Блок уроков по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс
Оценка 4.8

Блок уроков по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
искусство
5 кл
29.10.2018
Блок уроков по теме  «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс
Блок уроков по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс Содержание В настоящее время народное искусство приобретает все большее значение, так как происходит возрождение духовной культуры России, наблюдается рост интереса к национальному и народному искусству, традициям, обычаям и истории. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования не случайно определил приоритетным воспитание чувства патриотизма у обучающихся. Подлинный патриотизм немыслим без чувства исторической преемственности, без памяти и любви к великим делам предков. Поэтому, особую актуальность приобретает вопрос освоения учащимися общеобразовательных школ традиций народного искусства. Важно, что при изучении и освоении традиций обучающиеся не только получают смысловой и эмоционально-ценностный опыт, но и через практический опыт, получая умения близкие к мастерству народного художника-мастера, осознают свою причастность к культуре великой страны - своей Родины. 1. Пояснительная записка на весь блок уроков: Программа «Изобразительное искусство 5-9 классы классы» под руководством Б. М. Неменского. Изучение изобразитель- ного искусства в основной школе предусматривает целостные годичные блоки искусств. Начальный этап начинается с декоративно- прикладного искусства. Согласно ФГОС знания перестают быть главной целью образовательного процесса, а выполняют роль средства организации учебной деятельности. 5 класс - это новый шаг в изучении декоративно-прикладного искусства. Осваивается язык, образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) декоративно-прикладного искусства. Методы, используемые на уроках позволяют забегать вперед и неоднократно возвращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, произведениям, но уже на ином содержательном уровне . На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватной их возрастным особенностям. Результатом моей работы и явился проект из 6 уроков , где я попыталась, в свете новых стандартов, показать свое понимание новых требований к качеству образования. В процессе работы над проектом я изучала весь курсовой материал и составила уроки в логической последовательности от простого к сложному, опираясь на предыдущие знания учащихся. Чтобы показать внутрипредметные связи, я использовала содержание предметов: технологии, изобразительного искусства и риторики. В условиях урока приоритет отдается духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений и закрепляются в собственной практической деятельности. Личностные результаты: в процессе обучения учащиеся получили навык самостоятельной работы , участвуя в сборе и классификации материала, умение применять навыки сотрудничества , вести диалог, обсуждать вопросы , связанные с современными народными промыслами , создавать атмосферу доброжелательно-делового взаимодействия, преодолевая ситуации напряжений. Учились находить взаимопонимание в процессе обсуждения различных вопросов и проблем. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения , уметь ориентироваться в пространстве, планировать, организовать самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность, принимать решение, организовать сотрудничество, умение реализовать себя во внеурочной деятельности. Предметные результаты: знать особенности ведущих центров, уметь распознавать, сопоставлять , анализировать, обнаруживать общее, особенное, выполнять эскизы и модели в соответствии с традициями, передавая особенности формы, традиционной орнаментики и колористики, навыки декоративной росписи в опоре на традиции; приобретение опыта проектной деятельности. 2. Тема уроков: «Древние образы в современных народных игрушках». Тема урока: «Дымковская игрушка» Цели: дать возможность выявить характерные особенности росписи дымковской игрушки, сформировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью,выделятьэлементы узора , знать знаковое значение; углублять познания о народном декоративно-прикладном искусстве, воспитывать любовь к народному искусству России. Задачи. Личностные : воспитывать чувство гордости за традиционное искусство своего народа, формировать эстетические потребности, эстетический вкус, эстетические чувства . Метапредметные: учить действовать осознанно в соответствии с планируемым результатом , делать обобщения, классифицировать, научиться строить продуктивное общение, межличностные отношения. Предметные: научить умению распознавать ,сопоставлять, анализировать, обнаруживать общее , особенное; приобретению опыта выполнения эскизов, опыта выполнения проектной деятельности. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок - путешествие. Формы работы: индивидуальная , фронтальная , групповая. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, записи инструментальной музыки. Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет, плакаты «Дымковская игрушка», презентация «Дымковская игрушка», баночка для воды, палитра, альбом. Ход урока. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Продолжаем знакомство с народным искусством на примере традиционных народных художественных промыслов России. Общая тема блоков уроков: «Древние образы в современных народных игрушках» -Знакомство с удивительной профессией – игрушечник. -Для чего создавались в древности глиняные игрушки? (Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Игрушечные предметы были далеки от забавы. Они несли глубокий магический смысл , были элементом магических обрядов. ) -Работа учебнику – стр. 66. - Найди отличия игрушек разных промыслов. -Самые знаменитые в России - дымковские игрушки.  Работа по учебнику – стр.71.  -Выполняя работу по теме мы приобретем опыт проектной деятельности.  План организации проекта. . Выступления с докладами. Учащиеся знакомятся с историей развития дымковской игрушки. Потомственные мастерицы начала 20 века: А. Мезрина , Е. Кошкина , Е. Пенкина. Хранители промысла: Анна Мезрина и Алексей Деньшин -Возрождение в советское время в 30 года связано с именем А. И. Деньшина. -Символическое значение узоров. А. И. Бажин создал каталог дымковского орнамента. В его коллекции группируются орнаменты в зависимости от его роли в образе игрушки. Систиматизировано свыше 1000 видов орнаментальной росписи. -Особенности цветового решения и технологии росписи. -Подбор красок Акриловые ( быстро сохнут, прочные , фон не сливается с другими цветами). Гуашь (белый фон будет взаимодействовать с другими красками, особенно , если будете водить в одном месте). -Игра «Кто самый внимательный». ( Приметить и нарисовать на листах бумаги наибольшее количество узоров ). Работа в группах. -Анализ работ. - Практическая работа- эскиз дымковской игрушки (реальные и фантастические животные ). -Выставка работ учащихся. -Основная тематика сюжетов: * Однофигурная композиция (реальные и фантастические животные, свистульки) В 1961 году появился у Зои Васильевны Пенкиной ее истинный шедевр — фигура «Многодетная мать». Здесь получила развитие традиционная в глиняной игрушке тема материнства. Перед нами предстает образ няньки-кормилицы в высоком кокошнике, в кофте с пышными рукавами, к основанию-юбке которой присоединены детские фигурки «мал мала меньше». В руках она держит еще двух спелёнутых младенцев. Монументальность и спокойствие наполняют эту композицию с ее удивительным ритмом в размещении фигур, соотношении масс, а также в многократном повторении округлых линий, образованных головками детей, в крае кокошника и *Сюжетные композиции. Передаем опыт -Современная дымковская игрушка. Выставка. Более 200 работ современных мастеров. В 2010 году у театра Кукол,в центре Кирова, установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. 2. Урок технологии. Лепка и роспись фигурки на тему: «Реальные и фантастические животные». 3. Урок изобразительного искусства на тему: «Однофигурная и сюжетные композиции дымковской игрушки». -Эскизы. Составление панно «Дымковская» Слобода». ( Используем работы по теме «Убранство русской избы», «Внутренний мир русской избы», »Конструкция и декор предметов народного быта», «Дымковская игрушка»). 4. Урок технологии по теме: «Сюжетные композиции в дымковской игрушке». -Лепка. Роспись. Составление сюжетной композиции «Деревенская улица». 5. Урок риторики. Подготовка к проведению классной ярмарки. -Разучивание частушек, песен, народных игр, стихов, прибауток. Инсценирование. Глашатаи, зазывалы. -Языческие корни дымки – праздник Свистопляски. Знакомство с биографией художника. Беседа по картине. 6. Проведение ярмарки «Дымковская игрушка».Блок уроков по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс
Блок уроков 5 класс.doc
Блок уроков по теме  «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс                                                                                             Содержание В   настоящее   время   народное   искусство   приобретает   все   большее   значение,   так   как происходит   возрождение   духовной   культуры   России,   наблюдается   рост   интереса   к национальному и народному искусству, традициям, обычаям и истории. Новый Федеральный государственный   образовательный   стандарт   основного   общего   образования   не   случайно определил   приоритетным   воспитание   чувства   патриотизма   у   обучающихся.   Подлинный патриотизм   немыслим   без   чувства   исторической   преемственности,   без   памяти   и   любви   к великим   делам   предков.   