УДК 376.112.4
БЕЗБАРЬЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОЛЛЕДЖАХ С ОСНОВНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.Б. Насикова
Екибастузский колледж инженерно-технического института
им. академика Сатпаева
Аннотация: в статье раскрываются подходы и технологии к реализации инклюзивного образования в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: технологии в образовании, инклюзивное образование, подходы
Annotation: the article reveals approaches and technologies to the implementation of inclusive education in the field of education for children with disabilities.
Keywords: technology in education, inclusive education, approaches
В современное время одним из приоритетов государственной политики в области образования выделяется создание универсальной безбарьерной среды, безбарьерного образования, которое дает возможность обеспечить полноценное «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Данная образовательная система должна нести в себе элемент гибкости, учитывая потребности всех детей, среди которых присутствуют дети не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста.
Инклюзивное образование предусматривает «подстройку» системы обучения под определенного ребенка, а не ребенка под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями развития могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному образовательному маршруту.
Цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику, - создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.
Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности ставит и решает особые профессиональные задачи, в чем-то очень похожие на привычные, а в чем-то - совершенно новые.
Рассмотрим их подробно:
1. Определение категории детей в классе, которым необходимо создавать специальные образовательные условия.
2. Организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей конкретных детей класса, среди которых могут быть дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной системы, поведения. Например, организация пространства для проезда коляски; рабочего места с необходимыми приспособлениями - держателями для ручек и карандашей, тетрадей; правильное освещение в классе; наличие увеличительных приборов; организация зоны релаксации и т.д.
3. Создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого из детей.
4. Освоение современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучающихся.
5. Адаптация имеющихся или разработка новых необходимых учебных и дидактических материалов (например, заданий разного уровня сложности, рабочих тетрадей с крупным шрифтом, плакатов или презентаций, зрительно иллюстрирующих тему).
6. Освоение и использование адекватных возможностям детей способов оценки учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
7. Организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
Описанные выше задачи показывают, что работа учителя в инклюзивном классе специфична и требует освоения новых профессиональных умений.
Технологии организации инклюзивного образовательного процесса.
Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии работы. Например, учет индивидуальных особенностей можно осуществить, если объединить детей в группы по схожим признакам.
Основные формы занятий, зависящие от количества участников процесса:
Индивидуальное обучение - индивидуальные задания на уроке, задания на дом.
Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.
Групповая работа - обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление.
Фронтальное обучение всего класса.
Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимую, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т.п.) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например, сформированность вычислительных умений, выразительность чтения, умение слушать товарища, формулировать и задавать вопросы и т.д.), а также самооценка и самоанализ обучающихся.
Вместе с педагогом-психологом учитель продумывает такую стратегию работы со всем классом, при которой дети учатся оценивать не только результат, качество продукта учения, а процесс - степень прилагаемых усилий, активность, меру участия в групповой работе, рост «над самим собой».
В случае обучения и оценивания результатов деятельности ученика с особенностями развития учителю необходимо использовать такие формы и приемы, которые соответствуют возможностям ребенка, являются условием для сохранения его физического и психического здоровья, эмоционального равновесия. Таким образом, будут реализовываться дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.
Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.
В целом, можно сказать, растет количество технологий, которые направлены на создание разнообразных условий обучения, учитывающих множество образовательных потребностей детей, их возможности и интересы.
Список литературы
1. Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании / Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. Минск: Четыре четверти, 2007, с. 34.
2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
3. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. М.: 2010. (Инклюзивное образование).
4. Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. М.: Перспектива, 2011.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.