Бинарный урок литературы и изобразительного искусства

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "Цветовая лексика в произведениях М.М. Пришвина как один из способов создания образа русской природы. Пейзаж – настроение как способ выражения идеи автора" Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. А.К. Саврасов Цели и задачи: Обучающие: • расширить представления учащихся о возможностях литературы и живописи в изображении природы; • определить роль пейзажа и цветовой лексики в литературном произведении; • показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение. Развивающие: • развитие навыков выразительного чтения, литературоведческого и лингвистического анализа произведения; • развивать творческое воображение, совершенствовать способности образного мышления; • формировать навыки работы с текстом произведения в сопоставлении с произведением живописи; • развитие творческих умений и навыков в создании красками пейзажа-настроения. Воспитывающие: • воспитывать эстетический вкус, любовь к родной природе, бережное отношение к ней; • уважение к русской культуре и литературе.
Иконка файла материала Бинарный урок литературы и изобразительного.doc
Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "Цветовая лексика в произведениях М.М. Пришвина как один из способов создания образа русской природы. Пейзаж – настроение как способ выражения идеи автора" Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. А.К. Саврасов Цели и задачи: Обучающие:    расширить представления учащихся о возможностях литературы и живописи в изображении природы; определить роль пейзажа и цветовой лексики в литературном произведении; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение. Развивающие:  развитие навыков выразительного чтения, литературоведческого и лингвистического анализа  произведения; развивать творческое воображение, совершенствовать способности образного мышления;   формировать навыки работы с текстом произведения в сопоставлении с произведением живописи;  развитие творческих умений и навыков в создании красками пейзажа­настроения. Воспитывающие:   воспитывать эстетический вкус, любовь к родной природе, бережное отношение к ней; уважение к русской культуре и литературе. Оборудование: Для учителя: учебник­хрестоматия 6 класс часть II, автор­составитель О.М. Хренова, М.А. Снежневская  проектор, компьютер, краски, кисти, №1. (мультимедийная презентация) интерактивный элемент: Слайды Иллюстрация И.Л. Бруни к произведению «Кладовая солнце» М. Пришвина. Для учащихся: учебник­хрестоматия 6 класс часть II, автор­составитель О.М. Хренова, М.А. Снежневская ,  бумага, краски акварельные, гуашевые, кисти (широкие, узкие), баночка с водой, тряпочка. Этапы урока: 1. Организационный момент. 2. Формулирование темы и проблемы урока. 3. Актуализация (разминка). 4. Изучение новой темы. 5. Практическая часть. 6. Подведение итогов деятельности. 7. Вывод­обобщение. 8. Рефлексия.Ход урока I. Организационный момент. приветствие, проверка готовности к уроку. Вступительное слово учителя Учитель литературы: Мы продолжаем изучение темы «Произведения русских писателей XX века о природе и о  Родине» Учитель изо: А также продолжаем говорить о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Учитель литературы: Сегодня речь пойдёт о М.М. Пришвине, за которым прочно закрепилось имя певца русской природы. Ребята, давайте вспомним, что нам известно о жизни, творчестве Пришвина? Сообщение детей. (презентация) Ответы детей: Михаил Михайлович Пришвин – один из своеобразнейших русских писателей. Его книги  раскрывают неповторимую прелесть природы родного края, помогают отыскивать в ней прекрасные стороны  души человеческой. Ответы детей: Секрет колдовства произведений М.М. Пришвина – в их языке. Это обязывает внимательнее  вглядеться в словесную ткань произведений писателя, «почувствовать свою собственную душу». II. Актуализация (разминка). Учитель литературы: Словесный пейзаж нужно увидеть и услышать, почувствовать. Учитель изо: Известно, что одно из самых сильных ощущений человека – это видение мира в цвете. Все  художники и писатели в той или иной степени используют эту особенность человеческого восприятия  окружающего. Пришвин говорил, что «моё настоящее искусство – живопись, и то, что должно быть изображено  линиями и красками, я стараюсь делать словами». Учитель литературы: Итак, что же отличает Пришвина от других писателей? Ответы детей: (Видение мира в красках) Учитель литературы: А какую природу изображал Пришвин? Ответы детей: (Природу России, русскую природу) Учитель изо: Как мы называем картины, на которых изображена природа? Ответы детей: (Пейзаж.) Учитель изо: А каких художников – пейзажистов вы знаете? (Левитан, Саврасов, Шишкин) Учитель литературы: Кто из них на ваш взгляд наиболее сопоставим с произведениями Пришвина? Ответы детей: (Шишкин) Ученик: И.