Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"
Оценка 4.8

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
искусство
5 кл
04.12.2018
Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"
Конспект урока по изобразительному искусству по программе Б.Неменского "Герб и эмблема". 5 класс. Конспект составлен на два урока. На первом уроке обучающиеся знакомятся с темой "Что такое эмблемы, и зачем они людям?". На втором уроке учащиеся знакомятся с правилами геральдики.
5 класс Урок 5. Герб и Эмблемаdoc.doc
5 класс                                       Урок 5.                       Что такое эмблемы, зачем они людям. Цель: познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на  примере гербов, флагов, эмблем, сформировать навыки составления композиции  герба, сочетания цветов, воспитывать чувство патриотизма. I. Организационный момент. II. Формирование новых знаний.        В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука ­ геральдика.  Эта наука занималась составлением гербов.        Герб ­ это композиция из различных символов, которая отражала степень  знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед  государством.       Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители  этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости.  На турнире они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах,  скрывающих лицо.     На щите рыцаря и флаге (штандарте) изображался его личный герб. На  рыцарских турнирах присутствовали герольды ­ люди, изучающие гербы. По  символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье  принадлежит рыцарь. Все в композиции герба имело важное значение и несло инфор­ мацию о владельце.     Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в  треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.      Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей  определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическим  фигурами.     Выбранный цвет имел символическое значение:  золотой цвет ­ символ богатства и справедливости; серебро ­ символ невинности и чистоты; червленый (темно­красный) ­ символ любви, смелости; голубой ­ символ красоты и величия; зеленый ­ символ изобилия и надежды; пурпурный (красный с оттенком синего) ­ могущество; черный ­ мудрость и печаль.      Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур ­ изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на  герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение:  дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга ­ знание;  пчела ­ трудолюбие;  лавр ­ славу; крылатый змей ­ чело, смуту;  дракон ­ могущество;  рука в перчатке ­ храбрость. Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную  часть герба помещали в центр и называли шит. По сторонам щит поддерживают  фигуры ­ щитодержатели ­ люди, птицы, звери. Герб украшает лента с девизом. Девиз ­ это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Венчает герб корона.     В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые  «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного  герба, платье украшалось фигурами ­ символами, эмблемами. Такое платье  позволяло легко отличать одного синьора от другого и в то же время несло  информацию в знаках о самом человеке.      Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним  видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары,  сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было  легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не  писались названия, а помещались гербы. III.   Практическая работа. Задание: (составить композицию герба). ­ Сегодня у вас есть возможность создать  свою символику герба. Создать герб  своей семьи. Вы должны подумать о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет  геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдиче­ ские фигуры и составить композицию. В ней вы должны учитывать принцип  симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контрастные цвета взаимно  подчеркивают и выделяют друг друга.       Нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цвета, лежащие рядом на цветовом круге. Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко  читаемыми и видны издалека.     Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и  устремления. Материалы: цветная бумага, клей, ножницы.  Музыкальный ряд: музыка Вивальди. Зрительный ряд: образцы гербов, геральдических фигур, алфавит эмблем. IV.    Анализ работ. Задание на дом. Творческим группам провести проектно­исследовательскую работу по темам: ­ Что такое герб? Его происхождение и строение. ­ Что такое геральдика? ­ История Российского герба. ­ Гербы городов. Герб Воронежской области, герб Ольховатки и района. Формы щита          Варяжский        Итальянский      Французский       Немецкий         Испанский Деления щита       Рассечение         Пересечение          Скошение                    Четверочастный Геральдические фигуры      Андреевский крест             Крест                       Первязь                          Пояс Глава                   Оконечность                  Столб                        Стропило Алфавит эмблем                                       Дуб, орел, лев, слон – сила, могущество, власть   Рукопожатие­         Факел, раскрытая книга ­                Пчела – эмблема дружбы             эмблема знания                          эмблема трудолюбия             Роза и сердце ­                    Лавр ­                        Чаша (сосуд) ­        Камень (гора) –    эмблема любви                 эмблема славы      благородный             преодоление                                                                                  поступок,                       препятствий жертвенность                                        Башни и мосты – отличие при                        Дельфины и рыбы ­  заслуги в  захвате вражеского моста, крепости                                          мореплавании (или  героической  защиты  их)                           Урок 6. Гербы и эмблемы (продолжение) Цель: обобщить знания гербовой символики средневековья; познакомить учащихся с  историей герба Российской Федерации, родного края; развивать эстетический вкус;  воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины. I.   