Блокада Ленинграда
Оценка 4.9

Блокада Ленинграда

Оценка 4.9
docx
05.02.2024
Блокада Ленинграда
proektnaya-rabota-22blokada-leningrada22.docx

ГОАОУ «ЦОРиО» г. Липецка

 

 

 

 

 

 

 

Проектная работа

«Блокада Ленинграда»

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Богданова Надя, Самоделкина Марина,

ученицы 9 Б класса

Учитель: Федюкина Екатерина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

Тип проекта: Исследовательский

Актуальность нашего исследования  обусловлена кризисным состоянием системы воспитания в современной России, потребностью обновления государственных и общественных структур, отвечающих задачам формирования человека-личности, индивидуальности, гражданина-патриота.

Тип проекта: Исследовательский.

Проблема, которую мы исследовали и изложили в своей работе, связана с легендарным подвигом ленинградцев в блокадном городе. И тогда, и теперь, когда прошло более 70 лет с тех пор, как Ленинград освободился от блокады. Людей всего мира поражало и поражает одно: как могли ленинградцы при таких лишениях выдержать беспримерную в истории войн борьбу? В чём была их сила?

Цель данного исследования: изучить и проанализировать историю блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны в целом и на примерах некоторых из героев-блокадников показать общенародный характер патриотической борьбы и неоценимый вклад каждого гражданина в достижение Великой Победы.

Предмет исследования: исторический анализ деятельности ленинградцев в блокадном городе в годы Великой Отечественной войны.

Объект исследования: процесс становления и развития героического сопротивления в годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде.

Для достижения цели исследования, мы определили необходимость решения следующих задач:

·         Изучить литературу и материалы, Интернет на данную тему;

·         Обобщить полезный и интересный материал по теме;

·         Рассказать об истории Блокады Ленинграда;

·         Представить обобщенную оценку происходящего во время Блокады;

·         Разработать буклет: «Блокада Ленинграда».

В процессе исследования нами применялись следующие методы: 

- поиск и анализ научной, публицистической, справочной литературы;

- анализ и классификация источников по теме исследования.

В последние десятилетия вышло немало книг о блокаде Ленинграда, но в этой трагедии остаётся ещё много неизвестных страниц.

Продукт проектной деятельности: Буклет: «Блокада Ленинграда».

Форма представления продукта проектной деятельности: презентация

проекта и защита на классном часе по теме: «Блокада Ленинграда».

Необходимое оборудование: мультимедиа, интернет – ресурсы, телевидение, журналы и газеты, письма.

 





Введение

 

Известно, что нет в нашей великой и могущественной стране семьи, в которой не было бы жертв самой страшной из войн и где не чтили бы память героев Великой Отечественной войны. Из поколения в поколение передаются воспоминания участников войны, а фронтовые письма и боевые награды хранятся в семьях как самые дорогие реликвии.

Тема Великой Отечественной войны никогда не потеряет своей значимости. А героическая оборона Ленинграда составляет одну из самых славных и ярких страниц в истории нашей Родины. Почти 900 дней защиты осажденного Ленинграда навсегда останется в памяти нашего народа как пример мужества его жителей. За беспримерный подвиг во время Великой Отечественной войны ему присвоено почетное звание «Город – герой» и вручена медаль «Золотая Звезда». События того времени уже стали историей.

Особенно актуальна тема героической обороны Ленинграда в наши дни. Стремительный XXI век диктует свои законы, и люди порой забывают о тех нравственных ценностях, которые на протяжении истории России помогали нашему народу в трудные времена выстоять и победить. Нельзя не признать и тот факт, что патриотизм как таковой угасает с каждым новым поколением. А ведь он так необходим возрождающейся России.

Актуальность нашего исследования  обусловлена кризисным состоянием системы воспитания в современной России, потребностью обновления государственных и общественных структур, отвечающих задачам формирования человека-личности, индивидуальности, гражданина-патриота. Будущее общества зависит от того, какими будут дети.

Проблема, которую мы исследовали и изложили в своей работе, связана с легендарным подвигом ленинградцев в блокадном городе. Людей всего мира поражало и поражает одно: как могли ленинградцы при таких лишениях выдержать беспримерную в истории войн борьбу? В чём была их сила?

Цель данного исследования: изучить и проанализировать историю блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны в целом и на примерах некоторых из героев-блокадников показать общенародный характер патриотической борьбы и неоценимый вклад каждого гражданина в достижение Великой Победы.

 

      8 сентября 1941 года. Понедельник. День этот рождался под завыванье сирен. В час 45 минут, в уже не выключавшихся репродукторах, раздалась скороговорка диктора: «Внимание! Внимание! Говорит штаб местной противовоздушной обороны города … Воздушная тревога, воздушная тревога!...» Гитлеровские войска захватили Шлиссельбург. Ленинград оказался в блокаде. К этому дню в нем находилось 2 миллиона 544 жителей.

