Битва за Кавказ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Битва за Кавказ Пояснительная записка. Изучая "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны", я выделяю в отдельный урок тему "Битва за Кавказ" и провожу его на основании краеведческого материала. Битва за Кавказ является составной частью военной кампании второй половины 1942 года на юге нашей страны. В учебниках по истории подробно излагается материал о Сталинградской битве, а о битве за Кавказ упоминается только в двух строках. Битва за Кавказ, приковавшая к себе значительные силы гитлеровских армий, способствовало успешному развитию Сталинградской операции. Она имеет важное военно-политическое и стратегическое значение, в результате упорных, кровопролитных боев на Кавказе враг был остановлен на пути к грозненской и бакинской нефти. Большой вклад в победу над врагом внесли жители Ставрополья. В основу содержания урока положен материал о боевых действиях на территории Ставропольского края и Курского района. Изучение учебной темы на основе краеведческого материала способствует развитию патриотизма, гражданского долга, чувства ответственности за мир и спокойствие в регионе.
Иконка файла материала Битва за Кавказ.doc
Битва за Кавказ Пояснительная записка. Изучая "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны", я выделяю в отдельный урок тему  "Битва за Кавказ" и провожу его на основании краеведческого материала. Битва за Кавказ является  составной частью военной кампании второй половины 1942 года на юге нашей страны. В учебниках по  истории подробно излагается материал о Сталинградской битве, а о битве за Кавказ упоминается  только в двух строках. Битва за Кавказ, приковавшая к себе значительные силы гитлеровских армий,  способствовало успешному развитию Сталинградской операции. Она имеет важное военно­ политическое и стратегическое значение, в результате упорных, кровопролитных боев на Кавказе враг был остановлен на пути к грозненской и бакинской нефти. Большой вклад в победу над врагом внесли жители Ставрополья. В основу содержания урока положен материал о боевых действиях на  территории Ставропольского края и Курского района. Изучение учебной темы на основе  краеведческого материала способствует развитию патриотизма, гражданского долга, чувства  ответственности за мир и спокойствие в регионе. Цель урока. 1. Раскрыть стратегические цели немецкого командования по овладению Кавказом. 2. 3. На конкретном краеведческом материале показать итоги военных действий на Кавказе летом ­  зимой 1942 г. 4. Продолжить развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, сопоставлять и  анализировать факты, аргументировать свои суждения. 5. Способствовать формированию личностного восприятия исторических фактов. 5. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, национальной гордости славным боевым прошлым советских  воинов. Основные знания: план "Эдельвейс"; причины отступления Красной Армии на юге; содержание  приказа наркома обороны № 227 от 28 июля 1942 г.; оккупационный режим; ход боевых действий на  Кавказе.  Основные понятия: эвакуация, бои "местного" значения, коллаборационизм.  Оборудование урока: карты "Великая Отечественная война Советского Союза 1941 ­ 1945 гг.",  "Битва за Кавказ", "Освобождение Курского района от фашистских захватчиков", альбомы "Они  защищали Курский район". Ход урока Вступительное слово учителя. В период весеннее ­ летней кампании 1942 года Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин ожидал,  что главное наступление вермахта будет на московском направлении. В этом его убедила германская  разведка, успешно проведя операцию по дезинформации под кодовым названием "Кремль". Вот  почему Сталин распорядился собрать под столицей значительную часть танковых сил и авиации.  