«Биологический текст как средство формирования читательской грамотности»
Оценка 4.8

«Биологический текст как средство формирования читательской грамотности»

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
биология
7 кл
18.02.2018
«Биологический текст как средство формирования читательской грамотности»
Эта статья о читательской компетентности на уроках биологии. Как помочь ученикам овладеть умением смыслового чтения. Т.к. новые стандарты образования требуют от учителей работы в направлении повышения уровня читательской грамотности учеников. В статье рассказывается как можно на уроке биологии приобщить учащихся к чтению.
статья..docx
«Биологический текст как средство формирования читательской грамотности» Место рождения: Россия, МБОУ Лицей №41, город Ижевск Участники: школьники Замысел и содержание: Учиться читать, чтобы учиться, читая.   Новые   стандарты   образования   требуют   от   всех   учителей   работы   по   развитию читательской грамотности учащихся. Умение читать текст и понимать его поправу считается фундаментом всего образования. Это сложное интегрированное умение, которое необходимо для поиска, преобразования, интерпретации, оценки информации, понимания прочитанного. Оно непременно поможет ученикам в выборе правильных ответов при выполнении заданий, требующих анализа текста в ходе итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, в оперативном решении жизненных проблем социальной и профессиональной направленности.  Опыт реализации: Смысловое   чтение   необходимо   формировать   поэтапно   на   основе   рационально организованной учебной деятельности. А.Г. Асмолов выделяет три таких этапа: – смысло­ориентирующий (работа с информацией: поиск, выявление, сопоставление); –   содержательно­смысловой   (интерпретация   текста,   обобщение,   переработка информации); –   рефлексивно­личностный   (оценка   и   использование   информации   для   решения практико­ориентированных   задач).   Для   каждого   этапа   нужно   подобрать   или   разработать специальные задания, которые будут способствовать успешному развитию соответствующих умений.   Примеров   таких   заданий   на   основе   биологических   текстов   в   учебниках   и методических пособиях очень мало. На   уроках   биологии   есть   благоприятные   темы,   когда   необходимо   читать   текст   и понимать его. Например, в 6 классе это тема «Бактерии», «Грибы», «Вирусы», в 7 классе ­тексты о животных и т.д. На первом, смысло­ориентирующем, этапе разрабатываются задания, позволяющие: – вычленять информацию, содержащуюся в тексте;  – находить в тексте определения терминов; – сопоставлять информацию из разных частей текста; – устанавливать в тексте последовательность действий. Например: Найдите   в   тексте   учебника   определения   понятий.  Можно   предложить ≪усовершенствовать≫ определения   понятий.   Хороший   вариант   работы   с   терминами   – установление соответствия между понятиями и их определениями. Очень интересные приемы работы   с   вопросами   представлены   в   технологии   развития   критического   мышления   через чтение и письмо. Например, прием  ≪Толстые и тонкие  вопросы≫. По ходу работы в одну колонку   записываются   вопросы,   требующие   простого,   односложного   ответа.   В   другую   – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Таблицы  ≪толстых≫  и  ≪тонких≫ вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.  На втором этапе, содержательно­смысловом,  разрабатываются задания, которые позволяют: – выявлять главную мысль отдельных частей текста; –   делать   выводы   на   основе   информации,   приведенной   в   тексте;–   преобразовывать информацию из текстовой в графическую, и наоборот; – ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте; – выделять информацию, не соответствующую содержанию текста. Например: О   чем   ты   узнал,   прочитав   текст   (можно   предложить   тест).   Задания,   связанные   с составлением плана, схемы, модели, таблицы ­ это информационное моделирование, которое направлено на развитие умения обобщать, преобразовывать, интерпретировать информацию учебника. Для формирования умения обобщать и преобразовывать информацию использую работу по заполнению таблиц. На   третьем,   рефлексивно­личностном,   этапе  необходимо   подбирать   или разрабатывать задания позволяющие: –   применять   знания,   полученные   из   соответствующих   информационных   блоков,   для анализа и объяснения новой ситуации; –   интерпретировать   результаты   исследований   на   основе   глубокого   понимания информации из текстов; – самостоятельно конструировать новую (или существенно измененную) по отношению к тексту ситуацию.  Здесь используются новые и чаще всего практико­ориентированные ситуации, к анализу которых необходимо применить знания, полученные из соответствующих информационных блоков. Например, задание ≪улучшить учебник≫. Также   при   работе   с   текстом   можно   предложить  рабочий   листок  с   подробной инструкцией,   которая   помогает   самостоятельно   отработать   умения   перефразировать   и резюмировать прочитанное. Например: Рабочий листок Задание:  составьте   резюме   к   прочитанному   тексту,   пользуясь   приведенной   ниже инструкцией: 1. Внимательно прочитайте текст. 2. Подчеркните 8 ключевых слов или фраз. 3. Выпишите их из текста. 4. Используя выделенные Вами ключевые слова и переформулировав основные идеи текста, составьте резюме: Задания для рабочего листка можно придумывать разные в зависимости от текста и возраста. Интересные тексты публикуются в журнале «Биология в школе». Эти тексты можно использовать для работы на уроке и как домашнее задание. Например, в журнале «Биология в школе» №7­8, 2014г. есть примеры двух текстов:               Аксолотль – личинка с улыбкой В дословном переводе с ацтекского языка аксолотль — это «водяная игрушка», что вполне соответствует внешнему виду этого существа. Однажды увидев аксолотля….. Некоторые   задания   к   тексту   «Аксолотль   –   личинка   с   улыбкой»   1.   Кто   такой аксолотль? . В тексте подробно описано внешнее строение аксолотля. Попробуйте узнать его на   рисунке.   3.Заголовок   текста   призван   выразить   его   основную   мысль,   заинтересовать читателя. Соответствует ли этим целям заголовок данного текста? Свой ответ поясните.                                 Гаттерия    В Новой Зеландии, точнее, на нескольких небольших скалистых островках в проливе между   двумя   главными   островами,   Северным   и   Южным,   живет   гаттерия,   знаменитая «трехглазая рептилия»….. Задания   к   тексту   «Гаттерия»   1.   Гаттерия   –   это:   2.Установите   последовательность, отражающую положение гаттерии в классификации организмов и т.д. Тексты,  интересные  и правильно подобранные  к теме урока привлекают учеников к изучению биологии, экономят время на уроке, активизируют внимание и работоспособность, украшают урок.    Информация к размышлению: Овладение учениками умениями смыслового чтения –   процесс   довольно   сложный.   Это   труд   не   одного   дня.   В   этом   вам   поможет   система специально   разработанных   заданий,   при   условии   преемственности   между   ступенями образования, рациональной и планомерной работы по их использованию С уважением, Худякова Л.В.  учитель биологии МБОУ Лицей№41  г. Ижевск

«Биологический текст как средство формирования читательской грамотности»

«Биологический текст как средство формирования читательской грамотности»

«Биологический текст как средство формирования читательской грамотности»

«Биологический текст как средство формирования читательской грамотности»

«Биологический текст как средство формирования читательской грамотности»

«Биологический текст как средство формирования читательской грамотности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018