«Бесчеловечность «истинной, алгебраической любви к человечеству»
в романе Е.Замятина «Мы»
планконспект урока – проекта в XI классе
Цель урока
Тип урока
Оборудование Мультимедийный проектор, РС, средства PowerPoint, видео и
Раскрыть значение темы «Антиутопия в литературе 30х годов».
проект
1.
3 мин.
2.
7 мин
аудио материалы (DVD макет темы)
Вступительное слово учителя:
Человечество во все времена искало пути
построения справедливого, универсального общества.
Что должно лечь в основу такого Государства, какая
идеология необходима, как подготовить людей, как
объяснить предлагаемую схему? От чего
отталкиваться?
Литература не осталась в стороне от
проектирования нового мира. Утопия – искусственное
слово, состоящее из греческого отрицания ou – не и
topos – место: «нигде не находящееся» произведение,
изображающее вымысел,
несбыточную мечту.
Антиутопия – это тоже вымысел, но уже на уровне
пессимистического прогнозапредупреждения.
В
начале ХХ века, во время бурных исторических
перемен жанр антиутопии стал актуален как
никогда. Противоречия жизни сами создавали модели
общества будущего.
В русской литературе Е.Замятин («Мы» 1920),
А.Платонов («Котлован» 1930), А. и Б. Стругацкие
(«Град обречённый»
60е годы) предложили свой
вариант будущего, в английской – Orwell,George
(«1984» 1948 г.)
Задание № 1 (см. Конспект. Запись 1я)
а) В романе «Мы» в первых «Записях» главный
герой
(Д503) объясняет, в чём именно
заключается счастье. Определим эти пункты и
посмотрим, нет ли противоречия в словах
строителя Интеграла…
б) «Моё, привычное к цифрам, перо не в силах создать
музыки ассонансов и рифм. Я лишь попытаюсь
записать то, что вижу, что думаю – точнее, что
мы думаем. Но ведь это будет производная от
нашей жизни, от математически совершенной
жизни»
такими комментариями предваряет
Организационная
часть
Работа в группах,
защита ответов (12
человека от группы)
1 3.
4 мин
4
7 мин
5.
2 мин
конспект Д503.
Найдите в приведённых ниже высказываниях
слова, имеющие оттенок подневольности,
(Ответы групп, обоснование позиции)
несвободы:
Слово учителя:
Единственное средство избавить человека от преступлений –
это избавит его от свободы. Свобода и преступление
связаны между собой как движение «аэро» и его
скорость: скорость «аэро» = 0, и он не движется,
свобода человека = 0, и он не совершает
преступлений.
Просмотр клипа
Задание № 2 (см. Конспект. Запись 2я)
а) Единое Государство чётко структурировано. Давайте
попробуем составить схему взаимодействия структур.
б) Таблица: Какие структуры преобладают в системе
устройства государства? Распределите наиболее
значимые по столбцам.
Социально
ориентированные
карательные
Имеющие
отношение к
области
искусств
Беседа с
элементами
лекции
Создание
зрительного и
ассоциативного
ряда
Работа в группах,
защита ответов (12
человека от группы)
Ответы групп.
Велик соблазн увидеть в романе
Слово учителя:
Е.Замятина гипертрофированные черты молодого
советского государства. И повод вроде есть. В 1920
году В.Маяковский завершил работу над поэмой «150
миллионов». В поэме действует один герой,
представляющий всю Россию.
Россия
вся
единый Иван
Иван
через царства
Беседа с элементами
лекции.
Корректировка (при
необходимости) хода
проекта
2 шагает по крови …
Кроме того поэма наводнена местоимением «Мы».
«МЫ», зверьё, за что голодаем?
«Мы» задохлись ветрами и пылями.
«Мы» пришли миллионы…
«Мы» пришли из квартир
Очевидно, что в романе Замятина присутствует
оценка этой унификации, но…
Задание № 3 (см. Конспект. Запись 3я)
Сравните фрагменты трёх романов. Определите по
ним стадии развития Единого Государства: (1
начало),
(2 прогресс), (3 регресс)
Слово учителя:
Слепой
Палкой щупая дорогу,
Бродит наугад слепой,
Осторожно ставит ногу
И бормочет сам с собой.
А на бельмах у слепого
Целый мир отображён:
Дом, лужок, забор, корова,
Работа в группах,
защита ответов (12
человека от группы)
Беседа с элементами
лекции.
Корректировка (при
необходимости) хода
проекта
Клочья неба голубого –
Всё, чего не видит он.
1922 Ходасевич Владислав
Счастье для всех. Равенство и покой. С какими
проблемами неизбежно столкнётся государство, создавая
такую модель? Ведь для человека ситуация, когда
Неслось светозарное пение
Над плескавшей в тумане рекой,
Обещая в блаженном успении
Отвратительный вечный покой.
(Г.Иванов)
страшна. Мир создан. И что дальше?
Задание № 4 (см. Конспект. Запись 4я)
а) Давайте решим, когда человек позиционирует себя с
позиции «Я» и «МЫ»
б) Для чего Человечество придумало СТЕНЫ? (ответ +
пример «стены»)
в) Что является ненужным и опасным в Едином государстве?
г) Что составляет ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА?
д) В чём бесчеловечность «истинной, алгебраической любви»?
Заключительная
часть проекта,
итоговые выводы.
Ответы групп +
индивидуальные
комментарии
6.
7 мин
7.
4 мин.
8.
5 мин.
9.
__ мин.
Заключительная часть. Видеофрагмент по теме без
комментариев
Рефлексивная
часть проекта
3 4
Бесчеловечность «истинной, алгебраической любви к человечеству» в романе Е.Замятина «Мы» план-конспект урока – проекта в XI классе
Бесчеловечность «истинной, алгебраической любви к человечеству» в романе Е.Замятина «Мы» план-конспект урока – проекта в XI классе
Бесчеловечность «истинной, алгебраической любви к человечеству» в романе Е.Замятина «Мы» план-конспект урока – проекта в XI классе
Бесчеловечность «истинной, алгебраической любви к человечеству» в романе Е.Замятина «Мы» план-конспект урока – проекта в XI классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.