Технологическая карта бинарного урока по русскому языку и биологии.docx
Технологическая карта бинарного урока по русскому языку и биологии
Место проведения: МКОУ Бетлицкая СОШ, 5 «А» класс
Дата проведения:
Тема: «Имя существительное как часть речи» (повторение изученного) и «Покрытосеменные (цветковые) растения»
УМК под редакцией Ладыженской Т. А. ;М.: «Просвещение»
Цель: интегрирование знаний из разных областей (биология, русский язык) для решения следующей проблемы: повторение
морфологических признаков имени существительного с использованием художественного и научного стиля изложения материала.
Задачи:
Предметные:
Русский язык
Формирование практических умений различать и анализировать тексты разных типов и стилей речи. Развитие способностей создавать
устные высказывания. Создание условий для мотивированного практического применения знаний.
Биология
Формирование умений характеризовать особенности строения растений отряда Покрытосеменные и определять их практическую
значимость. Развивать умение использовать составляющие исследовательской деятельности по изучению живых растительных организмов
( приводить доказательства, классифицировать, распознавать).
Метапредметные
Формирование умений преобразовывать текст, сохраняя заданный тип речи, но меняя стиль. Развитие навыков связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со знанием из других источников; оценивать утверждения, основываясь на своих представлениях о мире. Развитие
способностей выделять эстетические достоинства объектов живой природы; осознанно соблюдать основные принципы и правила
отношения к живой природе. Личностные
Формирование экологического сознания, признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, развитие навыков выбирать целевые
и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Совершенствование умений применять полученные
знания в нестандартной ситуации, развитие критического мышления.
Тип урока: урок актуализации ранее полученных знаний и изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Русский язык
Личностные:
создание ценностных ориентиров и смыслов учебной
деятельности; создание условий для развития уважительного
отношения учеников друг к другу; формирование бережного
отношения к собственной окружающей природе.
Предметные:
знать общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксическую роль имён существительных;
умение находить существительные в тексте.
Биология
Личностные:
развитие представлений о единстве органического мира на основе
сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и
формирование бережного отношения к окружающей природе.
Предметные:
знать характерные признаки и многообразие покрытосеменных
растений; формирование понятий «цветок», «жизненные формы».
Регулятивные:
Метапредметные:
формировать умение формулировать тему урока, цели урока,
умение принимать и сохранять учебную задачу;
Регулятивные:
Метапредметные: учиться корректировать выполнение задания в соответствии с
формировать умение формулировать тему урока, цели урока,
планом; уметь оценивать свою работу.
Коммуникативные:
развивать умение работать с информацией на уроке, связно
излагать мысли;
сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе,
отвечать на вопросы, слушать и слышать;
формулировать, высказывать и обосновывать свою точку
зрения.
формировать умение работать с текстом,
Познавательные:
выполняя учебнопознавательные действия, осуществляя логические
операции анализа,
понимать и
интегрировать информацию в имеющийся запас знаний,
преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых
задач; извлекать нужную информацию.
классификации;
синтеза,
умение принимать и сохранять учебную задачу;
учиться корректировать выполнение задания в соответствии с
планом; уметь оценивать свою работу.
Коммуникативные:
развивать умение работать с информацией на уроке, связно
излагать мысли;
сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе,
отвечать на вопросы, слушать и слышать;
формулировать, высказывать и обосновывать свою точку
зрения.
Познавательные: формировать умение работать с текстом,
выполняя учебнопознавательные действия, осуществляя логические
операции анализа,
понимать и
интегрировать информацию в имеющийся запас знаний,
преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых
задач; извлекать нужную информацию.
классификации;
синтеза,
Оборудование:
учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. ; мультимедийный проектор; компьютер; раздаточный
материал.
Цель: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить обучающихся на работу и сотрудничество.
1 этап. Организационный. Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Ребята! Повернитесь лицом к своему соседу по парте, посмотрите
ему в глаза и улыбнитесь. Давайте сохраним благоприятную рабочую
атмосферу на весь урок, будем внимательны друг к другу и
аккуратны в выборе слов, которые будем произносить на уроке.