Войска, которым на юге предстояло наступать в соответствии с его планами, были обескровлены. Проблемное задание. Гитлер ­ японскому послу (январь 1942 г.): "Советы уже в следующее лето будут разгромлены… Я, намереваюсь пока в центре фронта не проводить наступательных операций. Моей  целью будет наступление на юге. Я решил, как только улучшится погода, предпринять удар в  направлении Кавказа. Это направление ­ важнейшее". Как вы думаете, почему в 1942 г. Гитлер решил  основной удар нанести на юге? Вводная беседа: Почему Гитлер особое внимание в своем плане придавал Кавказу? Какие  стратегические цели определил Кавказу Гитлер в своем плане? Вывод. Северный Кавказ богат  природными ресурсами: 86,5 % общесоюзной добычи нефти, 65 % природного газа, 56,5 %  марганцевой руды. Без кавказской нефти Гитлер считал невозможным продолжение войны. Все  офицеры и генералы воинских частей противника были снабжены специальным "Справочником ­  путеводителем по Кавказу". В приложении к нему указаны районы вторжения: "Баку ­ нефтяные  фонтаны, Грозный ­ лучший в мире бензин, Кабарда ­ молибден, Северная Осетия ­ цинк, Занзегур ­  медь". Враг приложил все усилия, чтобы захватить этот богатый район.Соотношение 1:1,5 1:2,1 1:9,9 1:7,7   ( приложение 3) Советские войска 112 тыс. чел 2,1 тыс. 121 130 Сообщение ученика " План "Эдельвейс": Презентация "Битва за Кавказ" ­ слайды 2 Работа с таблицей " Соотношение сил сторон к началу битвы за Кавказ. Войска противника Силы и средства 167 тыс. чел Люди Орудия и минометы 4,5 тыс. 1130 Танки Самолеты 1000 Задание: Проанализируйте приведенные в таблице данные и сделайте выводы. Характеристика учителем периодов битвы за Кавказ ­ Первый период 25 июля ­ 31 декабря 1942 г. ­ оборонительные действия советских войск. В конце  июля немецкие войска начали наступление на сальском, ставропольском и краснодарском  направлениях. Немецкие танковые армии прорвали оборону советских войск, и вышли на оперативный простор ­ в Задонские и Сальские степи. В войсках Донской оперативной группы сложилось  критическое положение. В дивизиях 37­й армии насчитывалось от 500 до 800 человек, на одно орудие  приходилось по 10 снарядов, на миномет ­ по 5. Связь с дивизиями отсутствовала. Штаб потерял  управление войсками. Отступление проходило в условиях 40 градусной жары. ­ Второй период  начался 1января 1943г. и завершился 9 октября 1943г. ­ характеризуется наступательными  операциями. Работа с документом: Знакомство с приказом № 227 от 28 июля 1942 г. изданным Верховным  Главнокомандующим под названием: "Ни шагу назад". Задание: Существуют разные оценки этого приказа. Одни считают, что он сыграл большую  положительную роль в моральном плане и в смысле требований военного устава. Мнение других:  приказ слишком суров, жесток, рассчитан на страх перед неминуемой карой, а в моральном плане его  роль нельзя оценить положительно. А что вы думаете по этому поводу? Свой ответ обоснуйте. Сообщение ученика о боях за Кавказские перевалы. Рассказ учителя о боевых действиях на Ставрополье. "Первого августа на участке Донской группы войск СКФ наши войска вели тяжелые кровопролитные  бои с превосходящими силами немецко­фашистских захватчиков, ­ сообщалось в сводке советского  Информбюро, ­ противник потеснил наши войска на Сальском направлении, развивая наступление на  Ворошиловск (Ставрополь)". 3 августа город был подвергнут интенсивной бомбежке и фактически без боя был сдан. 5 августа немецкие войска овладели Невинномысском; с 9 по 12 августа захватили  города Кавминводской группы, 16 августа оккупировали станицу Курскую и большую часть района.  Восточные рубежи районы защищали войска Северной группы Закавказского фронта, части 44­й  армии, 4­го гвардейского Кубанского Казачьего корпуса. Доблестные воины этих воинских  соединений остановили немецко­фашистское наступление, не пропустили фашистских захватчиков на восток дальше наших бурунов и перешли в решительное наступление. В период временной оккупации  в районе был установлен "новый порядок", замучено и расстреляно 850 мирных жителей еврейской  национальности из хуторов Богдановка и Менжинский, расстреляли юных разведчиков Федю  Шерстобитова и Ваню Бражненко из станицы Галюгаевской, Витю Зеленого из хутора Новая Деревня,  устроили в центре станицы Курской лагерь военнопленных, разграбили и разрушили 24 колхоза, 1  совхоз, 5 МТС. С лица земли были стерты хутора Кизилов, Пиев, Михайловский, Менжинский,  Тарский. Сообщения учащихся   Рассказ учителя о боях за Кавказские перевалы. В середине августа 1942 г. в горах Северного Кавказа начались ожесточенные бои 46­й армии  (командующий ­ генерал В.