ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ТЕМА УРОКА: "Борьба русских князей с с половцами"
ТИП УРОКА: комбинированный
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование условий для знакомства с причинами возникновения войн, борьбой русских князей с половцами под руководством Владимира Мономаха.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: показать освободительный характер этой борьбы со стороны Руси, возможность победы только в результате совместных действий.
Развивающая: развивать речь, умение анализировать и сравнивать
Воспитывающая: воспитывать интерес к родной истории, гордость за свой народ, культуру учебного труда.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
ПРЕДМЕТНЫЕ: приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом; соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:РУУД: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
ПУУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;
КУУД: понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
ЛИЧНОСТНЫЕ: этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
|
№п/п |
Этап урока и его цель. Примерное время проведения |
Деятельность учителя (содержание учебного материала) |
Деятельность учащихся (виды деятельности) |
Формируемые универсальные учебные действия |
|
1. |
Самоопределение к деятельности. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Время: |
-Доброе утро, ребята! -Я предлагаю вам с вашим соседом по парте поочередно касаться пальцев рук, начиная с большого пальца и говорить: желаю (соприкасаемся большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикасаясь всей ладонью) - Прекрасно! Я вам желаю успехов и с рабочим настроением садимся и начинаем урок. -Покажите мне свою готовность к уроку. |
Приветствуют учителя . Садятся. Создание психологического настроя
|
Личностные: самоопределение роли ученика. Коммуникативные: умение слушать и слышать Регулятивные: планирование работы на уроке |
|
2. |
Актуализация опорных знаний. Пробное действие. Цель: повторение ранее изученного материала Организация выполнения обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения. Время:
|
– Мы продолжаем путешествие в прошлое России. Чтобы включить машину времени, выполните задание. Возьмите, пожалуйста, ваши телефоны и перейдите по ссылке, которую я вам прислала. Ваша задача ответить на вопросы теста и отправить ваш результат. Даю вам пару минут на выполнение задания. - Давайте с вами посмотрим, как вы справились с заданием. Молодцы! Прекрасные результаты. – Рассмотрите репродукцию картины. Как вы думаете, в каком веке была написана картина? (Слайд 3)
- Почему вы так считаете? Какому событию посвящена картина?
- О каких войнах в истории России вы знаете?
|
- Картина написана в 20-м веке, посвящена Великой Отечественной войне. На картине изображён момент боя с фашистами, сбит немецкий самолёт со свастикой. - Война с французами, с фашистами. |
Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии; учитывать разные мнения, стремиться к координации. Коммуникативные: контролировать действия партнёра
|
|
3. |
Постановка учебной задачи. Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока. Время:
|
- Во времена Древней Руси тоже были войны. - Как вы думаете, почему люди воюют? -Верно! Желание властвовать над людьми, иметь дешевую рабочую силу, рабов, присвоить себе богатства и ценности, которые им не принадлежат, – все это побуждает людей начать войну. - Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам. - Скажите, пожалуйста, чем отличались русские люди от захватчиков? - Верно! Русскому воину – защитнику отечества – посвящен один из дней года, который вся страна с гордостью и уважением к воинам отмечает 23 февраля, чествуя ратных и мужественных солдат минувших, настоящих и будущих времен. Долг по защите своего отечества – это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны – Конституции Российской Федерации. - Эпиграф: "...Ведь под самым Римовым
кричат Русичи под саблей половецкой!.." -Прочитайте внимательно эпиграф. -О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока - Какие цели себе наметим? -Немало бед принесли нашим предкам ссоры князей и битвы между ними, жестокие схватки с половцами и печенегами.
|
Причины войн:
Желание заставить людей другой страны работать на себя.
Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам.
Тема урока « Как Русь боролась с половцами» Цели урока: узнать причины возникновения войны с половцами, |
Регулятивные:осуществляют итоговый и пошаговый контроль, вносят коррективы в действия; Познавательный: осуществляют поиск нужной информации Личностные:интерес к учебному материалу, способность к самооценке.
|
|
4. |
Открытие нового знания. Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока. Время:
|
– Наша машина переносит нас в XII век. Кто правил Русью? - Давайте мы с вами определим , как же звали князя, посмотрите на слайд (шапка Монамаха). Что вы видите? -Посмотрите на карту Руси. Назовите главный город того времени. -Вы узнаете о князе Владимире Мономахе и его борьбе с врагами Руси. Что вы уже знаете об этом князе? – Возьмите листы с отрывками из летописей, переведёнными на современный язык Работаем в парах. -Прочитайте внимательно текст, а затем ответьте на вопросы по прочитанному -Когда и где родился Владимир Мономах? Назовите его знаменитых дедов. - Что означает слово Мономах? -Чему он учился в детстве? -Кто напал на Русь? Работа со словарём - Даша, посмотри, пожалуйста, в толковом словаре значение слова «половцы» - Какими воинами они были? С какой целью напали? Как жили в то время русские князья? -Какую крепость построил Владимир Мономах? -Когда стал править в Киеве? За что его уважали русские люди?
