Конспект урока по изобразительному искусству "Народная праздничная одежда"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
искусство
5 кл
04.12.2018
Конспект урока по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 5 класса "Народная праздничная одежда" Данная тема раскрывается в течении двух уроков. На первом уроке обучающиеся знакомятся с основной темой урока. Сравнивают мужской и женский костюм. Сравнивают костюмы севера и юга России.
5 класс народный костюм Урок 7.doc
5 класс Урок 7.
Народная праздничная одежда
Цель: познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма,
сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и
образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в
декоративной композиции, воспитывать любовь к прекрасному на примерах
русского национального костюма.
I. Организационный момент.
II. Формирование новых знаний.
Интересовались ли вы тем, как выглядели наши предки сто лет назад? Крестьяне с
древних времен передавали традиции новым поколениям в устройстве дома,
обычаях, праздниках, верованиях и, конечно, в одежде.
Одежда была повседневной и праздничной. В ней, как и в декоре крестьянского дома,
господствовали законы представлений о мире.
У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй
украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба,
поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам,
которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов,
символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
Какими символами древние крестьяне изображали плодородие земли?
Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Подол рубахи или
юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это
треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов
украшались головками ящеров, которые символизировали подземно подводный мир.
Одежда девушки средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана,
епанечки, а в холодную погоду и душегреи.
Рубаха основа женского народного костюма. Шилась из белого льняного или
конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала
женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.
Рубахи, в которых женшины косили, назывались рубахи «сенокосицы». Ее
носили без сарафана. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее
ее владелица. Считалось, что, касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жиз
ненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.
Сарафан одевался поверх рубахи, украшался спереди узорной полосой, тесьмой,
серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Епанечка короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.
Голову в будни украшала лентаподвязка, а в праздники коруна. На конце
длинной косы косник из бисера.
На юге России вместо сарафана носили поневу домотканую клетчатую юбку из
шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный
образами земли и воды ромбы, волнистые линии, древо жизни, птицы, Берегини. Он
оберегал живот. Для женщины живот был основой жизни, символом продолжения
рода. По праздникам поверх надевали навершник из нарядной ткани, украшенный
вышивкой.
Свадебный костюм самый нарядный и торжественный.
Свадьба это священный обряд. Древние крестьяне свято верили, что от того, как
пройдет свадьба, зависит будущая жизнь жениха и невесты. Поэтому на свадьбе
должны быть соблюдены все ритуалы и приметы, имеющие большое значение.
Свадебный наряд шили задолго до торжества, т.к. он требовал много времени и
труда. Все элементы костюма тщательно украшались оберегами от злых сил и
напастей и символами, утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство.
Подумайте, какие это должны быть символы?
Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была рубахакосоворотка. Ее
шили из белой, синей или красной ткани и украшали вышивкой. Порты завязывались
на шнурке вокруг талии. Богатые люди носили порты из шелка и сукна, заправляя их
в сафьяновые сапоги. Простой народ носил холщовые порты,
а ноги обматывали онучами и надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а
на голову шапку из сукна или войлока.
III. Закрепление Знаний.
IV. Практическая работа.
Задание: выполнить эскиз народного и праздничного костюма (зимнего или летнего),
обговорить заранее величину фигур. Желательно изобразить несколько фигур в
различных ракурсах (для последующей коллективной работы).
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображениями народного костюма.
Музыкальный ряд: русские напевные мелодии.
V. Анализ работ.
Урок 8.
Народная праздничная одежда (продолжение)
Цель: закрепление знаний учащихся об особенностях русского праздничного
костюма, сформировать понимание связи представлений людей об устройстве
мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа
в декоративной композиции, воспитывать любовь к прекрасному на примерах
русского национального костюма.
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
III. Сообщение новых знаний.
Головной убор очень важная часть костюма. По нему, как по паспорту, можно было
многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный
слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить
простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник. Кокошник
от слова «кокошь» петух, кика или кичка, сорока.
Головной убор в народных представлениях был связан с небом, его украшали
символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх
кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
IV. Актуализация опорных знаний.
О чем может рассказать нам русский народный костюм?
Как перекликаются украшения женского русского костюма и фронтона
крестьянской избы?
Фронтон избы и верхняя часть женского костюма имеют много общего. Они
образно связаны с небом и светом. Имеют символы солнца и воды.
Подол женского сарафана или рубахи украшен узорами с символами земли, а
пояс символами подземного мира.
Крестьянка, одетая в праздничный костюм, как бы являла собой образ мира.
V. Практическая работа.
Задание: завершение эскиза праздничного народного костюма.
VI. Анализ работ.
VII. Домашнее задание.
1) Подготовиться к обобщающему уроку «Народные гулянья». Детям раздаются
слова частушек и народной запевки «Селезенька утку любил».
2) Подобрать и записать старинные русские поговорки и пословицы.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА
Женская праздничная одежда Севера России Юга России
МУЖСКОЙ КОСТЮМ
Костюм южных губерний
1 понева
2 рубаха
3 – передник
4 – «сорока» с платком
Женский головной убор
Конспект урока по изобразительному искусству "Народная праздничная одежда"
Конспект урока по изобразительному искусству "Народная праздничная одежда"
Конспект урока по изобразительному искусству "Народная праздничная одежда"
Конспект урока по изобразительному искусству "Народная праздничная одежда"
Конспект урока по изобразительному искусству "Народная праздничная одежда"
Конспект урока по изобразительному искусству "Народная праздничная одежда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.