Сценарий открытого урока по литературе в 8 классе с элементами технологии критического мышления.
Зажгите свет, не хочу возвращаться домой в темноте.
О.Генри
Цель: сформировать представление о мастерстве О. Генри в изображении мира человеческих чувств.
Задачи:
1. Продолжить обучение навыкам анализа сюжетно-композиционных особенностей произведения (проникновение в замысел автора, выявление способов раскрытия образа главного героя);
2. развитие интереса к чтению, речи, творческой фантазии учащихся;
3. формировать нравственную позицию учащихся; гуманного отношения к людям, воспитание милосердия, доброты, умения сострадать.
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
· развивать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся чувство коллективизма, сплоченности
· воспитание интереса к литературе.
Предметные:
· Способствовать полноценному восприятию художественного произведения;
· Проверить знание рассказа; новеллы.
· Формировать систему читательских умений, уделив внимание умению видеть авторскую позицию в произведении, выявлять роль деталей в произведении.
Метапредметные:
· развитие речи и творческого мышления обучающихся;
· формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Оборудование: проектор, презентация, видео, фотографии, таблица, словарь С. Ожегова.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
I.Организационный этап
Добрый день, гости, ребята. (прием «Письмо»). У вас на столах лежат конверты, возьмите их, поставьте оценку, какую бы вы хотели получить за урок. В конце урока, ставят оценку, которую они считают, что заработали. (Конверты сдаются, и учитель оценивает сам их работу).
Стадия Вызова.
-Ребята, сейчас предлагаю вам посмотреть видео фрагменты и догадаться, о каком понятии рассуждают учащиеся начальной школы. (видео) понятие – Душа.
-Зачем она нужна человеку?
- Посмотрите на данные фотографии и скажите, что объединяет их. (просмотр фотографий). Выход на тему урока и постановку целей.
-Сегодня
на уроке мы поговорим о самом важном для каждого
человека – об умении любить, сопереживать и сострадать и, как результат, –
умении делать добро. Как часто мы слышим, что в современном мире правит равнодушие,
что каждый думает только о себе и своих близких, о своем собственном благе и не
находит желания или возможности помочь другим. Можно говорить об этом долго,
приводя серьезные аргументы, а можно самому что-то попытаться изменить в себе и
в других, так, как это делали во все времена классики мировой литературы,
несшие людям не только свет познания, но и раскрывающие для людей, своих
читателей, простые истины. Сегодня мы будем говорить о замечательном авторе и
его прекрасном произведении: американском писателе О.Генри и его новелле
«Последний лист». Для того, чтобы погрузиться в мир художественного
произведения, необходимо, конечно же, побольше узнать о его создателе. На
уроках мы с вами обращались к его биографии и творческому пути, поэтому сегодня
это будут не полные доклады, а лишь некоторые выкладки. (Подготовленный
учащийся кратко рассказывает о биографии О.Генри.)
II.Погружение в новую тему. Работа с текстом. Комментированное чтение с остановками, 1 фрагмент. Чтение первого отрывка. Стадия получения информации.
"Две молодые художницы Сью и Джонси поселились на окраине города.
Осенью Джонси тяжело заболела. Доктор сказал, что она выживет, только если сама захочет жить.
Но Джонси уже потеряла надежду. "Видишь листья на плюще? Когда упадет последний лист, я умру", - сказала она подруге. Сью посмотрела в окно. Она увидела пустой унылый двор и глухую стену кирпичного дома. Около стены рос старый плющ, и холодное дыхание осени срывало с него последние листья.
"Какие глупости ты говоришь! Постарайся уснуть", - сказала Сью. Она спустилась этажом ниже, чтобы поделиться с кем-нибудь печалью. Там жил старый художник. В искусстве он считался неудачником. Он все собирался написать шедевр, но даже и не начал его. "Какая глупость умирать оттого, что листья падают с проклятого дерева!" - воскликнул он".
Стадия осмысления.
- Какова тема? (Тяжелая болезнь.)
- Какой вы представляете Джонси? (Составление кластера.)работа в парах, на альбомном листе.
Молодая, больная, без надежды, без желания жить, осень в душе.
- Что странно? (Молодая, а жить не хочет.)
- Каким вы представляете художника? 2гр.(Составление кластера.)
Неудачник, старый, мечтал о шедевре, не собирался умирать.
- Что странно? Мечтал о шедевре, но даже не начал его рисовать.
- О чем же рассказ? Какова его тема? (О жизни и смерти.)
Чтение второго отрывка. Стадия получения информации.
"На другое утро Джонси шепотом попросила: "Подними штору, я хочу посмотреть". Сью повиновалась. И что же? После проливного дождя и резких порывов ветра на фоне кирпичной стены виднелся один лист плюща, последний! Зеленый у стебелька, желтоватый по краям, он храбро держался на ветках.
День прошел, и даже в сумерки они видели, что одинокий лист плюща держится на своем стебельке на фоне кирпичной стены. А потом, с наступлением темноты, опять поднялся северный ветер, и дождь беспрерывно стучал в окна.
Как только рассвело, беспощадная Джонси велела снова поднять штору.
