Начало обучения в школе – ответственный этап в жизни не только первоклассников, но и их родителей, которых всерьёз тревожит вопрос: готов ли их ребёнок к кардинальным изменениям? В беседе представлены наиболее распространённые проблемы,  даётся научное объяснений данных проблем и рекомендации к действию по устранению проблем первоклассников.
            
        
        
        
                    
                
                    Формируем внутреннюю позицию школьника.
(Рекомендации родителям)
           Начало обучения в школе – ответственный этап в жизни не только первоклассников, но и их
родителей, которых всерьёз тревожит вопрос: готов ли их ребёнок к кардинальным изменениям?
      В этой связи следует иметь в виду, что биологический возраст ребёнка и психологический могут
не   совпадать.   Даже   среди   семилеток   встречаются   дети   с   типично   дошкольным   поведением,   и,
напротив,   есть   малыши   среди   подготовительной   группы   детского   сада   с   полноценной
психологической   готовностью   к   школе.     Первые   с   самого   начала   обучения   могут   испытать
затруднения, вторые  быстро и легко адаптируются к школе.
             Важным показателем психологической готовности к обучению является внутренняя позиция
школьника, которую в широком смысле можно определить как систему потребностей и установок
ребёнка, связанных со школой. Ребёнка начинает привлекать школьный тип взаимоотношений со
взрослыми, содержание занятий, формы их проведения.
               Говорить о сформированности внутренней позиции школьника можно в том случае, если
ребёнок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно
естественному и обязательному событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от неё;
чувствует необходимость учения.
               Формирование внутренней позиции школьника начинается ещё в дошкольном детстве. В
сюжетноролевых играх мальчики и девочки пробуют себя в роли учителя и ученика. Важно, чтобы
для этих игр у детей было достаточно информации о школе, о разных сторонах обучения. Эти
сведения они получают из семьи: от родителей, старших братьев и сестёр, родственников, соседей.
Именно от них зависит, насколько  позитивной  будет такая информация. С приходом  ребёнка в
школу формирование внутренней позиции продолжается. Знания и переживания о школе и учёбе
первоклассники   приносят   домой.   Здесь   ищут   поддержки   в   трудностях   и   тревогах,   стремятся
поделиться   своими   радостями   и   успехами.   Роль   родителей   в   становлении   положительного
отношения к учению, в развитии внутренней позиции школьника так же велика, как и роль первого
учителя. Давайте подумаем, как помочь детям скорее стать настоящими школьниками.
    Почему у ребёнка «испортился» характер?   
  
    Признаки проблемы.
      Часто   первоклассники   становятся   более   капризными   и   упрямыми,   чем   были   в   дошкольном
возрасте. Это накладывается на трудности и переживания первых дней обучения в школе. И хотя мы
понимаем, что сыну или дочери непросто приходится в новой жизни, но с трудом справляемся с
собой,   когда   видим,   что   любимый   ребёнок,   недавно   ещё   доверчивый   и   ласковый,   замыкается,
обижается в ответ на наши попытки помочь и даже грубит.
    
      Мнение науки.
       Учёные считают, что при переходе от дошкольного к школьному детству ребёнок переживает
один из самых сложных кризисов развития. Действительно, рождается социальное «Я» ребёнка. Он
отделяется от самых близких ему людей: мамы, папы и других родных. К счастью, это происходит не
потому, что так хотят окружающие. Дело в том, что самому ребёнку (даже если он не осознаёт) не
хватает   для     поступательного   развития   ближайшего   окружения,   его   «тянет»   к   более   широкому
социуму, он хочет, чтобы его заметило и оценило общество. Поэтому начинающий школьник грубит,
отталкивает своих близких, перестаёт прислушиваться к их словам, становится трудновоспитуемым.
     
