1. Бизнес-требования
Идентификация пользователей. Идентификация пользователей вклю- чает в себя две основные концепции – аутентификацию и авторизацию.


В конце
обычного письма или документа исполнитель или ответствен- ное лицо ставит
свою подпись, чтобы
получатель мог убедиться в истинности письма.
В конце электронного документа ставится
электронная подпись.
![]() |
Возможность электронной подписи документа позволяет проводить ре- цензирование и проверку подлинности документа. Такая подпись должна га- рантировать подлинность личности, подписавшей документ, и времени, когда эта подпись была проведена. Проверка подлинности подписи может осущест- вляться с помощью общедоступных открытых ключей, в то время как подпи- сать документ может только владелец закрытого ключа.
В документопоток организации может быть вовлечено множество лю- дей, за каждым из которых закреплен ряд выполняемых операций и группа документов, с которой он работает. Другими словами, сотрудники выступают в определенной роли относительно системы документооборота. Естественным будет ожидание поддержки в программном продукте таких ролей.
К вопросам авторизации в системе документооборота относятся меха- низмы разграничения доступа к данным и функциям системы. Это, например, наличие возможности у руководителя отдела просматривать все документы, над которыми работают сотрудники отдела, в то время как каждый сотрудник видит лишь свою часть работы и не видит документы, над которыми работают другие.
Данный подход позволяет соблюдать разграничение доступа к докумен- там: каждый работник видит лишь нужные ему по служебной деятельности группы документов. Каждый из документов может иметь установленные для
него права доступа на чтение, изменение, удаление. Весьма полезными оказы- ваются группы пользователей и делегирование прав доступа к документам.
![]() |
Например, начальник отдела, уехав
в командировку, может делегировать права для работы
над документом своему заместителю.
Организация хранилища документов. Организация хранилища доку- ментов является одним из самых важных факторов производительности сис- темы документооборота. При неудачной структуре хранилища скорость работы с документами может значительно снижаться в зависимости от напол- ненности базы данных. Поэтому, рассматривая данный вид требований, необ- ходимо четко представлять количественный объем документов (данных), цир- кулирующих в организации.
Чтобы представить объем документопотока необходимо для всех выяв- ленных подразделений и сотрудников организации определить среднее коли- чество документов, циркулирующих при их нормальной деятельности. Также следует рассмотреть периоды пиковой нагрузки, если таковые существуют. Это могут быть периоды квартальных, годовых отчетов, сезонные повышения деловой активности партнеров по бизнесу и т.д.
Пример.
Есть некоторое предприятие, предоставляющее на рынке определенный вид услуг. На текущий момент деятельность предприятия носит стабильный характер, в ближайшие годы планируется увеличение рынка потребителей на 40 %.
Продажа одной услуги сопровождается созданием трех документов – договора на предоставление услуги, акта приема-сдачи работ, договора на сер- висное обслуживание.
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||
В день совершается в среднем 5 сделок. Во время летнего периода количе- ство заключаемых сделок увеличивается в три раза. В начале следующего года
документы за прошедший год отправляются в архив. Итого в год имеем сле- дующее количество документов:
N = (количество месяцев * количество сделок * количество документов на сделку * количество дней в месяце).
Количество документов за основные месяцы (сентябрь – май):
N = 9*5*3*30 = 4050 документов.
Количество документов за летние месяцы (июнь – август):
N = 3*(5*3)*3*30 = 4050.
Получаем: 8100 документов в год.
С учетом планируемого увеличения рынка сбыта: 8100 + 8100 *
*40 % = 11340 документов.
Таким образом, система документооборота должна обеспечивать по- стоянную производительность при количестве документов до 12000.
Также стоит обратить внимание на возможность одновременной работы с сервером документооборота нескольких пользователей одновременно. Для этого в дополнение к предыдущему исследованию необходимо проследить ко- личество пользователей, работающих с документами. В идеале производи- тельность системы не должна падать при одновременной работе всех пользо- вателей системы.
Таким образом, получив прогнозируемые нагрузки на сервер, можно представить себе, какую максимальную нагрузку по количеству документов и одновременно работающих пользователей должна выдерживать система.
Другой важный фактор, без наличия которого электронный документо- оборот не имеет смысла, – это поиск документов в хранилище. Для того чтобы определиться, какого вида поиск требуется, необходимо рассмотреть типич- ные операции по поиску документов в бумажном архиве или картотеке. Важно отметить по каким критериям идет поиск.
