Цели:
1) обучающие: научить определять безличные предложения среди других односоставных предложений; видеть и различать разновидности безличных предложений;
2) развивающие: развивать умение анализировать , делать выводы; эмоциональность, чуткость, языковое чутье; формировать умение выражать свои мысли и чувства устно и письменно;
3) воспитательные: воспитывать культуру общения, интерес к русской литературе; самостоятельности и культуры ответа.
Тема. Безличные односоставные предложения.
Цели:
1) обучающие: научить определять безличные предложения среди других
односоставных предложений; видеть и различать разновидности
безличных предложений;
2) развивающие: развивать умение анализировать , делать выводы;
эмоциональность, чуткость, языковое чутье; формировать умение
выражать свои мысли и чувства устно и письменно;
3) воспитательные: воспитывать культуру общения, интерес к русской
литературе; самостоятельности и культуры ответа.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник, проектор, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Повторение ранее изученного.
I.
Приветствие, определение готовности к уроку.
II.
1. Беседа.
- Какой раздел языкознания изучает словосочетание и его строение?
- Что еще изучает синтаксис?
- Какие виды предложений вы знаете?
- Что такое простое предложение?
- По цели высказывания предложения бывают…
- По интонации…
- По строению грамматической основы…
- По наличию/отсутствию второстепенных членов…
- По наличию/отсутствию однородных членов предложения, обращений,
вводных слов, причастных/деепричастных оборотов…
2. Лексико-орфографическая работа.
Ч…порный ч…рт в ч…рной ш…лковой одеж…нке сидел на ж…стком диване
и пил деш…вый кофе, изредка ч…каясь со своим отражением в тяж…лом
гянц…витом самоваре, стоящем на парч…вой скатерти ш…оладного цвета.
(Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и
пил дешёвый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом
глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного
цвета)
- Все ли слова вам понятны?
- Что означает слово чопорный? (чрезмерно строгий и принужденный в
поведении, в соблюдении приличий)
- Какие орфограммы вспомнили?
- Где они нам пригодятся?
- Объясните пунктуацию в данном предложении.
- Найдите грамматическую основу, охарактеризуйте ее.
Черт сидел и пил ( простое, двусоставное, прямой порядок слов)
- Двусоставное предложение – это…
- Если только один главный член предложения – это…
3. Цифровой диктант.
- Укажите номера односоставных предложений.
1) Отблески, сумерки вешние,
Клики на том берегу…А. Блок
2) Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой…
А. Ахматова 1, 2, 3, 5
3) Так идут державным шагом…
А. Блок
4) Я пришла к поэту в гости…
А. Ахматова
5) Февраль. Достать чернил и плакать,
Писать о феврале навзрыд…
Б. Пастернак
III. Работа по теме урока.
1. Подготовка к восприятию нового материала.
- Определите вид односоставных предложений (1 – назывное( главный член
предложения – подлежащее, выраженное именем существительным в И.п. -
назвать), 2 – определенно-личное, где главный член – сказуемое ( зову ),
глагол употреблен в форме 2-го лица ед.ч.(Можно легко восстановить
местоимение Я), 3 – неопределенно – личное ( идут ), глагол употреблен в
ф. 3-го лица мн. ч. настоящего времени), 4 – двусоставное
предложение( подлежащее – Я, выраженное местоимением, сказуемое –
ПРИШЛА, вид – простое глагольное сказуемое ).
- Какие еще есть виды односоставных предложений? ( обобщенно-личные).
Можно ли в них восстановить подлежащее?(Да).
- Давайте еще раз вспомним виды односоставных
сказуемостных
предложений (схема).
- Итак, мы рассмотрели виды односоставных сказуемостных предложений,
где можно восстановить подлежащее.
- А какое из предложений не подходит под определение ранее изученных?
Озвучьте его (Достать, плакать, писать). Сколько в этом предложении
главных членов? (Один) Какой? (Сказуемое) Можно ли восстановить
подлежащее? (Нет)
Такие предложения, где нет и не может быть подлежащего – безличные
П – тема нашего сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста.
2. Постановка целей урока – целеполагание (Сформулируйте цели урока)
- Какие цели сегодняшнего урока вы бы определили?
1) Узнать, что такое безличное предложение.
2) Чем выражается сказуемое в безличном предложении.
3) Особенности употребления безличных предложений.
4) Умение находить такие предложения, правильно употреблять в речи.
