БЕЗБАРЬЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОЛЛЕДЖАХ С ОСНОВНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЗБАРЬЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОЛЛЕДЖАХ С ОСНОВНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследовательские работы
docx
воспитание
СCУЗ, ВУЗ
12.02.2020
В современное время одним из приоритетов государственной политики в области образования выделяется создание универсальной безбарьерной среды, безбарьерного образования, которое дает возможность обеспечить полноценное «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Исабаева.docx

УДК 376.112.4

БЕЗБАРЬЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОЛЛЕДЖАХ С ОСНОВНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

А.Б. Насикова

Екибастузский колледж инженерно-технического института

им. академика Сатпаева

 

Аннотация: в статье раскрываются подходы и технологии к реализации инклюзивного образования в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: технологии в образовании, инклюзивное образование, подходы

 

Annotation: the article reveals approaches and technologies to the implementation of inclusive education in the field of education for children with disabilities.

Keywords: technology in education, inclusive education, approaches

 

В современное время одним из приоритетов государственной политики в области образования выделяется создание универсальной безбарьерной среды, безбарьерного образования, которое дает возможность обеспечить полноценное «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Данная образовательная система должна нести в себе элемент гибкости, учитывая потребности всех детей, среди которых присутствуют дети не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста.

Инклюзивное образование предусматривает «подстройку» системы обучения под определенного ребенка, а не ребенка под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями развития могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному образовательному маршруту.

Цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику, - создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.

Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности ставит и решает особые профессиональные задачи, в чем-то очень похожие на привычные, а в чем-то - совершенно новые.

Рассмотрим их подробно:

1.                   Определение категории детей в классе, которым необходимо создавать специальные образовательные условия.

2.                   Организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей конкретных детей класса, среди которых могут быть дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной системы, поведения. Например, организация пространства для проезда коляски; рабочего места с необходимыми приспособлениями - держателями для ручек и карандашей, тетрадей; правильное освещение в классе; наличие увеличительных приборов; организация зоны ре­лаксации и т.д.

3.                   Создание в детском коллективе атмосферы эмоционально­го комфорта, формирование взаимоотношений в духе со­трудничества и принятия особенностей каждого из детей.

4.                   Освоение современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучаю­щихся.

5.                   Адаптация имеющихся или разработка новых необходимых учебных и дидактических материалов (например, заданий разного уровня сложности, рабочих тетрадей с крупным шрифтом, плакатов или презентаций, зрительно иллюстри­рующих тему).

6.                   Освоение и использование адекватных возможностям детей способов оценки учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

7.                   Организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

Описанные выше задачи показывают, что работа учителя в инклюзивном классе специфична и требует освоения новых профессиональных умений.

Технологии организации инклюзивного образовательного процесса.

Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает не­обходимость менять формы, методы и технологии работы. Например, учет индивидуальных особенностей можно осуществить, если объединить детей в группы по схожим признакам.

Основные формы занятий, зависящие от количества участников процесса:

Индивидуальное обучение - индивидуальные задания на уроке, задания на дом.

Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг другу какой-либо вопрос, за­щищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.

Групповая работа - обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление.

Фронтальное обучение всего класса.

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимую, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т.п.) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например, сформированность вычислительных умений, выразительность чтения, умение слушать товарища, формулировать и задавать вопросы и т.д.), а также самооценка и самоанализ обучающихся.

Вместе с педагогом-психологом учитель продумывает такую стратегию работы со всем классом, при которой дети учатся оценивать не только результат, качество продукта учения, а процесс - степень прилагаемых усилий, активность, меру участия в групповой работе, рост «над самим собой».

В случае обучения и оценивания результатов деятельности ученика с особенностями развития учителю необходимо использовать такие формы и приемы, которые соответствуют возможностям ребенка, являются условием для сохранения его физического и психического здоровья, эмоционального равновесия. Таким образом, будут реализовываться дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

В целом, можно сказать, растет количество технологий, которые направлены на создание разнообразных условий обучения, учитывающих множество образовательных потребностей детей, их возможности и интересы.

 

 

 

Список литературы

1.                 Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании / Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. Минск: Четыре четверти, 2007, с. 34.

2.                 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

3.                 Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. М.: 2010. (Инклюзивное образование).

4.                 Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. М.: Перспектива, 2011.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)