Нравственное воспитание ребенка происходит, прежде всего, в семье. Именно семья является первой социальной «ячейкой», в которую попадает ребенок после рождения и именно в ней переплетены все естественно-биологические и социально-психологические связи родителей и детей. Д.С. Лихачев писал, что привязанность детей к семье формируется не путем лекций и наставлений, ее не создать нарочно; она создается той атмосферой, которая царит в семье. Важность этих связей чрезвычайно велика для нравственного воспитания ребенка, именно благодаря им, происходит психическое и социальное развитие личности ребенка, начиная с самого раннего возраста.
Нравственное воспитание ребенка
Нравственное воспитание ребенка происходит, прежде всего, в семье. Именно семья
является первой социальной «ячейкой», в которую попадает ребенок после рождения и
именно в ней переплетены все естественнобиологические и социальнопсихологические
связи родителей и детей. Д.С. Лихачев писал, что привязанность детей к семье
формируется не путем лекций и наставлений, ее не создать нарочно; она создается той
атмосферой, которая царит в семье. Важность этих связей чрезвычайно велика для
нравственного воспитания ребенка, именно благодаря им, происходит психическое и
социальное развитие личности ребенка, начиная с самого раннего возраста.
Семейная микросреда передает растущему малышу социальный опыт и знания,
накопленный предыдущими поколениями, нравственный опыт самих родителей. Ребенок с
раннего возраста усваивает нормы поведения своих родителей и в соответствии с ними
строит свои отношения с близкими людьми, а затем, усвоенные отношения, переносит в
социум. От первичного нравственного опыта зависит, как будут строиться отношения со
сверстниками, педагогами, соседями. Именно в семье ребенок учится соотносить свои
поступки с интересами других людей, учитывать их желания и взгляды на ту или иную
проблему, проявлять заботу об окружающих.
Нравственное воспитание ребенка зависит от личного примера родителей
В основе всякого обучения лежит способность детей к подражанию. Так же и в
нравственной сфере. У маленького ребенка отсутствует жизненный опыт, знаний ему не
хватает, поэтому он подражает взрослым. Он прекрасно чувствует атмосферу семьи,
отслеживает характер нравственных отношений между папой и мамой: степень уважения
друг к другу, согласия, чуткости. Ребенок воспринимает тон и характер их разговоров,
замечает то, как родители разрешают возникающие конфликты и трудные жизненные
ситуации. Все наблюдения и впечатления ребенка от внутрисемейной жизни ложатся в
основу его собственного поведения и становятся критерием отношения к окружающему
миру.
Становясь взрослее, дети уже выходят за рамки семейного опыта, их знания жизни
расширяются и у них начинают формироваться свои определенные взгляды и суждения.
Так, в подростковом возрасте дети уже более критично оценивают поступки своих
родителей и не все принимают, как образец для подражания. Здесь многое зависит от
родительского авторитета в глазах ребенка.
Нравственное воспитание в семье заключается в усвоении моральных понятий о
добре и зле, в формировании нравственных чувств и эмоций, а главное – в
возникновении нравственных потребностей и убеждений. В чем они заключаются:
Отзывчивость – как первая ступенька нравственного воспитания. Ее нужно
воспитывать еще до сложившихся понятий добра и зла, чувства долга и социальной
ответственности. Умение чувствовать состояние и потребности другого человека,
сочувствие его затруднениям, сопереживание, желание облегчить его страдания – то, что
делает ребенка чутким, сердечным человеком. Именно в семье нужно научить ребенка
заботиться о тех, кто находиться рядом, поступаться своими желаниями ради другого.
Помните строки из стихотворения «Мама спит, она устала, вот и я играть не стала…».
Нравственная установка на добро: «Никогда никому не вредить – стараться приносить
максимум пользы». Ее формируют в сознании ребенка с самого раннего возраста.
И еще важна одна нравственная потребность, которую важно заложить в душу ребенка: «О
добре не нужно говорить — добрые поступки следует совершать».Таким образом, нравственное воспитание заключатся в том, что бы в жизни родителей
слово не расходилось с делом. Только тогда они своим примером сформируют
нравственные качества и у своих детей.