Бессоюзные сложные предложения.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: 1 познакомить с бессоюзным сложным предложением, смысловыми отношениями между частями бессоюзного сложного предложения и знаками препинания в них; учить устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; 2 формировать умение определять смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения в устной речи в зависимости от интонации; умение опознавать бессоюзное сложное предложение; 3 воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку; бережное отношения к рабочему времени; воспитывать нравственные качества учащихся: умение жить дружно, помогать друг другу, чувство взаимопомощи, умение ценить и беречь дружбу.
Иконка файла материала Бессоюзные сложные предложения.docx
Бессоюзные сложные предложения. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения. Интонация. Технологии: технология проблемного и разноуровневого обучения, игровые, компьютерные технологии. Цели урока: 1 познакомить с бессоюзным сложным предложением, смысловыми отношениями между частями бессоюзного сложного предложения и знаками препинания в них; учить устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; 2 формировать умение определять смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения в устной речи в зависимости от интонации; умение опознавать бессоюзное сложное предложение; 3 воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку; бережное отношения к рабочему времени; воспитывать нравственные качества учащихся: умение жить дружно, помогать друг другу, чувство взаимопомощи, умение ценить и беречь дружбу. Метапредметные умения: воспринимать и перерабатывать информацию, применять полученные знания на практике, строить диалог, распределять выполнение действия во времени. Место урока в теме: первый1.Актуализация знаний. ЗАДАНИЕ: Мы с вами изучали на прошлых уроках сложноподчиненные предложения. Посмотрите слайды, сколько сложноподчиненных предложений вы увидите? 1. [Мне не нужно друга], ( который во всем со мной соглашается)… (Плутарх) – сложноподч., прид. определительное 2. [Душа любит свет солнца], [она верит его лучам]. (В.Гюго) бессоюзное 3. [Дружба и чай хороши], (когда они крепки и не очень сладки). (Ф.Гладков) – сложноподч., прид. обстоятельственное4. [Два человека могут спасти друг друга там], (где один погибнет). (О.Бальзак) – сложноподч., прид. обстоятельственное 5. [Никогда счастье не ставило человека на такую высоту], (чтобы он не нуждался в друге). (Сенека) – сложноподч., прид. определительное 6. [Время не любит], (когда его тратят впустую). (Генри Форд) - сложноподч., прид. изъяснительное. Сколько всего было картинок? – 6 штук Сколько сложноподчиненных предложений у вас ЗАДАНИЕ: Заметили ли вы другие разновидности сложных получилось? – 5 предложений? Какова тема нашего урока? Бессоюзные сложные предложения. Цель нашего урока - познакомиться с бессоюзным сложным предложением, научиться находить его в тексте.2.Повторение. Типы сложных предложений Бессоюзные Союзные: сложносочиненные, сложноподчиненные. Примеры: с помощью чего соединяются между собой части сложного предложения? на что указывает союз? 1) Когда солнце показалось над горизонтом, в лесу запели птицы. 2) Солнце показалось над горизонтом, поэтому запели птицы. 3) Солнце показалось над горизонтом, и запели птицы. 4) Солнце показалось над горизонтом – в лесу запели птицы. В чем же отличия союзных и бессоюзных сложных предложений? Меняется ли интонация в зависимости от союза? (Интонация - звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства звучания. говорящего). 3.Новая тема. Отличия союзных и бессоюзных сложных предложений. Части сложного предложения могут соединяться между собой с помощью интонации, союзов или союзных слов. Такой способ связи как интонация, присутствует во всех сложных предложениях, а вот союзы или союзные слова употребляются в сложных предложениях не всегда. ОпределениеСложное предложение, части которого соединяются только при помощи интонации, без союзов называется бессоюзным.4.Работа у доски: определи вид предложения. 1. [Ювенал утверждал], (что ни один злой человек не бывает счастлив) сложноподчиненное (Ювенал - римский поэт-сатирик) 2. [Достаток транжиры равняется короткому одеялу] : [ ты натянешь его к носу] – [ обнажатся ноги] бессоюзное (Козьма Прутков - литературная маска, под которой выступали в 50—60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы, а также Пётр Ершов). 3. Час мужества пр о бил на наших часах], и [мужество нас не покинет]  сложносочиненное (А. Ахматова) 4. [Изумрудные лягушата прыгают под ногами] ; [между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их] бессоюзное (М. Горький) 5. [В здании человеческого счастья дружба возводит стены] – [любовь же образует купол] бессоюзное (Козьма Прутков)5. Интонация в бессоюзном сложном предложении. Какие знаки мы ставили в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях?    , Какие знаки могут стоять в бессоюзном сложном предложении? , ; : - Почему в бессоюзном предложении такое разнообразие знаков препинания? Рассмотрим примеры: 1. Белка прыгнула с ветки на землю, и на наши головы хлопьями посыпался снег. (две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий) 2.Белка прыгнула с ветки на землю, поэтому наши головы хлопьями посыпался снег. (две части соединены, кроме интонации, союзным словом ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения) 3.Белка прыгнула с ветки на землю – на наши головы хлопьями посыпался снег.  (союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственныеотношения и указание на последовательность событий одновременно) Таким образом, знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях помогают понять смысловые отношения между его частями, при произнесении вслух подчеркнуть интонацией эти значения, тем самым сделать нашу речь ярче, красочнее. (в сложносоч., сложноподч. - союзы) Прочитайте предложения. Изменяется ли в них интонация в зависимости от знака препинания? Прозвенел звонок, начался урок. Прозвенел звонок: начался урок. Прозвенел звонок ­ начался урок 1. Запятая  – интонация перечислительная.  ,  . 2. Двоеточие  – предупредительная интонация с некоторым понижением  голоса в 1 предложении.  ,  . 3.  Тире– интонация повышается в 1 предложении и понижается во 2. ,6.Самостоятельная работа (синтаксический разбор предложений). Разноуровневые задания. [Небо снова всё покрылось тучами], и [посыпался дождь] сложносочиненное предложение. [Вакса чернит с пользою] – [злой человек чернит с удовольствием] (Кузьма Прутков) - бессоюзное сложное предложение. [Владимир с ужасом увидел], (что он заехал в незнакомый лес) сложноподчиненное предложение. [Путешественники спешили]: [в горах ночь наступает быстро] бессоюзное сложное предложение. [Катятся ядра], [свищут пули], [ нависли хладные тучи] - бессоюзное сложное предложение. [В лесу весело и беззаботно поют птицы], [над цветами летают бабочки] бессоюзное сложное предложение. [Слышно было], (как над полем пел жаворонок) и (как вдали куковала кукушка) сложноподчиненное предложение с двумя придаточными.7.Итоги урока 1. Укажите верное утверждение. Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только интонацией. Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только союзным словом. Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены интонацией и союзным словом. Бессоюзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные. 2. Какое сложное предложение является бессоюзным? Когда было темно, механики работали с фонарями. Там было темно, механики работали с фонарями. Механики работали с фонарями, ведь там было темно. Там было темно, поэтому механики работали с фонарями. 3. Какие знаки могут стоять между частями бессоюзного сложного предложения? Запятая, тире, точка с запятой, двоеточие. Запятая, тире, дефис, двоеточие. Только запятая, точка с запятой. Только тире и двоеточие. Как вы думаете, какова будет тема наших следующих уроков? Что мы будем изучать? 8.Вывод. Сложное предложение, части которого соединяются только при помощи интонации, без союзов называется бессоюзным. 9.Рефлексия: выберите смайлик, соответствующий вашему настроению. 1.Самостоятельная работа (сделайте синтаксический разбор предложений,вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания). Небо снова всё п…крылось тучами и п…сыпался дождь. Вакса ч..рнит с пользою – злой чел…век ч…рнит с уд… вольствием. Владим…р с уж…сом увид…л что он з…ехал в н…знакомый лес. Пут…шестве…ники сп…шили: в г…рах ноч… н…ступает быстро Катят…ся ядра свищ…т пули н…висли хладные тучи. В лесу весело и бе…заботно п…ют птиц над цветами л… тают бабоч….ки. Слышн… было как над полем пел жав…ронок и как вдали кук…вала кукушка.2.Самостоятельная работа (сделайте синтаксический разбор предложений, вставьте пропущенные буквы). Небо снова всё п…крылось тучами, и п…сыпался дождь. Вакса ч..рнит с пользою – злой чел…век ч…рнит с уд… вольствием. Владим…р с уж…сом увид…л, что он з…ехал в н…знакомый лес. Пут…шестве…ники сп…шили: в г…рах ноч… н…ступает быстро. Катят…ся ядра, свищ…т пули, н…висли хладные тучи. В лесу весело и бе…заботно п…ют птицы, над цветами л… тают бабоч….ки.3.Самостоятельная работа (вставьте пропущенные буквы). Небо снова всё п…крылось тучами, и п…сыпался дождь. Вакса ч..рнит с пользою – злой чел…век ч…рнит с уд… вольствием. Владим…р с уж…сом увид…л, что он з…ехал в н… знакомый лес. Пут…шестве…ники сп…шили: в г…рах ноч… н…ступает быстр…. Катят…ся ядра, свищ…т пули, н…висли хладные тучи. В лесу весело и бе…заботно п…ют птицы, над цветами л… тают бабоч….ки.4.Самостоятельная работа (перепишите текст) Небо снова всё покрылось тучами, и посыпался дождь. Вакса чернит с пользою – злой человек чернит с удовольствием. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро.

Посмотрите также