И. Шишкин – это прежде всего народный художник. Всю свою жизнь он посвятил изучению русского,  преимущественно северного, леса. Ученик: Он писал русское дерево, русскую чащу, русскую глушь… III. Формулирование темы и проблемы урока. Учитель литературы: Теперь, я думаю, можно сформулировать тему урока. О чем мы с вами сегодня будем  говорить? (О М.М. Пришвине как о писателе – живописце) Учитель изо: А также сопоставлять … (произведения литературы и живописи) Учитель литературы: А чему сегодня мы будем учиться? (думать, выделять, сопоставлять, обобщать, и  формулировать свои мысли в словесной и живописной форме)Учитель изо: А значит, мы будем рисовать пейзаж. Прежде чем начать думать, т. е. анализировать текст,  проведём небольшую разминку. Учитель литературы: Почему повесть Пришвина называется сказка­быль? Ответы детей: (в повести мы наблюдаем соединение сказочных и реальных событий) Учитель изо: А кто у нас самый знаменитый художник – сказочник? Ответы детей: (В. Васнецов) Учитель литературы: Поговорим о средствах выразительности. Если слово отвечает на вопрос КАКОЙ? и  писатель выражает в нём своё отношение к предмету или явлению, то это…? Ответы детей: (эпитет) Учитель изо: Сочетание, соотношение красок, цветов, создающее определенное единство картины – это… Ответы детей: (колорит) Учитель литературы: Если слово обозначает скрытое сравнение, то это … Ответы детей (метафора) Учитель изо: Гармония, соотношение отдельных частей в построении сюжета картины – это… Ответы детей: (композиция картины) Учитель литературы: Зачин, развитие сюжета, кульминация – это элементы … Ответы детей: (композиции литературного произведения) Учитель изо: Правила передачи глубины и пространства в картине – это… Ответы детей: (перспектива) Учитель литературы: Если неживые предметы или явления природы изображаются как живые существа, то  это… Ответы детей (олицетворение) IV. Изучение новой темы. Учитель литературы: Обратимся к тексту сказки – были «Кладовая солнца» Как писатель создаёт образ и характер героя? Прежде всего в повести это портрет (чтение вслух отрывка из  пов. – с. 170 – портреты Насти и Митраши  Выпишите из отрывка ключевые слова   Назовите во 2­й колонке СХВ  Обозначьте Ч/Р  Обозначьте лит. и худож. приёмы Учитель литературы: Что о героине хотел сказать нам автор, используя данные средства художественной  изобразительности. Какой образ и характер предстаёт перед нами? (светлая, красивая, добрая, работящая,  заботливая., т. к. слово золотой – многозначное!) Учитель изо: А вот ребята, перед вами иллюстрации известного художника И.Л. Бруни . Давайте рассмотрим  образ главной героини Насти? – В каких тонах его написал художник (холодный колорит) – Что можете сказать об интерьере? (интерьер бедный, скудный, простой) – Какое цветовое пятно в рисунке говорит нам о приходе весны, а также подчёркивает красоту, миловидность,  нежность девочки?Ответы детей: (холодный колорит, платок нежно­сиреневого цвета подчёркивает золотые волосы Насти, и  крупные веснушки) Учитель литературы: предлагает чтение отрывка – портрет Митраши – с. 170. В чём сходство, различие?  (Общие СХИ – «весь в золотых веснушках», черты лица – «чистенький носик») Учитель изо: А вот перед вами портрет Митраши кисти того же Бруни. Что общего между этими портретами?  (золотые веснушки) – А в чём разница? (колорит более холодный, отсутствие яркого цветового пятна. Более жёсткий овал лица,  серьёзней взгляд). Учитель литературы : А как проявляется характер героев? (В поступках, в делах) Мы знаем с вами, что дети  занимаются хозяйством. А это легко? (Ответы детей) – Почему рассказчик называет детей УМНЕНЬКИМИ? (они любят и умеют трудиться) – Куда же решили отправиться наши герои? (Они отправились в лес за клюквой) – Да, ребята, и мы вместе с детьми тоже войдём в мир природы, в русский лес. Чтение отрывка (стр. 175, абзац 2­й) «картинка с цветами, весна в лесу…» – Красивая ли картинка перед вами? А как писатель рисует эту красоту? (Работа с таблицей) Учитель литературы: Цель писателя? (Показать красоту родной природы) – Тут в разговоре появляется новая краска. Какая? С каким художественным образом это связано? (С серым  волком) – А что же это за колорит? Какое настроение он передает? (ответы детей) Учитель изо: серые тона – это ахроматические цвета (отсутствие цвета) Учитель литературы: таким образом, автор вводит в повествовании мотив тревоги. Однако в лесу всё  пробуждается вместе с восходом солнца. (Чтение отрывка на с. 175­176) – Что главное в этом отрывке – ЗВУКИ в лесу? – Что обозначали эти звуки? Что хотели сказать лесные обитатели? (ЗДРАВСТВУЙТЕ!) – Вернёмся к табличке. Учитель изо Одиночное цветовое пятно. Маленькая деталь становится главной в картине. Рассмотрим картину  «Лесная глушь» И.