План-конспект урока Г. Свиридов "Метель"
Оценка 4.6

План-конспект урока Г. Свиридов "Метель"

Оценка 4.6
Разработки уроков +1
doc
искусство +1
5 кл
04.06.2019
План-конспект урока Г. Свиридов "Метель"
Георгий Свиридов - Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина "МЕТЕЛЬ" - "Романс". Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки. -Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве. Воспитывать уважение к русской культуре; беречь духовные ценности народа
Урок Свиридов-Метель.doc
Тема урока:  Свиридов Г.В. «Метель» на повесть А.С. Пушкина «Метель». Цели  урока: ­ Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных  связей. Формирование  самосознания учащихся на примере русской  литературы и музыки. ­Расширение культорологических представлений в межпредметном  пространстве. Задачи: ­Научить методу сравнительного комплексного анализа художественного  произведения. ­Сформировать у учащихся интерес к творчеству русских классиков  А.С.Пушкина  и Г. В.Свиридова. 1.Обучающие  а) реализовать познавательные и других интересы и потребности учащихся  через изучение лучших образцов литературы, музыки, живописи, кино.  б) разработать  формы реализации исследовательских, познавательных и  творческих интересов учащихся; 2. Развивающие:  а) развивать мыслительную деятельность; б) развивать творческую, познавательную активность. 3.  Воспитательные:  а) воспитывать уважение к русской культуре; б) беречь духовные ценности народа Предполагаемые результаты ­ приобретение учащимися знаний по истории литературы, музыки.  8.Оборудование:  ­ фрагменты из концерта Свиридова Г.В. « Метель»; ­ «Музыкальные иллюстрации» Г.В.Свиридова; 1 Ход урока. Ученик: Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.   По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.   Что­то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска...... Учитель   Кому принадлежат эти строки? ( А. С. Пушкин)  Эти строки из повести А.С. Пушкина «Метель» композитор Георгий  Свиридов написал музыкальные иллюстрации к этой повести. В один день, 20 октября 1830 года у поэта прилив творческих сил,  и он  пишет повесть «Метель».  Обложка А.С. Пушкина «Метель» Среди многочисленных  произведений российского и советского композитора XX  века Георгия Свиридова ( 1915 ­ 1998)  особое место занимают его  Музыкальные иллюстрации к повести  А. С. Пушкина "Метель", созданные к  одноименному фильму и объединенные в сюиту для симфонического  оркестра.  Сюита включает 9 номеров, насыщает пушкинскую повесть и  фильм  красотой, эмоциональностью и выразительностью музыки, делает  пушкинское творение еще более  задушевным, поэтичным и одухотворенным. Название повести А. С. Пушкина символично.  "Метель" ­ это не только  пейзаж зимней непогоды, но и та буря чувств, которая владеет молодыми  влюбленными сердцами.  "Метель" ­  это и образ неуправляемой стихии, того  рокового стечения обстоятельств, которые разрушают все планы юной  влюбленной пары (Марьи Гавриловны и Владимира) тайно обвенчаться из ­ за противодействия родителей.  Однако, заблудившийся в  снежной  круговерти, жених Владимир  опаздывает на венчание, а Марья Гавриловна  по недоразумению и в смятении чувств обвенчалась с совсем чужим для нее  2 человеком, приняв его за опоздавшего жениха Владимира.  Таким образом,  метель разрушает романтическую влюбленность  юных влюбленных и  одновременно создает возможности для будущего союза Марьи Гавриловны и полковника Бурмина.  Наиболее ярко и полно  концептуальный смысл  повести "Метель" выражен в музыке "Романса". В концертном исполнении,  он приобретает большую самостоятельность, глубину и эмоциональную  насыщенность, пробуждает размышления о трагичности и мудрости Жизни, о поэтичности и хрупкости первой любви, которую могут разрушить случайные неблагоприятные обстоятельства, о вере в возможность духовного  взросления личности, пережившей страдания и тяжелые жизненные  испытания. Действие повести происходит в начале XIX века, связано с  Отечественной войной  1812 года. Видеофрагмент из концерта Г.