Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "Цветовая лексика в произведениях М.М. Пришвина как один из способов создания образа русской природы. Пейзаж – настроение как способ выражения идеи автора"
Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души.
А.К. Саврасов
Цели и задачи:
Обучающие:
• расширить представления учащихся о возможностях литературы и живописи в изображении природы;
• определить роль пейзажа и цветовой лексики в литературном произведении;
• показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.
Развивающие:
• развитие навыков выразительного чтения, литературоведческого и лингвистического анализа произведения;
• развивать творческое воображение, совершенствовать способности образного мышления;
• формировать навыки работы с текстом произведения в сопоставлении с произведением живописи;
• развитие творческих умений и навыков в создании красками пейзажа-настроения.
Воспитывающие:
• воспитывать эстетический вкус, любовь к родной природе, бережное отношение к ней;
• уважение к русской культуре и литературе.
Бинарный урок литературы и изобразительного
искусства "Цветовая лексика в произведениях М.М.
Пришвина как один из способов создания образа
русской природы. Пейзаж – настроение как способ
выражения идеи автора"
Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души.
А.К. Саврасов
Цели и задачи:
Обучающие:
расширить представления учащихся о возможностях литературы и живописи в изображении природы;
определить роль пейзажа и цветовой лексики в литературном произведении;
показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.
Развивающие:
развитие навыков выразительного чтения, литературоведческого и лингвистического анализа
произведения;
развивать творческое воображение, совершенствовать способности образного мышления;
формировать навыки работы с текстом произведения в сопоставлении с произведением живописи;
развитие творческих умений и навыков в создании красками пейзажанастроения.
Воспитывающие:
воспитывать эстетический вкус, любовь к родной природе, бережное отношение к ней;
уважение к русской культуре и литературе.
Оборудование:
Для учителя: учебникхрестоматия 6 класс часть II, авторсоставитель О.М. Хренова, М.А. Снежневская
проектор, компьютер, краски, кисти, №1. (мультимедийная презентация)
интерактивный элемент: Слайды Иллюстрация И.Л. Бруни к произведению «Кладовая солнце» М. Пришвина.
Для учащихся: учебникхрестоматия 6 класс часть II, авторсоставитель О.М. Хренова, М.А. Снежневская ,
бумага, краски акварельные, гуашевые, кисти (широкие, узкие), баночка с водой, тряпочка.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Формулирование темы и проблемы урока.
3. Актуализация (разминка).
4. Изучение новой темы.
5. Практическая часть.
6. Подведение итогов деятельности.
7. Выводобобщение.
8. Рефлексия.Ход урока
I. Организационный момент.
приветствие, проверка готовности к уроку.
Вступительное слово учителя
Учитель литературы: Мы продолжаем изучение темы «Произведения русских писателей XX века о природе и о
Родине»
Учитель изо: А также продолжаем говорить о пейзаже как жанре изобразительного искусства.
Учитель литературы: Сегодня речь пойдёт о М.М. Пришвине, за которым прочно закрепилось имя певца русской
природы. Ребята, давайте вспомним, что нам известно о жизни, творчестве Пришвина?
Сообщение детей. (презентация)
Ответы детей: Михаил Михайлович Пришвин – один из своеобразнейших русских писателей. Его книги
раскрывают неповторимую прелесть природы родного края, помогают отыскивать в ней прекрасные стороны
души человеческой.
Ответы детей: Секрет колдовства произведений М.М. Пришвина – в их языке. Это обязывает внимательнее
вглядеться в словесную ткань произведений писателя, «почувствовать свою собственную душу».
II. Актуализация (разминка).
Учитель литературы: Словесный пейзаж нужно увидеть и услышать, почувствовать.
Учитель изо: Известно, что одно из самых сильных ощущений человека – это видение мира в цвете. Все
художники и писатели в той или иной степени используют эту особенность человеческого восприятия
окружающего. Пришвин говорил, что «моё настоящее искусство – живопись, и то, что должно быть изображено
линиями и красками, я стараюсь делать словами».
Учитель литературы: Итак, что же отличает Пришвина от других писателей?
Ответы детей: (Видение мира в красках)
Учитель литературы: А какую природу изображал Пришвин?
Ответы детей: (Природу России, русскую природу)
Учитель изо: Как мы называем картины, на которых изображена природа?
Ответы детей: (Пейзаж.)
Учитель изо: А каких художников – пейзажистов вы знаете? (Левитан, Саврасов, Шишкин)
Учитель литературы: Кто из них на ваш взгляд наиболее сопоставим с произведениями Пришвина?
Ответы детей: (Шишкин)
Ученик: И.И. Шишкин – это прежде всего народный художник. Всю свою жизнь он посвятил изучению русского,
преимущественно северного, леса.
