МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
НЕФТЕКАМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Методическая разработка
Открытый бинарный – урок-игра
УД «Россия в мире» тема «Индустриализация»,
ОП «Основы электротехники» тема «Трехфазная система переменного тока».
Преподаватель Аслаева А.А.
Преподаватель А.М.
2023г.
Содержание
Пояснительная записка |
3 |
1. Методолгоия проведения занятия |
4 |
1.1. Цели занятия |
4 |
1.2. Актуальность темы |
4 |
1.3. Планируемый результат |
5 |
1.4. Условия проведения |
5 |
1.5. Оборудование |
6 |
2. Технологии урока |
6 |
2.1. Организационные мероприятия по подготовке занятия |
6 |
2.2. План занятия |
6 |
2.3. Технологическая таблица занятия |
7 |
3. Ход урока. |
8 |
3.1 Организационный момент |
8 |
3.2. Повторение изученного материала |
8 |
3.3. Применение знаний и умений в новой ситуации. |
8 |
3.4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция – игра. |
9 |
3.5. Подведение итогов урока. |
11 |
Пояснительная записка:
В целях пропаганды профессии СПО 35.01.14. «Электрик », профессионального ориентирования и повышения качества профессионального образования, а так же совершенствования форм, методов и средств обучения в ГБПОУ Нефтекамский многопрофильный колледж, проводится бинарный урок в форме игры по проверке общих и профессиональных компетенций обучающихся.
При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения. Потому современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только двух педагогов, так же и обучающихся. Одним из направлений в достижении этой задачи может являться проведение нестандартных уроков.
Бинарный урок это симбиоз двух форм проведения урока, который позволяет интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы и формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной, учебной деятельности. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к обучающимся в процессе их учебной деятельности, что позволяет обучающимся обобщить материал, углубить знания по наиболее важным проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить основные выводы и ключевые положения.
Бинарный урок – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Опыт проведения бинарных уроков показывает, что подготовка и проведение бинарных уроков способствует совершенствованию профессиональных компетенций обучающихся и формированию адекватной оценки студентов значимости изучаемых дисциплин для будущей профессиональной деятельности.
При бинарном обучении обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования.
Содержание данного занятия позволяет осуществить основные цели образовательного процесса: диагностические, познавательные, и реализовать весь комплекс педагогических целей современного занятия.
Во время бинарного урока обучающиеся демонстрируют свои профессиональные навыки, которые были получены по своей профессии.
На занятии оптимально сочетаются традиционные и инновационные педагогические способы обучения: информационные технологии, познавательный диалог. Занятие направлено на освоение общих и профессиональных компетенций по профессии «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка».
1. Методология проведения занятия.
1.1. Цели занятия:
Образовательная: 1.Повторение и систематизация знаний по теме “Индустриализация, коллективизация и культурная революция”, усвоить смысл понятий, проследить долгосрочные экономические, социальные, политические последствия, путем глубокого осмысления такого вопроса, как влияние модернизации начала 20 века на профессию и на общество в целом. Выявить в процессе проведения состязания, профессионализм и компетентность обучающихся в вопросах касающихся устройства и принципа действия трехфазной системы переменного тока.
Развивающая: 1. Развитие навыков работы с фактическим материалом, документами. Развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации. На основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения. Совершенствование профессиональных знаний и умений обучающихся, повышение престижа своей профессии. Развивать мышление, речь обучающихся, внимание, память; формирование умении и навыков работы с документами
Воспитательная: 1. Воспитание чувства сопереживания событиям Отечественной истории, расширить познавательный интерес учащихся к истории своей Родины, воспитывать уважение к точке зрения товарища; вызвать интерес обучающихся к самостоятельному и более глубокому изучению истории; воспитывать чувство патриотизма, гордость за выбранную профессию хлебороба, уважение к хлебу и к людям труда, потребность у учащихся в изучении профессии. Воспитывать интерес к профессии.
1.2. Актуальность темы:
Россия традиционно отставала в промышленном отношении от развитых стран Европы, модернизация экономики страны, начатая в начале 20 века, была прервана первой мировой войной, революциями, Гражданской войной. |
В результате к 1920 г. объемы промышленного производства сократились до 14% к уровню 1913 г. К 1926 г. промышленность была восстановлена на уровне 1913 г., но развитые страны экономически были далеко впереди.