5) Какими бывают безличные предложения по значению. – Я добавляю!
- Итак, мы с Вами уже можем сказать,
предложение.
Безличное предложение -…
Только что мы повторили формы глаголов определенно-личных,
неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений. А чем будет
выражено сказуемое в безличном предложении? Чтобы узнать это,
предлагаю вам рассмотреть следующие примеры и заполнить таблицу .
что такое безличное
3. Изучение нового материала.
Предложение
А) Смеркается.
Все больше
холодает.
Мело, мело по всей земле во все
Чем выражено сказуемое
безличный глагол (форма
1)
совпадает с формой 3-го лица
единственного
числа
2пределы.(Б. Пастернак)
Б) И в переулках пахнет морем.(А.
Блок)
Мне
стыдно
В) Подписано, так с плеч долой!
Г)
ваших
поздравлений,
Мне страшно ваших гордых слов!
(В. Брюсов)
Д) Февраль! Достать чернил и
плакать!
Писать о феврале навзрыд.(Б.
Пастернак)
настоящего/будущего времени;
форма среднего рода прошедшего
времени)
2) личным глаголом в значении
безличного (сравни: В комнате
пахнет сирень.)
3) причастием
4) словами категории-состояния
5)
( неопределенная форма глагола)
инфинитивом
6) словами на «О» + глагол в
инфинитиве
7) отрицательными частицами НЕ,
НИ, словом НЕТ.
Е) Ласковым словом и камень
растопить можно.
Ж) Нет его – ига! (В. Маяковский)
Не было бы счастья, да несчастье
помогло.
(Безличные глаголы – глаголы, которые не изменяются ни по числам,
ни по лицам, ни по родам ;
слова категории-состояния – слова, которые обозначают состояние
живых существ, природы, окружающей среды и отвечают на ? Как?
Каково?) – в памятках, зачитать с примерами.
4. Выполните задания для самоконтроля (рефлексия)
В каком из приведенных примеров все предложения безличные?
1) Я царство свое убираю в алмазы, в жемчуг, серебро.
2) Нас подвезли к большой избе в четыре окна.
Нет ничего милее своей кровати.
Остальное вверяю судьбе.
Можно быть мудрым без заносчивости и чванства.
Не учи ученого есть хлеба печеные.
3) Опасно и доверять, и не доверять.
Нет дыма без огня.
Следует жертвовать всем ради Родины.
( Ответ – 3 )
5. Из истории безличных предложений.
- Давайте поищем корни, происхождение безличных предложений. Как они
возникли в русском языке? Акую функцию выполняют?
В древнерусском языке периода начала письменности уже существовали
основные типы безличных предложений, известные современному русскому
языку. Например,
«Жаль бо ему(Игорю) мила брата Всеволода»(«Слово о полку Игореве»)(Где в
этом предложении сказуемое? – ЖАЛЬ; что оно обозначает? – состояние
ДУШИ ЧЕЛОВЕКА. Можно ли здесь восстановить подлежащее? – НЕТ, значит,
предложение – БЕЗЛИЧНОЕ).
Безличные глаголы впервые были выделены в особую группу, вероятно, в
«Грамматике славенския правильное синтагма» Мелетием Смотрицким. Он не
только определил их единственную морфологическую форму – 3-е лицо, но и
3указал важное свойство безличных глаголов – способность формировать
самостоятельное предложение и сочетаться с Р. и Д. падежом. Объясняя
происхождение безличных предложений, чаще всего исходят из того, что они
возникли на базе личных.
Даже наиболее древние, по мнению ученых, предложения с собственно
безличным глаголом (Светает. Морозит. Лихорадит.
Вечереет.)
первоначально были двусоставными: Свет светает. Мороз морозит.(Такие
тавтологические конструкции в редких случаях сохранились и в современном
русском языке: гром гремит, ветер веет)
И ученые (А.М. Пешковский, А.А. Потебня) считают, что подлежащее в таких
конструкциях устраняется «как неизвестная причина того явления, которое
выражено глаголом».
Таким образом, безличное предложение складывается как «языковая форма
оценки познавательного опыта человека», т.е. соответствуют более высокой
стадии развития мышления – в этих предложениях «подлежащее устранено
не только из речи, но и из мысли».