Дети поворачиваются лицом друг к другу, улыбаются, садятся на
свои места.
Слайд 2.
2 этап. Формулирование темы урока.
Деятельность учителя (русского языка)
Деятельность обучающихся
Ребята! Первый слайд презентации приглашает нас в цветник
русской словесности. На нем написано, что русский язык чемто
напоминает растение. Как вы понимаете эти слова?
Объясните лексическое значение слова цветник. Что мы изобразили
на слайде? Назовите цветы? К какой части речи относятся названные
вами слова? Попробуйте сформулировать тему нашего урока, только
учтите, что у нас сегодня особенный урок.
Высказывают своё мнение. (Слов, как и растений, много и они тоже
требуют к себе ухода и бережного отношения).
Отвечают на вопросы учителя. ( На слайде изображены цветы:
ромашка, колокольчик, нарцисс, роза, тюльпан. Это имена
существительные. Будем говорить об имени существительном на
примере цветковых (покрытосеменных) растений.)
3 этап. Целеполагание. Деятельность учителя (русского языка)
Деятельность обучающихся
Записывают предложение в тетрадь, один человек работает у доски.
Повторяют постановку знаков препинания в предложении с прямой
речью.
Давайте в тетради и на доске запишем эпиграф нашего урока. Это
слова К. Г Паустовского. Оформим их в виде предложения с прямой
речью и повторим знаки препинания в таком предложении. К.Г.
Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в
нашем сознании, что нельзя было бы передать русским
словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень
садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский
шепот и шорох морского гравия».
Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам
существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов
приходится 40 имен существительных. (Слайд 3)
Посчитайте,
предложении.
сколько имен существительных в записанном
(22)
Попробуйте сформулировать цели урока.
(Повторить изученные в начальной школе сведения об имени
существительном и делать будем это с помощью
покрытосеменных (цветковых) растений.
4 этап. Групповая работа
Деятельность учителя (русского языка)
Деятельность обучающихся
Сейчас вы разделитесь на группы по 4 человека и получите карточки
с заданиями. Вы не только работаете с именами существительными,
Выполняют задания на карточках. но и с целым текстом, пытаясь запомнить и потом рассказать
изложенную в нем информацию.
Помогает обучающимся по мере необходимости.
Карточка 1.
Покрытосеменные растения, или цветковые, самая молодая и в то же время самая многочисленная группа царства растения. Она включает
около 250 тысяч видов. Цветковые растения демонстрируют различные жизненные формы: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Покрытосеменные растут в воде (кувшинка) и в безводных пустынях (саксаул). Они образуют леса (дуб, береза) и ковром покрывают степи
(тюльпан, ковыль). Одни из них живут очень недолго, всего несколько месяцев ( мокрица), другие могут жить сотни лет (дуб). Некоторые
покрытосеменные имеют гигантские размеры. Эвкалипты достигают в высоту более ста метров, а ряска размером чуть
больше одного сантиметра.
Задание: докажите, что это текст, определите его стиль; найдите имена существительные и определите их род (напишите над
сущми). Объясните постановку двоеточия в третьем предложении.
Карточка 2.
Покрытосеменные растения имеют корень, стебель, листья и цветок. Отсюда и происходит их второе название – цветковые растения. После
завершения цветения образуется плод, в котором находятся семена с запасом питательных веществ. У покрытосеменных растений семена
развиваются внутри плода, они защищены (покрыты). По этому признаку они и получили своё название. У большинства покрытосеменных
растений стебли прямостоящие. Но есть растения с вьющимися, лазающими и ползучими стеблями. Форма и строение листьев и корневых
систем у разных цветковых растений тоже очень разнообразны.
Задание: докажите, что это текст, определите его стиль; найдите имена существительные и определите их число (напишите
над сущми). Объясните постановку запятых в первом предложении. Карточка 3.
