Цель урока: Развивать умение распознавать склонение и падеж имен существительных, писать безударные окончания имен существительных.
Планируемые результаты:
Личностные:
Научатся определять падеж имен существительных, сравнивать типы склонений; распознавать имена существительные 1, 2-го, 3-го склонений; писать безударные падежные окончания имен существительных.
Научатся выполнять логические операции сравнения и сопоставления; определять цели и задачи своей деятельности; оценивать свои достижения, адекватно воспринимать корректирующие указания. Освоят правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Тема урока
Тип урока
Цель урока
Планируемые
результаты
предметные
личностные
УУД
Основное
содержание темы,
понятия и термины
Образовательные
ресурсы
Падежные окончания имен существительных в единственном числе
Урок комплексного применения знаний и умений
Развивать умение распознавать склонение и падеж имен
существительных,
писать безударные окончания имен
существительных
Научатся определять падеж имен существительных, сравнивать
типы склонений; распознавать имена существительные 1, 2го, 3го
склонений; писать безударные падежные окончания имен
существительных.
Научатся выполнять логические операции сравнения и
сопоставления; определять цели и задачи своей деятельности;
оценивать свои достижения,
адекватно воспринимать
корректирующие указания. Освоят правила поведения, роли и
формы социальной жизни в группах;
Познавательные перечисление свойств реального объекта на
основании наблюдений за ним; умение выделять существенные
признаки; развитие творческого воображения; установление
причинноследственных связей;
Коммуникативные готовность к обсуждению разных точек зрения
и выработке общей позиции; умение устанавливать рабочие
отношения и эффективно сотрудничать;
Регулятивные
определение цели учебной деятельности;
соотнесение результата своей деятельности с целью; оценивание
результата;
Личностные уважительное отношение к культуре, языку,
гражданской позиции
Имя существительное, 3 склонения имен существительных,
безударные падежные окончания имен существительных
Компьютер, проектор.
Презентация, карточки для групповой работы.
Деятельность учителя
Деятельность учся
УУД
Примечани
е
11. Мотивирование к учебной деятельности ( организационный этап)
Проверка готовности к уроку,
мотивация учащихся.
Ребята, наш урок я хотела бы
начать с пословицы: «Каждый
день жизни прибавляет
частицу мудрости»
Как вы ее понимаете?
Вы знаете, что наши знания
это богатства, которые мы
складываем в сундучок, а
когда нужно, достаем и
используем. На предыдущих
уроках немало знаний вы
положили в свой сундучок.
Сегодня они на уроке нам
очень пригодятся.
Учащиеся проверяют
готовность к уроку.
Вступают в диалог с
учителем. Слушают задание
учителя, отвечают на
поставленные вопросы.
Самоопределение
(Л.)
Мотивация к
учебной
деятельности (Л.)
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками (К)
2.Воспроизведение опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Воспроизведение имеющихся
знаний.
Анализ объекта
(П.)
Восприятие, диалог с учителем,
нахождение «лишнего»
Дают определение имени
существительному, указывают
его признаки ( постоянные и
непостоянные).
Умение строить
речевое
высказывание (П.)
Умение
структурировать
знания (П.)
Сличение
результата с
заданным эталоном
(Р.)
На слайде перед вами слова.
Тортик, котик, ротик
Звезда, Земля, планета
По дороге, без тетради,
около машины
Что это? Почему вы так
решили?
Игра «Третий лишний»
Найдите в каждой строчке
«лишнее», объясните свой
выбор. Как назвать остальные
слова?
Итак, мы выяснили, что все
записанные слова – имена
существительные.
Что такое имя
существительное? Что вы
знаете о нем?
23. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.
На слайде слова: боль, соль,
якорь, морковь, тюль
Верно ли , что у всех этих
имен существительных букв
больше, чем звуков?
Поставьте слова в форму
предложного падежа.
Что вы знаете об этом
падеже?
Запишите, выделите
окончания слов и укажите их
склонение.
Какое слово вызвало у вас
затруднение? Почему?
Что обозначает это слово?
Проведем маленькое
исследование. Как обычно, в
случае затруднения при
определении значения слова,
обратимся к словарям, а
именно, к Википедии.
Что нужно для этого
сделать?
Теперь мы можем поставить
слово тюль в форму
предложного падежа?
Сделаем это.
Составьте словосочетания
со словом тюль.
Как вы определяли, какое
безударное окончание нужно
написать у имен
существительных?
Что нужно для этого знать и
уметь?
Всегда ли надо проверять
окончания имен
существительных?
Сформулируйте тему урока.
Чему мы будем учиться на
уроке? Какие цели перед
собой поставим?
Зафиксируйте на полях
тетради (оцените) свое
умение писать безударные
Определяют род и склонение
предложенных имен
существительных.
Выходят в сеть Интернет,
ищут с помощью поисковой
системы значение
незнакомого слова.
Ставят слова в форму
предложного падежа,
определяют, какое окончание
надо писать
Ставят цель урока,
составляют план.
Поиск
необходимой
информации из
справочников и
энциклопедий (П.)
Принимать
учебную задачу,
планировать
действие (Р.)
Целеполагание (Р.)
Самопроверка,
3падежные окончания имен
существительных.
( Самооценка с помощью
сигнальной ленты
«Светофор»)
самооценка (Р)
Упражнения для глаз
4.Физминутка
Ориентирование на
здоровый образ
жизни (Л.)
