Беседа для родителей. Формируем внутреннюю позицию школьника.

  • Работа с родителями
  • doc
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Начало обучения в школе – ответственный этап в жизни не только первоклассников, но и их родителей, которых всерьёз тревожит вопрос: готов ли их ребёнок к кардинальным изменениям? В беседе представлены наиболее распространённые проблемы, даётся научное объяснений данных проблем и рекомендации к действию по устранению проблем первоклассников.
Иконка файла материала Формируем внутреннюю позицию школьника.doc
Формируем внутреннюю позицию школьника. (Рекомендации родителям)            Начало обучения в школе – ответственный этап в жизни не только первоклассников, но и их родителей, которых всерьёз тревожит вопрос: готов ли их ребёнок к кардинальным изменениям?       В этой связи следует иметь в виду, что биологический возраст ребёнка и психологический могут не   совпадать.   Даже   среди   семилеток   встречаются   дети   с   типично   дошкольным   поведением,   и, напротив,   есть   малыши   среди   подготовительной   группы   детского   сада   с   полноценной психологической   готовностью   к   школе.     Первые   с   самого   начала   обучения   могут   испытать затруднения, вторые ­ быстро и легко адаптируются к школе.              Важным показателем психологической готовности к обучению является внутренняя позиция школьника, которую в широком смысле можно определить как систему потребностей и установок ребёнка, связанных со школой. Ребёнка начинает привлекать школьный тип взаимоотношений со взрослыми, содержание занятий, формы их проведения.                Говорить о сформированности внутренней позиции школьника можно в том случае, если ребёнок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и обязательному событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от неё; чувствует необходимость учения.                Формирование внутренней позиции школьника начинается ещё в дошкольном детстве. В сюжетно­ролевых играх мальчики и девочки пробуют себя в роли учителя и ученика. Важно, чтобы для этих игр у детей было достаточно информации о школе, о разных сторонах обучения. Эти сведения они получают из семьи: от родителей, старших братьев и сестёр, родственников, соседей. Именно от них зависит, насколько  позитивной  будет такая информация. С приходом  ребёнка в школу формирование внутренней позиции продолжается. Знания и переживания о школе и учёбе первоклассники   приносят   домой.   Здесь   ищут   поддержки   в   трудностях   и   тревогах,   стремятся поделиться   своими   радостями   и   успехами.   Роль   родителей   в   становлении   положительного отношения к учению, в развитии внутренней позиции школьника так же велика, как и роль первого учителя. Давайте подумаем, как помочь детям скорее стать настоящими школьниками.     Почему у ребёнка «испортился» характер?           Признаки проблемы.       Часто   первоклассники   становятся   более   капризными   и   упрямыми,   чем   были   в   дошкольном возрасте. Это накладывается на трудности и переживания первых дней обучения в школе. И хотя мы понимаем, что сыну или дочери непросто приходится в новой жизни, но с трудом справляемся с собой,   когда   видим,   что   любимый   ребёнок,   недавно   ещё   доверчивый   и   ласковый,   замыкается, обижается в ответ на наши попытки помочь и даже грубит.            Мнение науки.        Учёные считают, что при переходе от дошкольного к школьному детству ребёнок переживает один из самых сложных кризисов развития. Действительно, рождается социальное «Я» ребёнка. Он отделяется от самых близких ему людей: мамы, папы и других родных. К счастью, это происходит не потому, что так хотят окружающие. Дело в том, что самому ребёнку (даже если он не осознаёт) не хватает   для     поступательного   развития   ближайшего   окружения,   его   «тянет»   к   более   широкому социуму, он хочет, чтобы его заметило и оценило общество. Поэтому начинающий школьник грубит, отталкивает своих близких, перестаёт прислушиваться к их словам, становится трудновоспитуемым.            Что делать?В   такой   период   больше,   чем   когда­либо,   юному   школьнику   нужна   наша   поддержка. Постарайтесь, чтобы она не6 обернулась просто жалостью. Не добавят ему положительных эмоций и наши   встревоженные   и   растерянные   лица.   Другое   дело,   если   ребёнок   почувствует,   насколько важным, значимым и радостным для семьи становятся его первые шаги во взрослую жизнь, что к нему   начинают   относиться   по­другому,   с   большим   уважением.   Хорошо,   если   иногда   он   будет слышать, с какой гордостью мама рассказывает по телефону о его первых успехах в школе. Ребёнку будет приятно ощутить родительскую уверенность в его силах, даже когда в тетради не получается трудное задание.            Готов ли ребёнок к школе?          Признаки проблемы.           Не  все   хорошо   подготовлены   к   школе.   Конечно,  всё   чаще  в   первый   класс   приходят   дети читающие, считающие, пишущие, знающие много стихов и даже какой­нибудь иностранный язык. Это называется образовательной готовностью. Но уже в первые недели школьной жизни запас знаний истощается, и главным становится желание и умение учиться.         Мнение науки.        Кроме образовательной, учёные выделяют психологическую готовность к обучению, которая проявляется  – в желании идти в школу учиться, а не в том, чтобы купили новый красивый портфель;  ­ в способности слушать и понимать взрослого, выполнять его указания; ­ в способности организовывать и контролировать свои действия; ­ в умении общаться со сверстниками в коллективной деятельности; ­   в   способности   на   достаточном   уровне   сосредотачивать   внимание,   воспринимать   предлагаемый материал, запоминать довольно сложную информацию, мыслить и воображать, использовать речь для учения.                  Что делать?                Поддержка нужна не только детям со слабой психологической готовностью к обучению в школе. У первоклассников желание учиться представлено лишь на уровне познавательного интереса к содержанию новой для них учебной деятельности.                 