Цель курса:
-духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи курса:
- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска
Тамбовской обл.
Рассмотрена на
заседании МО
протокол № ___
от ___________
Согласовано
заместитель директора
по УВР
______ М.В.Люманова
Утвержден
приказом директора
от _________ № ____
__________Е.С.Парамонова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА
по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева
в 5 классе
35 часов (1 час в неделю)
Учитель: И.В. Мокшанова20142015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по музыке для 5 класса разработана на основе Федерального компонента
государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству
в соответствии с концепцией Д.Б. Кабалевского, реализуемой на основании учебно
методического комплекса Т.И. Науменко, В.В. Алеева.
Программа включает в себя пояснительную записку, основное содержание и
требования к уровню подготовки оканчивающих основную школу.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе
способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей,
вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально
ценностного отношения учащихся к произведениям искусства, опыта их музыкально
творческой деятельности.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуальноличностного
и эмоциональноценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления,
формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной
музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
С первых уроков музыки учащиеся учатся слышать даже в самом простом
произведении небольшую частичку жизни. Постепенно они проникаются сознанием –
музыка может воплощать все, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли,
изображает характер, поступки.
Учащиеся 5 класса в I полугодии рассматривают связь музыки с жизнью со
следующих позиций: если музыка рождается жизнью, то она и сама способна
воздействовать на жизнь, но только через человека. В этом ее преобразующая сила.
Учитель музыки обогащает представления ребят о жизненном содержании музыки через
осознание ее преобразующей роли, таким образом расширяет представления учащихся о
роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества.
Во II полугодии учитель помогает учащимся ответить на вопрос: в чем заключается
способность музыки оказывать влияние на человека? Учащиеся, из урока в урок обогащая
свои знания и музыкальные впечатления, к концу учебного года приходят к выводу: «Сила
воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощенными
композиторами с помощью средств художественной выразительности».
Для этого на уроках создаются проблемнопоисковые ситуации, когда перед
учащимися ставятся различные творческие задания (например, какими выразительными
средствами композитор передает радостное восприятие весны, взволнованность чувств в
теме: «Единство содержания и формы – красота музыки»). Выполнение творческих
заданий предполагает анализ музыки, что заставляет ребят вслушиваться в произведение,
следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои
впечатления и делать выводы.
В программе выделяется также группа знаний о преобразующей силе музыки, ее
воздействии на личность и общество, о музыкальной жизни нашей страны и других стран
мира.
Благодаря широкому творческому использованию учителем разнообразногомузыкального и теоретического материала от учащихся можно добиться
заинтересованного, увлеченного и в то же время серьезного отношения к учебному
предмету музыки.
Цели и задачи
Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
Освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационнообразной природе, жанровом и
стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных
и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими
видами искусства и жизнью;
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально
творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную
запись),
музыкальнопластическом движении,
импровизации, драматизации исполняемых произведений;
инструментальном музицировании,
Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и
восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,
творческого воображения певческого голоса;
Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа
и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном
общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;
эмоциональноценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской
культуры учащихся.
На изучение предмета «Музыка» в 5 классах отводится 1 час в неделю (общий объем
35 часов).
Основные содержательные линии
Обогащение опыта эмоциональноценностного отношения учащихся к музыке и
музыкальным занятиям;
навыки);
Усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
Овладение способами музыкальноучебной деятельности (музыкальные умения и
Обогащение опыта учебнотворческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых
установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в
содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка»
способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа
и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной
жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебнотворческих задач и
нахождению при этом оригинальных решений.
В процессе музыкальных занятий в основной школе учащиеся расширяют и
обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационнообразной
выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образноэмоциональное
содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать своеотношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах,
вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его
автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по
отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни
страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают
умения и навыки работы с различными видами источников информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях,
способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей
деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и
потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию
умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя,
оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Результаты усвоения содержания музыкального образования в V классах
представлены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» и содержат три
компонента: знать/понимать (перечень необходимых для усвоения каждым учащимся
знаний музыки и знаний о музыке); уметь (перечень музыкальных умений, формируемых в
различных видах музыкальной деятельности); выделана также группа знаний и умений,
которыми ученик может пользоваться в практической деятельности и в повседневной
жизни.
Используемые методы работы
Метод анализа
Метод беседы
Метод наблюдения за музыкой
Метод проблемнопоисковых ситуаций
Метод размышления
Метод сопереживания
Метод сравнения
Метод творческих заданий
Основные формы занятий:
Урокконцерт
Музыкальная викторина
Урокобобщение
Урокотзыв
Урокочерк (о жизни композитора)
Урокпутешествие
Урокрассказ (об исполнителе)
Урок традиционныйСОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (35 часов)
Народное музыкальное творчество (11 часов)
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части
общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как
художественная самоценность. Песенность, напевность как определяющий феномен
русского народного пения, проявляющийся в искусстве распева тонов и импровизации.
Народнопесенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения
композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном
стиле.
Интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других
народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность (русская пляска, хороводы,
полька, вальс, полонез и др.).
При формировании представлений о народном музыкальном творчестве накопление
опыта музыкальнотворческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:
осмысления народной музыки в ее органической связи с жизнью народа, как
составной части народного действия;
личностноокрашенного эмоциональнообразного восприятия и оценки изучаемых
образцов народного музыкального творчества в слушательской деятельности;
исполнения русских народных песен и песен других народов мира;
распевания народных текстов, импровизации и сочинения мелодий в народном стиле;
создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых народно
песенных мелодий и народной инструментальной музыки;
участия в народных праздниках.
Характерные черты русской и западноевропейской музыки (11 часов)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве различных
исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, творчестве выдающихся
композиторов прошлого и современности.
Особенности западноевропейской музыки эпохи барокко. Музыка И.С. Баха как
вечно живое искусство, возвышающее душу человека.
Влияние западноевропейской музыки на развитие отечественной духовной и светской
музыкальной культуры второй половины XVII и XVIII веков. Новый круг образов,
отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях (на
примере ознакомления с основными жанрами профессиональной музыки этого времени:
кантом; партесным концертом; хоровым концертом).Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке.
Сравнительная
характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками
(на примере музыкальных произведений В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена; Ф. Шопена, Р.
Шумана, Ф. Листа, Ф. Шуберта,
Э. Грига, К. Глюка); особенности трактовки
драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной
инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн и др.), сонаты, симфонии, оперы, реквиемы
и др. Основная направленность драматургического развития в оперном искусстве на
примере творчества западноевропейских композиторов XIX столетия: Ж. Бизе, Дж. Верди,
Дж. Россини.
Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической
школы. Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества.
Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов.
Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм,
картинность, народноэпическая образность как характерные свойства русской
классической школы. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная
(прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет.
Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Наиболее
значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы ( на примере
творчества М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. РимскогоКорсакова,
П.И. Чайковского). Развитие традиций русской классической музыкальной школы в
творчестве С.В. Рахманинова.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.
При формировании представлений о характерных чертах русской и
западноевропейской музыки обогащение опыта музыкальнотворческой деятельности
учащихся осуществляется в процессе: личностноокрашенного эмоциональнообразного
восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов
различных исторических эпох и стилевой принадлежности в слушательской деятельности;
исполнения образцов вокальной музыки русских и зарубежных композиторов;
пропевания тем из вокальных и инструментальных произведений, получивших
широкое мировое признание;
импровизации и сочинения музыки на заданные интонации, темы, мелодико
ритмические модели, стихотворные тексты и др.;
выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.
Исполнение музыки как искусство интерпретации (13 часов)
Освоение основных видов исполнительства в собственной практической музыкальной
деятельности: в пении, в игре на музыкальных инструментах, в музыкальнопластической
деятельности, в музыкальносценической деятельности.
Раскрытие выразительных возможностей различных певческих голосов: сопрано,
дисканта, альта, тенора, баса и др. Сравнение академического и народного направлений в
хоровом исполнительстве. Ознакомление с исполнительскими возможностями различных
видов оркестров (симфонического,
оркестра народных
инструментов, эстрадноджазового), отдельных оркестровых групп и инструментов.
камерного,
духового,
Сравнение трактовок одного и того же произведения различными исполнителями или
исполнительскими коллективами.
При формировании представлений об исполнении
музыки как искусстве
интерпретации расширение и углубление опыта музыкальнотворческой деятельности
учащихся осуществляется в процессе:творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и хоровом пении при
разучивании и исполнении образцов народной музыки, произведений вокальной музыки
отечественных и зарубежных композиторов;
творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и коллективном
инструментальном музицировании на элементарных и электронных инструментах;
сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и
выявления их своеобразия;
создания различных исполнительских интерпретаций народных песен и
инструментальных наигрышей, песенных образцов творчества отечественных и зарубежных
композиторов;
вокальной и инструментальной импровизации и сочинения музыки;
инсценировки народных песен;
создания художественного замысла и воплощения эмоциональнообразного
содержания произведений музыки сценическими средствами;
индивидуальноличностной передачи музыкального образа в его выражении
пластическими средствами, в том числе танцевальными.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
Тема 1. Преобразующая сила музыки
Преобразующая сила музыки
Разное воздействие музыки на людей
Задушевность лирической интонации музыки
Музыка приносит человеку «утешение и опору»
Музыка с человеком в горе и радости
Музыка – оружие в борьбе за свободу
Сила героической интонации
Человек – это звучит гордо! (А.М. Горький)
Музыка помогает в трудную минуту
Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории
№
№
в
о
к
о
р
у
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1112 Взволнованные интонации искусства
1314 Сатирические интонации в музыке
1516 Музыка Рождества
17
18
19
20
21
22
23
24
Преобразующая сила музыки. Обобщение темы полугодия
Тема 2. В чем сила музыки?
