейәнсәр-внучка
Задание 1. Прочитайте, перепишите словарные слова, запомните.
Задание 2.Составьте пять предложений с помощью словарных слов.
Задание 3. Прочитайте диалог. Переведите.
- Был кем?
- Был Динар.
- Ә һин кем?
- Мин - Тимур, студент.Ә һин кем булаһың?
- Мин Илшат булам.
- Илшат, ә был кем?
- Был минең атайым- Ришат Дауыт улы.
Задание 4. Прочитайте, переведите, по данному образцу составьте рассказ о себе.
Задание 5. Запишите в 1 столбик слова, отвечающие на вопрос кем? (с переводом); во 2 – слова, отвечающие на вопрос нимә? (с переводом).
Мама, отец, брат, собака, дедушка, книга, стул, гусь, тезка, деньги, медведь, лиса, студент, учитель, заяц, корова.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.