Величина плодов и семян у покрытосеменных растений не всегда соответствует размерам растений. У тропических орхидей необычайно
крупные цветки, а семена весят тысячные доли грамма. Плоды бутылочной тыквы достигают в длину более одного метра, а плод сейшельской
пальмы весит более пяти килограммов. Некоторые растения производят огромное количество семян (тополь черный – 28 млн.с одного
растения). Семена очень легкие и переносятся ветром. Тяжелые семена переносят животные. Цветки раффлезии Арнольда в диаметре около
одного метра и имеют неприятный запах падали.
Задание: докажите, что это текст, определите его стиль; найдите имена существительные и определите их падеж (напишите
над сущми). Найдите слова с чередующейся гласной в корне и объясните орфограмму.
Карточка 4.
Покрытосеменные растения играют большую роль в жизни человека. Из них получают продукты питания (плодовые, ягодные, овощные
культуры, корнеплоды, приправы), корм для животных (клевер, люцерна), строительные материалы, лекарства, сырье для промышленности
(каучук). Роза, астра, ромашка и многие другие используются как декоративные растения. Важное значение имеют листопадные и
вечнозеленые леса, которые покрывают 25% суши. Поэтому охрана растений наша обязанность.
Задание: докажите, что это текст, определите его стиль; найдите имена существительные и определите одушевленные и
неодушевленные (напишите над сущми). Объясните постановку тире в последнем предложении.
5 этап. Проверка и контроль
Деятельность учителя (русского языка)
Деятельность обучающихся
Давайте проверим выполнение заданий. Один обучающийся из
первой группы расскажет, сколько родов у имени существительного,
Один отвечает, остальные слушают, дополняют, исправляют. как определить род имени существительного и приведет примеры
существительных разного рода из текста.
Второй докажет, что это текст, определит его стиль и обоснует свою
точку зрения.
Третий кратко расскажет, что узнали из предложенного текста.
Четвертый объясняет постановку двоеточия..
Работают обучающиеся второй группы. Один расскажет об
изменении имен существительных по числам, второй докажет, что это
текст, определит его стиль и обоснует свою точку зрения, третий
расскажет содержание текста, четвертый объясняет постановку
запятых.
Третья и четвертая группа работают аналогично.
6 этап. Физкультминутка.(Слайд 4) 7 этап. Закрепление
Деятельность учителя (биологии)
Деятельность обучающихся
Слайд 5.
Ребята! Давайте теперь наглядно посмотрим на строение цветковых
растений. На слайде изображено растение. Назовите его части.
Определите род названных вами слов.
Слайд 6.
Один отвечает у доски по презентации, остальные слушают,
дополняют, исправляют. Назовите главное отличие у этих растений. Как называются такие
жизненные формы? Определите морфологические признаки
названных существительных.
Слайд 7.
Как могут распространяться семена покрытосеменных растений.
Докажите свою точку зрения.
Слайд 8.
Расположите растения по группам. Расскажите о роли растений в
природе и в жизни человека. (слайд 9)
9 этап. Рефлексия
Составление кластера Имя
существительное
Покрытосеменные
растения
10 этап. Домашнее задание.
Придумать сказку о происхождении цветов.
Бинарный урок (русский язык+биология) по теме "Имя существительное. Повторение изученного материала"
Бинарный урок (русский язык+биология) по теме "Имя существительное. Повторение изученного материала"
Бинарный урок (русский язык+биология) по теме "Имя существительное. Повторение изученного материала"
Бинарный урок (русский язык+биология) по теме "Имя существительное. Повторение изученного материала"
Бинарный урок (русский язык+биология) по теме "Имя существительное. Повторение изученного материала"
Бинарный урок (русский язык+биология) по теме "Имя существительное. Повторение изученного материала"
Бинарный урок (русский язык+биология) по теме "Имя существительное. Повторение изученного материала"
Бинарный урок (русский язык+биология) по теме "Имя существительное. Повторение изученного материала"
Бинарный урок (русский язык+биология) по теме "Имя существительное. Повторение изученного материала"
Бинарный урок (русский язык+биология) по теме "Имя существительное. Повторение изученного материала"
Бинарный урок (русский язык+биология) по теме "Имя существительное. Повторение изученного материала"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.