Классный час на тему: «Зимние приметы». Задачи: развитие творческих способностей учащихся; развитие памяти, внимания, логического мышления; знакомство с народными традициями, воспитание любви к родной стране, её обычаям. Ход часа Добрый день, дорогие ребята! Разрешите представиться! Меня зовут Ирина Николаевна А о чем мы будем говорить сегодня вы должны догадаться сами. Послушайте загадку, о каком времени года она Дел у меня немало я белым одеялом Всю землю укрываю, в лёд реки убираю, Белю поля, дома, а зовут меня ... Правильно, эта загадка о зиме. Что такое зима для русского человека? Конечно же, время, когда принято подводить итоги и загадывать неожиданные и сокровенные желания в самую волшебную ночь. Мы с нетерпением ждем, когда в воздухе закружат многочисленные снежинки и земля укроется белыми покрывалами, а в домах зажгутся многочисленные елки. Зима время волшебства. По народным представлениям, она приезжает на пегой кобыле, слезает с лошади, встает на ноги, кует седые морозы, стелет по рекамозерам ледяные мосты, сыплет из одного рукава снег, а из другого иней. У нее на голове корона изо льда, на руке перстенек из серебряного инея, а на талии поясок, унизанный снежными блестками. Голос у молодой зимы сладкий, тягучий, для души жгучий, а взгляд ледяной. Следом за матушкой зимой бегут метели (прил. 1). В былые времена наступление зимы накладывало отпечаток на весь характер крестьянского быта. Крестьяне мололи новый хлеб, били шерсть, валяли валенки, шили шубы. А по вечерам люди собирались вместе, шутили, совершали различные обряды. А сейчас я прочитаю стихотворения, а вы должны угадать про какие месяцы говорится в этих стихах. Декабрь Назовитека, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его — всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. Правильно ребята – декабрь. Это первый зимний месяц. Декабрь двенадцатый месяц года – он когдато назывался «студенем». По народной пословице, «декабрь год кончает, зиму начинает». Это месяц лютых морозов, вьюг и веселых зимних праздников. Посмотрите – ка, ребята, нам пришло письмо от зимушки зимы. Давайте посмотрим, что же она нам написала. Письмо. Здравствуйте дорогие ребята. В этом письме я приготовила вам задания, которые вы должны выполнить. Вот мое первое задание. Я зашифровала примету декабря, а теперь ни как не могу вспомнить ее. Помогите мне, пожалуйста. Расшифруйте эту примету (прил. 2).Каждая геометрическая фигура обозначает свою букву. Ваша Зимушка – зима. Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием и помогли зиме расшифровать примету декабря. Давайте еще раз прочитаем ее хором. (Год декабрем кончается, зима начинается). А теперь ребята, скажите мне, пожалуйста: О каком месяце мы с вами говорили? (Мы говорили о декабре). Как когдато назывался месяц декабрь?(декабрь когда то назывался «Студенем»). А сейчас еще одно стихотворение. ЯНВАРЬ В шубках ёлочкиподружки, В шапках старые пеньки. Не нужны зимой игрушки: Мы пойдём играть в снежки. Скоро станем мы похожи На смешных снеговиков. А январь, весь белый тоже, Улыбнётся широко. Молодцы, ребята. Правильно – это январь. Январь второй зимний месяц. Он когда то на Руси назывался «просинцем», потому что впервые после низкого хмурого небосвода декабря появлялись «проталины» островки синего неба. Но славился январь и метелями и морозами. В русских пословицах январь славился, как «году начало – зиме середина». Говорили, что в январе день прибавляется на два часа. А вот и второе задание матушкизимы. Ребята, когда вы прочитаете слова наоборот, т.е. с конца в начало, вы узнаете примету января. (прил.3) (В январе снегу надует хлеба прибудет). Молодцы, ребята! Вы хорошо справились и со вторым заданием матушки – зимы. А теперь я прошу вас ответить мне на вопросы: Какой второй месяц зимы? (январь). Насколько в январе прибывает день? (на два часа.) А вот еще одно стихотворение про зимний месяц, а какой вы должны догадаться. ФЕВРАЛЬ Белокрылые метели Завывают в феврале. Звери сильно похудели В тесной норке и в дупле. Мы поможем им немножко: Хлеб в кормушку принесём. По заснеженным дорожкам В задремавший лес придём. Да, ребята – это февраль. Февраль – это третий зимний месяц. Когдато в Древней Руси был последним, двенадцатым месяцем, завершающим год. У русских он назывался «снеженем». Февраль, по поговорке, «рассекает зиму пополам», кроме того, «февраль три часа дня прибавит», «В феврале зима с весной встретится». В високосный год, когда в феврале 29 дней, он считается самым тяжелым месяцем в году (даже тяжелее мая). Но мы еще выполнили не все задания матушкизимы. Вот еще одно задание. Вы должны прочитать начало приметы февраля и стрелочкой показать, как заканчивается эта примета (прил. 4). (Сильные морозы в феврале бывают только ночью.) Молодцы! Вы справились и с этим заданием. А теперь давайте поможем зиме разгадать загадки. Загадки о зиме. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима) Дождь и слякоть, Грязь и ветер, Осень, ты за всё в ответе! Мёрзнет, мёрзнет человек, Выпал первый белый ... (Снег) С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые ... (Снежинки) Рассыпала Лукерья Серебряные перья, Закрутила, замела, Стала улица бела. (Метель) Хоть и отдых у ребят, По домам они сидят. За окошком минус тридцать. Я пришёл к Зимесестрице. Льдом сковал и пруд, И речку, А кота загнал на печку. (Мороз) Ребята, у вас было задание выучить стихотворение о зиме. Вы подготовились? Давайте вас послушаем. А на прощание давайте сделаем зимушке – зиме подарок. У вас на столах лежат листочки, давайте вырежем из них снежинки. Итог: Спасибо вам, ребята. Вы хорошо сегодня поработали. Я думаю, что зимушке зиме тоже понравилось, она еще не раз придет к нам в гости.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.