Бессоюзные сложные предложения.
Оценка 4.7

Бессоюзные сложные предложения.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
16.08.2017
Бессоюзные сложные предложения.
Цели урока: 1 познакомить с бессоюзным сложным предложением, смысловыми отношениями между частями бессоюзного сложного предложения и знаками препинания в них; учить устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; 2 формировать умение определять смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения в устной речи в зависимости от интонации; умение опознавать бессоюзное сложное предложение; 3 воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку; бережное отношения к рабочему времени; воспитывать нравственные качества учащихся: умение жить дружно, помогать друг другу, чувство взаимопомощи, умение ценить и беречь дружбу.
Бессоюзные сложные предложения.docx
Бессоюзные сложные предложения. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения. Интонация. Технологии: технология проблемного и разноуровневого обучения, игровые, компьютерные технологии. Цели урока: 1 познакомить с бессоюзным сложным предложением, смысловыми отношениями между частями бессоюзного сложного предложения и знаками препинания в них; учить устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; 2 формировать умение определять смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения в устной речи в зависимости от интонации; умение опознавать бессоюзное сложное предложение; 3 воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку; бережное отношения к рабочему времени; воспитывать нравственные качества учащихся: умение жить дружно, помогать друг другу, чувство взаимопомощи, умение ценить и беречь дружбу. Метапредметные умения: воспринимать и перерабатывать информацию, применять полученные знания на практике, строить диалог, распределять выполнение действия во времени. Место урока в теме: первый 1.Актуализация знаний. ЗАДАНИЕ: Мы с вами изучали на прошлых уроках сложноподчиненные предложения. Посмотрите слайды, сколько сложноподчиненных предложений вы увидите? 1. [Мне не нужно друга], ( который во всем со мной соглашается)… (Плутарх) – сложноподч., прид. определительное 2. [Душа любит свет солнца], [она верит его лучам]. (В.Гюго) бессоюзное 3. [Дружба и чай хороши], (когда они крепки и не очень сладки). (Ф.Гладков) – сложноподч., прид. обстоятельственное 4. [Два человека могут спасти друг друга там], (где один погибнет). (О.Бальзак) – сложноподч., прид. обстоятельственное 5. [Никогда счастье не ставило человека на такую высоту], (чтобы он не нуждался в друге). (Сенека) – сложноподч., прид. определительное 6. [Время не любит], (когда его тратят впустую). (Генри Форд) - сложноподч., прид. изъяснительное. Сколько всего было картинок? – 6 штук Сколько сложноподчиненных предложений у вас ЗАДАНИЕ: Заметили ли вы другие разновидности сложных получилось? – 5 предложений? Какова тема нашего урока? Бессоюзные сложные предложения. Цель нашего урока - познакомиться с бессоюзным сложным предложением, научиться находить его в тексте. 2.Повторение. Типы сложных предложений Бессоюзные Союзные: сложносочиненные, сложноподчиненные. Примеры: с помощью чего соединяются между собой части сложного предложения? на что указывает союз? 1) Когда солнце показалось над горизонтом, в лесу запели птицы. 2) Солнце показалось над горизонтом, поэтому запели птицы. 3) Солнце показалось над горизонтом, и запели птицы. 4) Солнце показалось над горизонтом – в лесу запели птицы. В чем же отличия союзных и бессоюзных сложных предложений? Меняется ли интонация в зависимости от союза? (Интонация - звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства звучания. говорящего). 3.Новая тема. Отличия союзных и бессоюзных сложных предложений. Части сложного предложения могут соединяться между собой с помощью интонации, союзов или союзных слов. Такой способ связи как интонация, присутствует во всех сложных предложениях, а вот союзы или союзные слова употребляются в сложных предложениях не всегда. Определение Сложное предложение, части которого соединяются только при помощи интонации, без союзов называется бессоюзным. 4.Работа у доски: определи вид предложения. 1. [Ювенал утверждал], (что ни один злой человек не бывает счастлив) сложноподчиненное (Ювенал - римский поэт-сатирик) 2. [Достаток транжиры равняется короткому одеялу] : [ ты натянешь его к носу] – [ обнажатся ноги] бессоюзное (Козьма Прутков - литературная маска, под которой выступали в 50—60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы, а также Пётр Ершов). 3. Час мужества пр о бил на наших часах], и [мужество нас не покинет]  сложносочиненное (А. Ахматова) 4. [Изумрудные лягушата прыгают под ногами] ; [между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их] бессоюзное (М. Горький) 5. [В здании человеческого счастья дружба возводит стены] – [любовь же образует купол] бессоюзное (Козьма Прутков) 5. Интонация в бессоюзном сложном предложении. Какие знаки мы ставили в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях?    , Какие знаки могут стоять в бессоюзном сложном предложении? , ; : - Почему в бессоюзном предложении такое разнообразие знаков препинания? Рассмотрим примеры: 1. Белка прыгнула с ветки на землю, и на наши головы хлопьями посыпался снег. (две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий) 2.Белка прыгнула с ветки на землю, поэтому наши головы хлопьями посыпался снег. (две части соединены, кроме интонации, союзным словом ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения) 3.Белка прыгнула с ветки на землю – на наши головы хлопьями посыпался снег.  (союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения и указание на последовательность событий одновременно) Таким образом, знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях помогают понять смысловые отношения между его частями, при произнесении вслух подчеркнуть интонацией эти значения, тем самым сделать нашу речь ярче, красочнее. (в сложносоч., сложноподч. - союзы) Прочитайте предложения. Изменяется ли в них интонация в зависимости от знака препинания? Прозвенел звонок, начался урок. Прозвенел звонок: начался урок. Прозвенел звонок ­ начался урок 1. Запятая  – интонация перечислительная.  ,  . 2. Двоеточие  – предупредительная интонация с некоторым понижением  голоса в 1 предложении.  ,  . 3.  Тире– интонация повышается в 1 предложении и понижается во 2. , 6.Самостоятельная работа (синтаксический разбор предложений). Разноуровневые задания. [Небо снова всё покрылось тучами], и [посыпался дождь] сложносочиненное предложение. [Вакса чернит с пользою] – [злой человек чернит с удовольствием] (Кузьма Прутков) - бессоюзное сложное предложение. [Владимир с ужасом увидел], (что он заехал в незнакомый лес) сложноподчиненное предложение. [Путешественники спешили]: [в горах ночь наступает быстро] бессоюзное сложное предложение. [Катятся ядра], [свищут пули], [ нависли хладные тучи] - бессоюзное сложное предложение. [В лесу весело и беззаботно поют птицы], [над цветами летают бабочки] бессоюзное сложное предложение. [Слышно было], (как над полем пел жаворонок) и (как вдали куковала кукушка) сложноподчиненное предложение с двумя придаточными. 7.Итоги урока 1. Укажите верное утверждение. Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только интонацией. Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только союзным словом. Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены интонацией и союзным словом. Бессоюзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные. 2. Какое сложное предложение является бессоюзным? Когда было темно, механики работали с фонарями. Там было темно, механики работали с фонарями. Механики работали с фонарями, ведь там было темно. Там было темно, поэтому механики работали с фонарями. 3. Какие знаки могут стоять между частями бессоюзного сложного предложения? Запятая, тире, точка с запятой, двоеточие. Запятая, тире, дефис, двоеточие. Только запятая, точка с запятой. Только тире и двоеточие. Как вы думаете, какова будет тема наших следующих уроков? Что мы будем изучать? 8.Вывод. Сложное предложение, части которого соединяются только при помощи интонации, без союзов называется бессоюзным. 9.Рефлексия: выберите смайлик, соответствующий вашему настроению. 1.Самостоятельная работа (сделайте синтаксический разбор предложений, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания). Небо снова всё п…крылось тучами и п…сыпался дождь. Вакса ч..рнит с пользою – злой чел…век ч…рнит с уд… вольствием. Владим…р с уж…сом увид…л что он з…ехал в н…знакомый лес. Пут…шестве…ники сп…шили: в г…рах ноч… н…ступает быстро Катят…ся ядра свищ…т пули н…висли хладные тучи. В лесу весело и бе…заботно п…ют птиц над цветами л… тают бабоч….ки. Слышн… было как над полем пел жав…ронок и как вдали кук…вала кукушка. 2.Самостоятельная работа (сделайте синтаксический разбор предложений, вставьте пропущенные буквы). Небо снова всё п…крылось тучами, и п…сыпался дождь. Вакса ч..рнит с пользою – злой чел…век ч…рнит с уд… вольствием. Владим…р с уж…сом увид…л, что он з…ехал в н…знакомый лес. Пут…шестве…ники сп…шили: в г…рах ноч… н…ступает быстро. Катят…ся ядра, свищ…т пули, н…висли хладные тучи. В лесу весело и бе…заботно п…ют птицы, над цветами л… тают бабоч….ки. 3.Самостоятельная работа (вставьте пропущенные буквы). Небо снова всё п…крылось тучами, и п…сыпался дождь. Вакса ч..рнит с пользою – злой чел…век ч…рнит с уд… вольствием. Владим…р с уж…сом увид…л, что он з…ехал в н… знакомый лес. Пут…шестве…ники сп…шили: в г…рах ноч… н…ступает быстр…. Катят…ся ядра, свищ…т пули, н…висли хладные тучи. В лесу весело и бе…заботно п…ют птицы, над цветами л… тают бабоч….ки. 4.Самостоятельная работа (перепишите текст) Небо снова всё покрылось тучами, и посыпался дождь. Вакса чернит с пользою – злой человек чернит с удовольствием. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2017