Бузуки встречается в музыкальной культуре различных народов. Упоминание слова «бузуки» вызывает практически у всех людей или недоумение, или ассоциации с Грецией и с фильмом «Грек Зорба» либо даже с возлюбленным орудием американских боец. Некие из фанов кельтской музыки произнесут, что бузуки у их ассоциируется с ирландскими джигами и рилами, но не достаточно кто поразмыслит о блюграссе, олд-тайм танцах, и уж совершенно никто не свяжет бузуки с шведской народной музыкой, роком либо джазом. Но этот инструмент отыскал место во всех нареченных музыкальных стилях, и все почаще и почаще подменяет гитару в руках гитаристов.
4.docx
Бузуки достойные внимания факты
Бузуки встречается в музыкальной культуре различных народов. Упоминание
слова «бузуки» вызывает практически у всех людей или недоумение, или
ассоциации с Грецией и с фильмом «Грек Зорба» либо даже с возлюбленным
орудием американских боец. Некие из фанов кельтской музыки произнесут,
что бузуки у их ассоциируется с ирландскими джигами и рилами, но не
достаточно кто поразмыслит о блюграссе, олдтайм танцах, и уж совершенно
никто не свяжет бузуки с шведской народной музыкой, роком либо джазом.
Но этот инструмент отыскал место во всех нареченных музыкальных стилях,
и все почаще и почаще подменяет гитару в руках гитаристов.
Греческие корешки
Саз История инструмента уходит корнями к персидским и византийским
струнным щипковым с длинноватым грифом. Сначала бузуки напоминал
современный турецкий саз, а заглавие бузуки, возможно, вышло от турецкого
наименования среднего саза — бозук саз. Семейство сазов характеризуется
резонатором круглой формы (нередко выдолбленным из 1го кусочка дерева
шелковицы), длинноватым узеньким грифом с жильными навязными ладами,
свободно передвигаемым мостиком и 3мя струнами, сдвоенными либо
строенными.
В XX веке в Греции жильные лады были изменены металлическими
фиксированными, поставленными по темперированному строю, а длиннющий
гриф соединен с резонатором из наборных клёпок, как у неаполитанской
мандолины. Стандартной настройкой была DAD (ре, ля, ре).
Греческий трёхструнный бузуки История бузуки навечно повязана с
ребетикой, высокоимпровизационной греческой музыкой, которую нередко
ассоциируют с южноамериканским блюзом. Культура ребетики процветала
сначала 1900х годов в кутузках и гашишекурильнях портовых городов
Эгейского моря и Малой Азии, и достигнула апогея в период меж
глобальными войнами. Стандартный ансамбль включал в себя певца, два либо
больше бузуки, играющих мелодию и обыкновенные аккорды, и маленький
бузуки под заглавием баглама, играющий ритмичный стаккато
аккомпанемент. Песни, рассказывающие о наркотиках, путанах, деньгах,
любви и погибели, базировались
Балгама на разных народных ладах и обычных танцевальных ритмах, и
характеризовались экспрессивной вводной частью под заглавием таксим,
страстным пением и проигрышами на бузуки меж куплетами. Посреди более влиятельных ранешних исполнителей (ребетов) были Маркос Бамбакарис и
Иоаннис Папиану.
С течением времени репутация ребетики как хулиганской музыки смягчилась,
и бузуки вошел в мэйнстрим, частично благодаря качественному исполнителю
и композитору Василису Цицанису. Цицанис соединил старенькые
танцевальные ритмы с более сложными последовательностями аккордов и
западными принципами гармонизации, а тексты его песен стали более
классическими, в отличие от разухабистых историй собственных
предшественников.
Греческий четырёхструнный бузуки Цицианис стал первым известным
музыкантомбузукистом и открыл инструменту путь в люди. Погиб он в 1954
году, и на его похоронах 200 000 скорбящих наводнили улицы Афин,
размахивая бузуки и багламами. Посреди многих виртуозов,
присутствовавших на его похоронах, был Манис Хиотис , добавивший
четвертую струну к инструменту и изменивший настройку на CFAD (до, фа,
ля, ре). Дополнительная струна и новый строй расширили спектр и
стимулировали развитие эстрадного стиля.