СССР, по мнению, партии оказался страной в окружении вражеских капиталистических государств.
Сейчас в нашем государстве имеется оборонный комплекс, энергетика, топливная промышленность, АПК. И всё это было создано в ходе индустриализации, коллективизации и культурной революции 30 – годов сверхбыстрыми темпами и тяжким трудом.
1.3. Планируемый результат:
Личностные результаты |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Стремление к совершенствованию своих умений, формировать уважение к собеседнику, Воспитать интерес к истории и профессии; |
Овладение целостным представлением о сущности сплошной индустриализации и экономических, социальных и политических последствия модернизации, использование текста исторического источника при ответе на вопросы, решение различных учебных задач, сравнение свидетельства различных источников, описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала, причины и историческое значение событий. |
Регулятивные Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать факты и понятия Тренировать формирование умения анализировать и классифицировать информацию, выбирать главное. Познавательные Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Коммуникативные Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности. |
Освоение компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК
1.4. Условия проведения:
Место проведения: кабинет с мультимедийным обеспечением.
Участники: обучающиеся группы «10» 1 курс.
1.5. Оборудование: персональный компьютер, проектор, мультимедиа система
Методическое оснащение: раздаточный материал к уроку, демонстрационные: материалы видеоматериалы, презентации.
2. Технологии урока:
Педагогические технологии: проблемное обучение
Методическая цель: Применение нетрадиционных форм для изучения и систематизации изученного материала, использование соревновательного момента при закреплении материала.
Метод обучения: интеллектуальная игра с словесными, наглядно-демонстрационными, объяснительно-иллюстративными, проблемными элементами.
Форма урока: в основе познавательная игра с элементами ретроспективности.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы организации учебной деятельности: групповая и индивидуальная.
Здоровьесберегающая среда: достигается через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических норм
2.1. Организационные мероприятия.
Преподаватели заранее готовит проекционное оборудование, техническое и документальное обеспечение, распределение мест команд, общие рекомендации по просмотру медиа информации.
2.2. План занятия
1. Предварительный этап. Ознакомление с целями; - мотивация деятельности обучающихся.
2. Организационный этап. Постановка цели и задач урока
3.Актуализация знаний.
4. Новая тема.
5. Первичная проверка усвоения знаний
6. Подведение итогов
2.3. Технологическая таблица урока.
Этапы урока |
Деятельность преподавателей |
Деятельность обучающихся |
Результаты |
1.Предварительный этап |
Ознакомление с целями; - мотивация деятельности обучающихся (актуализация знаний); корректировка подобранного материала «Домашнего задания», Вводное слово преподавателей. |
Выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ;. Подготовка выступлений по теме. |
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с участниками урока. |
2. Организационный этап. Постановка цели и задач урока. 4 мин |
Преподаватель: организация внимания и готовность обучающихся к уроку. Показ видеоролика. Наводящие вопросы, которые позволят студентам определить тему урока. Запись темы на экране. |
Распределение мест, подготовка к уроку Просмотр видеоролика. Определение темы урока |
Регулятивные: целеполагание; планирование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
3.Актуализация знаний. 7 мин |
Вступительное слово по актуальности темы. Приветствие команд. Опрос домашнего задания |
Группа делится на 2 команды. Приветствие команд. Ответы на вопросы 1 конкурса. |
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с участниками урока. |
4. Новая тема |
Лекция преподавателя, контроль и направление деятельности обучающихся. Показ мультимедиа материалов. Трансляция наглядного материала и объяснение тем |
Выступление докладчиков, просмотр видеоматериала, заполнение карточек с заданиями |
Личностные: осознание своих возможностей. |
5. Первичное проверка усвоения знаний 4 мин |
Проверяют выполненную работу, оценка работ |
Заполнение и сдача карточек с заданиями, работа над ошибками |
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
6. Подведение итогов 4 мин |
Подведение итогов Вопросы рефлексии Заключительное слово преподавателей. 2 мин |
Ответы рефлексии. Домашнее задание |
Регулятивные: умение
соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. |
3. Ход урока.
1. Организационный момент
Вступительное слово преподавателя, постановка целей урока: мастер проверяет домашнее задание.
Наводящие вопросы, которые позволят студентам определить тему урока. Запись темы на экране.