Организационный момент. II.   Основная часть урока. 1. Вступление учителя.     На предыдущем уроке мы познакомились с понятиями «герб» и «эмблема».  Поговорили о гербах древних рыцарей, составили гербы своей семьи. Какие новые  слова мы узнали на прошлом уроке? (Геральдика, герб). Если кто забыл значение  этих слов ­  посмотрите в наш словарик.     Сегодня на уроке мы обобщим знания гербовой символики, вспомним, как  составляется композиция герба, познакомимся с гербами городов и узнаем кое­что  новое из истории герба нашего государства, а так же нашей малой родины. В конце урока мы выполним коллективную работу, где покажем свои знания и  умения в области композиции и цветовой гармонии.  2.Формирование новых знаний.      На прошлом уроке вы получили задания по проектно – исследовательской работе.  Сейчас мы заслушаем презентацию творческих групп о проделанной работе.  Напомню, что ваша презентация должна быть краткой, четко сформулирована. Вы  должны рассказать, что удалось вам узнать по данной теме в ходе исследовательской  работы.      Но, прежде чем мы начнем презентацию предлагаю вам распределить роли в ваших творческих группах. Вам предстоит выбрать капитана команды – который будет  руководить работой всей команды и оценивать степень участия каждого  члена команды; главного выступающего – который будет представлять проект;  реквизитора – который будет показывать иллюстрации и вспомогательный материал;  секретаря – который будет записывать новые, опорные понятия; эксперта – который  будет оценивать работу других творческих групп. Хочу обратить ваше внимание на  то, что творческие группы не являются соперниками. Каждая группа стремится как  можно больше узнать по представляемым  темам, чтобы к концу урока смогли ответить на вопросы викторины. Оценивать ваши ответы будут эксперты с помощью  вымпелов: красный ­ за четкую, краткую, интересную презентацию; зеленый – за интересную презентацию, но немного затянутую; синий ­  за неинтересную презентацию. После каждого выступления эксперты выдают вымпелы. Презентация проектов: ­ Что такое герб? Его происхождение и строение.                                         ­ Что такое геральдика?                                         ­ История Российского герба.                                         ­ Гербы городов. Герб Воронежской области,                                            герб  Ольховатки и района. (физкультминутка) Ребята, вам понравилась презентация? Поднимите свои вымпелы – и мы узнаем  как же эксперты оценили ваши выступления. Практическая работа. А теперь приступим к практической работе. Задания: 1.  Выбрать  образ  нового   города  (город­сад, город искусства, город спорта,  город науки, город толерантного отношения к людям). 2. Определить и выбрать соответствующую образу символику. 3. Распределить между членами команды выполнение элементов. 4.  Составить композицию.  5.Анализ и оценку участия каждого члена команды сделают капитаны команды.  Проверка знаний. Мы сегодня обобщили знания гербовой символики; познакомились с  историей герба Российской Федерации, родного края и теперь приступаем к  викторине. Вопросы викторины: 1. Что такое герб? 2. Где и когда появились первые гербы? 3.  Кто такой герольд? 4. Где помещались изображения герба? 5. Что называют геральдическими фигурами? 6. Что относится к негеральдическим фигурам? 7.  Как читать герб?  8.  Как составляют композицию герба? 9.  Как подбирают цветовую гамму герба? 10. Что такое геральдика? 11. Что обозначает золотой цвет на гербе? Серебряный? Червленый? 12. Что изображено на гербе России? 13. Что изображено на гербе Воронежской области? 14. Что изображено на гербе Ольховатки? 15. Что изображено на гербе Ольховатского района? Учащиеся отвечают на вопросы викторины, учитель оценивает ответы вымпелами. Материалы: бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы.  Зрительный ряд: 1. Цветовая символика рыцарских гербов. 2. Гербовые фигуры. 3.  Изображение герба России. 4. Изображение гербов Воронежской области, п.Ольховатка и Ольховатского  района.  5. Проектно – исследовательские работы учащихся. Музыкальный ряд: музыка Вивальди.  IV.    Анализ работ.  Подведение итогов, поздравление победителей. Домашнее задание: подобрать иллюстрационный материал с изображением  европейской средневековой одежды и интерьера дворцов: Шарля Перро «Золушка»,  «Спящая красавица» и т.п. Толковый словарь ГЕРАЛЬДИКА (от ср.-век. лат. heraldus — глашатай), гербоведение. Со 2-й половины 19 века — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее, в 13—1-й половине 19 веков, — составление дворянских, цеховых и земельных гербов. В наиболее распространенном понимании геральдика занимается гербами, появившимися в европейском средневековье. ГЕРОЛЬДИЯ (Герольдмейстерская контора, Департамент герольдии), в Российской империи орган в составе Сената (1722-1917). Ведала учетом дворян на государственной службе, охраняла их сословные привилегии, вела родословные книги, составляла гербы. ГЕРБ (польск. herb от нем. Erbe — наследство), условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Герб обязательно отражает исторические традиции владельца. Гербы составляются по определенным правилам, принятым в данной стране в данный исторический период и утверждаются специальным законодательным актом. ГЕРБ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т. п. Часто является составной частью государственного флага. ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ, фантастическое животное, основной элемент некоторых государственных гербов, в том числе российского. ГЕРОЛЬД (нем. Herold, от ср.-век. лат. heraldus), в Западной Европе в средние века глашатай, церемониймейстер при дворах королей и крупных феодалов, распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах и т. п.

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"

Конспект урока по изобразительному искусству "Эмблемы и гербы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2018