Покорение Ирландии
Ирландскую музыку с бузуки познакомил Джонни Мойнихан (Johnny
Moynihan), в 1966 году купивший инструмент у друга, который привез его из
Греции, куда ездил
Джонни Мойниханв отпуск. Мойнихан перестроил инструмент и начал
использовать его на мероприятиях в Отеле «Энда» в графстве Голвэй
совместно с Энди Ирвином (Andy Irvine) и другими музыкантами. Ирвин
вспоминает, что поначалу бузуки приняли более чем прохладно, практически
он сам и уговорил Мойнихана возвратиться к мандолине. Невзирая на первую
беду, начало было положено, и Мойнихан и Ирвин скоро уже игрались на
бузуки в составе «Sweeney's Men». Ирвин отдал бузуки Доналу Ланни (Donal
Lunny), и их двуплановые оркестровки стали основой звучания знаменитой
группы «Planxty» и эталоном для ритмсекций следующих фолковых команд.
Ланни позднее участвовал в очередной плодовитой ирландской группе «Bothy
Band», где также,
Энди Ирвин как главный элемент звучания, использовалась композиция
бузуки–гитара. Бузуки очень комфортен для обычного ладового
сопровождения, которое совершенно подходит для играемых обычно без
аккомпанемента джиг и рилов ирландской музыки. По словам скрипача
«Bothy Band» Кевина Бёрка (Kevin Burke): «Бузуки соломузыкантам
нравился больше, чем гитара, изза ладовой природы мелодий. В аккордах
обыкновенной фолкгитары разница меж мажором и минором очень видна,
тогда как в мелодии таковой различия может не быть. Аккорды бузуки ладово более размытые и годятся для ирландской музыки лучше. По этой же причине
слабенькой различия меж мажором и минором, я подозреваю, стал популярен
гитарный строй DADGAD, который делает вероятным бурдонный эффект».
Ланни, Ирвин и Мойнихан игрались на четырехструнных бузуки с
мандолинным (октавой ниже) строем GDAE либо GDAD. Все трое игрались, в
главном, аккомпанемент, и каждый выработал свою технику. Стиль Донала
Ланни складывался из бряцающих либо арпеджированных аккордов в купе с
переходными басовыми проходами, и кусками мелодии, соединяющими части
темы. Техника Ирвина была больше нацелена на мелодию, в ней контрапункт
накладывался на мелодию либо чередовался с ней.
Тестов по внедрению бузуки было довольно много. Алек Финн (Alec Finn)
играл на трехструнным бузуки, настроенным DAD. Он изобрел быстрый стиль
сопровождения, в каком перебор струн перемежался кусками мелодии. Целых
25 лет его неописуемо размеренное плотное сотрудничество со скрипачом
Фрэнки Гэвином (Frankie Gavin) является ядром группы «De Dannan»,
единственной, появившейся в знаменитый период, и играющей до сего
времени.
Дэйв Ричардсон (Dave Richardson) из «The Boys of the Lough» играл на
инструменте с плоским резонатором в совсем классическом ключе, не
аккомпанируя, а просто дублируя мелодию в унисон либо октаву.
Меж тем, бузуки уже отыскал опору за океаном.
В Новеньком Свете
По драматичности судьбы, 1ые записи греческой музыки на бузуки были
изготовлены в Америке в первой половине XXго века, когда изза ассоциации
этой музыки с бандитской ребетикой она была непопулярна у греческих
звукозаписывающих компаний. Южноамериканские опыты по введению
бузуки в непривычные музыкальные сферы опережают ирландское нашествие
практически на десятилетие. Дэвид Линдли (David Lindley), Соломон
Фельдхаус (Solomon Feldthouse) и их последователи в ряде команд включали
бузуки и сазы в странноватый сплав классической, авторской и
психоделической музыки 60х. Линдли вырос, слушая греческую музыку
вместе с фламенко и блюграссом, и для него было естественно соединять
звучание бузуки со всем — начиная от банджо, и заканчивая слайдгитарой.
«Нам нравились странноватые звуковые сочетания», — вспоминает он.
