Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.
Оценка 4.6

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
16.02.2018
Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.
Открытый урок по истории и литературе на тему "Картины войны 1812 года в литературе и истории. Бинарный урок по истории и литературе проводится на 1-2 курсе со студентами колледжа и техникума. Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов- предметников. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
открытый урок.docx
Тема урока: Картины войны 1812 года в литературе и истории. Форма проведения урока: урок­панорама. Цели и задачи: 1. Дать углубленное восприятие учащимися единой картины войны 1812  года, сформировать понятие о сущности художественного образа и  специфических средствах его создания в разных сферах  художественного творчества. 2. Обобщить знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 года». 3. Осветить изученные исторические события средствами литературы,  живописи, архитектуры, скульптуры. 4. Формировать умение извлекать из различных источников информацию  по данной теме, находить на карте историко­географические объекты. 5. Способствовать развитию воссоздающего и творческого воображения  личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира. 6. Воспитывать любовь к Отечеству через изучение памятных страниц  истории. Оборудование урока:  учебные карты «Европа в годы завоевательных войн Наполеона»,  «Отечественная война 1812 года»; схема Бородинской битвы;  портреты: Наполеона, Кутузова, Барклая де Толли, Багратиона,  Давыдова, Раевского и других героев 1812 года;  музыкальное сопровождение –романс на стихи М. Цветаевой  «Генералам двенадцатого года»;  иллюстрации к роману Л.Н.Толстого «Война и мир»;  репродукции картин, изображения памятников скульптуры и  архитектуры, посвященных войне 1812 года (в том числе репродукции  портретов из Военной галереи Зимнего дворца);  фрагменты художественного фильма «Война и мир» (батальные сцены);  ТСО: компьютер, проектор с экраном. ХОД УРОКА Приветствие гостей и участников урока. Учитель истории: главной задачей нашего урока  является обобщение  изученных исторических событий 1812 года и освещение их в художественной литературе и других видах искусства – архитектуре, живописи, скульптуре. В ходе урока учащимся предложено заполнить таблицу: 1 «Отражение исторических событий войны 1812 года в искусстве» Дата Историческое событие Произведение искусства (живопись, архитектура, литература, скульптура, музыка), посвященное событиям войны 1812 г., его местонахождение Автор произведения, дата создания       Учитель литературы: читает эпиграф урока: «Гроза двенадцатого года настала, кто нам тут помог – остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог?». К этим строкам Пушкина мы будем возвращаться на протяжении урока не раз  – ответом им служат строки Лермонтова «Да, были люди в наше время…».  Именно о героях, без которых не было бы победы, пойдет разговор на фоне  известных исторических событий. Учитель истории: прежде чем начать разговор о событиях 1812 года в  России, давайте совершим краткий экскурс в историю событий начала 19 века в Европе. (Звучит сообщение ученика у карты – о завоеваниях Наполеона в Европе,  капитуляции Австрии, Пруссии, континентальной блокаде Англии,  Тильзитском мире, народной войне в Испании, причинах похода Наполеона на Россию, его мечтах о господстве в Европе. Одновременно учащиеся в группе  заполняют предложенную в начале урока таблицу – графу «Исторические  события»). Учитель литературы: почему Наполеон стал героем романтической  литературы? (Рассказ ученика у портрета Наполеона о его  головокружительной карьере, чертах его характера, его трагической судьбе,  поражении и заточении на острове Святой Елены). Вот каким предстает Наполеон в  стихотворении Лермонтова  «Последнее  новоселье». (Звучит  стих). … и он явился с строгим взором, 2 Отмеченный божественным перстом. И призван за вождя всеобщим приговором, И ваша жизнь слилася в нём… Один – он был везде, холодный, неизменный, Отец седых дружин, любимый сын молвы, В степях египетских, у стен покорной Вены, В снегах пылающей Москвы… Как будет он жалеть, печалию томимый, О знойном острове, под небом дальних стран, Где сторожил его, как он непобедимый, Как он великий, океан! Учитель истории: Таков был полководец, бросивший против России  громадную армию. И такому врагу Россия смогла дать отпор и одержать  победу, хотя сначала пришлось отступать. Главнокомандующим Первой русской армией в 1812 году был Михаил  Богданович Барклай де Толли. (Ученик делает сообщение о Барклае де Толли на фоне его портрета). Барклай де Толли – лифляндец по происхождению, быстро сделал карьеру,  честно служил России, но с его именем не соединилось ни одно знаменитое  сражение. Участвовал во взятии Очакова, отличился в войне со шведами, но  до его назначения на пост военного министра большинство русских о нём  ничего не слышало. Был по – немецки точен, сух, аккуратен, холоден, замкнут,  требователен к себе и к другим. Всегда держал дистанцию с подчинёнными.  