И. Шишкина (слайд). В каком колорите выполнил художник эту картину. Мы видим всё туже  шишкинскую глушь, подробный план с тёмной лужей, покрытый бурым и зелёным мхом валежник, которые  передают зрителю ощущение влажности и сырости. Лисица, устремившаяся за улетающей уткой, сразу  бросается зрителю в глаза. Учитель литературы: Вернёмся к нашим героям и увидим, что они поссорились. Чтение отрывка (стр. 177) Что  происходит с природой? Во–первых, меняется пейзаж. Из звонкой, светлой, солнечной Борины мы попадаем на  Блудово болото. (само название – это ассонанс, передающий стон и вой). Кто же это стонал и выл? (ответы  детей) Мёрзнут дети на Блудовом болоте, а в это время солнце осветило звонкую Борину и могучие стволы  соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы. Учитель изо Прекрасен восход солнца в лесу, об этом рассказывает Пришвин в своей повести и Шишкин в своей  картине «Корабельная роща" (слайд) Золотой колоннадой вздымается к лазурному небу русский лес.  Могучая, несокрушимая стена сосен­великанов, озаренных благодатным светилом. Блики солнца играют в  прозрачных водах ручья, берущего начало у мощных, несокрушимых корней бора. Светом жизни пронизан весь  холст, он играет в прозрачном источнике, где видна каждая песчинка. Но особую жизнь картине дает игра света и тени, то волшебство бликов, которое заставляет нас зримо ощущать, почти присутствовать в этой роще и  любоваться прекрасным уголком русской природы. Учитель литературы: Как ведут себя птицы и звери на Блудовом болоте? Они радуются наступлению утра и  восходу солнца (чтение отрывка на с. 180, 1­й абзац: Тетерев – Косач) Блудово болото тоже  просыпается. (Работа с таблицой).Учитель литературы: К чему привела ссора между детьми? Что случилось с Митрашей? (краткий пересказ  «История Митраши») Настя на палестинке гл. 9 с. 191 – ОПИСАНИЕ ЯГОД (СХИ – метафора, метафорический эпитет, Ч/Р – прилагательные, сложные прилагательные, приёмы – усиление цвета, живопись на фоне, цветовой контраст) ЦЕЛЬ ? Передать красоту природы – А как в соседстве с этой красотой рассказчик рисует о золотую курочку? (мокрая и грязная) – Какие образы и краски появляются? (чёрный пень, серая змея) – Какие мотивы вводятся в повествование? (беды, несчастья). Почему – жадность! – Как это повлияло на Настю? (Она опомнилась и вспомнила о брате) – Мы знаем с вами, что с этого момента всё постепенно пойдёт на лад у ребятишек. И приключение закончится  благополучно. – Почему Травка узнала в Митраше Антипыча? Он был хороший и добрый. (Кому же захочется спасать злого и  жестокого!) – Мы рады за наших героев. Они спаслись и встретились. Вам интересно было читать о героях? … Учитель изо: Представьте себе, что в повествовании не было бы красок? Исчезли бы и настроение, и  очарование произведения. Когда сам создаёшь подобный пейзаж, наверное, лучше понимаешь цели и задачи другого автора. V. Практическая часть. Учитель изо: Сейчас сразу красками вы, ребята, завершите ваш собственный пейзаж – иллюстрацию к  произведению М.М. Пришвина. Постарайтесь передать настроение выбранного отрывка… Практическая работа. Создание пейзажа­настроения. Музыкальное сопровождение – «Сентиментальный  вальс» П.И. Чайковского Можно приступать к рисованию. Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. Создание рисунка  начните с выбора сюжета и построения композиции из выбранных предметов. Затем нарисуйте контуры  деревьев и других деталей рисунка, только после этого приступайте к детальной проработке рисунка. Итог урока: Роль цветовой лексики и пейзажа в художественном произведении, будь то литература или живопись,  заключается в следующем: Характеристика героя.   Введение определённого мотива в повествование.  Передача настроения, мироощущения героев.  Желание художника передать впечатление от окружающей действительности (природа и др.) Анализ работ Выставка работ учащихся, посмотрев на ваши работы, можно сказать: вы создали пейзаж – настроение, каждый  пейзаж неповторим. Рисунки получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки. VI. Рефлексия. Спасибо всем за урок!

Посмотрите также