Но все таки, реальный энтузиазм к инструменту был вызван ирландской
музыкой. К середине 70х самые сильные ирландские группы новейшей волны
набили для себя торную тропу в Штаты средством альбомов, концертных
туров и фолкфестивалей. «The Boys of the Lough», «De Danann», и «The
Bothy Band» — все посетили США, и у всех у их в составе был бузуки. Просто осознать, почему инструмент пришелся на этой земле по нраву.
Ирландские скрипичные и волыночные мелодии были всем доступны, их
знакомая гармоническая структура и тридцатидвухтактовая форма была
комфортна и привычна для большинства американских слушателей. А сейчас
в их звучит бузуки: сдвоенные струны, относительно глубочайший тембр,
резвое угасание звука делали звучание нового инструмента схожим на
привлекающий всех тембр цимбал (hammered dulcimer), но без неизменного
рокота и хаотических обертонов. Обычные опции — это группы кварт и
квинт, а извлечь применимого свойства звук из инструмента довольно
нетрудно. Открытый аккорд звучит объемно, богато и с прозрачностью,
которой трудно достигнуть от гитары, мелодия звучит ясно благодаря
сдвоенным струнам. Южноамериканские гитаристы были повержены.
«Мелодия на 2ух нижних струнах — это вправду экзотичный звук», —
гласит Стэнли Гринталь (Stanley Greenthal), один из первых энтузиастов
ирландской музыки в Америке, который начал использовать
Зен МакЛеод бузуки в собственной музыкальной деятельности. «Это звук не
отсюда». Чикагский ситтернист Джозеф Собол (Joseph Sobol) именует его
«постоянно захватывающим». «Это вроде композиции всех струнных и
клавесина», — гласит он. Для Зэна МакЛеода (Zan McLeod) краса
инструмента в прозрачности тембра. «В команде, где есть маленький тембр,
типа борана у группы «De Danann», бузуки звучит отлично, в отличие от
гитары, которая грязнит», — разъясняет он, — «Также бузуки неплох в купе с
одним инвентарем, типа мандолины. Можно просто достигнуть точной,
переплетающейся текстуры».
Южноамериканскую жизнь ирландский бузуки начал на Среднем Западе.
Уроженец Миссури Джеральд Тримбл (Gerald Trimble), вначале гитарист,
увидел потенциал бузуки. «Мне был нужен инструмент, на котором я бы мог
играть не только лишь аккомпанемент. Я желал иметь возможность
импровизировать, играть 1ые партии, и отыскать с этим инвентарем чтото
новое».
В 1983 году Тримбл сотрудничал с шотландским скрипачом и продюсером
Джонни Каннингхэмом (Johnny Cunningham — ех«Silly Wizard»),
результатом чего был проект «First Flight», новое слово в записи музыки
бузуки либо ситтерна, как называл собственный инструмент Тримбл в то
время, когда играл ирландские классические мелодии. «Джонни вдохновил
меня изучить музыку скрипачей Миссури и музыкальную традицию Озарка
(местность в США, штат Миссури), которые были частью моего наследства»,
— вспоминает он. Записанный альбом был первым, где бузуки употреблялся
на первых ролях в американской классической музыке.
Роджер Лэндз (Roger Landes), также из центрального региона, предназначил
свою жизнь адаптации гибридного пятиструнного бузуки к ирландской музыке. «Все известные исполнители молвят, что эта музыка всходит к
волынкам, флейтам и вислам, что ирландская музыка в собственной базе
духовая», — гласит он, — «Моей задачей было воспринять информацию от
духовых и перенести на струнные». Лэндз преуспел в этом на альбоме
«Dragon Tunes» и в собственной более ранешней работе с группой
«Scartaglen». Лэндз увидел рост энтузиазма к инструменту посреди
американских музыкантов и поразмыслил, что открытое мероприятие
придется ко времени.
Джозеф СоболОн пустил клич по Вебу, и в течение 24х часов получил 80
запросов от фанатов инструмента на роль. Фестиваль под заглавием
«Zoukfest» прошел в Вестоне, штат Миссури, в июле 1998 года. Там были
мастерклассы, показы и концерты, а весь фестиваль был так удачным, что
стал каждогодним мероприятием.
Джозеф Собол (Joseph Sobol) — очередной влиятельный музыкант со
среднего запада. Его работа 1999 года «Citternalia» указывает
высокоиндивидуальный подход к фразировке и орнаментации в ирландской
музыке на ситтерне, заглавие, которое музыкант предпочитает бузуки (см.