Например, в рассматриваемой выше организации очень часто произво- дится поиск по названию организации-партнера, в редких случаях поиск про- водится по наименованию предоставленной услуги. Следовательно, система поиска должна обеспечивать поиск документа по полям документа, в данном конкретном случае – по реквизитам заказчика и условию сделки. Может ока- заться необходимым контекстный поиск по вложенным файлам. Например, когда к документу присоединен файл в формате MS Word и необходимо оты- скать этот документ по фразе, входящей во вложенный файл. Также необхо- димо выяснить производительность поиска документов при увеличении ко- личества документов, хранимых в базе данных.
Работа с документами. Гибкость системы электронного документообо- рота во многом определяется теми возможностями, которые она предоставля- ет для работы с документами. Идеальным вариантом является случай, когда
![]()
существующие бумажные документы имеют эквивалентное отображение в электронной форме, другими словами, документ одного типа на бумаге и на экране выглядит одинаково.
Также необходимо рассмотреть типичные операции с документами, про- водимые в организации, и выяснить возможность их проведения в СЭДО, по- сле чего выяснить удобство использования данных операций. Наиболее час- тыми операциями являются создание, поиск и редактирование документа.
При работе с большим количеством входящей и исходящей корреспон- денции будут представлять интерес конвертация (преобразование) докумен- тов из других типов файлов и возможность хранения документов других фор- матов в хранилище.
Наличие функции истории документа, или журналирования операций, позволит проследить действия, проводившиеся над документом в течение его жизни. Это даст возможность выяснить, каким пользователем проводилась та или иная операция. Например, журнал может иметь следующий вид:
|
Пользователь |
Дата |
Операция |
Комментарий |
|
Иванов |
10.10.02 |
Создание |
Документ создан |
|
Сидоров |
12.10.02 |
Создание копии |
По приказу №5.783.3 |
|
Петров |
15.10.02 |
Создание резолюции |
Вместо Сидорова |
Еще одним полезным механизмом работы с документами является от- слеживание версий документов. Это может оказаться полезным при наличии большого количества исполнителей, работающих с документом, каждый из которых может редактировать документ.
Исполнитель, работая над документом, редактирует его и создает свою версию документа. Ответственный за документ сотрудник собирает версии документа, выбрав от каждого исполнителя его часть работы, и получает окончательный вариант документа.
Например, в аналитический отдел на доработку поступил документ, со- стоящий из трех частей: анализ проблемы, предложение решения и оценка бу- дущих результатов.
Проработка каждой из частей документа была поручена сотрудникам А, Б и В соответственно. Каждый из них внес поправки в свою часть и создал свою версию документа. После этого начальник отдела сделал новую версию документа, собрав ее из частей документов, подготовленных исполнителями,
– часть «Анализ» от А, «Предложение решения» от Б и «Оценка результатов» от В (рис. 12.2).
СЭДО позволяет отслеживать подобные операции и при совместной ра- боте с документами упростить создание конечных версий.
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
|||
Рис. 12.2. Схема обработки документа
Работа с бизнес-логикой. Делопроизводство подразумевает не только запись и извлечение документов из хранилища, но и различного рода дейст- вия над документами – рецензирование, работу над документами, различные процессы, порождающие и использующие в своей деятельности эти докумен- ты.
Невозможно создать программный комплекс, автоматизирующий дело- производство и подходящий под процессы делопроизводства всех предпри- ятий. Следовательно, система электронного документооборота должна обла- дать механизмом, позволяющим реализовать бизнес-процессы предприятия и гибко под них подстраиваться.
Одной из наиболее распространенных функций систем электронного документооборота является работа с маршрутом документа. Это необходимо для организаций, имеющих положение о делопроизводстве, в котором регла- ментируется работа с различными видами документов.
Например, заявка от клиента поступает в канцелярию, затем начальнику отдела по работе с клиентами, он в свою очередь назначает сотрудника для выполнения данного задания. После выполнения работы сотрудник составля- ет отчет и направляет документ обратно в канцелярию (рис. 12.3).

![]() |
Рис. 12.3. Маршрут документа
На каждом из этапов возможны какие-то дополнительные задачи для лица, работающего с документом. СЭДО должна поддерживать проведение подобных операций. Редактирование подобных действий должно вызывать как можно меньше затруднений. Если предлагаемый продукт содержит воз- можность создания собственных маршрутов и редактирование (создание) пользовательских задач и действий, то это предоставляет широкие возможно- сти по расширению функциональности системы в будущем.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.