2.Актуализация знаний.
Вступительное слово преподавателя по актуальности темы: Современная ситуация такова, что в истории все повторяется. На данный момент со всеми санкциями Россия проходит путь СССР, который проводил модернизацию в условиях похожих на сегодняшний: так же были санкции, так же мировое сообщество не признавало СССР, а ситуация требовала развития. В начале 20 века правительство выбрало путь модернизации путем индустриализации, коллективизации и культурной революции. Именно в своей совокупности эти меры могли повлиять на дальнейшее развитие государства. Мы уже изучили причины модернизации, изучили ход и коснулись последствий модернизации. И как одно из последствий определили становление современного профессионального образования после культурной революции и создания рабфаков, современной системы сельского хозяйства при создании колхозов, а так же становления современного энергетики в процессе индустриализации.
3. Повторение. Дать определение терминам: Индустриализация, коллективизация и культурная революция. Когда каждый из направлений был запущен. Заполнение карточек с заданиями.
4.Новая тема: Родоначальником этих планов являлся составленный ещё в 1920 г. план электрификации, одобренный В.И.Лениным (план ГОЭЛРО).
ГОЭЛРО – Государственная электрификация России.
Видео – 1 мин
Выступления студентов – 6 обучающихся:
Ученик 1. Первые попытки возведения электростанций в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Баку и Риге не имели успеха. Во-первых, вырабатываемую энергию потребляло ограниченное число жителей, во-вторых, станции не были связаны между собой. Однако в 1914 г. в подмосковном городе Богородске (ныне г. Ногинск) была построена первая ТЭС, работавшая на торфе. Впервые она была соединена с работавшей в Москве электростанцией на Раушской набережной. Безусловно, это был прорыв в зарождающейся электроэнергетической промышленности. Однако специалисты понимали, что России нужна единая общегосударственная программа электрификации. События Первой мировой войны, 1917г. отодвинули решение этой проблемы, к ней вернулись только в начале 1918 г. По инициативе В.И.Ленина для решения насущной проблемы была создана Всероссийская конференция работников электропромышленности, результатом работы которой стало создание Центрального электротехнического совета (ЦЭС), в его состав вошли И.Г. Александров, А.В. Винтер, Г.О. Графтио и другие. Большую роль в работе ЦЭС сыграл Г.М. Кржижановский, написавший статью «Задачи электрификации промышленности», одобренную Лениным и ставшую основой разработки общего плана электрификации страны.
Ученик 2. В феврале 1920 г. для дальнейшей работы была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). Председателем комиссии был назначен Кржижановский. К концу этого же года комиссия закончила разработку плана и 22 декабря в Москве представила его на VIII Всероссийском съезде Советов. Депутаты впоследствии вспоминали: «Собравшись в нетопленом полутемном зале, мы увидели в глубине сцены огромную карту Советской России, усеянную разноцветными кружками в местах будущих строек. Когда докладчик Г.М. Кржижановский показывал, где должны возникнуть новые электростанции, на карте зажигались электрические лампочки. Делегаты съезда встречали каждый новый огонек восторженными аплодисментами». На съезде выступил В.И. Ленин, его слова прозвучали на всю страну: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны».
Ученик 3. План ГОЭЛРО представлял собой единую программу возрождения и развития промышленности на основе электрификации страны. Для этого было необходимо в кратчайшие сроки построить сеть крупных электростанций. Авторы плана впервые в России предложили его экономическое районирование исходя из сложившейся территориальной специализации труда, системы имевшегося транспорта и источников топлива - угля, торфа, древесины и др.
«План электрификации РСФСР», который в дальнейшем стал известен как «План ГОЭЛРО» – это объемистый том, насчитывающий свыше шестисот страниц, а также карта электрификации России. Простой перечень названий шести глав плана свидетельствует о многочисленности и сложности рассмотренных проблем:
1. Электрификация и план государственного хозяйства.
2. Электрификация и топливоснабжение.
3. Электрификация и водная энергия.
4. Электрификация и сельское хозяйство.
5. Электрификация и транспорт.
6. Электрификация и промышленность.
