Рабочая программа по музыке по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева (5 класс)

  • Образовательные программы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 17.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель курса: -духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности. Задачи курса: - формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; - развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов; - формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.); - воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; - расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; - овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Иконка файла материала 5 кл.doc
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.  Рассмотрена на  заседании МО протокол № ___  от ___________ Согласовано  заместитель директора  по УВР  ______ М.В.Люманова Утвержден  приказом директора от _________ № ____  __________Е.С.Парамонова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева в 5 классе 35 часов (1 час в неделю) Учитель: И.В. Мокшанова2014­2015 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по музыке для 5 класса разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству в   соответствии   с   концепцией   Д.Б.   Кабалевского,   реализуемой   на   основании   учебно­ методического комплекса Т.И. Науменко, В.В. Алеева. Программа   включает   в   себя   пояснительную   записку,   основное   содержание   и требования к уровню подготовки оканчивающих основную школу.     Музыкальное   образование   (воспитание,   обучение   и   развитие)   в   основной   школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.  Изучение   предмета   «Музыка»   направлено   на   расширение   опыта   эмоционально­ ценностного   отношения   учащихся   к   произведениям   искусства,   опыта   их   музыкально­ творческой деятельности. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально­личностного и   эмоционально­ценностного   отношения   учащихся   к   музыке,   музыкального   мышления, формирование   представления   о   музыке   как   виде   искусстве,   раскрытие   целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.  С   первых   уроков   музыки   учащиеся   учатся   слышать   даже   в   самом   простом произведении   небольшую   частичку   жизни.   Постепенно   они   проникаются   сознанием   – музыка   может  воплощать   все,   что  связано   с  человеком:   выражает   его  чувства,   мысли, изображает характер, поступки. Учащиеся   5   класса   в  I  полугодии   рассматривают   связь   музыки   с   жизнью   со следующих   позиций:   если   музыка   рождается   жизнью,   то   она   и   сама   способна воздействовать   на   жизнь,   но   только   через   человека.   В   этом   ее   преобразующая   сила. Учитель музыки обогащает представления ребят о жизненном содержании музыки через осознание ее преобразующей роли, таким образом расширяет представления учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества. Во II полугодии учитель помогает учащимся ответить на вопрос: в чем заключается способность музыки оказывать влияние на человека? Учащиеся, из урока в урок обогащая свои знания и музыкальные впечатления, к концу учебного года приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощенными композиторами с помощью средств художественной выразительности». Для   этого   на   уроках   создаются   проблемно­поисковые   ситуации,   когда   перед учащимися   ставятся   различные   творческие   задания   (например,   какими   выразительными средствами композитор передает радостное восприятие весны, взволнованность чувств в теме:   «Единство   содержания   и   формы   –   красота   музыки»).   Выполнение   творческих заданий предполагает анализ музыки, что заставляет ребят вслушиваться в произведение, следить   за   изменением   звучания   и   развитием   музыкального   образа,   осознавать   свои впечатления и делать выводы. В   программе   выделяется   также   группа   знаний   о   преобразующей   силе   музыки,   ее воздействии на личность и общество, о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира.     Благодаря   широкому   творческому   использованию   учителем   разнообразногомузыкального   и   теоретического   материала   от   учащихся   можно   добиться заинтересованного,   увлеченного   и   в   то   же   время   серьезного   отношения   к   учебному предмету музыки. Цели и задачи Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;  Освоение музыки и знаний о музыке, ее  интонационно­образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; Овладение   практическими   умениями   и   навыками  в   различных   видах   музыкально­ творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись),   музыкально­пластическом   движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;    инструментальном   музицировании, Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса;  Воспитание устойчивого интереса к музыке,  музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении   с   высокохудожественной   музыкой   и   музыкальном   самообразовании; эмоционально­ценностного   отношения   к   музыке;   слушательской   и   исполнительской культуры учащихся. На изучение предмета «Музыка» в 5 классах отводится 1 час в неделю (общий объем 35 часов). Основные содержательные линии Обогащение   опыта   эмоционально­ценностного   отношения     учащихся   к   музыке   и музыкальным занятиям;  навыки);  Усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;  Овладение   способами   музыкально­учебной   деятельности   (музыкальные   умения   и Обогащение опыта учебно­творческой музыкальной деятельности. Каждая  из  указанных  содержательных  линий  находит свое  воплощение  в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие  в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Освоение   содержания   основного   общего   образования   по   предмету   «Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно­творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.  