В. Свиридова «Метель» Чтобы передать дух далекой эпохи, мироощущение ее современников ,  композитор XX века  Георгий  Свиридов прибегает к стилизации   ­  сознательному использованию некоторых черт романсовой любовной лирики  XIX века.  Стилизация  ­ это не копирование чужих образцов.  В творческой  стилизации на воспроизводимый стиль другой эпохи  накладывается мощь  собственного стиля  автора, печать  творческой индивидуальности  композитора XX века.  "Романс" открывается коротким вступлением  (INTRADA)  медленного, тяжелого, аккордового характера, которое звучит  как "знак"  роковой Судьбы. Сразу после траурного вступления, подчеркивая романсовость, звучит фортепиано    (чередование басов с арпеджированными  аккордами)  как аккомпанемент к мелодии "Романса".  Мелодия  поражает  своей  нежной красотой и выразительностью.  Выступление ученика При первом  появлении она звучит в исполнении певучей и задушевной  скрипки.. Тема мелодии "Романса"  повторяется пять раз, но каждый раз в  новом тембровом, динамическом, фактурном обрамлении. При втором  проведение звучат верхние подголоски деревянных духовых инструментов,  при третьем проведении происходит нарастание напряжения ­ композитор  использует для этого вихревые нисходящие пассажи струнных, имитирующих образ метели в природе и в сердцах влюбленных.  Четвертое проведение ­  кульминация , точка наивысшего  напряжения и трагизма.   Здесь композитор использует громкий и тревожный тембр трубы.  Ее мощное звучание  поддерживается фортепиано ­ тяжелые октавы и диссонирующие аккорды в  басах.  Пятое проведение мелодии "Романса"  ­ возвращение к звучности  piano, акварельным краскам струнных и деревянно ­ духовых инструментов.  Так заканчивается история краха первой любви, но светлое звучание  оркестра внушает надежду на обретение новой любви в более зрелом  возрасте.  3 Учитель  Исполняет "Романс" Большой симфонический оркестр под управлением  знаменитого русского дирижера Владимира Федосеева.   Низкий поклон ему,  всем оркестрантам и солистам!  Видео соответствует характеру музыки  "Романса", содержанию и духу повести А. С. Пушкина.   Гениальная музыка и гениальное исполнение! Прослушивание музыки Г. В. Свиридова и просмотр подобранных иллюстраций учениками. Более 1000 композиторов обращались к творчеству Пушкина. Около 500  сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных  произведений. Это оперы, балеты, романсы. Пушкинский сюжет вдохновил  великого русского композитора Г.В.Свиридова на создание музыкальных  иллюстраций к повести «Метель».  Учитель Метель закружила героев, «подменила» женихов и переплела судьбы трёх  героев. Человек оказался игрушкой в руках неведомых сил природы. Метель  и есть воплощение тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут  жестоко подшутить над человеком, а могут неожиданно принести счастье и  удачу. Судьба снова подшутила над героями, но на этот раз по­доброму…  Давайте вспомним, что произошло с героями после их ночного путешествия? Ответы учащихся Ученик: Можно многое узнать о пушкинской эпохе. О том, какая тогда  звучала музыка, какие были танцы, что любили петь. ­Романтический характер героев, их душевные порывы рисует музыка  Свиридова. ­Музыка рисует русский пейзаж, передает картину зимней метели, зимней  дороги. ­Представить чувства героев. Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова – не только запечатлели образы  пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами.                                                    4

План-конспект урока Г. Свиридов "Метель"

План-конспект урока Г. Свиридов "Метель"

План-конспект урока Г. Свиридов "Метель"

План-конспект урока Г. Свиридов "Метель"

План-конспект урока Г. Свиридов "Метель"

План-конспект урока Г. Свиридов "Метель"

План-конспект урока Г. Свиридов "Метель"

План-конспект урока Г. Свиридов "Метель"
Скачать файл