Ученик: Он писал русское дерево, русскую чащу, русскую глушь…
III. Формулирование темы и проблемы урока.
Учитель литературы: Теперь, я думаю, можно сформулировать тему урока. О чем мы с вами сегодня будем
говорить? (О М.М. Пришвине как о писателе – живописце)
Учитель изо: А также сопоставлять … (произведения литературы и живописи)
Учитель литературы: А чему сегодня мы будем учиться? (думать, выделять, сопоставлять, обобщать, и
формулировать свои мысли в словесной и живописной форме)Учитель изо: А значит, мы будем рисовать пейзаж. Прежде чем начать думать, т. е. анализировать текст,
проведём небольшую разминку.
Учитель литературы: Почему повесть Пришвина называется сказкабыль?
Ответы детей: (в повести мы наблюдаем соединение сказочных и реальных событий)
Учитель изо: А кто у нас самый знаменитый художник – сказочник?
Ответы детей: (В. Васнецов)
Учитель литературы: Поговорим о средствах выразительности. Если слово отвечает на вопрос КАКОЙ? и
писатель выражает в нём своё отношение к предмету или явлению, то это…?
Ответы детей: (эпитет)
Учитель изо: Сочетание, соотношение красок, цветов, создающее определенное единство картины – это…
Ответы детей: (колорит)
Учитель литературы: Если слово обозначает скрытое сравнение, то это …
Ответы детей (метафора)
Учитель изо: Гармония, соотношение отдельных частей в построении сюжета картины – это…
Ответы детей: (композиция картины)
Учитель литературы: Зачин, развитие сюжета, кульминация – это элементы …
Ответы детей: (композиции литературного произведения)
Учитель изо: Правила передачи глубины и пространства в картине – это…
Ответы детей: (перспектива)
Учитель литературы: Если неживые предметы или явления природы изображаются как живые существа, то
это…
Ответы детей (олицетворение)
IV. Изучение новой темы.
Учитель литературы: Обратимся к тексту сказки – были «Кладовая солнца»
Как писатель создаёт образ и характер героя? Прежде всего в повести это портрет (чтение вслух отрывка из
пов. – с. 170 – портреты Насти и Митраши
Выпишите из отрывка ключевые слова
Назовите во 2й колонке СХВ
Обозначьте Ч/Р
Обозначьте лит. и худож. приёмы
Учитель литературы: Что о героине хотел сказать нам автор, используя данные средства художественной
изобразительности. Какой образ и характер предстаёт перед нами? (светлая, красивая, добрая, работящая,
заботливая., т. к. слово золотой – многозначное!)
Учитель изо: А вот ребята, перед вами иллюстрации известного художника И.Л. Бруни . Давайте рассмотрим
образ главной героини Насти?
– В каких тонах его написал художник (холодный колорит)
– Что можете сказать об интерьере? (интерьер бедный, скудный, простой)
– Какое цветовое пятно в рисунке говорит нам о приходе весны, а также подчёркивает красоту, миловидность,
нежность девочки?Ответы детей: (холодный колорит, платок нежносиреневого цвета подчёркивает золотые волосы Насти, и
крупные веснушки)
Учитель литературы: предлагает чтение отрывка – портрет Митраши – с. 170. В чём сходство, различие?
(Общие СХИ – «весь в золотых веснушках», черты лица – «чистенький носик»)
Учитель изо: А вот перед вами портрет Митраши кисти того же Бруни. Что общего между этими портретами?
(золотые веснушки)
– А в чём разница? (колорит более холодный, отсутствие яркого цветового пятна. Более жёсткий овал лица,
серьёзней взгляд).
Учитель литературы : А как проявляется характер героев? (В поступках, в делах) Мы знаем с вами, что дети
занимаются хозяйством. А это легко? (Ответы детей)
– Почему рассказчик называет детей УМНЕНЬКИМИ? (они любят и умеют трудиться)
– Куда же решили отправиться наши герои? (Они отправились в лес за клюквой)
– Да, ребята, и мы вместе с детьми тоже войдём в мир природы, в русский лес.
Чтение отрывка (стр. 175, абзац 2й) «картинка с цветами, весна в лесу…»
– Красивая ли картинка перед вами? А как писатель рисует эту красоту? (Работа с таблицей)
Учитель литературы: Цель писателя? (Показать красоту родной природы)
– Тут в разговоре появляется новая краска. Какая? С каким художественным образом это связано? (С серым
волком)
– А что же это за колорит? Какое настроение он передает? (ответы детей)
Учитель изо: серые тона – это ахроматические цвета (отсутствие цвета)
Учитель литературы: таким образом, автор вводит в повествовании мотив тревоги. Однако в лесу всё
пробуждается вместе с восходом солнца. (Чтение отрывка на с. 175176)
– Что главное в этом отрывке – ЗВУКИ в лесу?