– Рассмотрите рисунок на с. 135 в учебнике. Кто изображен на иллюстрации? Каков общий вид половецкого всадника? Как он одет? Какое у него оружие? - Костюк Варвара нам подготовила сообщение о особенности жизни и быта половецких племён
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ВЫХОДИТ ОДИН УЧЕНИК И ПОКАЗЫВАЕТ) -Давайте представим, что у нас есть машина времени, и мы можем отправиться в 12 век. Сейчас мы на границе Руси и половецкой степью. Здесь наши богатыри несут дозор, а мы смогли стать на защиту родины как они? На слайдах у меня есть подсказки. - Стоим в дозоре, посмотрели на лево, вглядываемся в даль, посмотрели на право, вглядываемся в даль. Пока нет половцев, потренируемся в стрельбе из лука. Достали стрелу из колчана, натянули тетиву, выпустили стрелу, взяли стрелу выпустили, и.т.д. - А если дело до рукопашной схватки дойдёт, будем мечом отбиваться, вытащим меч из ножны, взмахнули и вложили обратно. Моделирование на карте и рассказ учителя (Либо показать видео) – Половцы нападали на русские земли летом. Они не старались осаждать города-крепости, а грабили и жгли сёла, уводили в плен сильных мужчин и красивых женщин. Они налетали внезапно из степей, которые называли Диким Полем. (Учитель прикрепляет на доске чёрные стрелы, направленные на карту Руси.) – Почему не могли русские князья победить половцев? – Задумал Владимир Мономах дать отпор врагу. Что бы вы ему посоветовали? – Удалось Владимиру объединить и поднять 7 князей на битву с половцами. Предложил он не ждать, когда враги нападут, а самим выступить в поход в половецкую степь. (Учитель поворачивает стрелки-мечи в одну сторону и выдвигает их в Дикую Степь). – Отправиться решили ранней весной, когда после зимней бескормицы половецкие кони ещё не набрали силу. Русские кони, кормленные житом – зерном и хлебом – сохраняли силу и выносливость. В поход шли не только дружинники, но и пехота. Вот пришло войско Владимира в половецкую степь. Не ожидали враги такого, стали обороняться. А Владимир выставил вперёд пехоту с тяжёлыми щитами, которые закрывали всего человека. Пускают стрелы половцы, а те не причиняют вреда нашим воинам. Потом в атаку перешла и русская конница. После долгого боя русское войско одержало победу(Слайд 8). – Это была первая и очень важная победа над половцами. Что помогло одержать победу?
|
- Правил князь. -Главный город Древней Руси – Киев. -Владимир Мономах - Владимир Мономах оставил своим потомкам «Поучение» (Слайд 6)
- Владимир Мономах родился в 1053 году в городе-крепости Переяславле. Его дедами был Ярослав Мудрый и византийский император Константин XI. -Мономах – «единоборец». - В детстве он учился верховой езде, владению копьём и мечом, боевым топором и палицей, метко стрелять из лука. - На Русь напали половцы. (Слайд 7).Они были умелыми воинами. -Нападали они, чтобы грабить русские сёла и уводить пленников. - Владимир Мономах построил крепость Любеч. -Он стал князем в Киеве, когда ему исполнилось 60 лет. Его уважали за справедливость и милосердие. За годы его правления расцвели литература и искусство, были изданы новые законы, защищающие простых людей
Половцы поклонялись животным, в первую очередь, волку – «серому пастуху» их стада. Волк был своего рода тотемом для половцев. Часто они выли по-волчьи, призывая победу или по другим поводам. В летописях сохранился любопытный пример. Накануне одной из битв хан Боняк, чтобы узнать её исход, решил погадать. В полночь он отъехал от стана и завыл по-волчьи. Ему ответил сначала один волк, но Боняк продолжал выть до тех пор, пока целый хор диких голосов не раздался ему в ответ. Вернувшись к своему русскому союзнику, Боняк заявил, что завтра они победят. Так и случилось.
- Князья воевали друг с другом. - Надо жить в дружбе с соседями, помогать друг другу. Надо объединяться.
|
Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: выполнение логических операций сравнения, подведение под понятия, структурирование знаний. Личностные: смыслообразование, границы собственного знания и незнания; внутренняя позиция школьника
Регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность; Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных; смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; владение алгоритмом построения рассуждения и др. |
|
5. |
Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи Время:
|
– Возвращаемся из путешествия. Возьмите путевой лист Прочитайте и дополните заметки. На оценку "3"- выбрать правильные ответ на вопрос.(желтая) На оценку "4"- выбрать правильные ответ на вопрос, дополнить текст.(голубая) На оценку "5"-выбрать правильный ответ на вопрос, дополнить текст, и ответить письменно на вопрос.(зеленая) -Давайте сверим ваши ответы с ответами на слайде. |
Дети заполняют путевой лист. На данном этапе учащимся предлагает выполнить самостоятельную работу с дифференцированным подходом |
Регулятивные : умение принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия; Коммуникативные: умение работать в коллективе |
|
6. |
Включение в систему знаний и повторение. Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов. Время:
|
-В каком году были побеждены половцы? -Вы узнаете его сами, если правильно
выберете ответы на вопросы, и выпишете номера ответов в тетрадь.