Сразу после принятия плана ГОЭЛРО развернулось строительство первых ТЭС - Каширской и Шатурской. Уже в июне 1922 г состоялось торжественное открытие Каширской электростанции мощностью 12 тыс. кВт. Через 5 лет в стране работали уже 5 новых ТЭС,
Ученик 4. Западные журналисты, посещавшие Россию в это время, называли план электрификации «сверхфантазией», «электрической утопией», говоря об отсутствии каких-либо средств для его реализации. Они не понимали, как страна, не имевшая необходимого оборудования, средств, специалистов, могла в кратчайшие сроки заложить и развить новую отрасль хозяйства. Причиной невероятного успеха можно назвать прежде всего энтузиазм трудящихся, призванных, по утверждению советской пропаганды - «стройку века».
Видео – 1 мин.
Преподаватель: К 1927 г. начальной этап плана электрификации страны был завершен. Успех плана ГОЭЛРО позволил вплотную подойти к строительству первой российской ГЭС на реке Волхов. Еще в 1897 г. инженер В.Ф. Добротворский разработал метод использования энергии воды. В 1909 г. идею развил Гаврих Осипович Графтио, создавший эскизный проект Волховской гидросиловой установки.
Ученик 5. Основоположник российской гидроэнергетикит Генрих Осйпович Графтио родился 26 декабря 1869 г. в городе Двйнске (ныне г. Даугавпилс, Латвия). Закончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, а позднее - Петербургский институт инженеров путей сообщения. Стажировку молодой специалист проходил на заводах Европы и США, по возвращении в Россию занялся вопросами электрификации железных дорог. В 1906 г. Графтио возглавил комиссию по сооружению первых трамвайных линий в Петербурге. Но в истории Генрих Осипович остался как создатель уникального проекта Волховстроя. После прихода к власти большевиков В.И. Ленин заинтересовался проектом Графтио и предложил начать его реализацию. Строительство ГЭС, несмотря на разруху и войну, длилось с перерывами 8 лет. Торжественное ее открытие состоялось 19 декабря 1926 г. Электростанция мощностью 58 тыс. кВт стала самой мощной в Европе. Впервые здесь было установлено 8 турбоагрегатов, 4 из которых были изготовлены на ленинградском заводе «Электросила», что положило начало развитию российского гидроэнергомашиностроения. Одновременно со станцией в эксплуатацию 'были сданы линия электропередачи (ЛЭП) и 6 подстанций. Вся эта техника обеспечивала электричеством Ленинград.
У ч е н и к 6. Первенец российской энергетики – Волховская ГЭС - уникальна. Она единственная из действующих в России электростанций имеет статус памятника науки и техники. Над созданием ее архитектурного облика трудились замечательные архитекторы О.Р. Мунц, В.А. Покровский, художники Н.П. Гундобин, З.И. Шмидт и другие. После завершения строительства Волховской ГЭС. В начале Великой Отечественной войны Графтио участвовал в демонтаже и вывозе оборудования Волховской ГЭС. В 1942 г. под его руководством станция частично была восстановлена и по подводному кабелю, проложенному по дну_Ладожскго озера, снабжала электроэнергией блокадный Ленинград. Умер Г.О. Грфтио 30 апреля 1946 г. За заслуги перед Родиной он награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Преподаватель 2: Тема «Переменный ток».
Преподаватель: Как в теоретическом, так и в практическом аспекте план ГОЭЛРО оригинален и аналогов в мировой практике не имел. Напротив, его уникальность, привлекательность и практическая реальность стали причиной попыток копирования его ведущими странами мира. В период 1923–1931 годов появились программы электрификации США (разработчик Фран Баум), Германии (Оскар Миллер), Англии (так называемая комиссия Вейера), Франции (инженеры Велем, Дюваль, Лаванши, Мативэ и Моляр), а также Польши, Японии и т. д. План ГОЭЛРО и его реализация доказали высокую эффективность системы государственного планирования в условиях жестко централизованной власти и предопределили развитие этой системы на долгие десятилетия.
Видео – 10 минут.
3.5.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция
Преподаватель и мастер корректируют ответы, комментируют ответы студентов на вопросы игровой ситуации. Студенты работают над ошибками.
3.6. Подведение итогов.
Подведение итогов – проверка заданий. Домашнее задание. Эссе «Итоги индустриализации»
Вопросы рефлексии 2 мин: Незаконченная фраза
1) Меня удивило…
2) Я узнал…
3) Я чувствовал…
4) Я думал…
5) Было трудно…
Заключительное слово преподавателей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.