Рабочая программа по музыке по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева (5 класс)
Оценка 4.7
Образовательные программы +1
doc
искусство +1
5 кл
17.03.2019
Цель курса:
-духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи курса:
- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
5 кл.doc
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска
Тамбовской обл.
Рассмотрена на
заседании МО
протокол № ___
от ___________
Согласовано
заместитель директора
по УВР
______ М.В.Люманова
Утвержден
приказом директора
от _________ № ____
__________Е.С.Парамонова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА
по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева
в 5 классе
35 часов (1 час в неделю)
Учитель: И.В. Мокшанова 20142015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по музыке для 5 класса разработана на основе Федерального компонента
государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству
в соответствии с концепцией Д.Б. Кабалевского, реализуемой на основании учебно
методического комплекса Т.И. Науменко, В.В. Алеева.
Программа включает в себя пояснительную записку, основное содержание и
требования к уровню подготовки оканчивающих основную школу.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе
способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей,
вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально
ценностного отношения учащихся к произведениям искусства, опыта их музыкально
творческой деятельности.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуальноличностного
и эмоциональноценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления,
формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной
музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
С первых уроков музыки учащиеся учатся слышать даже в самом простом
произведении небольшую частичку жизни. Постепенно они проникаются сознанием –
музыка может воплощать все, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли,
изображает характер, поступки.
Учащиеся 5 класса в I полугодии рассматривают связь музыки с жизнью со
следующих позиций: если музыка рождается жизнью, то она и сама способна
воздействовать на жизнь, но только через человека. В этом ее преобразующая сила.
Учитель музыки обогащает представления ребят о жизненном содержании музыки через
осознание ее преобразующей роли, таким образом расширяет представления учащихся о
роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества.
Во II полугодии учитель помогает учащимся ответить на вопрос: в чем заключается
способность музыки оказывать влияние на человека? Учащиеся, из урока в урок обогащая
свои знания и музыкальные впечатления, к концу учебного года приходят к выводу: «Сила
воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощенными
композиторами с помощью средств художественной выразительности».
Для этого на уроках создаются проблемнопоисковые ситуации, когда перед
учащимися ставятся различные творческие задания (например, какими выразительными
средствами композитор передает радостное восприятие весны, взволнованность чувств в
теме: «Единство содержания и формы – красота музыки»). Выполнение творческих
заданий предполагает анализ музыки, что заставляет ребят вслушиваться в произведение,
следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои
впечатления и делать выводы.
В программе выделяется также группа знаний о преобразующей силе музыки, ее
воздействии на личность и общество, о музыкальной жизни нашей страны и других стран
мира.
Благодаря широкому творческому использованию учителем разнообразного музыкального и теоретического материала от учащихся можно добиться
заинтересованного, увлеченного и в то же время серьезного отношения к учебному
предмету музыки.
Цели и задачи
Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
Освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационнообразной природе, жанровом и
стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных
и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими
видами искусства и жизнью;
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально
творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную
запись),
музыкальнопластическом движении,
импровизации, драматизации исполняемых произведений;
инструментальном музицировании,
Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и
восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,
творческого воображения певческого голоса;
Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа
и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном
общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;
эмоциональноценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской
культуры учащихся.
На изучение предмета «Музыка» в 5 классах отводится 1 час в неделю (общий объем
35 часов).
Основные содержательные линии
Обогащение опыта эмоциональноценностного отношения учащихся к музыке и
музыкальным занятиям;
навыки);
Усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
Овладение способами музыкальноучебной деятельности (музыкальные умения и
Обогащение опыта учебнотворческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых
установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в
содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка»
способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа
и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной
жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебнотворческих задач и
нахождению при этом оригинальных решений.
В процессе музыкальных занятий в основной школе учащиеся расширяют и
обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационнообразной
выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образноэмоциональное
содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах,
вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его
автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по
отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни
страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают
умения и навыки работы с различными видами источников информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях,
способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей
деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и
потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию
умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя,
оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Результаты усвоения содержания музыкального образования в V классах
представлены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» и содержат три
компонента: знать/понимать (перечень необходимых для усвоения каждым учащимся
знаний музыки и знаний о музыке); уметь (перечень музыкальных умений, формируемых в
различных видах музыкальной деятельности); выделана также группа знаний и умений,
которыми ученик может пользоваться в практической деятельности и в повседневной
жизни.
Используемые методы работы
Метод анализа
Метод беседы
Метод наблюдения за музыкой
Метод проблемнопоисковых ситуаций
Метод размышления
Метод сопереживания
Метод сравнения
Метод творческих заданий
Основные формы занятий:
Урокконцерт
Музыкальная викторина
Урокобобщение
Урокотзыв
Урокочерк (о жизни композитора)
Урокпутешествие
Урокрассказ (об исполнителе)
Урок традиционный СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (35 часов)
Народное музыкальное творчество (11 часов)
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части
общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как
художественная самоценность. Песенность, напевность как определяющий феномен
русского народного пения, проявляющийся в искусстве распева тонов и импровизации.
Народнопесенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения
композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном
стиле.
Интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других
народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность (русская пляска, хороводы,
полька, вальс, полонез и др.).
При формировании представлений о народном музыкальном творчестве накопление
опыта музыкальнотворческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:
осмысления народной музыки в ее органической связи с жизнью народа, как
составной части народного действия;
личностноокрашенного эмоциональнообразного восприятия и оценки изучаемых
образцов народного музыкального творчества в слушательской деятельности;
исполнения русских народных песен и песен других народов мира;
распевания народных текстов, импровизации и сочинения мелодий в народном стиле;
создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых народно
песенных мелодий и народной инструментальной музыки;
участия в народных праздниках.
Характерные черты русской и западноевропейской музыки (11 часов)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве различных
исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, творчестве выдающихся
композиторов прошлого и современности.
Особенности западноевропейской музыки эпохи барокко. Музыка И.С. Баха как
вечно живое искусство, возвышающее душу человека.
Влияние западноевропейской музыки на развитие отечественной духовной и светской
музыкальной культуры второй половины XVII и XVIII веков. Новый круг образов,
отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях (на
примере ознакомления с основными жанрами профессиональной музыки этого времени:
кантом; партесным концертом; хоровым концертом). Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке.
Сравнительная
характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками
(на примере музыкальных произведений В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена; Ф. Шопена, Р.
Шумана, Ф. Листа, Ф. Шуберта,
Э. Грига, К. Глюка); особенности трактовки
драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной
инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн и др.), сонаты, симфонии, оперы, реквиемы
и др. Основная направленность драматургического развития в оперном искусстве на
примере творчества западноевропейских композиторов XIX столетия: Ж. Бизе, Дж. Верди,
Дж. Россини.
Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической
школы. Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества.
Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов.
Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм,
картинность, народноэпическая образность как характерные свойства русской
классической школы. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная
(прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет.
Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Наиболее
значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы ( на примере
творчества М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. РимскогоКорсакова,
П.И. Чайковского). Развитие традиций русской классической музыкальной школы в
творчестве С.В. Рахманинова.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.
При формировании представлений о характерных чертах русской и
западноевропейской музыки обогащение опыта музыкальнотворческой деятельности
учащихся осуществляется в процессе: личностноокрашенного эмоциональнообразного
восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов
различных исторических эпох и стилевой принадлежности в слушательской деятельности;
исполнения образцов вокальной музыки русских и зарубежных композиторов;
пропевания тем из вокальных и инструментальных произведений, получивших
широкое мировое признание;
импровизации и сочинения музыки на заданные интонации, темы, мелодико
ритмические модели, стихотворные тексты и др.;
выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.
Исполнение музыки как искусство интерпретации (13 часов)
Освоение основных видов исполнительства в собственной практической музыкальной
деятельности: в пении, в игре на музыкальных инструментах, в музыкальнопластической
деятельности, в музыкальносценической деятельности.
Раскрытие выразительных возможностей различных певческих голосов: сопрано,
дисканта, альта, тенора, баса и др. Сравнение академического и народного направлений в
хоровом исполнительстве. Ознакомление с исполнительскими возможностями различных
видов оркестров (симфонического,
оркестра народных
инструментов, эстрадноджазового), отдельных оркестровых групп и инструментов.
камерного,
духового,
Сравнение трактовок одного и того же произведения различными исполнителями или
исполнительскими коллективами.
При формировании представлений об исполнении
музыки как искусстве
интерпретации расширение и углубление опыта музыкальнотворческой деятельности
учащихся осуществляется в процессе: творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и хоровом пении при
разучивании и исполнении образцов народной музыки, произведений вокальной музыки
отечественных и зарубежных композиторов;
творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и коллективном
инструментальном музицировании на элементарных и электронных инструментах;
сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и
выявления их своеобразия;
создания различных исполнительских интерпретаций народных песен и
инструментальных наигрышей, песенных образцов творчества отечественных и зарубежных
композиторов;
вокальной и инструментальной импровизации и сочинения музыки;
инсценировки народных песен;
создания художественного замысла и воплощения эмоциональнообразного
содержания произведений музыки сценическими средствами;
индивидуальноличностной передачи музыкального образа в его выражении
пластическими средствами, в том числе танцевальными.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
Тема 1. Преобразующая сила музыки
Преобразующая сила музыки
Разное воздействие музыки на людей
Задушевность лирической интонации музыки
Музыка приносит человеку «утешение и опору»
Музыка с человеком в горе и радости
Музыка – оружие в борьбе за свободу
Сила героической интонации
Человек – это звучит гордо! (А.М. Горький)
Музыка помогает в трудную минуту
Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории
№
№
в
о
к
о
р
у
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1112 Взволнованные интонации искусства
1314 Сатирические интонации в музыке
1516 Музыка Рождества
17
18
19
20
21
22
23
24
Преобразующая сила музыки. Обобщение темы полугодия
Тема 2. В чем сила музыки?
Красота и правда в искусстве и в жизни
Красота и правда о героях Великой Отечественной войны
Красота и правда музыки И. С. Баха
Красота и правда шутливой музыки разного времени
Красота природы и правда отображения ее в музыке
Сила нравственной красоты человека в музыке
В чем сила музыки В. А. Моцарта?
