Урок русского языка в 6 классе
Тема: Безличные глаголы
Цель урока: знать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности
Задачи урока:
1. знать значения безличных глаголов;
2. знать формы безличных глаголов;
3. уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме;
4. уметь пользоваться безличными глаголами в речи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Ход уроков
1. Организационный момент и вступительное слово учителя.
Урок начинается со вступительного слова учителя, который читает эпиграф урока, высказывание К.Г. Паустовского: «Богатство русского языка неизмеримо».
– Вы не раз убеждались в том, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание ученые лингвисты, писатели. Эта часть речи занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. « В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Ведь и назначение глагола – выражать само действие!» – говорил писатель А. Югов.
И сегодня вам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола. А для того, чтобы работа была успешной, нужно поставить цель и задачи исследования. Предметом исследования на уроке является глагол, объектом - карточки с фрагментами поэтических текстов.
Обратимся к текстам 1, 2 (Презентация, слайд 2).
2. Работа в группах – наблюдение и анализ языкового материала
Сначала ученики выразительно читают тексты, выясняют темы первого, второго текстов, отношение авторов к тому, о чем пишут. Потом дети приступают к исследованию глаголов. Знания на уроке не даются в готовом виде, в ходе обсуждения в группах ученики приходят к определенным выводам и обнаруживают для себя новое, не изученное ранее языковое явление: в тексте 2 глаголы обозначают действие, протекающее само по себе, при таком глаголе нет подлежащего, предложение односоставное.
Представители групп рассказывают о своей работе, дополняют друг друга.
3. Определение темы урока, постановка цели и задач, выполнение.
3.1. Учитель обращается к классу с вопросом о том, о каких глаголах предстоит узнать больше?
Вместе с учениками определяется тема урока – «Безличные глаголы», ставятся цель и задачи (Презентация, слайды 3, 4, 5).
3.2.Учитель предлагает обучающимся решить первую задачу: установить значения безличных глаголов. Анализируется текст 3 (Презентация, слайд 6).
Прозвучало
над ясной рекою.
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою
Засветилось на том берегу.
(А.Фет)
Задания:
· прочитайте выразительно отрывок из стихотворения;
· найдите главные члены предложения;
· какие глаголы использует А.Фет? (А.Фет использует безличные глаголы). Почему?
· сделайте выводы о том, каково значение (семантика) представленных в карточках безличных глаголов? (Они обозначают явления природы, различные состояния и переживания человека).
Эти наблюдения должны быть зафиксированы. Ученики проводят обсуждение в группах, затем выступают перед одноклассниками. Выступления оцениваются коллективно
3.3. Учитель предлагает обучающимся решить вторую задачу: определить формы безличных глаголов.
Задания:
· определите время, лицо, число, род безличных глаголов;
· попробуйте подобрать другие формы.
Оказывается, что безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени.
4. Следующий этап в осмыслении этой темы – сопоставление личных глаголов с безличными.
На экране – слайд 7 презентации. Обучающимся предлагаются предложения:
Дерево
темнеет вдали. В лесу быстро темнеет
Ребёнок не спит. Ему не спится.
Задания:
· сравните предложения (найдите главные члены предложения);
· установите значение (семантику) представленных в слайде 7 глаголов;
· определите форму данных глаголов;
Ученики после обсуждения должны прийти к выводу, что в русском языке в значении безличных употребляются многие личные глаголы.
5. Индивидуальное исследование.
(Приложение 2)
Обучающиеся самостоятельно работают с карточками (5 вариантов), в которых представлены фрагменты поэтических текстов, план-инструкция. Приведем пример карточки для самостоятельной работы.
Нивы
сжаты, рощи голы, |
Инструкция
для выполнения работы. |
Выводы: ………
Обучающиеся делают выводы (подсчитывают, сколько обнаружили личных глаголов, сколько безличных, указывают формы безличных глаголов, определяют их значение, высказывают предположение, почему именно такие глаголы используются в данном тексте).
Результаты фиксируются и представляются классу.
6. Слайд 8.
Работа с учебником (пар. 78). Обобщение знаний.
Безличные глаголы и личные в значении безличных обозначают:
· явления природы: Светает; Дождит; Смеркается;
· физическое и психическое состояние человека: Нездоровится; Лихорадит; Мечтается; Не верится;
· состояния, связанные с представлением о судьбе, роке: Мне не везет в жизни;
· чувственные восприятия, ощущения: Пахнет черемухой;
· долженствование: Не надо ссориться;
· бытие, существование: Не было времени.
Глагольное безличное сказуемое – понятие более широкое, чем безличный глагол.
7. Подведение итогов работы.
Задание:
· расскажите, что вы узнали об особенностях безличных глаголов и их выразительных возможностях в ходе исследования;
· убедились ли в том, что справедливы слова К.Г. Паустовского о неизмеримости богатства русского языка?
8. Творческая работа.
Слайд 9. Обучающиеся знакомятся с высказыванием Д.С. Лихачева: «Учиться говорить и писать нужно всё время»
Учитель говорит о том, что предстоит ученикам составить текст самим, используя безличные глаголы. В разных видах искусств мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Самый известный художник И. И. Левитан – один из самых любимых и признанных русских пейзажистов. С творчеством этого мастера в русскую живопись вошло понятие пейзажа-настроения. Не менее замечательное полотно – картина Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» (Слайд 10).
Задания:
· попробуйте описать картину, используя безличные глаголы, а также личные глаголы в значении безличных;
· озаглавьте свою работу;
· помните, что безличные глаголы обозначают явления природы, физическое и психическое состояние человека.
По желанию учащихся работа может быть групповой, индивидуальной или парной.
Выполненные работы прочитываются в классе
Слайды 10, 11 – примерное сочинение
Однажды перед изумленным взором ребят во всей своей захватывающей красоте предстал величественный осенний пейзаж.
Они увидели изумительно чистые краски ранней осени: мягкую пожелтевшую зелень лугов и золото деревьев, прозрачную гладь реки , нежное в серо-зеленых и желто-розовых тонах небо.
Ребятам долго не бродилось по осеннему лесу. Вдруг над головой сначала потемнело, потом почернело. Резко дунуло и качнуло деревья, зашелестело в зеленых и желтых ветвях.
Сорвало сухие листья, бешено закружило в воздухе и в один миг укрыло коричневую землю пестрым ковром. Заморосило и похолодало.
Всем взгрустнулось и очень захотелось в домашнее тепло.
9. Домашнее задание:
Рассказывать о безличных глаголах
Закончить написание сочинения.
Попробовать сочинить стихотворение по теме урока или подобрать тексты стихотворений, где есть безличные глаголы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.