(интерактивный тест) -По какой причине сражались русские
воины? «Объединимся единым сердцем и будем свято блюсти землю Русскую». - Чем запомнилось наше путешествие? -Что необходимо для победы над врагом?
|
|
УУД: Выделить учащимися то, что уже освоено и что еще нужно усвоить через закрепление материала
|
|
7. |
Рефлексия деятельности. Цель: оценка обучающимися собственной учебной деятельности. Обсуждение и запись домашнего задания. Время:
|
ДЗ Разноуровневые задания: 1. Составить синквейн «Половцы» 2. Задания в рабочей тетради 3. Написать эссе о половецких племенах. - Ребята сегодня мы с вами хорошо поработали. Все поставленные задачи выполнили. Мне с вами было интересно. -А какое настроение у вас осталось после нашего урока. Помните, в Древнем Риме судьбу гладиатора решали поднятым или опущенным пальцем руки. Все кому понравился наш урок и все было понятно поднимите палец вверх, а у кого остались вопросы опустите его вниз. Всем спасибо!
|
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |
Приложение 1
1. Владимир Мономах родился в городе-крепости Переяславле в 1053 году. Его дедом был легендарный князь Ярослав Мудрый. Своим прозванием – Мономах – он обязан другому деду – суровому византийскому императору Константину IХ Мономаху, что по- гречески означает «единоборец». С ранних лет его учили искусству верховой езды, умению владеть всеми видами оружия: копьём и мечом, боевым топором и палицей, метко стрелять из лука. Владимир любил охоту, рыбную ловлю и чтение книг.
2. Владимиру было 8 лет, когда впервые на Русь напали половцы. Они вышли из степи, мгновенно уничтожив русские сторожевые посты. Княжеская дружина выступила против врага, но была разбита. Половцы были умелыми воинами, прекрасно владевшими луками, саблями и арканами. Их войско состояло из лёгкой конницы. Они не захватывали земли, а грабили русские сёла и уводили пленников.
3. В 11 веке Русь страдала от междоусобных войн. Князья воевали друг с другом. Видя это, Владимир Мономах решил построить неприступный город-замок. Он руководил постройкой крепости у старинного города Любеча. Замок был сделан из толстых дубовых брёвен и камня. Имелись многочисленные кладовые и тайные ходы. В 1097 году он собрал в замке всех русских князей и предложил решить дело миром: кому и когда править на Руси. Но не все князья соблюдали этот договор, они начали снова воевать друг с другом.
4. Князю Владимиру Мономаху исполнилось 60 лет, когда он стал князем в Киеве. Он заслужил славу доблестного воина, совершив 83 больших и малых военных похода. Его знали, как умелого полководца и защитника земли русской. За годы своего правления он примирил князей, Восстановил единство Руси, разбил половцев и заставил их прекратить набеги. В годы его правления расцвели литература и искусство, были изданы новые законы, защищающие права простых людей. Владимир Мономах умер в 1125 году, оставив завет быть справедливыми и милосердными, жить честно и достойно, не бояться трудностей.
Приложение 2.
Карточка – дневник путешествия
Владимир Мономах родился в _____ году. Мономах по-гречески значит _______________. Ему было 8 лет, когда на Русь впервые напали ______________. Они ___________ русские сёла. Владимир Мономах собрал князей, чтобы договориться о ______________. Русская дружина выступила против половцев ___________, когда кони противника ослабели после зимнего голода. Князь решил громить половцев в ___________, где их семьи и добро. Кроме конницы он использовал ___________ с большими, окованными железом ____________.
Русская дружина смогла победить, потому что князья _______________________________________________.
Обведи правильный ответ, впиши цифры в предложение, чтобы узнать год победы над половцами.
- Половцы нападали на Русь, чтобы:
0. Защитить себя. 2.. Захватить земли.
1. Грабить и уводить в плен русских людей. 3.Просто любили воевать.
- Оружие русских воинов.
0. пушки
1. мечи и копья 2. автоматы
3. каменные топоры
- Решающее сражение с половцами произошло
0. в Половецкой степи
1. в Киеве 2. у северных границ Руси
3. на Кавказе
- Победить половцев помогло:
0. большое количество оружия
1. молитвы 2. половцы были плохими воинами
3. дружные действия князей во главе с Владимиром Мономахом
Половцы были побеждены в ____________ году.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.