Красота и правда в искусстве и в жизни
Красота и правда о героях Великой Отечественной войны
Красота и правда музыки И. С. Баха
Красота и правда шутливой музыки разного времени
Красота природы и правда отображения ее в музыке
Сила нравственной красоты человека в музыке
В чем сила музыки В. А. Моцарта?
2526 Разнообразие красоты и выразительности в музыке
о
в
л
о
К
в
о
с
а
ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2В чем сила музыки? Обобщение
Красота и правда музыки о детях
Правдивое единство народного и композиторского – красота музыки
Единство содержания и формы – красота музыки
Красота и правда «легкой» и «серьезной» музыки
Никто не забыт, ничто не забыто!
27
28
29
30
31
32
33 Жизненная сила музыки П.И. Чайковского
34
Гармония красоты и правды в жизни и музыке. Обобщение темы
полугодия
Обобщение изученного за год
35
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
В результате изучения музыки ученик 5 класса должен:
знать/понимать
специфику музыки как вида искусства;
возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных
композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и музыкантовисполнителей;
уметь
эмоциональнообразно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов
классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения,
одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на
нотную запись);
сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об
интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной
сфере музыки и музыкальной драматургии;
сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве
различных композиторов;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников,
на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;
размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно
прослушанной музыки;музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание
музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей,
прослушивание музыкальных радио и телепередач и др.); определение своего отношения к
музыкальным явлениям действительности; выражение своих личных музыкальных
впечатление в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1) Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобр. школы. –
Минск: Беларусь, 2003;
2) Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. – Л.:
Музыка, 1987;
3) Викторов В., Садовский М. Звонкие судьбы: Сов. песня в школе. Кн. для
учителя. – М.: Просвещение, 1980;
4) ВладыкинаБачинская Н. П.И. Чайковский: Школьная библиотека. Изд. 4е. –
М.: Музыка, 1975;
5) Война и музы: Проза, стихи, пьесы, песни, посв. Великой Отечественной войне
19411945 гг.: 2я ч. – Молодежная эстрада, №№35, 2003;
6) Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15 / под ред. В.С. Фомина. – М.:
Музыка, Ленинградское отделение, 1977;
7) Искусство в школе, №5, 1999;
8) Искусство в школе, №6, 1998;
9) Кабалевский Д.Б. Музыка. 6 класс: Программа. – М.: Дрофа, 2001;
10) Кабалевский Д.Б. Сила искусства. – М.: Молодая гвардия, 1984;
11) Кабалевский Д.Б. Ровесники: беседы о музыке для юношества / переиздание. –
М.: Музыка, 1987;
12) Кленов А. Там, где музыка живет / 3е изд., испр. – М.: ПедагогикаПресс,
1994;
13) Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. – М.:
Academia, 2000;14) Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов. Композитор, 1986;
15) Музыка. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева /
авт.сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Издво Учитель, 2005;
16) Музыка – детям. Вопросы музыкальноэстетического воспитания. Вып. 3 /
сост. Л. Михеева. – М.: Издво Музыка, Ленинградское отделение, 1976;
17) Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10 / сост. О. Апраксина. – М.: Издво
Музыка, 1975;
18) Пионерский музыкальный клуб, вып. 21 / сост. О. Очаковская. – М.: Музыка,
1987;
19) Сказка в творчестве Н.А. РимскогоКорсакова. Научнопопулярное издание. –
М.: Музыка, 1987;
20) Тарасов Л. Волшебство оперы / Очерки. – Ленинград: Детская литература,
1979;
21) Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.:
Советская энциклопедия, 1976;
22) Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура / авт.сост. Н.В. Чудакова. Под общ.
ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1997;
23) Я познаю мир: Дет. энцикл.: Музыка / авт. А.С. Кленов. Под общ. ред. О.Г.
Хинн. – М.: ООО Фирма Издво АСТ, 1999.
СРЕДСТВА MULTIMEDIA:
• Информационнообразовательный портал «Культура и искусство»
(http
:// www
/ educulture
. ru);
• Электронный портал «Культура» (www
• Электронный федеральный портал «Российское
. kultura
portal
. ru);
образование»
(http
:// www
. edu
. ru);
(http
:// www
. liart
. ru);
• База данных Российской Государственной библиотеки по искусству
• Электронные информационные ресурсы Российской Национальной библиотеки
(http
:// www
. nir
. ru);
• База данных ИНИОН (http
• Электронная база данных Государственной научной педагогической
:// www
. inion
. ru);
библиотеки им. К.Д. Ушинского РАО (http
:// www
. gnpbu
. ru);
• Информационная система «Единое окно доступа к образовательным
•
:// window
ресурсам» (http
Глобальные
. yahoo
http
:// www
. com
. edu
. ru);
поисковые
/; http
:// search
. msn
системы
. com
/.
http
:// www
. google
. com
/;