был талантливым стратегом, но слишком отличался от полководцев  суворовского образца – был далёк от солдат, поэтому его считали чужаком,  да и нерусская фамилия этому способствовала. В штабе его уму и достоинствам завидовали, поэтому Барклай стал  жертвой сплетен. В 1812 году был главнокомандующим 1­й русской армии и  вынужден был отступать под натиском французов, сохраняя армию. Вокруг  3 видел озлобленные лица, слышал незаслуженное прозвище «изменник».  Горячий, несдержанный Багратион в письмах к Ростопчину называл его  трусом. В июле армии Барклая и Багратиона встретились в районе Смоленска, и сговориться между собой столь противоположные по характеру и  темпераменту полководцы не смогли. Учитель литературы: горькую судьбу Барклая де Толли лучше всех  передал А.С.Пушкин в стихотворении «Полководец». Поэт высоко оценивает  его заслуги.  (Ученица читает стихотворение «О, вождь, несчастливый!…»).  О вождь несчастливый! Суров был жребий твой: Всё в жертву ты принёс земле тебе чужой. Непроницаемый для взгляда черни дикой, В молчанье шёл один ты с мыслью великой. И, в имени твоём звук чуждый не взлюбя, Своими криками преследуя тебя, Народ, таинственно спасаемый тобою, Ругался над твоей священной сединою. и тот, чей острый ум тебя и постигал, В угоду им тебя лукаво порицал… Непонятость своего героя Пушкин подчеркивает особо, делая тем самым его  образ особенно романтическим. Это усугубляется и описанием его судьбы  после ухода с высокого поста военачальника (чтение отрывка «И долго,  укреплен могущим убежденьем,...»). И долго укреплён могущим убежденьем Ты был неколебим пред общим заблужденьем: И на полпути ты должен наконец Безмолвно уступить и лавровый венец, И власть, и замысел, обдуманный глубоко, ­ 4 И в полковых рядах сокрыться одиноко. Там устарелый вождь, как ратник молодой, Свинца весёлый свист заслышавший впервой, Бросался ты в огонь, ища желанной смерти,­ Вотще!­ О люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха! Жрецы минутного, поклонники успеха! Как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведёт в восторг и умиленье! Учитель истории: в отличие от непонятого народом Барклая,  главнокомандующий Второй русской армией Петр Иванович Багратион был в  народе любим и популярен (рассказ ученицы о Багратионе, показ его  портрета). Иван Петрович Багратион был грузин, из знатного княжеского рода. Народ  любил его как верного и любимого ученика Суворова. Человек горячий,  откровенный, резкий, мужественный, он пользовался, в отличие от Барклая де Толли, большой любовью в войсках. Во время отступления командует 2­й  армией, но если Барклай, отступая, осторожен, его цель – сохранить армию,  то Багратион часто идёт на рискованные столкновения с врагом. Это  выглядит гораздо патриотичнее, но вряд ли разумнее. Барклай отмалчивается, Багратион постоянно выступает с пламенными патриотическими речами,  призывая дать врагу отпор. В Шевардинском сражении Кутузову постоянно приходится отправлять Багратиону депеши, чтобы он, руководя левым флангом, зря не лил кровь  своих солдат. 5 В Бородинском сражении он оказывается в самом жарком месте боя.  