2526 Разнообразие красоты и выразительности в музыке
о
в
л
о
К
в
о
с
а
ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2 В чем сила музыки? Обобщение
Красота и правда музыки о детях
Правдивое единство народного и композиторского – красота музыки
Единство содержания и формы – красота музыки
Красота и правда «легкой» и «серьезной» музыки
Никто не забыт, ничто не забыто!
27
28
29
30
31
32
33 Жизненная сила музыки П.И. Чайковского
34
Гармония красоты и правды в жизни и музыке. Обобщение темы
полугодия
Обобщение изученного за год
35
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
В результате изучения музыки ученик 5 класса должен:
знать/понимать
специфику музыки как вида искусства;
возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных
композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и музыкантовисполнителей;
уметь
эмоциональнообразно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов
классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения,
одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на
нотную запись);
сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об
интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной
сфере музыки и музыкальной драматургии;
сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве
различных композиторов;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников,
на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;
размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно
прослушанной музыки; музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание
музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей,
прослушивание музыкальных радио и телепередач и др.); определение своего отношения к
музыкальным явлениям действительности; выражение своих личных музыкальных
впечатление в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1) Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобр. школы. –
Минск: Беларусь, 2003;
2) Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. – Л.:
Музыка, 1987;
3) Викторов В., Садовский М. Звонкие судьбы: Сов. песня в школе. Кн. для
учителя. – М.: Просвещение, 1980;
4) ВладыкинаБачинская Н. П.И. Чайковский: Школьная библиотека. Изд. 4е. –
М.: Музыка, 1975;
5) Война и музы: Проза, стихи, пьесы, песни, посв. Великой Отечественной войне
19411945 гг.: 2я ч. – Молодежная эстрада, №№35, 2003;
6) Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15 / под ред. В.С. Фомина. – М.:
Музыка, Ленинградское отделение, 1977;
7) Искусство в школе, №5, 1999;
8) Искусство в школе, №6, 1998;
9) Кабалевский Д.Б. Музыка. 6 класс: Программа. – М.: Дрофа, 2001;
10) Кабалевский Д.Б. Сила искусства. – М.: Молодая гвардия, 1984;
11) Кабалевский Д.Б. Ровесники: беседы о музыке для юношества / переиздание. –
М.: Музыка, 1987;
12) Кленов А. Там, где музыка живет / 3е изд., испр. – М.: ПедагогикаПресс,
1994;
13) Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. – М.:
Academia, 2000; 14) Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов. Композитор, 1986;
15) Музыка. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева /
авт.сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Издво Учитель, 2005;
16) Музыка – детям. Вопросы музыкальноэстетического воспитания. Вып. 3 /
сост. Л. Михеева. – М.: Издво Музыка, Ленинградское отделение, 1976;
17) Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10 / сост. О. Апраксина. – М.: Издво
Музыка, 1975;
18) Пионерский музыкальный клуб, вып. 21 / сост. О. Очаковская. – М.: Музыка,
1987;
19) Сказка в творчестве Н.А. РимскогоКорсакова. Научнопопулярное издание. –
М.: Музыка, 1987;
20) Тарасов Л. Волшебство оперы / Очерки. – Ленинград: Детская литература,
1979;
21) Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.:
Советская энциклопедия, 1976;
22) Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура / авт.сост. Н.В. Чудакова. Под общ.
ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1997;
23) Я познаю мир: Дет. энцикл.: Музыка / авт. А.С. Кленов. Под общ. ред. О.Г.
Хинн. – М.: ООО Фирма Издво АСТ, 1999.
СРЕДСТВА MULTIMEDIA:
• Информационнообразовательный портал «Культура и искусство»
(http
:// www
/ educulture
. ru);
• Электронный портал «Культура» (www
• Электронный федеральный портал «Российское
. kultura
portal
. ru);
образование»
(http
:// www
. edu
. ru);
(http
:// www
. liart
. ru);
• База данных Российской Государственной библиотеки по искусству
• Электронные информационные ресурсы Российской Национальной библиотеки
(http
:// www
. nir
. ru);
• База данных ИНИОН (http
• Электронная база данных Государственной научной педагогической
:// www
. inion
. ru);
библиотеки им. К.Д. Ушинского РАО (http
:// www
. gnpbu
. ru);
• Информационная система «Единое окно доступа к образовательным
•
:// window
ресурсам» (http
Глобальные
. yahoo
http
:// www
. com
. edu
. ru);
поисковые
/; http
:// search
. msn
системы
. com
/.
http
:// www
. google
. com
/;
Рабочая программа по музыке по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева (5 класс)
Рабочая программа по музыке по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева (5 класс)
Рабочая программа по музыке по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева (5 класс)
Рабочая программа по музыке по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева (5 класс)
Рабочая программа по музыке по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева (5 класс)
Рабочая программа по музыке по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева (5 класс)
Рабочая программа по музыке по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева (5 класс)
Рабочая программа по музыке по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева (5 класс)
Рабочая программа по музыке по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева (5 класс)
Рабочая программа по музыке по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.