Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки для общеобразовательной и музыкальной школ по теме «Выразительные средства музыки. Ритм» на тему Болеро
«Болеро» состоит из трёх элементов остинатного ритма, неизменно повторяющейся мелодии и большого оркестрового крещендо – постепенного нарастания звучности путём включения всё новых инструментовв материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал для проведения уроков музыки для
общеобразовательной и музыкальной школ по теме Выразительные средства
музыки:
на тему Болеро
Большой популярностью в Испании пользуется танец болеро. Это слово
произошло от испанского voler летать. Он более спокоен, с ритмом,
напоминающим полонез. Его танцуют в сопровождении гитары и кастаньет, но
часто и с пением. Русские композиторы Глинка, Даргомыжский, Кюи,
Чайковский писали романсы в ритме болеро. Но особо известно «Болеро» для
оркестра французского композитора М. Равеля.
М. Равель с огромной яркостью воплотил традиции музыки болеро в своём
произведении. Тонкое, глубинное постижение национального духа этого
испанского танца было столь поразительным, что имя Равеля французского
композитора первой половины ХХ века до сих пор связывается с Испанией.
Так, Н. Заболоцкий, посвятивший своё стихотворение «Болеро»
замечательному творению французского мастера, намеренно называет Равеля
«испанцем», и это звучит как высшая награда:
Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный
Напев волынки, скудный и печальный,
И эта пляска медленных крестьян ...
Испания! Я вновь тобою пьян!..
Но жив народ, и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О болеро, священный танец боя!
«Испанец» Равель в этом стихотворении Заболоцкого предстаёт как
музыкант, сумевший, подобно истинному испанцу, войти в изначальную
стихию испанских народных ритмов, плениться их завораживающей красотой
и поднять скромный крестьянский танец на пьедестал общечеловеческого
восхищения.«Болеро» состоит из трёх элементов остинатного ритма, неизменно
повторяющейся мелодии и большого оркестрового крещендо – постепенного
нарастания звучности путём включения всё новых инструментов. Первое, что
мы слышим в начальных тактах, это ритмическая фигура танца, исполняемая
барабаном при лёгкой поддержке пиццикато струнных. Затем солирующая
флейта вступает с прихотливо извивающейся мелодией. И до самого конца
пьесы и ритмическая фигура, и мелодия переходят от инструмента к
инструменту, по мере того, как объём и плотность звучания неуклонно
нарастает. В конце играет уже весь огромный, мощный оркестр, а повторение
музыки создаёт поистине завораживающий, гипнотический эффект. Мелодия
достигает кульминации, раскрываясь в ярком финале.
Слушание: М. Равель. «Болеро».
Вопросы и задания:
В какой стране родился танец болеро?
Почему Н. Заболоцкий в своём стихотворении «Болеро» называет Равеля
французского композитора «испанцем»?
Расскажите о происхождении «Болеро», его характере и ритмических
особенностях.
Какое произведение Мусоргского Равель оркестровал?
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/vyrazitelnyesredstvamuzykio
chyomrasskazyvaetmuzykalnyyritm