     Что делать?В   такой   период   больше,   чем   когдалибо,   юному   школьнику   нужна   наша   поддержка.
Постарайтесь, чтобы она не6 обернулась просто жалостью. Не добавят ему положительных эмоций и
наши   встревоженные   и   растерянные   лица.   Другое   дело,   если   ребёнок   почувствует,   насколько
важным, значимым и радостным для семьи становятся его первые шаги во взрослую жизнь, что к
нему   начинают   относиться   подругому,   с   большим   уважением.   Хорошо,   если   иногда   он   будет
слышать, с какой гордостью мама рассказывает по телефону о его первых успехах в школе. Ребёнку
будет приятно ощутить родительскую уверенность в его силах, даже когда в тетради не получается
трудное задание.
    
      Готов ли ребёнок к школе?
    
    Признаки проблемы.
          Не  все   хорошо   подготовлены   к   школе.   Конечно,  всё   чаще  в   первый   класс   приходят   дети
читающие, считающие, пишущие, знающие много стихов и даже какойнибудь иностранный язык. Это
называется образовательной готовностью. Но уже в первые недели школьной жизни запас знаний
истощается, и главным становится желание и умение учиться.
   
    Мнение науки.
       Кроме образовательной, учёные выделяют психологическую готовность к обучению, которая
проявляется 
– в желании идти в школу учиться, а не в том, чтобы купили новый красивый портфель; 
 в способности слушать и понимать взрослого, выполнять его указания;
 в способности организовывать и контролировать свои действия;
 в умении общаться со сверстниками в коллективной деятельности;
   в   способности   на   достаточном   уровне   сосредотачивать   внимание,   воспринимать   предлагаемый
материал, запоминать довольно сложную информацию, мыслить и воображать, использовать речь для
учения.
        
        Что делать?
               Поддержка нужна не только детям со слабой психологической готовностью к обучению в
школе. У первоклассников желание учиться представлено лишь на уровне познавательного интереса
к содержанию новой для них учебной деятельности. 
               Вопервых, важно  создание общей атмосферы в семье, которая настраивает ученика на
положительные эмоции по отношению к учёбе в школе. 
        Вовторых, необходимо дать ребёнку возможность соотносить цели, которые он ставил перед
собой (научиться писать,     складывать      и     т.п.), 
с результатами своей деятельности (этому научился, а этому нет) и с прилагаемыми им самим
усилиями   («потому   что   задача   очень   трудная»   или   «потому   что   не   был   настойчивым,   не
постарался»).
           Втретьих, нужно обдуманно использовать систему оценивания и поощрения (не путайте
с   отметкой,   которую   первоклассник   ещё   долго   не   будет   получать).     Необходимо   помнить,   что
похвала стимулирует юного ученика лишь в том случае, когда задание ощущается как достаточно
трудное и в поощрении он «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей.
Наша оценка повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем
усилиям, которые прилагает ученик при выполнении конкретного задания. Очень действен приём,
когда   родитель   сравнивает   успехи   начинающего   ученика   не   с   успехами   других,   а   с   его
прежними результатами.
           Вчетвёртых, желание учиться будет повышаться лишь при укреплении собственно умения
учиться:  устранять   пробелы   в   знаниях,   выполнять   действия   по   инструкции,   контролируя   их   исамостоятельно анализировать ход своей деятельности с последующей самооценкой. Важно  также
формировать привычку слушать и выполнять указания взрослого. Начинать с того, чтобы попросить
ребёнка   повторить   инструкцию.   Для   тренировок   подойдут   любые   виды   графических   диктантов
(обведение клеточек, их заполнение условными значками).
     Первый учитель.
    
      Признаки проблемы.
     Первый учитель – это новый, чужой, строгий, но очень близкий и важный взрослый, который всё
знает про пугающеувлекательную жизнь первоклассника. Ребёнок доверчиво тянется к учителю,
так, как если бы он был его родителем, стремится заслужить его одобрение и любовь. И юному
школьнику непонятной и обидной кажется объективная позиция учителя по отношению к его личным
учебным успехам. Дети очень переживают по поводу отношений с учителем, что часто отражается на
их желании учиться.
      