ниже Неувязка имени). Собол применяет особый плектр для огромного пальца
и три плектра для других пальцев для игры на 5– и шестиструнном ситтерне.
«Я играю в главном на ситтерне, так как в нем все есть. Можно извлечь
маленький хрупкий звук, звук 3мя пальцами, мандолиновый звук», — гласит
Собол.
Ас блюграсса и композитор Тим О`Брайен (Tim O`Brien) уже издавна вводит
бузуки в классическую южноамериканскую и свою авторскую музыку. Как и у
многих, его энтузиазм к инструменту начался с
Чипер Томпсонпутем. «Я желал другой текстуры, другого тембра, какого не
дает ирландских групп 60х–70х, но в его использовании он пошел своим
гитара», — гласит он, — «Сначала я не знал аккордов, потому был
заинтересован в обычных вещах. Я играю на бузуки процентах в пятидесяти
всей моей музыкальной деятельности. Без этого инструмента меня, как
музыканта, не было бы. Не считая того, это неизменный повод побеседовать.
Все спрашивают, что же всетаки это такое».
Чиппер Томпсон (Chipper Thompson) из Алабамы отыскивает новые сферы с
бузуки в собственной блюзрутс группе (bluesy rootsmusic) в НьюМексико, а
именно, он употребляет слайд.
Инструмент также отыскал свою нишу в ансамблях мандолинистов, и его
можно слышать на последних релизах — начиная от конструктивных тестов
Радима Зенкля , до более обычного саунда Бутча Балдассари (Butch
Baldassari).
Вклад изготовителей Бузуки мог бы остаться просто любопытной случайностью в истории
ирландской музыки, если б на сцену не вышли мастераизготовители
инструментов. Для игры на греческом бузуки в его народной форме нужна
сноровка и равновесие: большой полукруглый резонатор просит от музыканта
посадки потурецки. Ирландские музыканты желали инструмент
сопоставимый по громкости и глубине звучания со скрипкой, флейтой,
аккордеоном и волынкой, потому перед мастерами было открыто новое поле
деятельности.
Джонни Мойнихан приписывает изготовка первого бузуки с плоским
резонатором ирландскому гитарному мастеру Джону Бэйли, который
намеревался сделать греческий инструмент, но отыскал наборный
полукруглый резонатор
Бузуки
Эбнетта очень сложным в изготовлении. Его попытка 1963 года была
единственной в собственном роде, но Мойнихан играл на этом инструменте не
один год и вдохновил других мастеров и музыкантов.
1ый инструмент, предназначенный специально для ирландской музыки,
сделал британский мастер Питер Эбнетт. В 1970 году он сотрудничал с
Доналом Ланни и другими на предмет инструмента, состоящего из грифа
греческого бузуки с 4мя струнами и слабовыпуклого резонатора из 3х
частей. Эбнетт, до сего времени изготовляющий инструменты, именует их
Ирландскими бузуки.
Португальская
гитара Стефан Собелл, наверняка, самый узнаваемый мастеризготовитель на
Английских островах, 1ый стал экспериментировать с резными задними и
фронтальными деками на инструментах семейства бузуки. По драматичности
судьбы, за это дело его принудила взяться португальская гитара, а не бузуки.
«Я не знал, как с этим инвентарем обращаться, пока не настроил его по
мандолиновому GDAE», — вспоминает он. «Когда в конце 60х я повстречал
Энди Ирвина, он строил инструмент GDAD, и эта открытая настройка
отлично подходила для сопровождения песен и игры мелодий. Я достигнул
неплохого тембра, но не очень массивного. В то самое время мне в руки попал
«Мартин С–3» (очень редчайшая ранешняя джазовая акустическая гитара с
огромным резонатором), которую я выторговал на концертину и авто движок
у какихлибо ребят из Америки. Я поразмыслил, что если смогу соединить
мощнейший, резкий тембр «Мартина» с формой, эмоциональностью и
настройкой португальской гитары, то получится чтото вправду
увлекательное». Собелл именовал свое творение ситтерн, так как оно
напоминало средневековый британский инструмент с таким же заглавием.