Лист плюща все еще оставался на месте.
Джонси долго лежала, глядя на него. Потом позвала Сью и сказала: "Я была скверной девчонкой. Грешно желать себе смерти. Этот последний лист остался на ветке, чтобы показать мне это".
Стадия осмысления.
- Что нового узнали о Джонси?
Беспощадная, упрямая, справедливая.
- Как называется то состояние, в котором находится Джоана? Она борется сама с собой, находится в ожидании неизбежного.
- Можно ли назвать ее сильным человеком?
Она сильный человек, потому что смогла признаться в неправильном отношении к своей жизни.
- Что повлияло на изменение ее отношения к жизни?
Даже последний листочек борется за жизнь.
- А где же старый художник? Может быть, рисует свой шедевр?
Чтение последнего отрывка. Стадия получения информации.
"На другой день доктор сказал Сью: "Она вне опасности. Теперь питание и уход - и больше ничего не нужно". В тот же день Сью подошла к кровати, где лежала Джонси, и обняла ее одной рукой вместе с подушкой.
- Мне надо кое-что сказать тебе, - начала она. - Мистер Берман (так звали художника) умер сегодня в больнице от воспаления легких. Он болел всего только два дня. Посмотри в окно на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана - он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист".
Стадия осмысления.
- Что нового узнали о художнике?
- Почему он так поступил?
- Как называется такое чувство? Милосердие. Самопожертвование.
- Что такое милосердие? Что такое самопожертвование?
На партах страницы словаря С. Ожегова. Прочитайте толкование слов.
- Почему рассказ называется "Последний лист"? Для кого - последний?
- Какое название рассказа можете предложить вы?
- Почему шедевр художника спас Джонси? Создан с любовью к человеку. Это главный закон творчества.
III. Прием «перепутанные логические цепочки». (на отдельных листах выписываются 5-6 событий из текста, учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологических событий. Работа в группах). Восстанавливают и озвучивают по очереди.
IV. Работа в группах, заполнить таблицу «Характеристика героя» и представить ее.
Пункт плана сравнения |
Берман |
Портретная характеристика (1гр.) |
|
Среда, в которой существуют и образ жизни. Род занятий Обстановка, окружающая героя |
|
Речь героя (2гр.) |
|
Характер, поступки, взаимоотношение с другими персонажами Отношение других персонажей |
|
Значение имени героя (3гр.) |
|
Отношение автора к герою |
|
V. Постановка проблемного вопроса: актуальна ли тема милосердия, сострадания, любви к ближнему сегодня? И почему?
Ответы учащихся:
У: Какие примеры проявления милосердия, доброты, умения сострадать тем, кто столкнулся с бедой или в чем-то нуждается в наше время, Вы знаете? И второй вопрос: как вы сами стараетесь не быть равнодушными? Что для этого делаете? (прием «практические вопросы»)
Ответы учащихся:
VI. Выводы: Какой вывод мы можем сделать после анализа произведения? О чем это произведения, что автор хотел до нас донести?
· нужно верить в себя, не сдаваться.
· Автор хотел показать нам истинную дружбу.
· Истинное предназначение искусства – служить человеку, творить добро.
Таким образом, новелла О. Генри - о человечности, сочувствии, самопожертвовании. И об искусстве, которое должно пробуждать к жизни, давать воодушевление, радость и вдохновение. Это и есть уроки О. Генри, они учат радоваться искренним человеческим чувствам, которые могут сделать жизнь в этом неистовом мире счастливой и осмысленной.
VII. Рефлексия. Прием «Диаманта»
Ребята, предлагаю вам составить диаманту сегодняшнего урока. Работая в группе, обсуждая, составляют. Оформляют на листе, и каждая группа зачитывает.
-Теперь вернемся к вашим конвертам, поставьте ту оценку, которую вы считаете, заработали на уроке.
-Итак, закончилось наше знакомство с новеллой О. Генри «Последний лист», но не закончилось знакомство с творчеством этого замечательного писателя.
-Какой вывод мы можем сделать сегодня? О чем это произведение, что автор хотел до нас донести? Попробуйте сформулировать свои ответы и записать их на тех осенних листочках, которые лежат у вас на партах, прикрепите их к нашему макету старого плюща. (Ребята оформляют свои высказывания и прикрепляют их на нарисованное дерево)
-Да, вы правы, новелла О. Генри - о человечности, сочувствии, самопожертвовании. И об искусстве, которое должно пробуждать к жизни, давать воодушевление, радость и вдохновение. Это и есть бесценные сокровища души человека. Эти сокровища учат радоваться искренним человеческим чувствам, которые могут сделать жизнь в этом неистовом мире счастливой и осмысленной. Это то, что может осветить путь и разогнать темноту. Именно об этом мечтал и к этому стремился О.Генри всю свою жизнь (эпиграф к уроку). И такой шедевр, действительно, может создать каждый.
Я благодарю вас за урок, за ваши искренние ответы и желаю, чтобы вы никогда не были равнодушными людьми и учились этому, в том числе на прекрасных примерах мировой литературы.
VIII. Домашнее задание:
- Написать эссе на тему: «Последний лист»- это символ…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.