       Мнение науки.
             Первый учитель сразу становится авторитетным и почти таким же близким и любимым, как
родители, что помогает начинающему школьнику осваиваться в новой жизни. Это крайне важно для
эффективного   психологического   развития   ребёнка   на   протяжении   всего   младшего   школьного
возраста. Дело в тои, что интеллектуальное и возрастное развитие детей в данный период проходит
через усвоение основ нравственных и культурных знаний, предлагаемых обществом в готовом виде.
Вариативны только способы их представления. если ребёнок доверяет учителю, если он, например, и
не думает сомневаться, что в русском языке шесть падежей, а не четыре, то такое знание он усвоит
легче и быстрее. Если маленький школьник будет сомневаться в каждом   слове педагога, учение
будет долгим и трудным.
       Что делать?
               В силах каждого родителя укрепить доверие своего ребёнка к наставнику, повысить его
авторитет. Прежде всего, необходимо, чтобы вы доверяли учителю, к которому пришёл учиться ваш
сын или ваша дочь. Чаще общайтесь с педагогом, спрашивайте не только о домашних заданиях, но и
о том, что больше всего интересно ученику на уроках, чему он радуется, что его огорчает. Помните:
учитель – близкий друг и помощник не только вашего ребёнка, но и ваш.
   Как завести новых друзей?
     Признаки проблемы.
     Ещё недавно ваш сын или ваша дочь сами выбирали, с кем поиграть в любимую игру. А в школе
всё   подругому.   Почемуто   нужно   сидеть   рядом   с   мальчиком   или   девочкой,   которые   не   очень
нравятся, с ними скучно или даже произошла ссора. Но это полбеды. В классе так «заведено», что
нельзя   начать   новое   задание,   если   ктото   ещё   не   доделал   предыдущее,   или,   наоборот,   тебя   все
недовольно ждут и шёпотом торопят. Где уж тут завести хороших друзей?
       
      Мнение науки.
 
 Учёные     отмечают,   что,   попав   в   школу,   ребёнок   впервые   сталкивается   не   просто   с
межличностными отношениями, а с коллективом, результат работы которого напрямую зависит от
выполнения заданий каждым учеником.
        Это новые и сложные отношения, но для первоклассников они  очень привлекательны. Каждый
юный ученик весьма серьёзно относится к тому, кто будет его соседом по парте. В начале первогокласса «критериями отбора» являются: наличие дорогих игрушек в портфеле и красивых школьных
принадлежностей,   близость   проживания   или   дружба   родителей.   И   только   потом   постепенно   на
первый план выходят сходство интересов, дружелюбие и нравственные качества.
       Что делать?
        Желание общаться и заводить новых друзей зависит от уровня коммуникабельности ребёнка.
Общение   определяется   также   умением   устанавливать   контакт   с   детьми.  Понаблюдайте   за
особенностями контактов своего первоклассника:  есть ли у ребёнка друзья, приходят ли они
домой, любит ли он коллективные игры. Если же ребёнок предпочитает играть один, не делает сам
попыток подойти к другим детям, то, скорее всего, причина в недостаточной общительности.
Слишком частая смена партнёрство общению свидетельствует о том, что ребёнок «не принимается»
сверстниками.   «Ябедничество»,   которое   часто   встречается   у   семилетних   детей,   если   оно   ярко
выражено, также является признаком нарушения контактов, связанных с «непринятием» ребёнка
другими   детьми.   В   ряде   случаев   ребёнок   не   умеет   «мирным   путём»   разрешить   возникающие
конфликты.   Нарушения   общения   со   сверстниками   очень   часто   становятся   причинами
отрицательного отношения ребёнка к школе в целом.
              Уважаемые родители первоклассников!  У вас начинается новая трудная, но увлекательная
жизнь.   Оставайтесь   родителями   для   начинающих   школьников:   заботливыми,   всё   понимающими,
поддерживающими своих детей и всегда уверенными в них.