КУДА ВЕДУТ НАС СКАЗКИ?
Цель: показать роль сказки в эстетическом воспитании детей, воспитывать интерес к народному и поэтическому искусству Ход мероприятия.
В ос пи та т е ль . Сейчас я вас познакомлю с картинами Виктора Михайловича Васнецова. Художник в разные годы жизни писал много, с вдохновением. В Москве есть Дом-музей В. М. Васнецова, в котором он жил долгие годы. Дом создан по его проекту. Здесь художник задумал и написал «Поэму семи сказок» - семь больших картин: «Спящая царевна», «Баба-Яга», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «Кощей Бессмертный», «Сивка-бурка», «Ковер - самолет».
Мысленно тихо идем по его мастерской от картины к картине, от сказки к сказке. Перед нами открывается таинственный, волшебный мир. Кроме этого, художник создал еще много картин- сказок. Вот трогательная, поэтическая картина «Аленушка». Давайте спросим, о чем печалится девочка Аленушка.
- О чем я задумалась? О своей горькой доле, о братце Иванушке. Не послушался он меня, выпил водицы из копытца, стал Козленочком. Жду чуда, чтобы Иванушка снова стал мальчиком.
Уже осень. Вокруг темный лес. Осинки желтеют, камыш неподвижен. Омут темен и глубок. По воде плывут золотые листья. Но я, вслушиваясь в эту тишину, слышу топот копыт. Знаю, знаю! Это добрый молодец скачет на выручку. Быть большому празднику! (Эта картина хранится сейчас в Москве, в Третьяковской галерее.)
«Иван царевич на сером волке».
В сказках Ивана зовут по-разному, то это Иванушка-дурачок, то Иван - крестьянский сын. И всегда это младший сын, над ним смеются старшие братья. Но когда приходит беда, Иван всегда преодолевает все препятствия, всех врагов. Ему удается рассмешить даже царевну Несмеяну, добыть Жар-птицу. И всегда добро побеждает зло.
В ос пи та т е ль . Мир красок и звуков окружает нас с детства. Научиться видеть, чувствовать подлинную их красоту - значит сделать себя более богатым духовно, более счастливым. К чувствам детей обращались многие известные писатели и поэты: А. С. Пушкин, JI. Н. Толстой, А. Н. Толстой, И. Бунин, А. Блок. Рассказы Л. Н. Толстого поражают своей мудростью. Даже простенькие, для забавы, сказочки, прочитанные с верной интонацией и мимикой, содержат глубокий смысл.
Вот теперь настал момент узнать, как вы знаете сказки.
ВИКТОРИНА.
1 задание. «Вопрос-ответ»
1. Сколько богатырей «В сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина? (Тридцать три богатыря.)
2. Сколько раз вызывал старик из моря золотую рыбку (по сказке А. С. Пушкина)? (Ходил к морю шесть раз. Звал рыбку пять раз.)
3. Какая кличка у собаки, схватившей отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Кличка собаки — Соколко.)
4. «...Маленький бес под кобылку подлез, Понатужился, понапружился...»
(«Сказка о попе и о его работнике Балде» А. С. Пушкина.)
5. Что несла Красная Шапочка в корзине для бабушки? (Горшочек сметаны, пирожки.)
6. В каких зверей превращался Людоед по просьбе кота? (Во льва, в мышь.)
7. Назови автора двух последних сказок. (Шарль Перро.)
8. Сколько братьев было у стойкого оловянного солдатика? (Двадцать четыре.)
9. В кого превратился Гадкий утенок? (В прекрасного лебедя.)
- Молодцы, ребята, вы все сказки правильно отгадали.
2 задание. Ребята, давайте немножко отдохнем, поиграем. Я буду называть различных животных, а вы будете их изображать движениями, мимикой, жестами. (Медведь, лиса, коза, волк и другие).
3 Задание. Игра «Кто скорее соберет иллюстрацию к сказке?» Ребята, перед вами лежат разрезанные картинки.
4 Задание. Следующее задание - Вам нужно отгадать, какую сказку нарисовал художник - иллюстратор, только задание мы немного усложним. Часть картинки будет закрыта.
В ос пи та т е ль . Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожиданье Благополучного конца.
(В. Берестов.)
В ос пи та т е ль Ребята, наша викторина «Куда ведут нас сказки?», подошла к концу. Сегодня каждый из нас стал ближе на шаг к искусству, сегодня каждый посмотрел на сказки глазами русского художника Виктора Михайловича Васнецова. О творчестве этого великого живописца можно говорить часами и мы обязательно разговор о нем продолжим, но как-нибудь в другой раз…
Рефлексия.
ü Какая картина понравилась больше всего.
ü Почему эта картина понравилась больше всего?
ü Почему картина ….не понравилась?
ü Понравился ли классный час? Узнали вы что-то новое для себя?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.