Цели урока:
1 познакомить с бессоюзным сложным предложением, смысловыми отношениями между частями бессоюзного сложного предложения и знаками препинания в них;
учить устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
2 формировать умение определять смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения в устной речи в зависимости от интонации; умение опознавать бессоюзное сложное предложение;
3 воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку; бережное отношения к рабочему времени;
воспитывать нравственные качества учащихся: умение жить дружно, помогать друг другу, чувство взаимопомощи, умение ценить и беречь дружбу.
Бессоюзные сложные предложения.
Определение смысловых отношений между частями
бессоюзного сложного предложения.
Интонация.
Технологии: технология проблемного и разноуровневого
обучения, игровые, компьютерные технологии.
Цели урока:
1 познакомить с бессоюзным сложным предложением,
смысловыми отношениями между частями бессоюзного
сложного предложения и знаками препинания в них;
учить устанавливать смысловые отношения между частями
бессоюзного сложного предложения;
2 формировать умение определять смысловые отношения
между частями сложного бессоюзного предложения в устной
речи в зависимости от интонации; умение опознавать
бессоюзное сложное предложение;
3 воспитывать уважительное и бережное отношение к
русскому языку; бережное отношения к рабочему времени;
воспитывать нравственные качества учащихся: умение жить
дружно, помогать друг другу, чувство взаимопомощи, умение
ценить и беречь дружбу.
Метапредметные умения: воспринимать и перерабатывать
информацию, применять полученные знания на практике,
строить диалог, распределять выполнение действия во
времени.
Место урока в теме: первый1.Актуализация знаний.
ЗАДАНИЕ:
Мы с вами изучали на прошлых уроках
сложноподчиненные предложения.
Посмотрите слайды, сколько сложноподчиненных
предложений вы увидите?
1. [Мне не нужно друга], ( который во всем со мной
соглашается)… (Плутарх) – сложноподч., прид.
определительное
2. [Душа любит свет солнца], [она верит его лучам].
(В.Гюго) бессоюзное
3. [Дружба и чай хороши], (когда они крепки и не очень
сладки). (Ф.Гладков) – сложноподч., прид.
обстоятельственное4. [Два человека могут спасти друг друга там], (где один
погибнет). (О.Бальзак) – сложноподч., прид.
обстоятельственное
5. [Никогда счастье не ставило человека на такую
высоту], (чтобы он не нуждался в друге). (Сенека) –
сложноподч., прид. определительное
6. [Время не любит], (когда его тратят впустую). (Генри
Форд) - сложноподч., прид. изъяснительное.
Сколько всего было картинок? – 6 штук
Сколько сложноподчиненных предложений у вас
ЗАДАНИЕ:
Заметили ли вы другие разновидности сложных
получилось? – 5
предложений?
Какова тема нашего урока?
Бессоюзные сложные предложения.
Цель нашего урока - познакомиться с бессоюзным
сложным предложением, научиться находить его в
тексте.2.Повторение.
Типы сложных предложений
Бессоюзные
Союзные: сложносочиненные, сложноподчиненные.
Примеры: с помощью чего соединяются между собой
части сложного предложения?
на что указывает союз?
1) Когда солнце показалось над горизонтом, в лесу запели
птицы.
2) Солнце показалось над горизонтом, поэтому запели
птицы.
3) Солнце показалось над горизонтом, и запели птицы.
4) Солнце показалось над горизонтом – в лесу запели
птицы.
В чем же отличия союзных и бессоюзных сложных
предложений?
Меняется ли интонация в зависимости от союза?
(Интонация - звуковые средства языка, оформляющие
высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность
Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства
звучания.
говорящего).
3.Новая тема.
Отличия союзных и бессоюзных сложных
предложений.
Части сложного предложения могут соединяться между
собой с помощью интонации, союзов или союзных слов.
Такой способ связи как интонация, присутствует во всех
сложных предложениях, а вот союзы или союзные слова
употребляются в сложных предложениях не всегда.
ОпределениеСложное предложение, части которого
соединяются только при помощи интонации, без союзов
называется бессоюзным.4.Работа у доски: определи вид предложения.
1. [Ювенал утверждал], (что ни один злой человек не
бывает счастлив) сложноподчиненное
(Ювенал - римский поэт-сатирик)
2. [Достаток транжиры равняется короткому одеялу] :
[ ты натянешь его к носу] – [ обнажатся ноги]
бессоюзное
(Козьма Прутков - литературная маска, под которой выступали
в 50—60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой, братья Алексей,
Владимир и Александр Жемчужниковы, а также Пётр Ершов).
3. Час мужества пр
о бил на наших часах], и [мужество нас не
покинет] сложносочиненное
(А. Ахматова)
4. [Изумрудные лягушата прыгают под ногами] ; [между
корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт
их] бессоюзное
(М. Горький)
5. [В здании человеческого счастья дружба возводит
стены] – [любовь же образует купол] бессоюзное
(Козьма Прутков)5. Интонация в бессоюзном сложном
предложении.
Какие знаки мы ставили в сложносочиненных и
сложноподчиненных предложениях? ,
Какие знаки могут стоять в бессоюзном сложном
предложении?
,
;
:
-
Почему в бессоюзном предложении такое разнообразие знаков
препинания?
Рассмотрим примеры:
1. Белка прыгнула с ветки на землю, и на наши головы
хлопьями посыпался снег.