IV. Закрепление.
1. - Давайте и мы попробуем поработать и поразмышлять «на более высокой
стадии развития». Расположите предложения так, чтобы получился текст
(записать в тетрадь текст, сравнить с оригиналом)
а) Это даже не чудится – думается. Тихо… И думается в такие огромные,
светлые ночи вольно, дерзко. Луна светит. Неспокойно на душе, томительно.
(Луна светит. Тихо… Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие
огромные, светлые ночи вольно, дерзко. Это даже не думается – чудится.)
- Текст – это…(последовательность предложений или абзацев, связанных
смысловой связью и основной мыслью)
- Назовите вид связи предложений в данном тексте? Докажите.(
Параллельная или последовательная; части текста сопоставляются,
наблюдается одинаковый порядок слов в предложениях; члены предложения
выражены одинаковыми грамматическими формами – тихо, томительно,
неспокойно( слова категории-состояния); думается, чудится(безличный
главные члены предложения – сказуемые. Вид
глагол) – и это
односоставных – безличные – запишите: простое, односоставное, безличное.)
2. - Все безличные предложения можно разделить на подгруппы, которые
обозначают:
А) Стихийные явления.(Морозит. Вьюжит.)
Б) Состояние человека.(Мне думается.)
В) Долженствование, волеизъявление.(Необходимо. Мне ехать.)
Г) Бытие.(Случалось.)
- Есть ли в вашем тексте такие сказуемые, которые относятся к одной из
подгрупп?(Да. Не думается, чудится.)
3. - Сравните тексты. В каком из них, по-вашему, повествование лаконично, а
в каком – более развернуто и конкретизировано? Какими языковыми
средствами это сделано?
б) Наступил час рассвета. Утренняя серость постепенно вползала во все
щели, проникала в темные подворотни. Туман понемногу светлел, белел,
розовел. И вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.
Рассветало. Постепенно светлело, белело, розовело. И вдруг неожиданно
все зажглось солнечными лучами.
(Во 2-м тексте повествование лаконично; достигается это при помощи
безличных предложений, где сказуемое – глагол употреблен в форме
прошедшего времени среднего рода).
4- Выпишите последнее предложение текста, сделайте синтаксический разбор
данного предложения.(Работа у доски)
– Повествовательное,
невосклицательное, простое (главный член – сказуемое, вид – простое
глагольное(ЗАЖГЛОСЬ), односоставное, безличное, распространенное(вдруг
– обстоятельство времени, НЕОЖИДАННО – обстоятельство образа действия,
ЛУЧАМИ – косвенное дополнение(Т.п.), СОЛНЕЧНЫМИ – согласованное
определение)
4. - Предлагаю рассмотреть еще ряд иллюстраций. Какое безличное
предложение вы бы употребили, описывая данное явление? - ШТОРМИТ
- Можно ли сказать, что в данном предложении употреблен личный глагол в
качестве безличного? Как можно изменить предложение, чтобы в нем
появилось подлежащее? – МОРЕ ШТОРМИТ.
- Как можно заменить оба предложения(и безличное, и двусоставное)?
Подсказка: это односоставное предложение с главным членом –
подлежащим… ШТОРМ!
- Давайте еще творчески поработаем: «разверните» слово ШТОРМ, т.е.
опишите то, что скрывается за понятием «шторм», используя следующие
слова: небо, тучи, море, брызжет, бьет, о камни, воет, свищет, волны, пенится,
штормит, и, бурлит, штормит, штормит. В своем тексте используйте
односоставные назывные и безличные предложения.
Небо. Тучи. Волны. Море. Брызжет, пенится, бурлит. Бьет о камни,
свищет, воет… И штормит, штормит, штормит!
+ Штормит, бушует и молчит, И волны пенятся, вздымаясь. Как
будто с нами говорит, Кричит, о камни разбиваясь!
5. Орфоэпическая работа.
- Запишите слова и правильно расставьте ударение.
Морозит, вьюжит, смеркается, знобит, заветревать, светает, мерещится,
чудилось, думается, спешиться, обмереть.
V. Подведение итогов урока. – Рефлексия. – Игра «Чепуха»
Когда? Где? Каком? Кто? Что делали? Какие? Какие? Кого?Что? (и) Кто? Что
сделал?(что)…
( Сегодня на уроке русского языка мы изучали односоставные
безличные предложения и я запомнил, что…)
VI. Домашнее задание: повторить НЕ с разными частями речи; стр. 110-112
учебника – правило, дополнительно – буклеты; упр. № 204 – по заданию.
56