Поэтому,   особую   актуальность   приобретает   вопрос   освоения учащимися   общеобразовательных   школ   традиций   народного   искусства.   Важно,   что   при изучении и освоении традиций обучающиеся не только  получают смысловой и эмоционально­ ценностный   опыт,   но   и   через   практический   опыт,   получая   умения   близкие   к   мастерству народного художника­мастера, осознают   свою причастность к культуре великой страны ­ своей Родины. 1. Пояснительная записка на весь блок уроков:                   Программа «Изобразительное искусство 5­9 классы классы» под руководством Б. М. Неменского. Изучение изобразитель­ ного     искусства   в   основной   школе     предусматривает   целостные   годичные   блоки   искусств. Начальный   этап  начинается  с  декоративно­  прикладного  искусства.  Согласно   ФГОС  знания перестают   быть   главной   целью   образовательного   процесса,   а   выполняют   роль   средства организации   учебной   деятельности.   5   класс   ­   это   новый   шаг   в   изучении   декоративно­ прикладного   искусства.   Осваивается   язык,   образный   строй   произведений     народного   и профессионального   (классического   и   современного)   декоративно­прикладного   искусства. Методы, используемые на уроках позволяют забегать вперед и неоднократно возвращаться к уже   знакомым   образам,   мотивам,   темам,   произведениям,   но   уже   на   ином   содержательном уровне . На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватной их  возрастным особенностям.      Результатом моей работы и явился проект из 6 уроков , где я попыталась, в свете новых стандартов, показать свое понимание новых требований к качеству образования.       В процессе работы над проектом я изучала   весь курсовой материал и составила уроки в логической   последовательности   от   простого   к   сложному,   опираясь   на   предыдущие   знания учащихся.     Чтобы показать  внутрипредметные связи, я использовала содержание предметов: технологии, изобразительного искусства и риторики. В условиях урока приоритет отдается духовно­содержательным аспектам, которые осваиваются в   процессе   восприятия   произведений   и     закрепляются   в   собственной   практической деятельности.                       Личностные   результаты:  в   процессе   обучения   учащиеся   получили   навык самостоятельной работы , участвуя в сборе   и классификации   материала, умение применять навыки   сотрудничества   ,     вести   диалог,   обсуждать   вопросы   ,   связанные     с   современными народными   промыслами   ,   создавать     атмосферу   доброжелательно­делового   взаимодействия, преодолевая ситуации напряжений. Учились находить  взаимопонимание в процессе обсуждения различных вопросов и проблем.                                                             1 Метапредметные результаты:  умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения, ставить   и   формулировать   для   себя   новые   задачи   обучения   ,   уметь   ориентироваться   в пространстве,   планировать,   организовать   самостоятельную   поисковую     исследовательскую деятельность, принимать решение, организовать сотрудничество, умение реализовать себя во внеурочной деятельности.                                                                                                  Предметные результаты:  знать   особенности   ведущих   центров,   уметь   распознавать,   сопоставлять   , анализировать, обнаруживать общее, особенное, выполнять эскизы и модели в соответствии с традициями, передавая особенности формы, традиционной орнаментики и колористики, навыки декоративной росписи в опоре на традиции; приобретение опыта проектной деятельности. 2. Тема уроков: «Древние образы в современных народных игрушках». Тема урока: «Дымковская игрушка» Цели:    дать   возможность   выявить   характерные   особенности   росписи   дымковской   игрушки, сформировать   умение   создавать   узоры   по   собственному   замыслу,   используя   разнообразные приемы работы кистью,выделятьэлементы узора , знать знаковое значение; углублять познания о народном   декоративно­прикладном   искусстве,   воспитывать   любовь   к   народному   искусству России. Задачи. Личностные : воспитывать чувство гордости за традиционное искусство своего народа, формировать эстетические  потребности,  эстетический вкус, эстетические чувства . Метапредметные:  учить действовать осознанно в соответствии с планируемым результатом , делать   обобщения,     классифицировать,   научиться   строить   продуктивное   общение, межличностные отношения. Предметные: научить умению распознавать ,сопоставлять, анализировать, обнаруживать общее , особенное;   приобретению     опыта   выполнения   эскизов,   опыта   выполнения   проектной деятельности. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок ­ путешествие. Формы работы: индивидуальная , фронтальная , групповая. Необходимое   техническое   оборудование: инструментальной музыки. Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет, плакаты «Дымковская игрушка», презентация «Дымковская игрушка»,  баночка для воды, палитра,  альбом.  компьютер,   записи   проектор,   экран,                                             Ход урока. Организационный момент.  Мотивация к учебной деятельности. Продолжаем   знакомство   с   народным   искусством   на   примере   традиционных   народных художественных промыслов России. Общая тема блоков уроков: «Древние образы в современных народных игрушках» ­Знакомство с удивительной профессией – игрушечник. 2 ­Для чего создавались в древности глиняные игрушки? (Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Игрушечные  предметы были далеки от забавы. Они несли глубокий магический смысл , были элементом  магических обрядов. ) ­Работа  учебнику – стр. 66. ­ Найди отличия игрушек разных промыслов. ­Самые знаменитые в России ­ дымковские игрушки.    Работа по учебнику – стр.71. ­Выполняя работу по теме  мы приобретем опыт проектной деятельности. План организации проекта. . Выступления с докладами. Учащиеся знакомятся с историей развития дымковской игрушки. 3 Потомственные мастерицы начала 20 века: А. Мезрина , Е. Кошкина , Е. Пенкина. Хранители  промысла: Анна Мезрина и Алексей Деньшин 4 ­Возрождение в советское время в 30 года связано с именем  А. И. Деньшина. ­Символическое значение узоров. А. И. Бажин  создал каталог дымковского орнамента. В  его коллекции группируются орнаменты в зависимости от его роли в образе игрушки.  Систиматизировано свыше 1000 видов орнаментальной росписи. ­Особенности цветового решения и технологии росписи. ­Подбор красок Акриловые ( быстро сохнут, прочные , фон не сливается с другими цветами). Гуашь (белый  фон будет взаимодействовать с другими красками, особенно , если будете водить в одном  месте). ­Игра «Кто самый внимательный». ( Приметить и нарисовать на листах бумаги наибольшее  количество узоров ). Работа в группах. ­Анализ работ.  ­ Практическая работа­ эскиз дымковской игрушки (реальные и фантастические животные ). ­Выставка работ учащихся. 5 ­Основная тематика сюжетов: * Однофигурная  композиция (реальные и фантастические животные, свистульки)               В 1961 году появился у Зои Васильевны истинный шедевр — фигура «Многодетная получила  развитие традиционная в глиняной материнства.  Перед нами  предстает  образ кормилицы в высоком кокошнике,   в кофте с рукавами,  к основанию­юбке которой детские фигурки «мал мала меньше».  В руках она держит еще двух спелёнутых младенцев.  Монументальность и спокойствие наполняют эту композицию с ее удивительным ритмом в размещении фигур, соотношении масс,  а также в многократном повторении округлых линий, образованных головками детей, в крае кокошника и   Пенкиной ее  мать». Здесь  игрушке тема няньки­ пышными  присоединены 6 *Сюжетные композиции. Передаем опыт ­Современная дымковская игрушка. Выставка. Более 200 работ  современных мастеров. 7 В 2010 году у театра Кукол,в  центре Кирова, установлена скульптурная группа «Семья»,  выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с  младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и  собаки. 8 2. Урок технологии.  Лепка и роспись фигурки на тему: «Реальные и фантастические животные». 3. Урок изобразительного искусства на тему:  «Однофигурная и сюжетные композиции  дымковской игрушки».  ­Эскизы. Составление панно «Дымковская» Слобода». ( Используем работы по теме  «Убранство русской избы», «Внутренний мир русской избы», »Конструкция и декор  предметов народного быта», «Дымковская игрушка»). 4. Урок технологии по теме:  «Сюжетные композиции в дымковской игрушке». ­Лепка. Роспись.  Составление  сюжетной композиции «Деревенская улица». 5. Урок риторики. Подготовка к проведению классной ярмарки. ­Разучивание частушек, песен, народных игр, стихов, прибауток. Инсценирование. Глашатаи, зазывалы. 9 ­Языческие корни дымки – праздник Свистопляски. Знакомство с биографией художника. Беседа по картине. 1 6. Проведение ярмарки «Дымковская игрушка». 1

Блок уроков по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме  «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме  «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме  «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме  «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме  «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме  «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме  «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме  «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме  «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме  «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс

Блок уроков по теме  «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018