Тема «Берегите наш язык!»
Цель урока– создание условий для углубления знаний учащихся о публицистическом стиле.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать умения узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной и письменной речи формировать умения анализировать тексты публицистического стиля, находить в них характерные языковые средства
Развивающие:
1.обобщить знания о публицистическом стиле
познакомить с заимствованными словами, которые вошли в нашу речь развивать умения составлять предложения актуализировать знания об идее текста развивать умения обосновывать свою точку зрения
Воспитательные:
воспитывать познавательные способности учащихся воспитывать любовь и уважение к родному языку, используя поэтический текст И.С.Тургенева воспитывать коммуникабельность при работе в парах
Тип урока – урок закрепления знаний.
Тема «Берегите наш язык!»
Цель урока– создание условий для углубления знаний учащихся о публицистическом стиле.
Задачи урока:
Образовательные:
1. формировать умения узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии
устной и письменной речи
формировать умения анализировать тексты публицистического стиля,
находить в них характерные языковые средства
Развивающие:
1.обобщить знания о публицистическом стиле
2. познакомить с заимствованными словами, которые вошли в нашу речь
3. развивать умения составлять предложения
4. актуализировать знания об идее текста
5. развивать умения обосновывать свою точку зрения
Воспитательные:
воспитывать познавательные способности учащихся
воспитывать любовь и уважение к родному языку, используя поэтический
воспитывать коммуникабельность при работе в парах
текст И.С.Тургенева
Тип урока – урок закрепления знаний.
Эпиграф:
«Довольно наш язык в себе имеет слов;
Но нет довольного числа на нём писцов».
Александр Петрович Сумароков , русский писатель 18 века
сформулируем в конце урока.
Сегодня мы продолжим работу над публицистическим стилем, но творческую тему
Работа с эпиграфом. Слайд 1
(Наш язык богат, но не все используют это богатство.)
(Речь пойдёт о родном языке, его богатстве и его проблемах.)
(Неправильное произношение слов, нецензурная брань ,слова – паразиты)
Работа с текстом. Слайд 2
1. Прочитайте и запишите эпиграф. Какова его основная мысль?
2. О чём же пойдёт сегодня речь на уроке?
3. А какие проблемы есть в нашем языке на данный момент?
1. Обратимся к тексту, посмотрим, какие проблемы нашёл автор этой статьи.
Что происходит с русским языком?
За последние годы он превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского
Не наш русский.
жаргона, искажённых «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, говорящие на
литературном русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Например, чем «круто»
отличается от «прикольно»? Сейчас не услышишь «в жизни», а почему – то «по жизни». А русский глагол
«класть» почти исчез и повсеместно заменён уродливым «ложить».
Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всём должна
быть логика, здравый смысл, чувство меры.
(«Аргументы и факты» 25 июля 2003 года)
2 К чему призывает автор?(Автор призывает беречь родной язык, стараться не искажать. Ведь по тому, как мы
его знаем, можно судить, образованные мы люди или нет)
3 Какого стиля этот текст? Докажите. (Письменная работа в парах.)
(Это текст публицистического стиля, его задача – воздействовать на сознание
читателей, убедить их в том, что мы сами засоряем его нецензурной бранью,
иностранными словами, но, главное, безграмотно говорим. Автор – журналист.
адресат – широкий круг читателей, жанр – статья в газете. тип речи – рассуждение.
1 – й абзац – тезис: «Что происходит с русским языком?»
2 – й абзац – аргументы: искажения языка.
3 – й абзац – вывод : изменения должны быть в меру.)
(Здесь встречается общественно – политическая лексика: соотечественники, здравый
смысл, чувство меры; глаголы употреблены в настоящем времени: отмечается,
изменяется, обогащается; используются однородные члены; яркий заголовок.)
Беседа. Как мы искажаем язык .
(Класть, звонят, торты, горячий кофе, их ( его ) дом и т. д.)
5. Прочитайте, что у вас получилось.
1.Какие слова произносят неправильно и какова норма этих слов?
2 Есть и слова – «паразиты»: ну, прикинь, типа, как бы.
3 А какие вы знаете «американизмы», засоряющие нашу речь?
4 Какие языковые особенности публицистического стиля вы нашли?
(Бойфренд, окей, бренд, вау, йес.)
Знакомство с заимствованными словами.
1.Как же всё-таки быть с иностранными словами? Языки мира всегда взаимно
обогащали и обогащают друг друга .И среди иностранных слов много тех, которые
необходимы, но в речи публицистической. Известны вам слова, записанные на доске?
Слайд 3
САММИТ - встреча, переговоры на высшем уровне.
ИНАГУРАЦИЯ - вступление в должность главы государства.
ХОСПИС - больница для онкологических больных.
БЛОГ – дневник в Интернете
БЕСТСТЕЛЕР – хорошо продающаяся книга.
2. Составьте с ними предложения. В речи какого стиля их уместнее
употреблять?
(Конечно, предложения с этими словами уместны будут в текстах публицистического
стиля.)
Стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык». Слайд 4
художественного и публицистического стилей. К ним относится «Русский язык»
И.С.Тургенева. Этот шедевр был написан в Париже в 1882 году, когда в России были
тяжёлые времена.
1.Есть немало произведений, в которых сочетаются особенности
2.Прочитаем стихотворение.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты
один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский
язык.! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается
дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Русский язык.
3. О чём говорит автор?
И. С. Тургенев. Париж. Июнь, 1882.
(Он делится своими раздумьями по поводу тяжёлого положения в России и приходит
к оптимистическому выводу.)
Русский язык
великий,
могучий
правдивый
свободный
Русский народ
великий,
могучий, т.к.
создал такой язык
4.Как автор характеризует русский язык? Слайд 5
Россия
великая
все проблемы
временны
5. Какова основная мысль стихотворения?
27 Так как же может проявляться любовь к Родине?
6. Какой человек мог так вдохновенно сказать о родном языке?
(Автор верит в лучшее, надеясь на благоразумие народа, народа великого и
могучего.)
(Это истинный патриот. он беззаветно любит Россию, высоко ценит её неповторимый
язык.)
(Любовь к Родине может проявляться по – разному, в том числе и в отношении к
родному языку. Если человек небрежно относится к языку, искажает его, то он
безразличен и к своей Родине. А если он бережёт язык, умело пользуется его
богатствами или учится этому, то он любит свою Родину.)
( Берегите наш язык!) Слайд 6
Оценивание и рефлексия. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
Домашнее задание.
Напишите небольшое сочинение на тему « Берегите наш язык!»
8.Как вы сформулируете тему урока?
Верно. Забота о культуре речи имеет не только личное, но и общественное значение. Каждый
человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относится к языку.
Неиссякаемое богатство русской речи – это наше народное достояние. Нам его беречь и
умножать..
, наш прекрасный русский язык – это
клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Берегите наш язык
И.С. Тургенев
3