Цель: Раскрыть значение праздника День славянской письменности и культуры и познакомить с его историей.
Задачи: Прививать обучающимся любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории. Познакомить с истоками создания славянской азбуки. Воспитать уважение к родному языку азбуке, вызвать чувство национальной гордости за язык.
Беседа ко Дню славянской письменности
Цель: Раскрыть значение праздника День славянской письменности и культуры и
познакомить с его историей.
Задачи: Прививать обучающимся любовь к родному слову, родному языку,
отечественной истории. Познакомить с истоками создания славянской азбуки.
Воспитать уважение к родному языку азбуке, вызвать чувство национальной
гордости за язык.
Ход
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята, родители, гости, коллеги! Мы
рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященном Дню
славянской письменности. Давайте вникнем в смысл названия праздника.
Ребята, знаете ли вы, кого мы называем славянами? (ответы детей).
Славяне – общие предки многих современных европейских народов: русских,
белорусов, украинцев, болгар, чехов и др.
У каждого цивилизованного народа есть письменность. А теперь подумайте
пожалуйста, зачем нам нужна письменность – буквы, знаки, символы? (ответы
детей). А для чего нужны книги? (ответы детей). Да, ребята, книги нужны нам
для передачи культурного наследия от предков к потомкам.
По данным современных ученых дети, читающие книги, развиваются быстрее
и лучше тех, которые сидят у компьютеров и телевизоров. Появилось такое
выражение: “Те, которые читают книги, управляют теми, кто играет в
компьютер и смотрит ТВ”. По этому желаю всем полюбить чтение книг и во
время летних каникул побольше читать.
А теперь напомните мне, пожалуйста, сколько букв в русском алфавите?
Ребята, как вы думаете, а всегда ли так было (ответы детей)? Правильно, не
всегда.
Слайд 1 Посмотрите пожалуйста – перед вами – Библия, написанная на
старославянском языке.
Буквы, конечно, похожи на современные и, приложив усилия, некоторые из
нас смогут прочитать и понять смысл текста. Но далеко не все будет нам
доступно. Давайте же поговорим о том, как возник и изменялся славянский
алфавит.
Понятие славянской письменности очень тесно связанно с именами двух
людей, живших более тысячи лет назад: Кирилла и Мефодия. Ребята, знакомы
ли вам эти имена? Что вы слышали об этих людях? (ответы детей)Слайд 2 Большинство современных ученых считают Кирилла и Мефодия
просветителями славян и создателями славянской азбуки. Они происходили
из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (современные
Солоники). Мефодий – старший из 7 братьев, а Кирилл – самый младший.
В последствии оба стали священниками, которые проповедовали
христианскую веру. Поскольку они оба хорошо владели славянским языком и
греческой письменностью, им было поручено записать священные тексты для
славян.
Слайд 3 Для этих целей ими и была создана первая древнеславянская азбука
– глаголица (буквица), которая содержала 49 букв.
Спустя какоето время глаголицу упростили, убрав некоторые буквы, их
осталось 42. Она получила название кириллица и просуществовала до начала
20 века. Затем снова была упрощена до 33 букв. Взгляните на слайд и
сравните древний и современный алфавиты.Интересно, что в старославянской азбуке за каждой буквой был закреплен
определенный смыслобраз. Давайте рассмотрим некоторые из них:Слайд 4 (буква Г)
Слайд 5 (буква Д)
Слайд 6 (буква Ж)Слайд 7 Также славянским буквам приписывались и числовые значения.
Взгляните, пожалуйста, на картинку.
ИТОГ. Таким образом, сегодня мы с вами узнали о древнеславянской азбуке
(глаголице и кириллице), о ее создателях (Кирилле и Мефодии), посмотрели,
как со временем возник нынешний алфавит русского языка.