Беседа: «Кем быть?»
Цель: самоопределение выпускников в выборе жизненного пути для успешной адаптации в современном социуме.
Задачи:
- формировать информационную основу выбора профессии;
- создать условия для формирования ясных представлений воспитанников о самом себе и нравственной позиции при выборе профессии;
- оказать помощь в профессиональном самоопределении, скорректировав предпочтения воспитанников;
- помочь избежать ошибок в выборе профессии;
- познакомить с особенностями рынка труда на ближайшие 5-6 лет;
- формировать осознание нравственной ответственности за выбор будущей профессии, правильное отношение к понятиям «успех» и «успешность».
Ход занятия
Организационный момент (настрой на работу).
Педагог. Здравствуйте, ребята. Я вижу ваши умные глаза, любопытные взгляды и надеюсь, что наше общение будет полезным и приятным.
Введение в тему занятия. (Основная работа).
Педагог. Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... (Продолжите фразу) Предполагаемые ответы детей: «...задуматься о будущем», «...выбрать работу по душе», «...найти свое место в жизни».
Эти слова вы уже слышали — от педагогов нашего учреждения и от учителей. Слышали так часто, что они успели поднадоесть и вызывают острую аллергическую реакцию. Но признайтесь: ведь вы бунтуете всего лишь против слов, а сами, конечно, понимаете или хотя бы чувствуете, что смысл их раскрывать каждому для себя все равно придется.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека.
Сегодня каждый из вас попробует разобраться в самом себе, выяснив, какой вид профессиональной деятельности подходит именно ему и как это связано с его представлением о счастье.
Как вы считаете, связаны ли счастье человека и его профессия? Приведите примеры.
- Как найти «правильную» профессию?
Высказывания детей.
Педагог. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему и средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
Мнения детей.
Для этого нужно изучить, прежде всего для самого себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И это станет началом пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Этим мы с вами и займемся.
- Зачем человек трудится?
Высказывания детей:
Это потребность человеческой жизни, труд - средство самовыражения и развития личности.
Л.Н.Толстой: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека; без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».
-Какие факторы влияют на выбор будущей профессии?
дети выделяют основные факторы, влияющие на выбор профессии: способности (склонности), мнение учителей, друзей, мода (престиж) и будущая заработная плата.
- Что повлияло лично на ваш выбор?
-Как вы думаете, чем нужно в первую очередь руководствоваться при выборе профессии? (Ответы детей)
Хорошо, если ваша профессия удовлетворяет всем необходимым требованиям.
Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:
«Надо» - потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.
«Хочу» - желания, интересы, склонности личности,
«Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления.
Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для вас наилучшим вариантом. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения.
Итак, первая составляющая
«Надо» - потребности рынка труда. На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специалистами, как «юрист», «экономист». Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете ли вы, закончив вуз или ссуз, найти работу по специальности.
- Как вы думаете какие профессии наиболее востребованы в наше время и какие будут востребованы через 5-6 лет? Ответ детей
На современном рынке труда в данный момент наиболее значимыми профессиями являются:
профессии, связанные со сферой управления,
профессии, связанные с внедрением компьютерной техники,
строительные профессии,
консультирование,
профессии в сфере образования,
профессии, связанные с сервисом семьи,
профессии в области здравоохранения,
профессии в области информации и связи,
профессии, связанные с банковским делом,
профессии в сфере производства,
профессии, связанные с туристическим сервисом.
А через 10 лет очень востребованными будут …
Инженерные специальности (возрастет спрос на инженерные кадры, способные управлять производством и обслуживать более совершенную технику)
Разработчики компьютерного обеспечения (возрастет спрос на профессиональных программистов, поскольку еще актуальней станет проблема хранения данных)
Маркетинг и продажи (возрастет спрос на специалистов по продаже и маркетингу, станет очень востребованной профессия «продавец»
Профессии, связанные с сервисом
Эколог (начнет повышаться спрос эту профессию, так как все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды)
Медицинские специальности (медсестра, врач)
Работники образования
Рабочие профессии: слесарь, электрогазосварщик, электромонтер
- По результатам анкетирования я выяснила, что многие из вас при выборе профессии ориентируются на потребности рынка труда. (Результаты анкетирования)
Итак, вторая составляющая «Хочу» (желания, интересы, склонности).
Здесь необходимо взвесить и оценить свои склонности, которые зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас - технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам.
Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому - программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов.
Идеальное совпадение способностей и интересов - это и есть призвание.
Что можно сказать о желаниях, интересах, склонностях каждом из вас.
Проведем небольшой тест, называемый «Психогеометрия». (воспитанники выбирают из 4-х предложенных геометрических фигур одну)
На протяжении многих веков предпринимались также попытки найти связь между особенностями личности и знаком Зодиака, под которым родился человек. Хотели бы вы узнать, какой вид деятельности предписан вам в соответствии с вашим знаком Зодиака.
Профессиональный прогноз
Какая же профессия подойдет именно вами и будет соответствовать вашим интересам, характеру? Ответ на этот вопрос, поможет методика, разработанная Е.А.Климовым. Используя ее, наш психолог определили ваш профессиональный тип, и ознакомит вас с результатами.
Мне хотелось бы, чтобы вы учитывали эти пожелания при выборе профессии.
Третья составляющая «Могу» (уровень ваших знаний, наличие способностей к данному виду деятельности, физические возможности, возможность поступления (материальное положение, наличие заведения) Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.
Педагог: Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. И здесь главное не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий вашим интересам, возможностям и требованиям, которые предъявляет данная профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это путь к успеху.
Рефлексия:
- «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ) Как вы понимаете эти мудрые слова? (ответы)
- Сформулируйте для себя понятия «успех», «успешность», «счастье».
Выводы учащихся:
Успех не случайность, а результат нашего собственного выбора;
самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;
что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.
счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.
Итог занятия.
Закончить мне хотелось бы, обратившись к эпиграфу:
«Самая трудная профессия - быть человеком» Хосе Хулиан Марти. Помните об этом, каким бы делом вы ни занимались, какую бы профессию ни выбрали.
Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или что у него золотые руки. Я верю, что о вас так скажут обязательно.
Тысячи
тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком
старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.