Беседа "Моё. Твоё. Чужое."

  • docx
  • 22.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моё. Твоё. Чужое..docx

Беседа «Моё. Твоё. Чужое»

 

Цель: профилактика понятия того, что является, а что не является воровством.

 

Задачи беседы:

- дать понятие «воровство»;

- учить, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения;

- объяснить, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также ребенок должен знать, что со стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями;

- учить отвечать за неправильные действия.

 

Материалы:

Текст загадки и стихотворения К.Чуковского «Краденое солнце».

 

 

Ход беседы.

 

- Ребята, я хочу начать нашу беседу с загадки:

«Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет».

(Лиса.)

- Правильно. А почему лиса кур крадет? (Ответы детей.)

- Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения «Краденое солнце».

 

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

 

А сороки-Белобоки

Поскакали по полям,

Закричали журавлям:

"Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!"

 

- Почему Крокодил солнце проглотил? (Ответы детей.)

- Как мы узнаём, где «чужое» и почему его брать нельзя? (Дать понятие «моё», «твоё», «чужое»)

(Ответы детей. Обсуждение.)

- Что вы чувствуете, если у вас что-либо взяли без спроса? (Знакомство с чувствами человека, умение ставить себя на позицию другого. Отрицательная оценка поступка, а не человека).

Как вы думаете, почему люди воруют? (Ответы детей. Обсуждение.)

- Предлагаю поиграть в игру «Что изменилось?»

(Дети становятся в круг. Дается задание: посмотреть друг на друга внимательно. Затем дети закрывают глаза, а ведущий у любого ребенка забирает что-либо (заколку, галстук). По сигналу дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Игру можно провести 2-3 раза и один раз забрать вещь у ребенка, который подозревается в воровстве).

 

- Что изменилось? Правильно? Давайте теперь спросим, что чувствуют дети, когда у них забрали вещь?

(Ответ ребенка. Помощь в определении чувств и эмоций. (Обида, разочарование, злость, грусть. Обсуждение.)

 

- Можно ли брать чужие вещи? Я очень надеюсь, что вы запомнили, о чём мы с вами говорили и чужие вещи трогать не будете.

 

А сейчас я предлагаю вашему вниманию сказку.

В одной далекой волшебной стране жил-был рыжий лисёнок Сёма. Был он активным, любознательным и часто даже очень добрым. Но при всем при этом была у него одна особенность - вредная привычка, можно даже сказать — он брал разные вещи без спроса. Мама-лиса ему говорила:

Сёма! Перед тем, как брать что-то, что не принадлежит тебе, нужно сначала спросить разрешения, когда тебе разрешат, тогда можно взять. Ведь, у тебя есть свои собственные личные вещи, вот, например, твоя одежда, твоя кружка и тарелка, твой стульчик, твои собственные игрушки, твоя комната и ты тоже можешь разрешать или нет кому-то играть или брать свои вещи.

Хорошо, - отвечал Сёма и тут же забывал про своё обещание.

Целыми днями бегал по лесу озорной лисёнок. Где мелькнёт его рыжий пушистый хвост, там обязательно что-то пропадёт. Сёма продолжал брать чужие вещи без спроса. Он просто забывал о важном правиле. Сложила белочка орешки горкой, поскакала в дупло за мешочком, вернулась - пусто! Что за чудеса? Ежик развесил на веточках грибочки сушить, новые принёс, а старых - как не бывало! Что такое? Набрала мышка лукошко черники, легла отдохнуть и задремала. Просыпается - нет лукошка! Как же так?! Лисёнок бежит по лесу: на усах ореховая скорлупка висит, на лапке ниточка с грибами, а мордочка вся в чернике. Бежит, смотрит - летит сорока, а в лапках у неё зеркальце. Пошёл он следом за ней. А зеркальце тяжёлое, сороке трудно с ним лететь: перелетает с куста на куст, с ветки на ветку, с кочки на кочку. Устала сорока и решила воды в болотце попить. Положила зеркальце, подошла к лужице, а лисёнок тут как тут: схватил зеркальце и бежать! - Ах ты, безобразник! - застрекотала сорока и расплакалась, потому что дорого ей было это зеркальце. Вечером, когда Сёма ложился спать, он подумал:- Интересно, почему мама говорит, что нельзя брать без разрешения чужие вещи? Почему это плохо? Наоборот, это очень даже здорово! Вот сегодня я орешков поел, грибочков, черники. Зеркальце у меня теперь красивое есть. Чем же это плохо? Мне очень даже хорошо! А на следующее утро случилось вот что. Забрёл лисёнок на далекую поляну. На самом краю этой поляны рос огромный раскидистый дуб, а на дубе чернело большое-пребольшое дупло.- Ух, ты! - подумал лисёнок. - Наверняка там есть что-то интересное и нужное! Залезу-ка я туда! И начал он по стволу карабкаться. Вдруг слышит тоненький голосок:- Ты куда это? Смотрит, а внизу, у самых корней сидит маленькая мышка.

Я в дупло, - ответил лисёнок.

Это ведь не просто дупло, это чей-то дом! Нужно сначала постучать или позвать, спросить, можно ли зайти в гости? - сказала мышка.

Много ты понимаешь, - махнул лапой лисёнок.

Ты смотри, хозяева могут расстроиться и даже разозлиться! - предостерегла его мышка.

Отстань, - дёрнул хвостом лисёнок, - не то спрыгну и съем тебя!

Мышка печально покачала маленькой головкой, сморщила носик и ничего не ответила. Добрался лисёнок до дупла, сунул туда свой любопытный нос, а в дупле-то - мёд!- Вот это да! - обрадовался лисёнок. - Вот повезло! Сейчас наемся до отвала!

Ж-ж-ж, - раздалось где-то рядом. - Разве мама тебе не говорила, что прежде, чем взять чужое нужно спросить разрешение?

Кто тут ещё? - недовольно спросил лисёнок.

Это я, пчела, это мой мёд! И я тебе не разрешаю его брать.

Ха-ха-ха, - развеселился лисёнок. - Кыш отсюда, муха надоедливая! Я сильнее тебя, захочу и возьму!

Ну, держ-ж-ж-ж-жись! - разозлилась пчёлка.

А лисёнок её не слышит, только рыжий хвостик из дупла торчит. Вернулись с луга остальные пчёлы, кружатся у дупла с полными ведёрками мёда, а подружка им про лисёнка рассказывает. - Ладно, давайте его проучим! - прогудела самая старая пчела. Только лисёнок из дупла вылез, а пчелиный рой на него как накинется: Ах ты, рыжий наглый вор! Ты беги во весь опор! Не гляди, что мы малютки! Рой пчелиный — плохи шутки! А ну, жаль его за уши! Зря ты мышку не послушал! А ну, жаль его за нос! Ты зачем наш мёд унёс!? Бежит лисёнок по лесу, мёд бросил, ушки прижал, глаза от страха закрыл. А рой пчелиный не отстаёт, тёмной тучей за ним летит и жалит, жалит! Прибежал лисёнок домой, под кровать забился, нос высунуть боится. Только к вечеру вышел и сказал маме-лисе: - Правильно ты, мамочка, говорила, нельзя брать без спроса. Я никогда больше ничего чужого не возьму!

- Чему учила лисёнка мама?

- Что чувствовали белочка, мышка, сорока, когда у них пропадали грибы, черника, зеркальце?

- Кто помог лисёнку Сёме помочь понять, что чужое брать нельзя?

      Я очень надеюсь, что никто из вас никогда не будет брать чужое без разрешения и присваивать себе чужое.