В   процессе   музыкальных   занятий   в   основной   школе   учащиеся   расширяют   и обогащают   опыт   адекватного   восприятия   устной   речи,   ее   интонационно­образной выразительности,   интуитивного   и   осознанного   отклика   на   образно­эмоциональное содержание   произведений   искусства;   совершенствуют   умения   формулировать   своеотношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать   (в  прямой   или   в   косвенной  форме)   в   диалог   с   произведением   искусства,   его автором,   с   учащимися,   с   учителем;   формулировать   собственную   точку   зрения   по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны   и   мира,   подтверждая   ее   конкретными   примерами   и   аргументами;   приобретают умения и навыки работы с различными видами источников информации.  Опыт   творческой   деятельности,   приобретаемый   на   музыкальных   занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки  своей деятельности,   определению   сферы   своих   личностных   предпочтений,   интересов   и потребностей,   склонностей   к   конкретным   видам   деятельности;     совершенствованию умений     координировать   свою   деятельность   с   деятельностью   учащихся   и   учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.  Результаты   усвоения   содержания   музыкального   образования  в  V  классах представлены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся»   и содержат три компонента:  знать/понимать  (перечень   необходимых   для   усвоения   каждым   учащимся знаний музыки и знаний о музыке); уметь (перечень музыкальных умений, формируемых в различных видах  музыкальной  деятельности);  выделана  также группа  знаний  и умений, которыми ученик может пользоваться в практической деятельности и в повседневной жизни. Используемые методы работы Метод анализа Метод беседы Метод наблюдения за музыкой Метод проблемно­поисковых ситуаций Метод размышления Метод сопереживания Метод сравнения Метод творческих заданий Основные формы занятий: Урок­концерт Музыкальная викторина Урок­обобщение Урок­отзыв Урок­очерк (о жизни композитора) Урок­путешествие Урок­рассказ (об исполнителе) Урок традиционныйСОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (35 часов) Народное музыкальное творчество (11 часов)  Сущность   и   особенности   устного   народного   музыкального   творчества   как   части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная   самоценность.   Песенность,   напевность   как   определяющий   феномен русского народного пения, проявляющийся  в искусстве распева тонов и импровизации.  Народно­песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле.  Интонационное   своеобразие   музыкального   фольклора   народов   России   и   других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность (русская пляска, хороводы, полька, вальс, полонез и др.).   При формировании  представлений о народном музыкальном творчестве  накопление опыта музыкально­творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:  осмысления   народной   музыки   в   ее   органической   связи   с   жизнью   народа,   как составной части народного действия;  личностно­окрашенного   эмоционально­образного   восприятия   и   оценки   изучаемых образцов народного музыкального творчества в слушательской деятельности;  исполнения русских народных песен и песен других народов мира; распевания народных текстов, импровизации и сочинения мелодий в народном стиле;  создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых народно­ песенных мелодий и народной инструментальной музыки;  участия в народных праздниках. Характерные черты русской и западноевропейской музыки (11 часов) Общее   и   особенное   в  русском   и   западноевропейском   искусстве   различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов прошлого и современности.  Особенности   западноевропейской   музыки   эпохи   барокко.   Музыка   И.С.   Баха   как вечно живое искусство, возвышающее душу человека.  Влияние западноевропейской музыки на развитие отечественной духовной и светской музыкальной   культуры   второй   половины  XVII  и  XVIII  веков.   Новый   круг   образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях (на примере ознакомления с основными жанрами профессиональной музыки этого времени: кантом; партесным концертом; хоровым концертом).Классицизм   и   романтизм   в   западноевропейской   музыке.   Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (на примере   музыкальных произведений В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена; Ф. Шопена, Р. Шумана,   Ф.   Листа,   Ф.   Шуберта,     Э.   Грига,   К.   