Безударные падежные окончания имен существительных

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: Развивать умение распознавать склонение и падеж имен существительных, писать безударные окончания имен существительных. Планируемые результаты: Личностные: Научатся определять падеж имен существительных, сравнивать типы склонений; распознавать имена существительные 1, 2-го, 3-го склонений; писать безударные падежные окончания имен существительных. Научатся выполнять логические операции сравнения и сопоставления; определять цели и задачи своей деятельности; оценивать свои достижения, адекватно воспринимать корректирующие указания. Освоят правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах.
Иконка файла материала конспект 2.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  Предмет: русский язык              Тема урока Тип урока Цель урока Планируемые результаты предметные личностные УУД Основное содержание   темы, понятия и термины Образовательные ресурсы Падежные окончания имен существительных в единственном числе Урок комплексного применения знаний и умений Развивать   умение   распознавать   склонение   и   падеж   имен существительных,   писать   безударные   окончания   имен существительных Научатся   определять   падеж   имен   существительных,   сравнивать типы склонений; распознавать имена существительные 1, 2­го, 3­го склонений;   писать   безударные   падежные   окончания   имен существительных. Научатся   выполнять   логические   операции   сравнения   и сопоставления;   определять   цели   и   задачи   своей   деятельности; оценивать   свои   достижения,   адекватно   воспринимать корректирующие   указания.   Освоят   правила   поведения,   роли   и формы социальной жизни в группах; Познавательные   ­  перечисление   свойств   реального   объекта   на основании   наблюдений   за   ним;   умение   выделять   существенные признаки;   развитие   творческого   воображения;   установление причинно­следственных связей; Коммуникативные ­ готовность к обсуждению разных точек зрения и   выработке   общей   позиции;   умение   устанавливать   рабочие отношения и эффективно сотрудничать; Регулятивные   ­  определение   цели   учебной   деятельности; соотнесение   результата   своей   деятельности   с   целью;   оценивание результата; Личностные   ­  уважительное   отношение   к   культуре,   языку, гражданской позиции   Имя   существительное,   3   склонения   имен   существительных, безударные падежные окончания имен существительных Компьютер, проектор. Презентация, карточки для групповой работы. Деятельность учителя Деятельность уч­ся УУД Примечани е 11. Мотивирование к учебной деятельности ( организационный этап) Проверка готовности к уроку,  мотивация учащихся. ­Ребята, наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет  частицу мудрости» ­ Как вы ее понимаете? ­Вы знаете, что наши знания­  это богатства, которые мы  складываем в сундучок, а  когда нужно, достаем и  используем. На предыдущих  уроках немало знаний вы  положили в свой сундучок.  Сегодня они на уроке нам  очень пригодятся. Учащиеся проверяют  готовность  к уроку. Вступают в диалог с  учителем. Слушают задание  учителя, отвечают на  поставленные вопросы. Самоопределение  (Л.) Мотивация к  учебной  деятельности (Л.) Планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками (К) 2.Воспроизведение  опорных знаний учащихся. Актуализация знаний Воспроизведение имеющихся знаний.  Анализ объекта  (П.) Восприятие, диалог с учителем, нахождение «лишнего» Дают определение имени  существительному, указывают  его признаки ( постоянные и  непостоянные). Умение строить  речевое  высказывание (П.) Умение  структурировать  знания (П.) Сличение  результата с  заданным эталоном (Р.) ­На слайде перед вами слова.   Тортик, котик, ротик Звезда, Земля, планета По дороге, без тетради,  около машины ­Что это? Почему вы так  решили? Игра «Третий лишний» Найдите в каждой строчке  «лишнее», объясните свой  выбор. Как назвать остальные слова? ­Итак, мы выяснили, что все   записанные слова  – имена  существительные.  ­Что такое имя  существительное? Что вы  знаете о нем? 23. Самоопределение к деятельности.  Постановка цели и задач урока. На слайде слова: боль, соль,  якорь, морковь, тюль ­ Верно ли , что у всех этих  имен существительных букв  больше, чем звуков? ­Поставьте слова в форму  предложного падежа. ­Что вы знаете об этом  падеже? ­Запишите, выделите  окончания слов и укажите их  склонение. ­Какое слово вызвало у вас  затруднение? Почему? Что обозначает это слово? ­Проведем маленькое  исследование.  Как обычно, в  случае затруднения при  определении значения слова,  обратимся к словарям, а  именно, к Википедии. ­Что нужно для этого  сделать? ­Теперь мы можем поставить  слово тюль в форму  предложного падежа? ­ Сделаем это. ­ Составьте словосочетания  со словом тюль. ­Как вы определяли, какое  безударное окончание нужно  написать у имен  существительных? ­ Что нужно для этого знать и уметь? ­Всегда ли надо проверять  окончания имен  существительных? ­Сформулируйте тему урока. ­Чему мы будем учиться на  уроке? Какие цели перед  собой поставим? ­Зафиксируйте на полях  тетради (оцените) свое  умение писать безударные  Определяют род и склонение предложенных имен  существительных. Выходят в сеть Интернет,  ищут с помощью поисковой  системы значение  незнакомого слова. Ставят слова в форму  предложного падежа,  определяют, какое окончание надо писать Ставят цель урока,  составляют план. Поиск  необходимой  информации из  справочников и  энциклопедий (П.) Принимать  учебную задачу,  планировать  действие (Р.) Целеполагание (Р.) Самопроверка,  3падежные окончания имен  существительных.  ( Самооценка с помощью  сигнальной ленты  «Светофор») самооценка (Р) Упражнения для   глаз                           4.Физминутка Ориентирование на здоровый образ  жизни (Л.) 5. Применение  знаний и умений (работа по теме урока) 1.Типовые задания    (    в  знакомой ситуации)  Перечисление  свойств реального  объекта на  основании  наблюдений за ним; умение выделять  существенные  признаки (П.) Дети применяют полученные  знания. Отработка навыка  правильного выбора  окончания. Работа по  алгоритму. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННА Я РАБОТА ( 3 группы детей: ­самостоятельно ­ с опорой на алгоритм ­ по алгоритму и с  использованием таблицы) Работа по учебнику:  стр  38 упр. 64 ­Прочитайте задание. ­Что нужно сделать, чтобы правильно написать  безударные падежные  окончания имен  существительных? ­Давайте составим  алгоритм, которым будем  пользоваться. 1. Поставь  существительное в  начальную форму,  определи его склонение. 2 Поставь вопрос к имени  существительному и  определи его падеж.       3.Вспомни, какое  окончание надо писать у  существительных в этом  склонении и падеже. На предыдущих уроках мы с  вами уже составляли таблицу  безударных падежных  окончаний. Вспомним ее. 42.Конструктивные   задания             ­Найдите в упражнении  слово, которое  соответствует схеме  ( приставка, корень,  суффикс, окончание) и  является именем  существительным 1  склонения в дательном  падеже. ­Составьте и запишите с  этим существительным  такое предложение, чтобы  в его окончании стояла  буква и. ­В каком случае это  возможно? Какие предлоги мы можем употребить? Запишем это предложение  и разберем его по частям  речи и членам  предложения.        6.Физминутк а 3.Самостоятельная работа  ­Прочитайте задание №70 на  странице 40. ­В каком падеже стоят все  имена существительные?  Одинаковыми ли будут у них  окончания? ­Выполните это упражнение  самостоятельно. ­Проверим. ­Почему у существительных в одном и том же падеже  разные окончания? От чего  это зависит? С какой целью   (  в измененной ситуации Выполняют работу и  проверяют её. Оценивают  свою работу. Смыслообразовани е (Л.) Планирование  своего действия  (Р.) Ориентирование на здоровый образ  жизни (Л.) Выполнение движений. Выполняют работу и  проверяют её. Оценивают  свою работу. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННА Я РАБОТА ( 3 группы детей: ­самостоятельно ­ с опорой на алгоритм ­ по алгоритму и с  Смыслообразовани е (Л.) Планирование  своего действия  (Р.) Самооценка (Л.) Применение  полученных знаний в новых условиях  5авторы учебника предложили  нам такое упражнение? ­Оцените,  как вы смогли  самостоятельно написать  безударные падежные  окончания с помощью  сигнальной ленты  «Светофор» использованием таблицы) (П.) Применение  полученных знаний на практике 7. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации ( проблемные задания) ­Сейчас мы с вами  поработаем в группах. ­В языке племени Сяз так же,  как и в русском, у имен  существительных выделяют  три типа склонения. В этом языке такая же  система падежных окончаний, как и в русском. ­Внимание на экран.  Рассмотрите таблицу.             1  скл      2 скл       3 скл             пува     осяз      вищь        кряда        магра            кряч      терь     рюнь      скичь      жадро       клущь Работа в группах. Учатся обобщать, применяют имеющиеся знания в  нестандартной ситуации Самооценка (Л.) Применение  полученных знаний в новых условиях  (П.) Применение  полученных знаний на практике.  Готовность к  обсуждению  разных точек  зрения и выработке общей позиции,  умение  устанавливать  рабочие отношения и  эффективно  сотрудничать (К) 6сгара   ­ А теперь задание: из  рассказа на сязском языке  исчезли все окончания имен  существительных.  Сгара трымчит о кряч… (     ) и о скич… (      ). Вищь дрымчит   по   магр…   (       ), по   жадр…   (        ).   Он   от клущ…. (         ) и от рюн…. (            ) рыкает опащ. Терь пиличит   по   пув(     )     и   по кряд(   ).Об  осяз(  ) бручно без вищ(  ).  Постарайтесь вставить их и  объяснить. ­Проверим, как вы справились с заданием. 8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении 7Запись в дневник Разъяснение задания Стр 38 упр 65 ­Выполняем упражнение по  заданию. ­Творческое задание (по  желанию) подобрать свои  пары словосочетаний по  аналогии с предложенными 9. Рефлексия ( подведение итогов занятия) Регулятивные  УУД. Выявление  основного в своей  деятельности. Личностные УУД. Установление  связи между  учебной  деятельностью,  мотивом,  результатом,  выделение смысла  учебной  деятельности  (рефлексия) Взаимопроверка 1. Графический диктант ­Если вы согласны с  утверждением,  поставьте знак «+»,  если не согласны «­ «. 1) В русском языке пять  падежей 2)Определить склонение   имени существительного  можно только по его роду 3)Начальная форма имени  существительного –  именительный падеж,  единственное число 4)В падежных окончаниях  имен существительных 3­го  склонения в родительном,  дательном и предложных  падежах пишется буква –е 5)Имена существительные  среднего рода относятся  только ко 2­му склонению 6)Имена существительные  женского рода относятся  только к 1­го склонения 7) В предложном падеже в  окончаниях имен  существительных 2­го  склонения пишется буква е 2.­Какова была тема урока? Проговаривают по плану  8новые знания, высказывают  свои впечатления от урока,  делают выводы. ­Какую цель мы ставили  перед собой? Как вы  считаете, мы достигли  поставленной цели? ­Чем вам особенно  запомнился урок? ­Оцените свое умение писать  безударные падежные  окончания имен  существительных   («Светофор») 9