(две части соединены, кроме интонации, сочинительным
союзом И, основное значение которого – указывать на
последовательность событий)
2.Белка прыгнула с ветки на землю, поэтому наши головы
хлопьями посыпался снег.
(две части соединены, кроме интонации, союзным словом
ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на
следствие тех событий, которые описаны в главной части
сложного предложения)
3.Белка прыгнула с ветки на землю – на наши головы
хлопьями посыпался снег.
(союз отсутствует, определить суть отношений между
частями предложения точно мы не можем. Можно сказать,
что там присутствуют и причинно-следственныеотношения и указание на последовательность событий
одновременно)
Таким образом, знаки препинания в бессоюзных
сложных предложениях помогают понять смысловые
отношения между его частями, при произнесении
вслух подчеркнуть интонацией эти значения, тем
самым сделать нашу речь ярче, красочнее.
(в сложносоч., сложноподч. - союзы)
Прочитайте предложения. Изменяется ли в них интонация в
зависимости от знака препинания?
Прозвенел звонок, начался урок.
Прозвенел звонок: начался урок.
Прозвенел звонок начался урок
1. Запятая – интонация перечислительная.
,
.
2. Двоеточие – предупредительная интонация с некоторым понижением
голоса в 1 предложении.
,
.
3.
Тире– интонация повышается в 1 предложении и понижается во 2.
,6.Самостоятельная работа (синтаксический
разбор предложений).
Разноуровневые задания.
[Небо снова всё покрылось тучами], и [посыпался дождь]
сложносочиненное предложение.
[Вакса чернит с пользою] – [злой человек чернит с
удовольствием]
(Кузьма Прутков) - бессоюзное сложное предложение.
[Владимир с ужасом увидел], (что он заехал в незнакомый
лес) сложноподчиненное предложение.
[Путешественники спешили]: [в горах ночь наступает быстро]
бессоюзное сложное предложение.
[Катятся ядра], [свищут пули], [ нависли хладные тучи] -
бессоюзное сложное предложение.
[В лесу весело и беззаботно поют птицы], [над цветами
летают бабочки] бессоюзное сложное предложение.
[Слышно было], (как над полем пел жаворонок) и (как вдали
куковала кукушка)
сложноподчиненное предложение с двумя придаточными.7.Итоги урока
1. Укажите верное утверждение.
Бессоюзным называется предложение, в котором
части соединены только интонацией.
Бессоюзным называется предложение, в котором
части соединены только союзным словом.
Бессоюзным называется предложение, в котором
части соединены интонацией и союзным словом.
Бессоюзные предложения делятся на
сложносочиненные и сложноподчиненные.
2. Какое сложное предложение является
бессоюзным?
Когда было темно, механики работали с фонарями.
Там было темно, механики работали с фонарями.
Механики работали с фонарями, ведь там было темно.
Там было темно, поэтому механики работали с
фонарями.
3. Какие знаки могут стоять между частями
бессоюзного сложного предложения?
Запятая, тире, точка с запятой, двоеточие.
Запятая, тире, дефис, двоеточие.
Только запятая, точка с запятой.
Только тире и двоеточие.
Как вы думаете, какова будет тема наших
следующих уроков? Что мы будем изучать?
8.Вывод.
Сложное предложение, части которого соединяются
только при помощи интонации, без союзов называется
бессоюзным.
9.Рефлексия: выберите смайлик, соответствующий
вашему настроению.
1.Самостоятельная работа (сделайте
синтаксический разбор предложений,вставьте пропущенные буквы, расставьте
знаки препинания).
Небо снова всё п…крылось тучами и п…сыпался дождь.
Вакса ч..рнит с пользою – злой чел…век ч…рнит с уд…
вольствием.
Владим…р с уж…сом увид…л что он з…ехал в н…знакомый
лес.
Пут…шестве…ники сп…шили: в г…рах ноч… н…ступает
быстро
Катят…ся ядра свищ…т пули н…висли хладные тучи.
В лесу весело и бе…заботно п…ют птиц над цветами л…
тают бабоч….ки.
Слышн… было как над полем пел жав…ронок и как вдали
кук…вала кукушка.2.Самостоятельная работа (сделайте
синтаксический разбор предложений,
вставьте пропущенные буквы).
Небо снова всё п…крылось тучами, и п…сыпался дождь.
Вакса ч..рнит с пользою – злой чел…век ч…рнит с уд…
вольствием.
Владим…р с уж…сом увид…л, что он з…ехал в н…знакомый
лес.
Пут…шестве…ники сп…шили: в г…рах ноч… н…ступает
быстро.
Катят…ся ядра, свищ…т пули, н…висли хладные тучи.
В лесу весело и бе…заботно п…ют птицы, над цветами л…
тают бабоч….ки.3.Самостоятельная работа (вставьте
пропущенные буквы).
Небо снова всё п…крылось тучами, и п…сыпался дождь.
Вакса ч..рнит с пользою – злой чел…век ч…рнит с уд…
вольствием.
Владим…р с уж…сом увид…л, что он з…ехал в н…
знакомый лес.
Пут…шестве…ники сп…шили: в г…рах ноч… н…ступает
быстр….
Катят…ся ядра, свищ…т пули, н…висли хладные тучи.
В лесу весело и бе…заботно п…ют птицы, над цветами л…
тают бабоч….ки.4.Самостоятельная работа (перепишите текст)
Небо снова всё покрылось тучами, и посыпался дождь.
Вакса чернит с пользою – злой человек чернит с
удовольствием.
Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро.