большая буква

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала открытый урок 2 класс . Большая буква в именах собственных (закрепление)..docx

Предмет: русский язык

Класс: 2 «В»

Тема урока. Большая буква в именах собственных (закрепление).

Цели урока:

·         Закреплять и развивать умение писать большую букву в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных и географических названиях;

·         Углубить представления учащихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен  существительных.

·         Учить решать проблемные задачи.

·         Закреплять ранее изученный материал;

·         Обогащать словарный запас, развивать речь;

·         Развивать мышление, внимание, речь учащихся

·         Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок закрепление

 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Ожидаемые результаты: Умение распознавать в речи имена существительные собственные и нарицательные, приобретение знаний о правописании и грамматических признаках собственных имен  существительных.

 

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1 мин

 - Ребята, сегодня класс отправляется Страну больших букв

 

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Настройка на плодотворную работу.

 

Орфографическая минутка

1 мин

- Посмотрите на доску и скажите, что надо сделать, чтобы получилась понятная фраза?

СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ

 

Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов. Дети читают и делят слово. Их здесь всего три.

Каллиграфическая минутка

2 мин

Запишите в тетрадь это предложение.
- Что надо помнить, чтобы правильно написать?
(Начало пишу с большой буквы, если предложение повествовательное, в конце предложения ставлю точку.)

Анализируют конструкцию письменных букв. Вспоминают способы соединения букв. Каллиграфически прописывают предложение. Страна больших букв.

Актуализация опорных знаний

1мин

Сегодня на уроке класс отправляется в страну больших букв. Нам предстоит обобщить правило написания слов с большой буквы.

 

 

Зрительно – слуховой диктант.

4 мин

- Давайте прочитаем стихотворение Измайлова и подумаем, в каких строчках заключена главная мысль.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с ними,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
- В каких строчках заключена главная мысль?
- Найдите и прочитайте ещё раз то, что мы обязаны знать всегда.

Один ученик читает в слух. Остальные читают глазами. И находят строчки заключающую главную мысль?
(Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают  и находят, что обязаны знать вмегда.

Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с ними,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

Проверка домашнего задания.

3 мин

-Что было задана на дом?

- Открыли учебник на стр. 131 и повторите правило.

- Выучить правило.

Ученики работают с учебником.

Работа по теме урока.

3мин

1.Загадка.
Тебе дано, а люди пользуются (Имя)
- Прочитайте на доске имена.
Миля Тома Надя Ада Лена
Мила Тима Нюра Аля Лёня
Маша Толя Неля Ася Лиина
Маня Таня Нина Аня Лида
- Какие имена вы услышали впервые?
- Запишите их в тетрадь.
- Ребята, имя человеку присваивается при рождении, а как человек получает отчество?
(От имени своего отца)
- Образуйте отчества от следующих имён: Николай, Пётр, Владимир.

Дети отгадывают загадку. (Имя).

 

 

Дети читают имена.

Дети делают вывод, что имена людей пишутся с большой буквы. Имена людей – это имена собственные.

 

Записывают их в тетради.

 

 

- От имени своего отца.

 

Работа по карточкам

3 мин

- У вас на партах лежит карточки.  Образуйте отчества от следующих имен Николай, Пётр, Владимир.

Николай- Николаевич, Николаевна

Пётр- Петрович, Петровна

Владимир- Владимирович, Владимировна.

Обменяйтесь карточками и проверим правильно ли написали отчества. Отчества бывают женскими и мужскими.

-А как вы думаете, всегда ли у людей были фамилии?
- Фамилии у людей были не всегда. У большинства людей фамилий не было. Были прозвища. А потом стали образовывать фамилии от имён, от названий профессий, от места жительства, от названий животных, растений.


 

 

 

 

Дети образую отчества от следующих имен Николай, Пётр, Владимир.

Николай- Николаевич, Николаевна

Пётр- Петрович, Петровна

Владимир- Владимирович, Владимировна. Дети делают вывод, что отчества  людей пишутся с большой буквы. Отчества людей – это имена собственные.

 

 

 

Дети получают новую информацию и тем самым углубляют свои знания.

Игра «Придумай фамилию»

3мин

- Я буду предлагать вам слова, от которых нужно образовывать фамилию.
а) Какая фамилия образовалась от имён Пётр, Василий?
(Петров, Васильев)
б) Какая фамилия могла быть у кузнеца, гончара?
(Кузнецов, Гончаров)
в) Какую фамилию могли дать с большой бородой?
(Бородин)
г) Какая фамилия могла образоваться от слова ворона, берёза, заяц, волк?
- С какой буквы надо писать фамилии людей?

- Назовите своё имя, отчество, фамилию. Запишите это в тетрадь.

 

 

 

У детей развивается мышление, внимание, речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают своё ФИО. Делают вывод, что ФИО пишутся с большой буквы т.к. ФИО – это имена собственные.

Чтение стихотворения учителем.

2мин

Жили – были дед да баба с маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребёнка.
А ещё была у них курица Бурёнка.
А ещё у них была собачонка Мурка.
А ещё два козла Сивка да Бурка.
- Почему вы улыбались?
(Здесь поэт перепутал все клички)
- Давайте наведём порядок.
- Почему только кошке можно дать кличку Мурка?
- Кого называют Бурёнкой?
- Любую ли корову можно назвать Бурёнкой?
- Клички каких животных вам известны?
Как надо писать клички животных?
(Клички животных пишутся с большой буквы. Это имена собственные.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Здесь поэт перепутал все клички.

 

 

Дети отвечают на вопросы и наводят порядок в стихотворении.

 

 

 

Дети называют клички животных. И делают вывод, что клички пишутся с большой буквы т.к. кличка – это имена собственные.

Физ. минутка

1мин

 

 

Работа со словами – географическими названиями. Работа с учебником.

5мин

Откройте учебник на стр. 133 упр 352.

- Ребята, о чём вам говорят данные слова:

(Это географические названия)
- С какой буквы написаны слова?
(все географические названия пишутся с большой буквы)
- Что мы имеем ввиду, когда говорим – географические названия?
(Это названия городов, сёл, деревень, стран, рек, морей,

океанов , островов, озёр.
Всё это имена собственные)

Напишите в один столбик названия городов Казахстана, в другой – названия рек и озер.

 

 

Работа с учебником.

 

Читают задания.

- Это географические названия

 

 

-Все географические названия пишутся с большой буквы.

 

-Это названия городов, сёл, деревень, стран, рек, морей,

океанов , островов, озёр.
Всё это имена собственные

 

 

 

Дети работают самостоятельно.

 

 

Письмо под диктовку с комментированием.

5мин

Дядя Фёдор и Матроскин жили в деревне Простоквашино. Летом мы отдыхали на Чёрном море. Город Алматы моя родина.

 

Дети по очереди комментируют письмо предложений и записывая их на доске и в тетради.

Работа по развитию речи.

5мин

- Составить рассказ устно по вопросам.
а) Как тебя зовут?
б) Какая у тебя фамилия?
в) В каком городе ты живёшь, на какой улице?
г) Как зовут твоего папу, твою маму?
г) Какие реки протекают в вашем городе?

Дети составляют рассказ по вопросам.

Домашнее задание.

 

2мин

Стр. 132 упр.349

- Записать ответы на вопросы в тетрадь.

 

Итог урока

2 мин

Понравился ли вам урок?

Понравился ли ты сам себе на уроке?

Трудно ли тебе было работать?

Узнал ли ты что-то новое для себя на уроке?

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу на уроке. Аспект – оценка собственного продвижения.

 

Рефлексия

2 мин

Выставления оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока

Дата проведения: 10.12.2014г.

Урок русского языка во 2 классе .

Тип урока: урок закрепление

Тема: «Большая буква в именах собственных ».

При подготовке к уроку были учтены программные требования:

- по работе над орфограммой

- по развитию письменной и устной речи

- валеологии (физминутки, смена деятельности)

- особенности учебной деятельности: активность, осознанность, системность

- психологические особенности младших школьников

Исходя из этого, были поставлены цели урока:

·         Закреплять и развивать умение писать большую букву в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных и географических названиях;

·         Углубить представления учащихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен  существительных.

·         Учить решать проблемные задачи.

·         Закреплять ранее изученный материал;

·         Обогащать словарный запас, развивать речь;

·         Развивать мышление, внимание, речь учащихся

·         Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:

1.       Вначале урока была проведена актуализация имеющих знаний у учащихся, которые понадобятся для данной темы урока.

2.       Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив для изучения учебного материала.

3.       Организована работа по закреплению нового материала.

Основные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

При построение урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.

Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны методы средства:

- проблемные – наглядно – иллюстративный материал

-контроля – карточки слов

- наглядные – карточки для групповой и индивидуальной работы

-игровые, словесные работы.

На уроке проводилась работа: по расширению словарного запаса, по овладению умениями и навыками устной и письменной речи, по орфографии.

 

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

Учитель: Баль Ольга Матвеевна

КГУ «Общеобразовательная школа №9»

 

 

 

Открытый урок

по русскому языку

 во 2 «В» классе

На тему: «Большая буква в именах собственных»

 

 

 

 

 

Учитель : Баль О.М.

 

 

 

 

 

г. Алматы 2014г.

КГУ «Общеобразовательная школа №9»

 

 

 

Самоанализ урока

по русскому языку

 во 2 «В» классе

На тему: «Большая буква в именах собственных»

 

 

 

 

 

Учитель : Баль О.М.

 

 

 

 

 

г. Алматы 2014г.