Французы постоянно наступают на Багратионовы флеши, но войска стоят  насмерть. Здесь Багратион был тяжело ранен и вскоре скончался. Учитель литературы: Василий Андреевич Жуковский в стихотворении  «Певец во стане русских воинов» пишет о Багратионе (чтение стихотворения  «И ты… и ты, Багратион?...»). И ты… и ты, Багратион? Вотще друзей молитвы. Вотще их плач… во гробе он, Добыча лютой битвы. Ещё дружин надежда в нём; Всё мнит: с одра восстанет: И робко шепчет враг с врагом: «Увы нам! скоро грянет». А он… навеки взор смежил, Решитель бранных споров, Он в область храбрых воспарил К тебе, отец Суворов. Учитель истории: главной целью Наполеона было овладение Москвой. Но  русское командование сорвало стратегический замысел Наполеона. В войне решалась судьба национальной независимости России, всех ее  народов. Защита Отечества, борьба с иноземным врагом соответствовали  коренным интересам всех народов России. Отражением этого был небывалый  патриотический подъем народа, пробуждение его национального  самосознания, понимание своей роли в защите Родины. Патриотизм народа  уже тогда отмечался современниками: «Всяк стремится к одному… дабы  Россию избавить от нашествия вражия. Умы до такой степени  воспламенены, что солдаты и мужики лучше согласятся погребстись под  развалинами отечества своего, нежели слышать о мире». Народ составил  6 основу армии. Крестьяне кормили, одевали и вооружали армию. Широкие  массы населения помогали заготавливать провиант, одежду, подводы. И  делалось это добровольно. Активность народных масс проявилась и в ходе  формирования ополчения, и в развитии крестьянского партизанского  движения. На фоне народной войны должен был появиться полководец, которому верил  бы весь народ. Главнокомандующим назначается Михаил Илларионович  Кутузов. Учитель литературы: И снова звучат стихи В.А.Жуковского «Хвала тебе,  наш бодрый вождь, …» (Ученица читает стихотворение). Он взором жизнь даёт полкам: Он махом мощной длани Их мчит во сретенье врагам В средину шумной брани; Хвала тебе, наш бодрый вождь, Герой под сединами! Как юный ратник, вихрь и дождь, И труд он делит с нами. О, сколь израненным челом Пред строем он прекрасен! И сколь он хладен пред врагом, И сколь врагу ужасен! С ним опыт, сын труда и лет; Он бодр и с сединою; Ему знаком победы след… Доверенность к герою! Нет, други, нет! не предана 7 Москва на расхищенье; Там стены!... в россах вся она: Мы здесь, ­ и бог наш – мщенье. Здесь Жуковский показывает возвышенно­романтический образ «бодрого  вождя», решающего исход борьбы народа с захватчиками.  (Ученик делает сообщение о М.И.Кутузове, демонстрирует его портрет). Пушкин говорил о Кутузове: «Кутузов один обличён был в народную  доверенность, которую так чудно он оправдал». Он избран главнокомандующим армии после Смоленска, ему 67 лет.  Глаз он потерял во время взятия Очакова, а в 1788 году, во время кампании  против турок, вновь ранен в голову. Александр 1 держит его в «почётной  ссылке» ­ отправляет дипломатом в Стамбул, боясь, что Кутузову известны  подробности убийства Павла 1. В 1805 году при Аустерлице, когда оба  императора бежали, старается спасти полки, при этом ранен в левую бровь…  В 1809 году он – военный губернатор в Вильно, в 1811 командует Дунайской  армией, выполняет задачу – заключить с Турцией мир, что ему удаётся. Но в  1812 году прозябает в своём имении. Его назначение и приезд в армию вызывает ликование. Поют частушки: Барклай де Толли Не нужен боле. Приехал Кутузов Бить французов. Кутузов любим армией и умеет использовать моральную силу русских,  борющихся за свою родную землю. Учитель истории: назначение и приезд Кутузова в армию вызывают  народное ликование. Он любим народом и армией, и умеет использовать  моральную силу русских, борющихся за освобождение родной земли.  Наполеон, имея численное превосходство, по­прежнему стремился  8 разгромить в генеральном сражении русскую армию. Кутузов же разработал  стратегию накопления крупных резервов, истощение врага и окончательный  его разгром в ходе контрнаступления. Отступление армии в пределы  Подмосковья заставило Кутузова решить вопрос о крупном сражении,  которое должно было носить оборонительный характер и быть важной вехой в подготовке контрнаступления. Готовясь к нему, Кутузов учитывал  патриотический подъем армии и всего народа. Место для сражения было  выбрано весьма удачно и Кутузов пишет царю, что позиция, выбранная им при Бородино, одна из наилучших. (Работа со схемой сражения – ученик показывает на схеме и рассказывает о  Бородинском сражении). Учитель литературы: вы все знаете и помните знаменитое стихотворение  М.Ю.Лермонтова «Бородино», в котором художник слова красочно описал  Бородинское сражение. (Ученица читает отрывок из «Бородино»).  ­ Скажи­ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! ­ Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри ­ не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: "Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры 9 Чужие изорвать мундиры О русские штыки?" И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки ­ Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой­ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Кого же поэт называл богатырями, ставя их в пример своему поколению? Учитель литературы: генералам двенадцатого года Марина Цветаева  посвятила стихи, которые были положены на музыку. (Звучит романс «Генералам двенадцатого года» ). Учитель истории: несмотря на мужество русских на Бородинском поле,  Кутузову приходится принять решение оставить Москву, спасая армию. (Показ репродукций картин «Военный совет в Филях», «Пожар Москвы»). (Ученица читает строки Пушкина «Напрасно ждал Наполеон…»). Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоённый, Москвы коленопреклонённой С ключами старого Кремля: 10 Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приёмный дар. Она готовила пожар Нетерпеливому герою. Отселе, в думу погружён, Глядел на грозный пламень он. В России начинается партизанская война, у истоков которой стоял  замечательный офицер и поэт Денис Давыдов. (Сообщение ученика о Давыдове, показ портрета). Сообщение о Денисе Васильевиче Давыдове. Родился в Москве в семье полкового командира. Большую роль для  него сыграла встреча с Суворовым. В 1793 году тот сказал, увидев  девятилетнего мальчика: «Этот будет военный человек, я ещё не умру, а он  уже три сражения выиграет». В 17 лет поступает в гвардию, но за свои стихи переведён в армию.  Становится гусаром. Его стихи «написаны на привалах, на дневках, между  двух дежурств, между двух сражений». Участвует в войне в 1805 – 1807 годах как адъютант Багратиона, затем  – в кампании против Швеции и Турции. Получает ордена и золотое оружие  «За храбрость». В начале 1812 года – в действующей армии, но в сентябре подаёт  Кутузову рапорт с предложением организовать партизанские отряды.  Становится командиром такого отряда. войну закончил в Париже в чине  генерал – майора. С 1814 года занимается в основном поэзией. Пушкин говорил, что  многим, как поэт, обязан Давыдову: «Он дал мне почувствовать, что можно  быть оригинальным, не попадать под влияние Жуковского или Батюшкова». 11 Учитель литературы: в своих стихотворениях Давыдов дает портреты  боевых товарищей. Например, в стихотворении «Партизан». Умолкнул бой. Ночная тень Москвы окрестность покрывает. Вдали Кутузов курень Один, как звёздочка, сверкает. Громада войск во тьме кипит, И над пылающей Москвою Багрово зарево лежит Необозримой полосою. И мчится тайною тропой Воспрянувший с долины битвы наездников весёлый рой На отдалённые ловитлы. Как стая алчущих волков, Они долинами витают: То внемлют шороху, то вновь Безмолвно рыскать продолжают. Учитель литературы: широко известны слова Л.Н.Толстого о «дубине  народной войны» (Ученик читает текст). Из романа «Война и мир» (т. IV, ч. 3,  гл. 1) Л. Н, Толстого (1828—1910): «Представим себе двух людей, вышедших  со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства... вдруг  один из противников, почувствовав себя раненым, поняв, что дело это не  шутка... бросил шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать  ею... Фехтовальщик, требовавший борьбы по всем правилам искусства, были  французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были  русские... Несмотря на все жалобы французов о неисполнении правил...  12 дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественной  силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и  гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».  Учитель литературы: память о героях и событиях 1812 года увековечена  во многих произведениях поэзии, в прозе, живописи, скульптуре, архитектуре  и музыке. Благодарные потомки увековечили подвиги верных сынов Отечества,  воздвигнув им памятники – величественные мемориалы и скромные обелиски . Учитель истории: Так кто же помог нам выстоять в «грозу двенадцатого  года»? Героев было множество, память о них сохраняется и по сей день. Учитель литературы: А.С.Пушкин в своем стихотворении «Воспоминание  о Царском Селе» отвечает на свой вопрос: «Ты в каждом ратнике узришь богатыря, их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья за веру, за царя» (открывает эти слова на доске). Далее учителя подводят итоги урока по разделам заполненной таблицы  «Отражение исторических событий войны 1812 года в искусстве». 13

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.

Бинарный урок на тему: Картины войны 1812 года в литературе и истории.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018