Скоро он уже продавал разновидности этого первого макета музыкантам по всем Английским островам. Он был первым, кто добавил еще одну пару струн
к необычным четырем, что позднее стало эталоном для других изготовителей
ситтернов. Его инструменты первыми попали за океан, и конкретно с ними
ассоциируются те новые звуковые места, которые открыли калоритные юные
фолковые команды.
Неувязка имени
Семейство мандолин Разобраться в ширящемся ассортименте струнных
щипковых с длинноватым грифом сложно изза отсутствия стандартных
заглавий для инструментовгибридов посреди музыкантов и мастеров
изготовителей. Есть общее согласие в отношении того, чтó есть греческий
бузуки в его современном и народном виде. Что такое мандола и мандочелло
— определено благодаря традиционным ансамблям мандолинистов, но
инструменты, выходящие за эти рамки, каждый именует посвоему. Схожий
инструмент в различных руках может носить заглавие мандола, бузуки,
ирландский бузуки, мандочелло, ситтерн, кельтский ситтерн, октавная
мандолина, blarge либо даже bizzar.
В действительности каждый музыкант на данный момент знает, что
существует масса различных заглавий, и потому не стоит придавать этому
лишнего значения. Все таки есть несколько принципов, которые могут
посодействовать. Мандолины и мандолы определяются по своим размерам и
устойчивым настройкам: GDAE и CGDA соответственно. Мандочелло
практически вдвое больше мандолы, и настраивается точно октавой ниже. С
другими инструментами дело более запутанное. Если
Октавная мандолина инструмент имеет три либо четыре ряда струн
(сдвоенных либо строенных) и вправду длиннющий гриф, то возможно можно
именовать его бузуки. Если гриф покороче и строй G D A E, то это, вероятнее
всего, октавная мандолина, бузуки либо ситтерн. Общая тенденция такая:
инструмент такового типа с пятью рядами струн обычно именуют ситтерн, но
в этом полного согласия меж мастерамиизготовителями нет. Если рядов
струн 6 и больше, то это гиттерн либо bizzar, последнее заглавие также
применяется и для инструментов с 4мя рядами струн и резонатором в форме
гитары.
Будущее инструмента
Ситтерн Некие этномузыковеды и музыканты уподобляют семейство бузуки
семейству гитары, инструменту, который в свое время был специфичен для
отдельной европейской традиции, а сейчас отыскал универсальное
применение. Вышедший из греческих низов, бузуки плотно укоренился на
кельтской музыкальной сцене, а через воздействие таких музыкантов, как Тим О`Брайен, инструмент просачивается в блюграсс и олдтайм. Поп– и рок
гитаристы, ищущие нового звучания, также приняли бузуки, и звук двойных
струн украсил альбомы Джексона Брауна, Р.Е.М., Тома Петти и многих
других музыкантов мэйнстрима. Бузуки приняли не только лишь в США, на
нем играют музыканты ведущих фолкгрупп Скандинавии, Франции и других
государств. Будущее инструмента полностью может лежать там, где
находятся его корешки. Многие музыканты, вначале завлеченные гибкостью
его использования в ирландской музыке, на данный момент изучат музыку
того региона, который является родиной инструмента. На альбоме «East
Wind» Энди Ирвин изучит взаимодействие балканской музыки и джаза,
Стэнли Гринталь включил греческие мелодии в свои последние записи,
южноамериканский пионер бузуки Джеральд Тримбл углублен в музыку
Турции и Персии. Джозеф Собол тонко подметил: «Нас завораживает
сочетание древности и современности».
Спрос на инструмент размеренно вырастает, и на реальный момент спрос на
наилучшие инструменты немного превосходит предложение. Мастера
улучшают дизайн, конструкцию и материалы, а музыканты выяснят все новые
и новые способности инструмента.
Все есть основания полагать, что и новое тысячелетие будет заполнено звуком
двойных струн бузуки.
Беседа: Бузуки - достойные внимания факты
Беседа: Бузуки - достойные внимания факты
Беседа: Бузуки - достойные внимания факты
Беседа: Бузуки - достойные внимания факты
Беседа: Бузуки - достойные внимания факты
Беседа: Бузуки - достойные внимания факты
Беседа: Бузуки - достойные внимания факты
Беседа: Бузуки - достойные внимания факты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.