Берегите наш язык

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема «Берегите наш язык!» Цель урока– создание условий для углубления знаний учащихся о публицистическом стиле. Задачи урока: Образовательные: формировать умения узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной и письменной речи формировать умения анализировать тексты публицистического стиля, находить в них характерные языковые средства Развивающие: 1.обобщить знания о публицистическом стиле познакомить с заимствованными словами, которые вошли в нашу речь развивать умения составлять предложения актуализировать знания об идее текста развивать умения обосновывать свою точку зрения Воспитательные: воспитывать познавательные способности учащихся воспитывать любовь и уважение к родному языку, используя поэтический текст И.С.Тургенева воспитывать коммуникабельность при работе в парах Тип урока – урок закрепления знаний.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема «Берегите наш язык!» Цель урока– создание условий для углубления знаний учащихся о публицистическом стиле. Задачи урока: Образовательные: 1. формировать умения узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной и письменной речи формировать умения анализировать тексты публицистического стиля, находить в них характерные языковые средства Развивающие: 1.обобщить знания о публицистическом стиле 2. познакомить с заимствованными словами, которые вошли в нашу речь 3. развивать умения составлять предложения 4. актуализировать знания об идее текста 5. развивать умения обосновывать свою точку зрения Воспитательные: воспитывать познавательные способности учащихся воспитывать любовь и уважение к родному языку, используя поэтический воспитывать коммуникабельность при работе в парах текст И.С.Тургенева Тип урока – урок закрепления знаний. Эпиграф: «Довольно наш язык в себе имеет слов; Но нет довольного числа на нём писцов». Александр Петрович Сумароков , русский писатель 18 века сформулируем в конце урока. Сегодня мы продолжим работу над публицистическим стилем, но творческую тему Работа с эпиграфом. Слайд 1 (Наш язык богат, но не все используют это богатство.) (Речь пойдёт о родном языке, его богатстве и его проблемах.) (Неправильное произношение слов, нецензурная брань ,слова – паразиты) Работа с текстом. Слайд 2 1. Прочитайте и запишите эпиграф. Какова его основная мысль? 2. О чём же пойдёт сегодня речь на уроке? 3. А какие проблемы есть в нашем языке на данный момент? 1. Обратимся к тексту, посмотрим, какие проблемы нашёл автор этой статьи. Что происходит с русским языком? За последние годы он превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского  Не наш русский. жаргона, искажённых «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, говорящие на   литературном русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Например, чем «круто»  отличается от  «прикольно»? Сейчас не услышишь «в жизни», а почему – то «по жизни». А русский глагол  «класть» почти исчез и повсеместно заменён уродливым «ложить». Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всём должна быть логика, здравый смысл, чувство меры. («Аргументы и факты» 25 июля 2003 года) 2 К чему призывает автор?(Автор призывает беречь родной язык, стараться не искажать. Ведь по тому, как мы его знаем, можно судить, образованные мы люди или нет) 3 Какого стиля этот текст? Докажите. (Письменная работа в парах.) (Это текст публицистического стиля, его задача – воздействовать на сознание читателей, убедить их в том, что мы сами засоряем его нецензурной бранью, иностранными словами, но, главное, безграмотно говорим. Автор – журналист. адресат – широкий круг читателей, жанр – статья в газете. тип речи – рассуждение. 1 – й абзац – тезис: «Что происходит с русским языком?» 2 – й абзац – аргументы: искажения языка. 3 – й абзац – вывод : изменения должны быть в меру.) (Здесь встречается общественно – политическая лексика: соотечественники, здравый смысл, чувство меры; глаголы употреблены в настоящем времени: отмечается, изменяется, обогащается; используются однородные члены; яркий заголовок.) Беседа. Как мы искажаем язык . (Класть, звонят, торты, горячий кофе, их ( его ) дом и т. д.) 5. Прочитайте, что у вас получилось. 1.Какие слова произносят неправильно и какова норма этих слов? 2 Есть и слова – «паразиты»: ну, прикинь, типа, как бы. 3 А какие вы знаете «американизмы», засоряющие нашу речь? 4 Какие языковые особенности публицистического стиля вы нашли? (Бойфренд, окей, бренд, вау, йес.) Знакомство с заимствованными словами. 1.Как же всё-таки быть с иностранными словами? Языки мира всегда взаимно обогащали и обогащают друг друга .И среди иностранных слов много тех, которые необходимы, но в речи публицистической. Известны вам слова, записанные на доске? Слайд 3 САММИТ - встреча, переговоры на высшем уровне. ИНАГУРАЦИЯ - вступление в должность главы государства. ХОСПИС - больница для онкологических больных. БЛОГ – дневник в Интернете БЕСТСТЕЛЕР – хорошо продающаяся книга. 2. Составьте с ними предложения. В речи какого стиля их уместнее употреблять? (Конечно, предложения с этими словами уместны будут в текстах публицистического стиля.) Стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык». Слайд 4 художественного и публицистического стилей. К ним относится «Русский язык» И.С.Тургенева. Этот шедевр был написан в Париже в 1882 году, когда в России были тяжёлые времена. 1.Есть немало произведений, в которых сочетаются особенности 2.Прочитаем стихотворение. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Русский язык. 3. О чём говорит автор? И. С. Тургенев. Париж. Июнь, 1882. (Он делится своими раздумьями по поводу тяжёлого положения в России и приходит к оптимистическому выводу.) Русский язык великий, могучий правдивый свободный Русский народ великий, могучий, т.к. создал такой язык 4.Как автор характеризует русский язык? Слайд 5 Россия великая все проблемы временны 5. Какова основная мысль стихотворения? 27 Так как же может проявляться любовь к Родине? 6. Какой человек мог так вдохновенно сказать о родном языке? (Автор верит в лучшее, надеясь на благоразумие народа, народа великого и могучего.) (Это истинный патриот. он беззаветно любит Россию, высоко ценит её неповторимый язык.) (Любовь к Родине может проявляться по – разному, в том числе и в отношении к родному языку. Если человек небрежно относится к языку, искажает его, то он безразличен и к своей Родине. А если он бережёт язык, умело пользуется его богатствами или учится этому, то он любит свою Родину.) ( Берегите наш язык!) Слайд 6 Оценивание и рефлексия. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение на тему « Берегите наш язык!» 8.Как вы сформулируете тему урока? Верно. Забота о культуре речи имеет не только личное, но и общественное значение. Каждый  человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относится к языку.  Неиссякаемое богатство русской речи – это наше народное достояние. Нам его беречь и  умножать.. , наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!  Берегите наш язык И.С. Тургенев 3