– Что обозначали эти звуки? Что хотели сказать лесные обитатели? (ЗДРАВСТВУЙТЕ!)
– Вернёмся к табличке.
Учитель изо Одиночное цветовое пятно. Маленькая деталь становится главной в картине. Рассмотрим картину
«Лесная глушь» И.И. Шишкина (слайд). В каком колорите выполнил художник эту картину. Мы видим всё туже
шишкинскую глушь, подробный план с тёмной лужей, покрытый бурым и зелёным мхом валежник, которые
передают зрителю ощущение влажности и сырости. Лисица, устремившаяся за улетающей уткой, сразу
бросается зрителю в глаза.
Учитель литературы: Вернёмся к нашим героям и увидим, что они поссорились. Чтение отрывка (стр. 177) Что
происходит с природой? Во–первых, меняется пейзаж. Из звонкой, светлой, солнечной Борины мы попадаем на
Блудово болото. (само название – это ассонанс, передающий стон и вой). Кто же это стонал и выл? (ответы
детей) Мёрзнут дети на Блудовом болоте, а в это время солнце осветило звонкую Борину и могучие стволы
соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы.
Учитель изо Прекрасен восход солнца в лесу, об этом рассказывает Пришвин в своей повести и Шишкин в своей
картине «Корабельная роща" (слайд) Золотой колоннадой вздымается к лазурному небу русский лес.
Могучая, несокрушимая стена сосенвеликанов, озаренных благодатным светилом. Блики солнца играют в
прозрачных водах ручья, берущего начало у мощных, несокрушимых корней бора. Светом жизни пронизан весь
холст, он играет в прозрачном источнике, где видна каждая песчинка. Но особую жизнь картине дает игра света
и тени, то волшебство бликов, которое заставляет нас зримо ощущать, почти присутствовать в этой роще и
любоваться прекрасным уголком русской природы.
Учитель литературы: Как ведут себя птицы и звери на Блудовом болоте? Они радуются наступлению утра и
восходу солнца (чтение отрывка на с. 180, 1й абзац: Тетерев – Косач) Блудово болото тоже
просыпается. (Работа с таблицой).Учитель литературы: К чему привела ссора между детьми? Что случилось с Митрашей? (краткий пересказ
«История Митраши»)
Настя на палестинке гл. 9 с. 191 – ОПИСАНИЕ ЯГОД
(СХИ – метафора, метафорический эпитет, Ч/Р – прилагательные, сложные прилагательные, приёмы – усиление
цвета, живопись на фоне, цветовой контраст) ЦЕЛЬ ? Передать красоту природы
– А как в соседстве с этой красотой рассказчик рисует о золотую курочку? (мокрая и грязная)
– Какие образы и краски появляются? (чёрный пень, серая змея)
– Какие мотивы вводятся в повествование? (беды, несчастья). Почему – жадность!
– Как это повлияло на Настю? (Она опомнилась и вспомнила о брате)
– Мы знаем с вами, что с этого момента всё постепенно пойдёт на лад у ребятишек. И приключение закончится
благополучно.
– Почему Травка узнала в Митраше Антипыча? Он был хороший и добрый. (Кому же захочется спасать злого и
жестокого!)
– Мы рады за наших героев. Они спаслись и встретились. Вам интересно было читать о героях? …
Учитель изо: Представьте себе, что в повествовании не было бы красок? Исчезли бы и настроение, и
очарование произведения.
Когда сам создаёшь подобный пейзаж, наверное, лучше понимаешь цели и задачи другого автора.
V. Практическая часть.
Учитель изо: Сейчас сразу красками вы, ребята, завершите ваш собственный пейзаж – иллюстрацию к
произведению М.М. Пришвина. Постарайтесь передать настроение выбранного отрывка…
Практическая работа. Создание пейзажанастроения. Музыкальное сопровождение – «Сентиментальный
вальс» П.И. Чайковского
Можно приступать к рисованию. Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. Создание рисунка
начните с выбора сюжета и построения композиции из выбранных предметов. Затем нарисуйте контуры
деревьев и других деталей рисунка, только после этого приступайте к детальной проработке рисунка.
Итог урока:
Роль цветовой лексики и пейзажа в художественном произведении, будь то литература или живопись,
заключается в следующем:
Характеристика героя.
Введение определённого мотива в повествование.
Передача настроения, мироощущения героев.
Желание художника передать впечатление от окружающей действительности (природа и др.)
Анализ работ
Выставка работ учащихся, посмотрев на ваши работы, можно сказать: вы создали пейзаж – настроение, каждый
пейзаж неповторим. Рисунки получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.
VI. Рефлексия.
Спасибо всем за урок!