Глюка);   особенности   трактовки драматической   и   лирической   сфер   музыки   на   примере   образцов   камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн и др.), сонаты, симфонии, оперы, реквиемы и   др.   Основная   направленность   драматургического   развития   в   оперном   искусстве   на примере творчества западноевропейских композиторов XIX столетия: Ж. Бизе,  Дж. Верди, Дж. Россини.  Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы.   Роль   фольклора   как   основы   профессионального   музыкального   творчества. Обращение   композиторов  к  национальному  фольклору  и  к  фольклору  других  народов. Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность,   народно­эпическая   образность   как   характерные   свойства   русской классической   школы.   Развитие   жанров   светской   музыки:   камерная   инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы ( на примере творчества   М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского­Корсакова, П.И.   Чайковского).   Развитие   традиций   русской   классической   музыкальной   школы   в творчестве С.В. Рахманинова.  Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.  При   формировании   представлений   о   характерных   чертах   русской   и западноевропейской   музыки   обогащение     опыта   музыкально­творческой   деятельности учащихся   осуществляется   в   процессе:   личностно­окрашенного   эмоционально­образного восприятия и оценки изучаемых произведений  отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности в слушательской деятельности;  исполнения образцов вокальной музыки русских и зарубежных композиторов;  пропевания   тем     из   вокальных   и   инструментальных   произведений,   получивших широкое мировое признание;  импровизации   и   сочинения   музыки   на   заданные   интонации,   темы,   мелодико­ ритмические модели, стихотворные тексты и др.;  выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью. Исполнение музыки как искусство интерпретации (13 часов) Освоение основных видов исполнительства в собственной практической музыкальной деятельности: в пении, в игре на музыкальных инструментах, в музыкально­пластической деятельности, в музыкально­сценической деятельности.  Раскрытие   выразительных   возможностей   различных   певческих   голосов:   сопрано, дисканта, альта, тенора, баса и др.  Сравнение академического и народного направлений в хоровом исполнительстве. Ознакомление с исполнительскими возможностями различных видов   оркестров   (симфонического,   оркестра   народных инструментов, эстрадно­джазового), отдельных оркестровых групп и инструментов.    камерного,   духового, Сравнение трактовок одного и того же произведения различными исполнителями или исполнительскими коллективами.  При   формировании  представлений   об   исполнении     музыки   как   искусстве интерпретации  расширение   и   углубление   опыта   музыкально­творческой   деятельности учащихся осуществляется в процессе:творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и хоровом пении при разучивании и исполнении   образцов народной музыки, произведений вокальной музыки отечественных и зарубежных композиторов;  творческого   самовыражения   учащихся   в   сольном,   ансамблевом   и   коллективном инструментальном музицировании на элементарных и электронных инструментах;  сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;  создания   различных   исполнительских   интерпретаций   народных   песен   и инструментальных наигрышей, песенных образцов творчества  отечественных и зарубежных композиторов;  вокальной и инструментальной импровизации и сочинения музыки;  инсценировки народных песен;  создания   художественного   замысла   и   воплощения   эмоционально­образного содержания произведений  музыки сценическими средствами;  индивидуально­личностной   передачи   музыкального   образа   в   его   выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными.  УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема Тема 1. Преобразующая сила музыки Преобразующая сила музыки Разное воздействие музыки на людей Задушевность лирической интонации музыки Музыка приносит человеку «утешение и опору» Музыка с человеком в горе и радости Музыка – оружие в борьбе за свободу Сила героической интонации Человек – это звучит гордо! (А.М. Горький) Музыка помогает в трудную минуту Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории № № в о к о р у 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11­12 Взволнованные интонации искусства 13­14 Сатирические интонации в музыке 15­16 Музыка Рождества 17 18 19 20 21 22 23 24 Преобразующая сила музыки. Обобщение темы полугодия Тема 2. В чем сила музыки? Красота и правда в искусстве и в жизни Красота и правда о героях Великой Отечественной войны Красота и правда музыки И. С. Баха Красота и правда шутливой музыки разного времени Красота природы и правда отображения ее в музыке Сила нравственной красоты человека в музыке В чем сила музыки В. А. Моцарта? 25­26 Разнообразие красоты и выразительности в музыке о в ­ л о К в о с а ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2В чем сила музыки? Обобщение Красота и правда музыки о детях Правдивое единство народного и композиторского – красота музыки Единство содержания и формы – красота музыки Красота и правда «легкой» и «серьезной» музыки Никто не забыт, ничто не забыто! 27 28 29 30 31 32 33 Жизненная сила музыки П.И. Чайковского 34 Гармония   красоты   и   правды   в   жизни   и   музыке.   