Ф. Сергацков) с немецким горно­стрелковым корпусом генерала Р.  Кондара. Генерал С.М. Штеменко отмечал: "С обороной гор дело явно не клеилось. Командование  фронта слишком преувеличивало их недоступность, за что 15 августа поплатилось Клухорским  перевалом. Вот­вот мог быть взят и Марухский перевал… Допущенные оплошности исправлялись в  спешном порядке. Срочно формировались на защиту перевалов отряды из альпинистов и жителей­ слайды 5­20 высокогорных районов, подтягивались дополнительные силы из кадровых войск…" На перевалах, по  сводкам Информбюро, шли бои "местного значения". Войскам Закавказского фронта была поставлена задача: во что бы то ни стало остановить врага. Сообщение учащегося "Мужество и героизм  защитников Кавказа".( приложение 4) Презентация "Битва за Кавказ" ­ слайды 3­4 Работа с картой "Битва за Кавказ" ­ ход боевых действий. Вывод. Бои и операции на Северном Кавказе велись в особых условиях горно­лесистой местности, что обогатило советские войска опытом для последующих действий в Крыму и Карпатах. Битва  завершилась победой, имевшей важное военно­политическое и стратегическое значение. Характеристика учителем второго периода битва за Кавказ. Второй период начался 1 января и завершился 9 октября 1943 г. ­ характеризуется наступательными  операциями. Презентация "Битва за Кавказ"   Битва на Волге во многом предрешила исход боев на Северном Кавказе. Наступление на Закавказском фронте в январе 1943 г. Создало угрозу окружения северокавказской группировки противника.  Стремясь избежать окружения, гитлеровцы начали отступление из района Моздока, сел Ага ­ Батыр и  Дыдымкино в северо­западном направлении. 5 января было освобождено Курская, 7 января ­ Курский район, 11 января освобождены города Кавминводской группы, 21 января ­ г. Ставрополь. В конце  января Черноморская группа войск освободила Майкоп, а затем начала Краснодарскую операцию, в  ходе которой 12 февраля был освобожден Краснодар. "Постоянно преследовавшие нас русские, зима,  упадническое настроение, ­ отмечал в своем дневнике солдат вермахта Л. Треплин, ­ все это  неимоверно осложняло планомерный отход, и целые подразделения были охвачены паникой и бежали  очертя голову". К середине февраля большая часть Северного Кавказа была освобождена от врага.  Развивая наступление, советские войска вышли к Таманскому полуострову, где встретили упорное  сопротивление противника. В сентябре 1943 г. началась Новороссийско ­ Таманская операция  советских войск. К 9 октябрю Таманский полуостров был освобожден от фашистов. Закрепление изученного материала. Тест. 1. Весной ­ летом 1942 г. гитлеровское командование решило основной удар нанести: а) на ленинградском направлении; б) на московском направлении; в) на южном направлении. 2. Укажите кодовое название плана гитлеровского командования по захвату Северного Кавказа: а) "Барбаросса"; б) "Тайфун";  в) "Эдельвейс". 3. Назовите хронологические рамки битвы за Кавказ: а) 19 ноября 1942 ­ 2 февраля 1943 года;  б) 23 августа 1942 ­ 12 декабря 1943 года;  в) 25 июля 1942 ­ 9 октября 1943 года. 4. Когда был издан приказ № 227, получивший название "Ни шагу назад"? а) 28 июля 1942 г. в связи с катастрофическим положением на Юго ­ Западном фронте;  б) 19 ноября 1942 г. в связи с началом наступления под Сталинградом;  в) 12 октября 1941 г. в связи с наступлением немецких войск на Москву. 5. Когда Ворошиловск (Ставрополь) был захвачен гитлеровскими войсками? а) 1 августа 1942 г.;  б) 3 августа 1942 г.;  в) 7 августа 1942 г. 6. Назовите хронологические рамки оккупации станицы Курской: а) 23 августа 1942 г. ­ 12 декабря 1943 г.  б) 16 августа 1942 г. ­ 5 января 1943 г.  в) 10 августа 1942 г. ­ 2 февраля 1943 г. Итоговая беседа1. Какую стратегическую цель преследовало немецкое командование, ставя перед войсками  задачу овладения Кавказом? 2. О чем свидетельствовала постановка подобной цели? Почему немецким войскам не удалось  выполнить эту задачу? 3. Каковы были итоги военных действий на советско­германском фронте зимой ­ летом 1942  года? 4. Почему второй период Великой Отечественной войны можно характеризовать как период  настойчивого равновесия? Обобщение ответов учащихся. Подведение итогов.