Захвату Ленинграда немецкое командование уделяло особое внимание, так как он предоставлял возможность для удара в тыл советской армии, оборонявшей Москву. Стрелы вражеского наступления сразу же нацелились на него. Овладение Ленинградом преследовало несколько военных целей: 
1. Ликвидация основных баз русского Балтийского флота;

2. Вывод из строя военной промышленности этого города;

3. Ликвидация Ленинграда, как пункта сосредоточения для контрнаступления против немецких войск, наступивших на Москву

 

Немецкой армии удалось прорвать оборону, перерезать Октябрьскую железную дорогу и 8 сентября овладеть Петрокрепостью. Город оказался в кольце блокады. Связь с ним могла поддерживаться только по воздуху или через озеро, что, конечно же, осложняло переброску войск и снабжение города продовольственными товарами и боеприпасами. Пока враг рвался к городу, на заводах и фабриках, на улицах и площадях – всюду шла напряженная работа многих тысяч людей, они превращали город в крепость.

Ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу.  Читая «блокадные дневники», перед глазами пробегают похожие строчки: темные холодные комнаты, непрекращающиеся бомбежки, гул самолетов и самое страшное – голод и холод самой страшной зимы 1941 – 1942 годов. Война резко изменила образ жизни советского народа. Пережить почти всю блокаду довелось и Елене Михайловне Щетининой. (Заметка из дневников). Когда немцы начали бомбить город, Лене было всего восемь лет. Она успела окончить только первый класс. Многие школы города стали превращаться в госпитали. Вот что пишет в своем дневнике Елена Михайловна: «Когда началась блокада, отец сутками работал на заводе им. Кирова, ночевать даже не приходил.

Мама тоже работала там. Поэтому заботиться о своих братьях приходилось мне. Бомбили сутками. Только и слышали непрекращающийся гул самолетов и свист бомб. Страшно было. Поэтому мы сидели дома и никуда не выходили. Периодически «выла» тревога, я собирала братьев, и мы бежали в бомбоубежище. Родителей практически не видели». Многие жители покидали свои дома и рыли землянки. В городе начали «вырастать» целые поселки из землянок. Жизнь в них казалась безопаснее. Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру. К началу войны оно было мало освоено и практически не изучено. 30 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал "Дорогой жизни". Коммуникация приобрела стратегическое значение - по ней направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы, топливо.

 Второго декабря 1942 г. Ставкой Верховного главнокомандования был утверждён план операции Волховского и Ленинградского фронтов, условно названного "Искра". Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. 12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп "катюш" - во всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. Как только она закончилась, на лед вышли тысячи солдат. К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов разгромили основные силы немцев. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

Заключение

Эти почти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось внезапно. Но, несмотря ни на что, они не только сумели выдержать все тягости и невзгоды блокады, но даже активно помогали нашим войскам в борьбе против фашистских захватчиков. Блокада стала самой кровопролитной в истории человечества. Подвиг защитников города был высоко оценен: свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Около 1,5 млн. человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

В память о массовом героизме участников обороны установлены обелиск «Городу-герою Ленинграду», «Монумент героическим защитникам Ленинграда», обелиск «Разорванное кольцо», а также памятник «Мать-Родина» на Пискарёвском кладбище, где покоится прах погибших и умерших от голода ленинградцев.

На гранитной стене позади памятника высечены знаменитые строки поэтессы Ольги Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.

 

  При изучении материалов о Блокаде я заметила очень интересную особенность. Если разделить слово блокада, на две части, то получиться блок ада. Может быть, это событие названо так потому, что ужас, который пережили Ленинградцы был самым настоящим адом.  И этот случай показывает, насколько сильными волей, мужественными, крепкими морально были люди того времени.


 

ГОАОУ «ЦОРиО» г. Липецка

ГОАОУ «ЦОРиО» г. Липецка

Тип проекта: Исследовательский

Тип проекта: Исследовательский

Введение Известно, что нет в нашей великой и могущественной стране семьи, в которой не было бы жертв самой страшной из войн и где не чтили…

Введение Известно, что нет в нашей великой и могущественной стране семьи, в которой не было бы жертв самой страшной из войн и где не чтили…

Захвату Ленинграда немецкое командование уделяло особое внимание, так как он предоставлял возможность для удара в тыл советской армии, оборонявшей

Захвату Ленинграда немецкое командование уделяло особое внимание, так как он предоставлял возможность для удара в тыл советской армии, оборонявшей

Искра". Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов

Искра". Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2024