Тема:Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
Цель урока: изучение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
Задачи урока:
образовательные: знакомство учащихся с понятием безопасность, гигиена, эргономика, требованиями техники безопасности при работе с ИКТ.
развивающие: развитие познавательных интересов;
воспитательные: воспитание информационной культуры, внимательности, коммуникативных качеств.Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
УРОК1.doc
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
УРОК № 1
Цель урока: изучение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
Задачи урока:
образовательные: знакомство учащихся с понятием безопасность, гигиена, эргономика,
требованиями техники безопасности при работе с ИКТ.
развивающие: развитие познавательных интересов;
воспитательные: воспитание информационной культуры, внимательности,
коммуникативных качеств.
Материалы и оборудование к уроку:
компьютер;
интерактивная доска;
презентация, подготовленная в MS PowerPoint (файл );
Тип урока: урок изучения нового материала
План урока:
1. Изучение нового материала.
2. Подведение итогов урока.
3. Домашнее задание.
Ход урока:
Изучаемые вопросы:
1. Безопасность
2. Гигиена
3. Эргономика
4. Организация рабочего места
5. Правильная рабочая поза
6. Дополнительные требования техники безопасности при работе с ИКТ.
7. Примерный комплекс
8. Компьютер – электрический прибор
1. Безопасность состояние защищённости жизненноважных
интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально
существующих угроз, или отсутствие таких угроз.
2. Гиги наее
целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия.
— наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с
Гигиена труда – наука изучающая воздействие производственной среды и факторов
производственного процесса на человека.
3. Эргономика (от греч. érgon — работа и nómos — закон), научная дисциплина,
комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его деятельности
в современном производстве. ое
Эргон мика
— в традиционном понимании — наука о приспособлении должностных
обязанностей, рабочих мест, оборудования и компьютерных программ для наиболее
безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических
особенностей человеческого организма.
История развития эргономики
Эргономика возникла в 1920х годах,
в связи со
значительным
усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности.
Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 году
В СССР в 1920е годы предлагалось название «эргология»
Современная эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость
освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при
конкретных видах деятельности.
Современная эргономика подразделяется
М кроэргономика
занимается исследованием и проектированием систем «человек
— машина».
ии
ии
М диэргономика
занимается изучением и проектированием
систем
«человек — коллектив», «коллектив — организация», «коллектив — машина», «человек
— сеть». Мидиэргономика исследует производственные взаимодействия на уровне рабочих
мест и производственных задач. К ведению мидиэргономики относится проектирование
структуры организации и помещений; планирование и установление расписания
работ; гигиена и безопасность труда.
М кроэргономика
исследует и проектирует систему в целом, учитывая все
аи
факторы: технические, социальные, организационные.
Целью макроэргономики является гармоничная, согласованная и надежная работы
всей системы, "как единого организма".
Виды совместимости среды «человекмашина»:
Антропометрическая совместимость — учёт размеров тела человека
(антропометрии), возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при
работе.
Сенсомоторная совместимость — учёт скорости моторных операций человека и
его сенсорных
реакций на различные виды раздражителей.
Энергетическая совместимость — учёт силовых
возможностей человека при
определении усилий, прилагаемых к органам управления.
Психофизиологическая совместимость — учёт реакции
человека на цвет, цветовую
гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры
машины.
4. Организация рабочего места
При организации рабочих
мест необходимо учитывать то, что конструкция рабочего
места, его размеры и взаимное расположение его элементов должны соответствовать
антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека, а
также характеру.
При выборе положения работающего необходимо учитывать:
физическую тяжесть работ; размеры рабочей зоны и необходимость передвижения в ней работающего в
процессе выполнения работ;
технологические особенности процесса выполнения работ;
статические нагрузки рабочей позы;
время пребывания.
В современном мире значительная часть работы делается в положении сидя,
организуя сидячее рабочее место необходимо обращать внимание на следующие факторы:
высоту рабочей поверхности и размеры рабочей зоны, возможности регулировать
эти параметры под индивидуальные особенности организма работающего;
высоты и
(плоская опорная
поверхность, седловидная опорная поверхность, наклонные распределенные опорные
поверхности);
строения опорной поверхности
пространства для ног.
Современные передовые тенденции в организации рабочего места должны учитывать
индивидуальные особенности работника. Не учет индивидуальных особенностей наносит
значительный вред здоровью сотрудника а так же значительно снижаются
производственные показатели.
5. Правильная рабочая поза
Следует сидеть прямо (не сутулясь)
и опираться спиной о спинку кресла.
Прогибать спину в поясничном отделе
нужно не назад, а, наоборот, немного в
перед.
Недопустимо работать развалившись
в кресле. Такая поза вызывает быстрое
утомление, снижение работоспособности.
Не следует высоко поднимать
запястья и выгибать кисти это может стать
причиной боли в руках и онемения пальцев.
Колени на уровне бедер или
немного ниже. При таком положении ног не
возникает напряжение мышц.
Нельзя скрещивать ноги, класть ногу
на ногу это нарушает циркуляцию крови
изза сдавливания сосудов. Лучше держать
обе стопы на подставке или полу.
Необходимо сохранять прямой угол
(90) в области локтевых, тазобедренных и
голеностопных суставов.
Монитор необходимо установить на
такой высоте, чтобы центр экрана был на 15
20 см ниже уровня глаз, угол наклона до
150.
Экран монитора должен находиться
от глаз пользователя на оптимальном
расстоянии 6070 см, но не ближе 50 см с
учетом размеров алфавитноцифровых
знаков и символов. Не располагайте рядом с монитором
блестящие и отражающие свет предметы .
Поверхность экрана должна быть
чистой и без световых бликов.
6. Дополнительные требования техники безопасности при работе с ИКТ.
Так же при работе необходимо:
дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части
тела;
держать в расслабленном состоянии плечи и руки в руках не будет напряжения,
если плечи опущены;
чаще моргать и смотреть в даль. Моргание способствует не только увлажнению и
очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания
бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать
причиной нарушения аккомодации.
При ощущении усталости какойто части тела сделайте глубокий вдох и сильно
напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 35 с и на выдохе
расслабеть, затем можно повторить.
При ощущении усталости глаз следует в течении 23 мин окинуть взглядом комнату,
устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).
Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране
(покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю.
7. Примерный комплекс упражнений для глаз
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 14, затем раскрыть глаза,
расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 16. Повторить 45 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 14. До усталости глаза не
доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 16. Повторить 45 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 14.
Затем посмотреть вдаль прямо на счет 16. Аналогично проводятся упражнения, но с
фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 34 раза.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо
вдаль на счет 16; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 16.
Повторить 45 раз.
После 1015 минут непрерывной работы за ПК необходимо делать перерыв для
проведения физкультминутки и упражнений для глаз.
8. Компьютер – электрический прибор
Компьютер является электрическим прибором, поэтому для собственной безопасности
нужно помнить, что к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни
напряжение.
Техника, с которой вы будете работать, достаточно нежная, поэтому соблюдайте
следующие правила:
Если вы обнаружили какуюлибо неисправность, немедленно сообщите об этом
преподавателю. Не работайте на неисправном оборудовании!
Не включайте и не выключайте компьютеры самостоятельно. Не дергайте и вообще не трогайте различные провода.
Не садитесь за клавиатуру с грязными руками.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.