Во­первых, важно  создание общей атмосферы в семье, которая настраивает ученика на положительные эмоции по отношению к учёбе в школе.          Во­вторых, необходимо дать ребёнку возможность соотносить цели, которые он ставил перед собой (научиться писать,     складывать      и     т.п.),  с результатами своей деятельности (этому научился, а этому нет) и с прилагаемыми им самим усилиями   («потому   что   задача   очень   трудная»   или   «потому   что   не   был   настойчивым,   не постарался»).            В­третьих, нужно обдуманно использовать систему оценивания и поощрения (не путайте с   отметкой,   которую   первоклассник   ещё   долго   не   будет   получать).     Необходимо   помнить,   что похвала стимулирует юного ученика лишь в том случае, когда задание ощущается как достаточно трудное и в поощрении он «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. Наша оценка повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении конкретного задания. Очень действен приём, когда   родитель   сравнивает   успехи   начинающего   ученика   не   с   успехами   других,   а   с   его прежними результатами.            В­четвёртых, желание учиться будет повышаться лишь при укреплении собственно умения учиться:  устранять   пробелы   в   знаниях,   выполнять   действия   по   инструкции,   контролируя   их   исамостоятельно анализировать ход своей деятельности с последующей самооценкой. Важно  также формировать привычку слушать и выполнять указания взрослого. Начинать с того, чтобы попросить ребёнка   повторить   инструкцию.   Для   тренировок   подойдут   любые   виды   графических   диктантов (обведение клеточек, их заполнение условными значками).      Первый учитель.            Признаки проблемы.      Первый учитель – это новый, чужой, строгий, но очень близкий и важный взрослый, который всё знает про пугающе­увлекательную жизнь первоклассника. Ребёнок доверчиво тянется к учителю, так, как если бы он был его родителем, стремится заслужить его одобрение и любовь. И юному школьнику непонятной и обидной кажется объективная позиция учителя по отношению к его личным учебным успехам. Дети очень переживают по поводу отношений с учителем, что часто отражается на их желании учиться.               Мнение науки.              Первый учитель сразу становится авторитетным и почти таким же близким и любимым, как родители, что помогает начинающему школьнику осваиваться в новой жизни. Это крайне важно для эффективного   психологического   развития   ребёнка   на   протяжении   всего   младшего   школьного возраста. Дело в тои, что интеллектуальное и возрастное развитие детей в данный период проходит через усвоение основ нравственных и культурных знаний, предлагаемых обществом в готовом виде. Вариативны только способы их представления. если ребёнок доверяет учителю, если он, например, и не думает сомневаться, что в русском языке шесть падежей, а не четыре, то такое знание он усвоит легче и быстрее. Если маленький школьник будет сомневаться в каждом   слове педагога, учение будет долгим и трудным.        Что делать?                В силах каждого родителя укрепить доверие своего ребёнка к наставнику, повысить его авторитет. Прежде всего, необходимо, чтобы вы доверяли учителю, к которому пришёл учиться ваш сын или ваша дочь. Чаще общайтесь с педагогом, спрашивайте не только о домашних заданиях, но и о том, что больше всего интересно ученику на уроках, чему он радуется, что его огорчает. Помните: учитель – близкий друг и помощник не только вашего ребёнка, но и ваш.    Как завести новых друзей?      Признаки проблемы.      Ещё недавно ваш сын или ваша дочь сами выбирали, с кем поиграть в любимую игру. А в школе всё   по­другому.   Почему­то   нужно   сидеть   рядом   с   мальчиком   или   девочкой,   которые   не   очень нравятся, с ними скучно или даже произошла ссора. Но это полбеды. В классе так «заведено», что нельзя   начать   новое   задание,   если   кто­то   ещё   не   доделал   предыдущее,   или,   наоборот,   тебя   все недовольно ждут и шёпотом торопят. Где уж тут завести хороших друзей?               Мнение науки.    Учёные     отмечают,   что,   попав   в   школу,   ребёнок   впервые   сталкивается   не   просто   с межличностными отношениями, а с коллективом, результат работы которого напрямую зависит от выполнения заданий каждым учеником.         Это новые и сложные отношения, но для первоклассников они  очень привлекательны. Каждый юный ученик весьма серьёзно относится к тому, кто будет его соседом по парте. В начале первогокласса «критериями отбора» являются: наличие дорогих игрушек в портфеле и красивых школьных принадлежностей,   близость   проживания   или   дружба   родителей.   И   только   потом   постепенно   на первый план выходят сходство интересов, дружелюбие и нравственные качества.        Что делать?         Желание общаться и заводить новых друзей зависит от уровня коммуникабельности ребёнка. Общение   определяется   также   умением   устанавливать   контакт   с   детьми.  Понаблюдайте   за особенностями контактов своего первоклассника:  есть ли у ребёнка друзья, приходят ли они домой, любит ли он коллективные игры. Если же ребёнок предпочитает играть один, не делает сам попыток подойти к другим детям, то, скорее всего, причина в недостаточной общительности. Слишком частая смена партнёрство общению свидетельствует о том, что ребёнок «не принимается» сверстниками.   «Ябедничество»,   которое   часто   встречается   у   семилетних   детей,   если   оно   ярко выражено, также является признаком нарушения контактов, связанных с «непринятием» ребёнка другими   детьми.   В   ряде   случаев   ребёнок   не   умеет   «мирным   путём»   разрешить   возникающие конфликты.   Нарушения   общения   со   сверстниками   очень   часто   становятся   причинами отрицательного отношения ребёнка к школе в целом.               Уважаемые родители первоклассников!  У вас начинается новая трудная, но увлекательная жизнь.   Оставайтесь   родителями   для   начинающих   школьников:   заботливыми,   всё   понимающими, поддерживающими своих детей и всегда уверенными в них.