5. Применение знаний и умений (работа по теме урока)
1.Типовые задания ( в
знакомой ситуации)
Перечисление
свойств реального
объекта на
основании
наблюдений за ним;
умение выделять
существенные
признаки (П.)
Дети применяют полученные
знания.
Отработка навыка
правильного выбора
окончания. Работа по
алгоритму.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННА
Я РАБОТА
( 3 группы детей:
самостоятельно
с опорой на алгоритм
по алгоритму и с
использованием таблицы)
Работа по учебнику: стр
38 упр. 64
Прочитайте задание.
Что нужно сделать, чтобы
правильно написать
безударные падежные
окончания имен
существительных?
Давайте составим
алгоритм, которым будем
пользоваться.
1. Поставь
существительное в
начальную форму,
определи его склонение.
2 Поставь вопрос к имени
существительному и
определи его падеж.
3.Вспомни, какое
окончание надо писать у
существительных в этом
склонении и падеже.
На предыдущих уроках мы с
вами уже составляли таблицу
безударных падежных
окончаний. Вспомним ее.
42.Конструктивные
задания
Найдите в упражнении
слово, которое
соответствует схеме
( приставка, корень,
суффикс, окончание) и
является именем
существительным 1
склонения в дательном
падеже.
Составьте и запишите с
этим существительным
такое предложение, чтобы
в его окончании стояла
буква и.
В каком случае это
возможно? Какие предлоги
мы можем употребить?
Запишем это предложение
и разберем его по частям
речи и членам
предложения.
6.Физминутк
а
3.Самостоятельная работа
Прочитайте задание №70 на
странице 40.
В каком падеже стоят все
имена существительные?
Одинаковыми ли будут у них
окончания?
Выполните это упражнение
самостоятельно.
Проверим.
Почему у существительных в
одном и том же падеже
разные окончания? От чего
это зависит? С какой целью
( в измененной ситуации
Выполняют работу и
проверяют её. Оценивают
свою работу.
Смыслообразовани
е (Л.)
Планирование
своего действия
(Р.)
Ориентирование на
здоровый образ
жизни (Л.)
Выполнение движений.
Выполняют работу и
проверяют её. Оценивают
свою работу.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННА
Я РАБОТА
( 3 группы детей:
самостоятельно
с опорой на алгоритм
по алгоритму и с
Смыслообразовани
е (Л.)
Планирование
своего действия
(Р.)
Самооценка (Л.)
Применение
полученных знаний
в новых условиях
5авторы учебника предложили
нам такое упражнение?
Оцените, как вы смогли
самостоятельно написать
безударные падежные
окончания с помощью
сигнальной ленты
«Светофор»
использованием таблицы)
(П.)
Применение
полученных знаний
на практике
7. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации ( проблемные задания)
Сейчас мы с вами
поработаем в группах.
В языке племени Сяз так же,
как и в русском, у имен
существительных выделяют
три типа склонения.
В этом языке такая же
система падежных окончаний,
как и в русском.
Внимание на экран.
Рассмотрите таблицу.
1
скл
2 скл
3 скл
пува
осяз
вищь
кряда
магра
кряч
терь
рюнь
скичь
жадро
клущь
Работа в группах.
Учатся обобщать, применяют
имеющиеся знания в
нестандартной ситуации
Самооценка (Л.)
Применение
полученных знаний
в новых условиях
(П.)
Применение
полученных знаний
на практике.
Готовность к
обсуждению
разных точек
зрения и выработке
общей позиции,
умение
устанавливать
рабочие отношения
и эффективно
сотрудничать (К)
6сгара
А теперь задание: из
рассказа на сязском языке
исчезли все окончания имен
существительных.
Сгара трымчит о кряч…
( ) и о скич… ( ). Вищь
дрымчит по магр… ( ),
по жадр… ( ). Он от
клущ…. ( ) и от рюн….
( ) рыкает опащ. Терь
пиличит по пув( ) и по
кряд( ).Об осяз( ) бручно
без вищ( ).
Постарайтесь вставить их и
объяснить.
Проверим, как вы справились
с заданием.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
7Запись в дневник
Разъяснение задания
Стр 38 упр 65
Выполняем упражнение по
заданию.
Творческое задание (по
желанию) подобрать свои
пары словосочетаний по
аналогии с предложенными
9. Рефлексия ( подведение итогов занятия)
Регулятивные
УУД.
Выявление
основного в своей
деятельности.
Личностные УУД.
Установление
связи между
учебной
деятельностью,
мотивом,
результатом,
выделение смысла
учебной
деятельности
(рефлексия)
Взаимопроверка
1. Графический диктант
Если вы согласны с
утверждением,
поставьте знак «+»,
если не согласны « «.
1) В русском языке пять
падежей
2)Определить склонение
имени существительного
можно только по его роду
3)Начальная форма имени
существительного –
именительный падеж,
единственное число
4)В падежных окончаниях
имен существительных 3го
склонения в родительном,
дательном и предложных
падежах пишется буква –е
5)Имена существительные
среднего рода относятся
только ко 2му склонению
6)Имена существительные
женского рода относятся
только к 1го склонения
7) В предложном падеже в
окончаниях имен
существительных 2го
склонения пишется буква е
2.Какова была тема урока?
Проговаривают по плану
8новые знания, высказывают
свои впечатления от урока,
делают выводы.
Какую цель мы ставили
перед собой? Как вы
считаете, мы достигли
поставленной цели?
Чем вам особенно
запомнился урок?
Оцените свое умение писать
безударные падежные
окончания имен
существительных
(«Светофор»)
9