Обобщение   темы полугодия Обобщение изученного за год 35 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ В результате изучения музыки ученик 5 класса должен: знать/понимать специфику музыки как вида искусства;  возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;  основные жанры народной и профессиональной музыки;  основные формы музыки; характерные   черты   и   образцы   творчества   крупнейших   русских   и   зарубежных композиторов;  виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;  имена выдающихся композиторов и музыкантов­исполнителей; уметь  эмоционально­образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;  узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики,  образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;  выразительно   исполнять   соло:   несколько   народных   песен,     песен   композиторов­ классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);  исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись); сравнивать   музыкальные   произведения   на   основе   полученных   знаний   об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях,  образной сфере музыки и музыкальной драматургии; сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;  различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для: певческого и инструментального музицирования  дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных  праздниках;  слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;  размышления о музыке  и её анализа, выражения  собственной позиции относительно прослушанной музыки;музыкального   самообразования:   знакомство   с   литературой   о   музыке,   слушание музыки   в   свободное   от   уроков   время   (посещение   концертов,   музыкальных   спектаклей, прослушивание музыкальных радио­ и телепередач и др.); определение своего отношения к музыкальным   явлениям   действительности;   выражение   своих   личных   музыкальных впечатление в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 1) Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобр. школы. – Минск: Беларусь, 2003; 2) Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. – Л.: Музыка, 1987; 3) Викторов   В.,   Садовский   М.  Звонкие   судьбы:   Сов.   песня  в   школе.   Кн.   для учителя. – М.: Просвещение, 1980; 4) Владыкина­Бачинская Н. П.И. Чайковский: Школьная библиотека. Изд. 4­е. – М.: Музыка, 1975; 5) Война и музы: Проза, стихи, пьесы, песни, посв. Великой Отечественной войне 1941­1945 гг.: 2­я ч. – Молодежная эстрада, №№3­5, 2003; 6) Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15 / под ред. В.С. Фомина. – М.: Музыка, Ленинградское отделение, 1977; 7) Искусство в школе, №5, 1999; 8) Искусство в школе, №6, 1998; 9) Кабалевский Д.Б. Музыка. 6 класс: Программа. – М.: Дрофа, 2001; 10) Кабалевский Д.Б. Сила искусства. – М.: Молодая гвардия, 1984; 11) Кабалевский Д.Б. Ровесники: беседы о музыке для юношества / переиздание. – М.: Музыка, 1987; 12) Кленов А. Там, где музыка живет / 3­е изд., испр. – М.: Педагогика­Пресс, 1994; 13) Методика   музыкального   воспитания   в   школе:   Учебное   пособие.   –   М.: Academia, 2000;14) Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов. Композитор, 1986; 15) Музыка. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / авт.­сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Изд­во Учитель, 2005; 16) Музыка   –   детям.   Вопросы   музыкально­эстетического   воспитания.   Вып.   3   / сост. Л. Михеева. – М.: Изд­во Музыка, Ленинградское отделение, 1976; 17) Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10 / сост. О. Апраксина. – М.: Изд­во Музыка, 1975; 18) Пионерский музыкальный клуб, вып. 21 / сост. О. Очаковская. – М.: Музыка, 1987; 19) Сказка в творчестве Н.А. Римского­Корсакова. Научно­популярное издание. – М.: Музыка, 1987; 20) Тарасов Л. Волшебство оперы / Очерки. – Ленинград: Детская литература, 1979; 21) Штейнпресс   Б.С.,   Ямпольский   И.М.   Энциклопедический   словарь.   –   М.: Советская энциклопедия, 1976; 22) Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура / авт.­сост. Н.В. Чудакова. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1997; 23) Я познаю мир: Дет. энцикл.: Музыка / авт. А.С. Кленов. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО Фирма Изд­во АСТ, 1999. СРЕДСТВА MULTIMEDIA: • Информационно­образовательный   портал   «Культура   и   искусство» (http   ://   www   /  educulture    .  ru); • Электронный портал «Культура» (www  • Электронный   федеральный   портал   «Российское  .  kultura    ­  portal    .  ru);   образование» (http   ://   www   .  edu   .  ru); (http   ://   www   .  liart    .  ru); • База   данных   Российской   Государственной   библиотеки   по   искусству • Электронные информационные ресурсы Российской Национальной библиотеки (http   ://   www   .  nir   .  ru); • База данных ИНИОН (http  • Электронная   база   данных   Государственной   научной   педагогической  ://   www   .  inion    .  ru); библиотеки им. К.Д. Ушинского РАО (http   ://   www   .  gnpbu    .  ru); • Информационная   система   «Единое   окно   доступа   к   образовательным •    ://   window ресурсам» (http  Глобальные    .  yahoo   http   ://   www   .  com   .  edu   .  ru); поисковые  /; http       ://   search  .  msn  системы  .  com   /.  http   ://   www   .  google    .  com   /;

Посмотрите также